ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8639/2022-АК от 18.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

[A1]





СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-8639/2022-АК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2022 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.
судей  Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,  в отсутствие участвующих в деле лиц 

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,  публичного акционерного общества «Т Плюс», 

на решение Арбитражного суда свердловской области  от 18 мая 2022 года  

по делу № А60-5214/2022

по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН <***>,  ОГРН <***>) 

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской  области (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно  предмета спора: Администрация городского округа Первоуральск, общество с  ограниченной ответственностью «Авангард» 

о признании недействительными решения и предписания Управления  Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18.01.2022   № 066/01/18.1-4632/2021. 

установил:




[A2] Публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – заявитель)  обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о  признании недействительными решения и предписания Управления  Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее –  заинтересованное лицо) от 18.01.2022 № 066/01/18.1-4632/2021. 

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих  лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета  спора, привлечены: Администрация городского округа Первоуральск, общество  с ограниченной ответственностью «Авангард». 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2022 года в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с судебным актом, ПАО «Т Плюс» обратилось в суд  апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять  по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. 

По мнению заявителя жалобы, Схема теплоснабжения № 1021 к моменту  рассмотрения заявки на подключение объекта ООО «Авангард» не подлежала  применению для разрешения вопроса о нахождении подключаемого объекта в  радиусе эффективного теплоснабжения. Позиция ПАО «Т Плюс» заключается в  том, что применению в любом случае подлежит вновь утвержденная Схема  теплоснабжения № 1375, поскольку к моменту рассмотрения заявки на  подключения она была утверждена и опубликована в установленным порядке, а  также в силу того, что Схема теплоснабжения № 1021 не содержала  информации о радиусе эффективного теплоснабжения, что было восполнено  новой Схема теплоснабжения № 1375. Антимонопольным органом не доказано,  что в соответствии с Методикой спорный объект входит в радиус эффективного  теплоснабжения. 

Антимонопольный орган в представленном в суд письменном отзыве  указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил  оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения. 

ПАО «Т Плюс» представило письменные возражения на отзыв  антимонопольного органа. 

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела судом  апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих  представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с  частью 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266,  268 АПК РФ

Как следует из материалов дела, В Управление Федеральной  антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО  «Авангард» (вх. № 01-34386 от 23.12.2021) на действия (бездействие)  организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в лице ПАО «Т Плюс», 




[A3] совершенные при осуществлении процедуры, включенной в р. 3  Исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства объектов  капитального строительства нежилого назначения (утв. Постановлением  Правительства РФ от 28.03.2017 № 346): заключение договора о подключении  (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения. 

По результатам рассмотрения жалобы было вынесено Решение от  18.01.2022 № 066/01/18.1-4632/2021, согласно которому жалоба ООО  «Авангард» была признана обоснованной, а в действиях организации,  осуществляющую эксплуатацию сетей (в лице ПАО «Т Плюс») выявлено  нарушение п. 28 Правил № 787, что выразилось в нарушении срока  направления подписанного проекта договора о подключении по заявке ООО  «Авангард» от 25.10.2021. Также при вынесении указанного решения в адрес  ПАО «Т Плюс» было выдано предписание, согласно которому ПАО «Т Плюс»  необходимо принять все зависящие от него меры по направлению  подписанного проекта договора о подключении к сетям теплоснабжения в  адрес ООО «Авангард» в установленный законом срок и проинформировать  Свердловское УФАС России о выполнении настоящего Предписания в течение  5 дней с момента его исполнения. 

Полагая, что вынесенное решение и предписание являются незаконными,  ПАО «Т Плюс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с  настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции поддержал вывод антимонопольного органа о  нарушении ПАО «Т Плюс» пункта 28 Правил № 787 и признал вынесенные  Свердловским УФАС России предписание законными, вследствие чего оставил  требования ПАО «Т Плюс» без удовлетворения. 

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства,  обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание  возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции  оснований для отмены решения суда не установил. 

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица  вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой  акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания  обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными  органами, органами местного самоуправления, иными органами, 




[A4] должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий  (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. 

