ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8350/2018-ГК от 16.07.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-8350/2018-ГК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2018 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей  Зелениной Т.Л., Семенова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Поповой О.С., 

при участии:

от заявителя и от заинтересованного лица, представители не явились, 

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем  размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет- сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу 

заинтересованного лица, Территориального управления Федерального  агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской  области, 

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2018 года 
по делу № А60-16717/2018,
принятое судьей К.Н. Смагиным,

по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная  распределительная сетевая компания Урала" (ИНН 6671163413, ОГРН  1056604000970) 

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Свердловской области

о признании незаконным бездействий в переоформлении права постоянного  (бессрочного) пользования земельными участками, 

установил:


Открытое акционерное общество ОАО "МРСК "Урала" (далее - заявитель)  обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к  Территориальному управлению Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Свердловской области (далее -  заинтересованное лицо) о признании незаконными отказа, оформленного  письмом № АР-15893/07 от 22.12.2017, в предоставлении в аренду земельных  участков с кадастровыми номерами 66:49:0504001:634,  66:49:0504001:637,66:49:0000000:2918,66:49:0000000:2919,66:49:0000000:2921, 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2018  года заявленные требования удовлетворены. 

Не согласившись, заинтересованное лицо обратилось в Семнадцатый  арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит  решение первой инстанции отменить. 

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает на то что,  сведения об испрашиваемых земельных участках внесены в Единый кадастр  недвижимости, однако до момента регистрации на них прав носят временный  характер, в связи с чем, данные участки не могут являться объектами  отношений. Отмечает, что вопрос о предоставлении заявителю в аренду  испрашиваемых земельных участков может быть решен только после  образования земельных участков в соответствии со ст. 11.3. Земельного кодекса  РФ и последующей государственной регистрации на участки права  федеральной собственности. 

В представленном отзыве на апелляционную жалобу ОАО "МРСК "Урала"  просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без  удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу  соответствуют выводам суда первой инстанции. 

В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим  образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих  представителей не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не  препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Как следует из материалов дела, открытому акционерному обществу  «МРСК Урала» на праве собственности принадлежат следующие объекты  электросетевого хозяйства: электросетевой комплекс подстанции 


«Романовская» 110/35/6 кВ (повторное свидетельство о государственной  регистрации права от 31.10.2011 66 АЕ 038045); электросетевой комплекс  подстанции «Таволги» 110/35/10 кВ (повторное свидетельство о  государственной регистрации права от 24.04.2012 66 АЕ 291297);  электросетевой комплекс подстанции «Карпушиха» 110/35/6 кВ (свидетельство  о государственной регистрации права от 25.07.2008 66 АГ 101760); комплекс  инженерных сетей - Электросетевой комплекс подстанции «Твердые сплавы»  (свидетельство о государственной регистрации права от 24.07.2008 66 АГ  101752); сооружение «ВЛ-110 кВ ВТГРЭС - ПС НЦЗ с отпайкой на ПС Твердые  сплавы» (свидетельство о государственной регистрации права от 25.07.2008 66  АГ 101763). 

Для размещения указанных объектов ОАО «Свердловэнерго»  (правопредшественник ОАО «МРСК Урала») был предоставлен земельный  участок на праве (постоянного) бессрочного пользования площадью 34 501,7  кв.м. (из них 10 631 кв.м. - вне границ населенных пунктов, 16 555 кв.м. - в  границах муниципального образования г. Кировоград, в том числе: 10 465,4  кв.м. - пос. Карпушиха (подстанция), что подтверждается свидетельством на  право постоянного бессрочного пользования от 31.12.1997 № 1277. 

Земельному участку, на котором размещены указанные выше объекты и  который ранее был предоставлен ОАО «Свердловэнерго» на праве постоянного  (бессрочного) пользования и присвоен кадастровый номер 66:49:0000000:21,  что подтверждается данными кадастровой выписки. 

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано с  2003 года за Российской Федерацией. Право постоянного (бессрочного)  пользования установлено за ОАО «Свердловэнерго». 

Право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный  участок перешло к ОАО «МРСК Урала» в 2008 году в порядке универсального  правопреемства (п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации) при  реорганизации ОАО «Свердловэнерго» в форме присоединения к ОАО «МРСК  Урала». 

В целях соблюдения требований п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ  от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного Кодекса Российской  Федерации» и переоформления права постоянного (бессрочного) пользования  на право аренды ОАО «МРСК Урала» заключило договоры подряда на  проведение кадастровых работ по образованию земельных участков из  земельного участка 66:49:0000000:21 с последующей их постановкой на  государственный кадастровый учет и заключением договора аренды на  образованные земельные участки. 