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой  энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства РФ от  05.07.2018 № 787 (далее - Правила № 787) определяют порядок подключения  (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых  сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения, а также  порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по  подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения  (пункт 1). 

Согласно пункту 8 Правил № 787, правообладатели земельных участков, а  также органы государственной власти или органы местного самоуправления в  случаях, предусмотренных статьей 39.11 Земельного кодекса Российской  Федерации, вправе обратиться в теплоснабжающую или теплосетевую  организацию, определенную в соответствии с пунктом 4 Правил № 787, с  запросом о предоставлении технических условий. 

В соответствии с пунктом 11 Правил № 787 при представлении заявителем  сведений и документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, в полном  объеме, теплоснабжающие и теплосетевые организации в течение 14 дней со  дня получения запроса о предоставлении технических условий обязаны  предоставить технические условия либо мотивированный отказ в выдаче  указанных технических условий при отсутствии технической возможности  подключения к системе теплоснабжения. 

В случае непредставления сведений и документов, указанных в пункте 9  Правил № 787, в полном объеме теплоснабжающие и теплосетевые  организации вправе отказать в выдаче технических условий. 

Техническая возможность подключения существует при одновременном  наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего  передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя, и резерва  тепловой мощности источников тепловой энергии (пункт 17 Правил № 787). 

Согласно пункту 25 Правил № 787 для заключения договора о  подключении заявитель направляет на бумажном носителе или в электронной  форме в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения,  которая содержит сведения и документы, предусмотренные пунктами 25 и 26  Правил № 787. 

В случае представления сведений и документов, предусмотренных  пунктами 25 и 26 Правил № 787, в полном объеме, исполнитель в течение 20  рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю подписанный  проект договора о подключении в 2 экземплярах (пункт 28 Правил № 787). 

На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190- ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) возможность  подключения объекта капитального строительства обусловлена не только  технической возможностью подключения, но и нахождением объекта 




[A5] капитального строительства в границах определенной схемой теплоснабжения  радиуса эффективного теплоснабжения. 

Согласно пункту 40.8 Приложения № 40 к Методическим указаниям по  разработке схем теплоснабжения (утв. Приказом Минэнерго России от  05.03.2019 № 212, далее - Методические указания) если, при тепловой нагрузке  заявителя сумм < 0,1 Гкал/ч, дисконтированный срок окупаемости капитальных  затрат в строительство тепловой сети, необходимой для подключения объекта  капитального строительства заявителя к существующим тепловым сетям  системы теплоснабжения исполнителя, превышает полезный срок службы  тепловой сети, определенный в соответствии с Общероссийским  классификатором основных фондов (ОК 013-94), то подключение объекта  является нецелесообразным и объект заявителя находится за пределами радиуса  эффективного теплоснабжения. 

Пунктом 30 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О  теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) установлено, что радиус  эффективного теплоснабжения - максимальное расстояние теплопотребляющей  установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе  теплоснабжения, при превышении которого подключение (технологическое  присоединение) теплопотребляющей установки к данной системе  теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных расходов  в системе теплоснабжения. 

Согласно части 2 статьи 4 Закона № 190-ФЗ к полномочиям федерального  органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию  государственной политики в сфере теплоснабжения, относится утверждение  схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения  пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, в том  числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации. 

Частью 7 статьи 23 Закона о теплоснабжении установлено, что требования  к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются  правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок  разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными  Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость  процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре  представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций,  потребителей тепловой энергии. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №  154 утверждены Требования к схемам теплоснабжения и Требования к порядку  разработки и утверждения схем теплоснабжения, которыми установлены в том  числе требования к актуализированным схемам теплоснабжения и порядку  актуализации схем теплоснабжения. 

Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения  детально регламентируют процедуру (последовательность) разработки проекта  схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), 




[A6] сбора замечаний и предложений на него и проведение по нему публичных  слушаний. 

Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы  теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного  самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного  самоуправления), уполномоченными органа исполнительной власти городов  федерального значения (далее - органы исполнительной власти городов  федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами  местного самоуправления или органами исполнительной власти городов  федерального значения и юридическими лицами (далее - ответственные лица)  по решению ответственных лиц (пункт 2 Требований к порядку разработки и  утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, далее - Требования № 154). 

Схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения)  утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным  на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее -  уполномоченный федеральный орган) - в отношении городских поселений,  городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек  и более, а также городов федерального значения (подпункт «в» пункта 3  Требований № 154). 

Согласно подпункту «д» пункта 6 Требований № 154 радиус эффективного  теплоснабжения, определяемый в соответствии с Методическими указаниями  по разработке схем теплоснабжения, содержится в Разделе 2 «Существующие и  перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и  тепловой нагрузки потребителей» Схемы теплоснабжения. 

По материалам дела судом первой инстанции установлено, 25.10.2021 в  ПАО «Т Плюс» в электронном виде поступила заявка ООО «Авангард» на  подключение объекта капитального строительства - Здание коммерческого  делового управления с торговлей по образцам, расположенного по адресу: <...> в 30 м на север от дома № 76, с тепловой  нагрузкой Qобщ=0,1 Гкал/час. ПАО «Т Плюс» отказало в подключении  указанного объекта в связи с тем, что он расположен вне радиуса эффективного  теплоснабжения. Ответ направлен заявителю письмом № 51300-27-08/142 от  17.11.2021. 

Порядок подключения (технологического присоединения)  теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии  к системам теплоснабжения определен соответствующими Правилами (утв.  Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 № 787, далее - Правила №  787), согласно абзацу 6 пункта 2 и пункту 15 которых под подключением  понимается совокупность организационных и технических действий, дающих  возможность подключаемому объекту после подключения (технологического  присоединения) к системе теплоснабжения потреблять тепловую энергию из  этой системы теплоснабжения, обеспечивать передачу тепловой энергии по 




[A7] смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на  источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения. Подключение к  системам теплоснабжения осуществляется в следующем порядке: 

а) направление исполнителю заявки о подключении к системе  теплоснабжения; 

б) заключение договора о подключении;

в) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных  условиями подключения и договором о подключении; 

г) составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых  сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и  теплоносителя; 

д) получение временного разрешения органа федерального  государственного энергетического надзора для проведения пусконаладочных  работ и комплексного опробования в отношении объектов теплоснабжения и  теплопотребляющих установок, указанных в пункте 49 настоящих Правил; 

е) подача тепловой энергии и теплоносителя на объект заявителя на время  проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования; 

ж) составление акта о подключении;

з) получение разрешения органа федерального государственного  энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергоустановки. 

Пунктом 49 Правил № 787 установлено, что до начала подачи тепловой  энергии, теплоносителя, за исключением подачи тепловой энергии,  теплоносителя на время пусконаладочных работ и комплексного опробования,  заявитель: получает разрешение органа федерального государственного  энергетического надзора на допуск в эксплуатацию в случаях, установленных  нормативными правовыми актами РФ; заключает договор теплоснабжения в  порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения в РФ (утв.  Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, далее - Правила №  808). 

Обращаясь с жалобой ООО «Авангард» указало на то, что 25.10.2021  общество обратилось в ПАО «Т Плюс» с заявкой на подключение к системе  теплоснабжения строящегося Здания коммерческого делового управления с  торговлей по образцам, расположенного по адресу: <...> в 30 м на север от дома № 76. ПАО «Т Плюс» в нарушение п. 28  Правил № 787 ПАО не направило проект договора о подключении в адрес ООО  «Авангард», а письмом (исх. № 51300-27-08/142 от 17.11.2021) отказало в  заключении договора о подключении в связи с тем, что объект находится за  пределами радиуса эффективного теплоснабжения. Вместе с тем, у ПАО «Т  Плюс» отсутствовали основания для отказа в заключении договора о  подключении, поскольку объект расположен на расстоянии 3,6 км от  Первоуральской ТЭЦ, т.е. в пределах радиуса эффективного теплоснабжения. 