В результате проведенных кадастровых работ были образованы и  поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки:  66:49:0504001:634, 66:49:0504001:637, 66:49:0000000:2918, 66:49:0000000:2919,  66:49:0000000:2921,66:49:0000000:2922,66:49:0000000:2929,66:49:0000000:2933,  66:49:0301005:162, 66:49:0502018:122. 

Перечисленные земельные участки были внесены в государственный 


кадастр недвижимости в ноябре, декабре 2014 года, законность постановки  которых проверена органом кадастрового учета. На каждый земельный участок  выдан кадастровый паспорт. 

Таким образом, с момента постановки земельных участков на  государственный кадастровый учет земельные участки 66:49:0504001:634,  66:49:0504001:637, 66:49:0000000:2918, 66:49:0000000:2919,66:49:0000000:2921,  66:49:0000000:2922,66:49:0000000:2929,66:49:0000000:2933, 66:49:0301005:162,  66:49:0502018:122, являются образованными. 

Письмом от 08.12.2017 № АП/89/6833 заявитель обратился в  Территориальное управление Федерального агентства по управлению  государственным имуществом по Свердловской области о предоставлении  образованных земельных участков в аренду. 

Письмом от 22.12.2017 № АР-15893/07 заинтересованное лицо указало, что  вопрос о предоставлении ОАО «МРСК Урала» в аренду земельных участков  может быть разрешен только после образования земельных участков в  соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации и  регистрации права федеральной собственности. 

Полагая, что Территориальное Управление Росимущества в Свердловской  области незаконно отказало в переоформлении права постоянного  (бессрочного) пользования на право аренды, заявитель обратился с настоящими  требованиями. 

Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах  дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее,  суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены)  обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим. 

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных  лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и  действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет  проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых  решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или  иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у  органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили 


оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли  оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия  оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному  нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения,  совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица  надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения,  совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств,  послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения,  совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или  лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие). 

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного  правового акта недействительным, решений и действий (бездействия)  незаконными. 

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного  правового акта недействительным, решений и действий (бездействия)  незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых  обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым  актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001  N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"  юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного  кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного  (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных  участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с  правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК  РФ). 

Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 24.03.2005 N11 "О некоторых вопросах, связанных с  применением земельного законодательства", рассматривая споры, связанные с  переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного)  пользования земельными участками на право аренды или с приобретением  земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно п.  2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие  Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены  земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса 


Российской Федерации, вправе до 01.07.2012 по своему выбору приобрести их  в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным  правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от  того, для какой цели были предоставлены земельные участки. 

Исполнительные органы государственной власти и органы местного  самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской  Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных  документов, за исключением документов, предусмотренных Перечнем  документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок,  утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской  Федерации от 13.09.2011 N475. 

Поскольку земельный участок с кадастровым номером 66:49:0000000:21  принадлежал на праве собственности Российской Федерации, то в силу пункта  2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации на все образуемые в  результате раздела земельные участки возникает право собственности  Российской Федерации. 

На спорных земельных, которые были образованы в результате раздела  земельного участка с кадастровым номером 66:49:0000000:21 ранее  предоставленном правопредшественнику заявителя на праве постоянного  (бессрочного) пользования, находятся объекты недвижимости, принадлежащие  обществу, в связи с чем, заявитель в силу пункта 2 статьи 3 Федерального  закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса  Российской Федерации", вправе переоформить право постоянного  (бессрочного) пользования на указанные земельные участки на право аренды. 

Статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившая в  законную силу с 01.03.2015, определила новый порядок образования земельных  участков, а именно, в соответствии с требованиями п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ  образование земельных участков, находящихся в государственной  собственности осуществляется в соответствии с одним из следующих  документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с  Градостроительным кодексом 2) проектная документация лесных участков 3)  утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков  на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ

Действующим законодательством под образованием земельных участков  понимается постановка таких земельных участков на государственный  кадастровый учет. Именно кадастровый учет подтверждает существование  определенного земельного участка с характеристиками, позволяющими  определить такой земельный участков в качестве индивидуально-определенной  вещи. 

Согласно кадастровым паспортам земельных участков, земельные участки,  сформированные из земель 66:49:0000000:21 и испрашиваемые ОАО «МРСК  Урала» в аренду были поставлены на государственный кадастровый учет в  ноябре – декабре 2014 года. 

Соответственно, испрашиваемые ОАО «МРСК Урала» в аренду земельные 


участки на момент вступления в силу требований ст. 11.3 Земельного кодекса  Российской Федерации были образованы и поставлены на учет в  государственном кадастре недвижимости, что исключает применение  требований ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации к таким  земельным участкам. 

На образованных земельных участках размещены объекты недвижимости,  принадлежащие ОАО «МРСК Урала» на праве собственности. 

ОАО «МРСК Урала» являясь собственником объектов недвижимости,  расположенных на образованных земельных участках, в соответствии с  положениями пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации  имеет исключительное право на приобретение земельных участков в  собственность или в аренду. 

Таким образом, при обращении лица, имеющего приоритетное право на  заключение договора аренды к собственнику земельных участков, находящихся  в государственной или муниципальной собственности, последний, в силу  закона, не может отказать обратившейся стороне в заключении договора. 

Соответственно, предоставление земельных участков, на которых  расположены принадлежащие ОАО «МРСК Урала» на праве собственности  объекты недвижимого имущества, является для ТУ ФАУГИ по Свердловской  области обязательным. 

Порядок предоставления Федеральным агентством по управлению  государственным имуществом и его территориальными органами  государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся  в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости  в аренду, утвержден соответствующим Административным регламентом,  утвержденным Приказом Минэкономразвития от 03.10.2013 № 569 «Об  утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным  агентством по управлению государственным имуществом государственной  услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной  собственности, на которых расположены объекты недвижимости в аренду,  безвозмездное срочное пользование или постоянное (бессрочное) пользование»  (далее - Административный регламент). 

В соответствии с п. 2.1. Административного регламента, результатом  предоставления услуги является заключение договоров аренды на земельные  участки. 

Для получения государственной услуги и заключения договора аренды  земельного участка заявитель в соответствии с п. 2.8 Административного  регламента должен предоставить в уполномоченный орган следующий пакет  документов: заявление в письменной форме; копии документов,  удостоверяющих права на здания сооружения, строения; копии документов,  удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение,  если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с  законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо  от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое 


имущество и сделок с ним (в случае отсутствия государственной регистрации  прав на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом  земельном участке); копии документов, удостоверяющих (устанавливающих)  права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный  участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается  возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре  прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае отсутствия  государственной регистрации прав на земельный участок); копия документа,  подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного  участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное)  пользование, в безвозмездное срочное пользование или в аренду на условиях,  установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не  следует из документов, указанных в подпунктах 2-4 настоящего пункта и  пункте 2.12 Административного регламента. 

Руководствуясь данными требованиями ОАО «МРСК Урала» обращаясь с  заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования  земельным участком 66:49:0000000:21 направило в ТУ ФАУГИ по  Свердловской области следующий пакет документов соответствующий п.2.8  Административного регламента. В том числе, были представлены кадастровые  паспорта земельных участков, которые подтверждают постановку  образованных земельных участков на государственный кадастровый учет и  наличие утвержденной схемы расположения земельных участков. Указанный  пакет документов является достаточным для предоставления государственной  услуги. 

В соответствии с п.2.5 Административного регламента государственная  услуга предоставляется в течении 2-х месяцев со дня регистрации заявления в  Росимуществе или в территориальном органе. 

Заявления ОАО «МРСК Урала» о предоставлении образованных  земельных участков в аренду с пакетом документов получено ТУ ФАУГИ в СО.  Однако, в нарушение п.2.5 Административного регламента государственная  услуга по предоставлению земельных участков в аренду в установленные сроки  не предоставлена. Договоры аренды на испрашиваемые земельные участки с  ОАО «МРСК Урала» не заключены. 

При данных обстоятельства отказ ТУ Росимущества в СО, в  предоставлении земельных участков в аренду, оформленный письмом от  22.12.2017 № АР-15893/07 не соответствует действующему законодательству,  нарушает порядок предоставления земельных участков в аренду, утвержденный  Приказом Минэкономразвития от 13.10.2013 № 569 и нарушает права ОАО  «МРСК Урала». 

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно  удовлетворил заявленные требования. 

Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в  апелляционной жалобе, выражают несогласие заявителя с произведенной судом  оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное 


мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на  переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических  отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и  получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК. 

Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на  доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены  судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали  выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том,  что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы  материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о  применении норм права соответствуют установленным по делу  обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется  правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. 

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм  материального или процессуального права, которые в силу ст.270 АПК РФ  могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции. 

Поскольку заинтересованное лицо освобождено от уплаты  государственной пошлины в соответствии со ст.333.37 Налогового кодекса  Российской Федерации, вопрос распределения судебных расходов в порядке ч.  1 ст. 110 АПК РФ судом не рассматривается. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269,  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Семнадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2018 года  по делу № А60-16717/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу –  без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской  области. 

Председательствующий Т.М. Жукова 

Судьи Т.Л. Зеленина 

В.В. Семенов