[A8] Согласно Приложению № 40 к Методическим указаниям по разработке  схем теплоснабжения (утв. Приказом Минэнерго России от 05.03.2019 № 212,  далее - Методические указания) если, при 

QM4

тепловой нагрузке заявителя сумм < 0,1 Гкал/ч, дисконтированный срок  окупаемости капитальных затрат в строительство тепловой сети, необходимой  для подключения объекта капитального строительства заявителя к  существующим тепловым сетям системы теплоснабжения исполнителя,  превышает полезный срок службы тепловой сети, определенный в соответствии  с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), то  подключение объекта является нецелесообразным и объект заявителя  находится за пределами радиуса эффективного теплоснабжения. 

ПАО «Т Плюс», в свою очередь, указало, что расстояние от  теплопотребляющей установки ООО «Авангард» (граница земельного участка)  до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения-5 235 м,  т.е. превышает радиус эффективного теплоснабжения, определенный Схемой  теплоснабжения городского округа Первоуральск (утв. Постановлением  Администрации ГО Первоуральск от 15.07.2021 № 1375, далее - Схема №  1375), равный 2,6207 м, и Схемой теплоснабжения городского округа  Первоуральск на период 2017-2035гг. (утв. Постановлением Администрации  ГО Первоуральск от 05.06.2018 № 1021, далее - Схема № 1021), равный 3857,14  м. 

Согласно части 3 статьи 14 Закона о теплоснабжении и пункту 3 Правил №  787 договор о подключении к системе теплоснабжения является публичным для  теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, в том числе единой  теплоснабжающей организации. При наличии технической возможности  подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке  подключения отказ потребителю в заключении договора о подключении в  отношении объекта, находящегося в границах определенного схемой  теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается. 

Под радиусом эффективного теплоснабжения в пункте 30 статьи 2 Закона  о теплоснабжении понимается максимальное расстояние от  теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в  системе теплоснабжения, при превышении которого подключение  (технологическое присоединение) теплопотребляющей установки к данной  системе теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных  расходов в системе теплоснабжения. 

Согласно пункту 6 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к  полномочиям органов местного самоуправления городских округов по  организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся  утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с  численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение  статуса единой теплоснабжающей организации. 




[A9] Согласно части 2, пунктам 1 и 6 части 3 статьи 23 Закона о  теплоснабжении развитие системы теплоснабжения поселения или городского  округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна  соответствовать документам территориального планирования поселения или  городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов  теплоснабжения в границах поселения или городского округа.  Уполномоченные в соответствии с Законом о теплоснабжении органы должны  осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем  теплоснабжения, которые должны содержать: 

- определение условий организации централизованного теплоснабжения,  индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 

- радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить  условия, при которых подключение (технологическое присоединение)  теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно  вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе. 

Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы  теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного  самоуправления городских округов. Схема теплоснабжения (актуализированная  схема теплоснабжения) утверждается главой местной администрации  городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с  численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек (п. 2, пп. «а» п.  3 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утв.  Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, далее - Требования №  154). 

Согласно подпункту «д» пункта 6 Требований № 154 радиус эффективного  теплоснабжения, определяемый в соответствии с методическими указаниями по  разработке схем теплоснабжения содержится в Разделе 2 «Существующие и  перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и  тепловой нагрузки потребителей» Схемы теплоснабжения. 

Таким образом, радиус эффективного теплоснабжения определяется  уполномоченным органом местного самоуправления, в рамках Схемы  теплоснабжения. Теплосетевые и теплоснабжающие организации, согласно  нормам действующего законодательства, не уполномочены определять радиус  эффективного теплоснабжения. Согласно разделу 2 таблице 18 Схемы № 1375  радиус эффективного теплоснабжения для Первоуральской ТЭЦ составляет  2,6207 км. ПАО «Т Плюс» руководствовалось Схемой № 1375,  актуализированной на 2022 год, а не Схемой № 1021, действующей в 2021 году.  Из буквального содержания Постановления Администрации ГО Первоуральск  от 15.07.2021 № 1375 следует, что Схема № 1375 актуализирована на 2022 год,  следовательно, она может применяться лишь с 2022 года, а потому в 2021 году  должна применяться Схема № 1021. Согласно разделу 2 таблице 4 Схемы №  1021 радиус эффективного теплоснабжения для Первоуральской ТЭЦ  составляет 3857,14 (стр. 15). Администрация ГО Первоуральск пояснила, что 




[A10] объект капитального строительства ООО «Авангард» находится на расстоянии  3,52 км от Первоуральской ТЭЦ, т.е. в границах определенного Схемой № 1021  радиуса эффективного теплоснабжения (3857,14 м). Доказательств,  опровергающих данные обстоятельства, материалы дела не содержат. Более  того, некорректна ссылка ПАО «Т Плюс» на п. 40.8 Методических указаний,  где речь идет о тепловой нагрузке строго < 0,1 Гкал/ч, в то время как тепловая  нагрузка объекта ООО «Авангард» равна 0,1 Гкал/час. 

Для заключения договора о подключении заявитель направляет на  бумажном носителе или в электронной форме в адрес исполнителя заявку на  подключение к системе теплоснабжения, содержащую исчерпывающий  перечень сведений и документов (п. 25 Правил № 787). 

В случае же несоблюдения заявителем таких требований исполнитель в  течение 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю  уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня получения  указанного уведомления представить недостающие сведения и документы. При  непредставлении заявителем недостающих сведений и документов в течении  указанного срока исполнитель аннулирует заявку и уведомляет об этом  заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об  аннулировании заявки. В случае же их представления в полном объеме  исполнитель в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки направляет  заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах (п. 28  Правил № 787). 

Поскольку заявка ООО «Авангард» направлена в адрес ПАО «Т Плюс» и  получена последним 25.10.2021, срок направления проекта договора о  подключении истек 29.11.2021, но вместо проекта договора ПАО «Т Плюс»  направило письмо (исх. № 51300-27-08/142 от 17.11.2021) об отказе в  заключении договора о подключении. Таким образом, ПАО «Т Плюс» в  нарушение срока, установленного пунктом 28 Правил № 787, не направлен  подписанный проект договора о подключении по заявке ООО «Авангард» от  25.10.2021. 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 и пункту 3.1 части 1 статьи 23  Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по  существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании  жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана  обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом  обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи  предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений  порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений,  процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах  строительства), предписания о совершении действий, направленных на  устранение нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами 




[A11] градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие  перечни процедур в сферах строительства, в том числе предписания о  заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении  договоров в случае, если лицами, права которых нарушены или могут быть  нарушены, было заявлено соответствующее требование. 

Согласно пункту 17 Правил № 787 техническая возможность подключения  существует при одновременном наличии резерва пропускной способности  тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой  энергии, теплоносителя, и резерва тепловой мощности источников тепловой  энергии. 

Наличие технической возможности подключения ранее уже было  установлено решением Свердловского УФАС России от 30.06.2021 по жалобе   № 066/01/18.1-2078/2021 исходя из следующих обстоятельств. 

В соответствии с пунктом 2 Правил № 787 резерв мощности источника  тепловой энергии - разница между располагаемой тепловой мощностью  источника тепловой энергии и суммой тепловых нагрузок объектов  потребителей, подключенных к системе теплоснабжения посредством тепловых  сетей от источника тепловой энергии до точки присоединения, тепловых  нагрузок потребителей, подключенных к системе теплоснабжения посредством  тепловых сетей от источника тепловой энергии до точки присоединения,  зарезервированных по договорам оказания услуг по поддержанию резервной  тепловой мощности, и тепловых нагрузок, в отношении которых выданы  технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям  инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами определения  и предоставления технических условий подключения объекта капитального  строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв.  Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, далее - Правила № 83),  по которым в период до направления ответа на заявку заявителя обязательства  организации, выдавшей технические условия, не прекратились. Резерв  пропускной способности тепловых сетей - разница между максимальной  пропускной способностью тепловых сетей от источника тепловой энергии до  точки присоединения и суммой тепловых нагрузок объектов потребителей,  подключенных к системе теплоснабжения посредством тепловых сетей от  источника тепловой энергии до точки присоединения, тепловых нагрузок  потребителей, подключенных к системе теплоснабжения посредством тепловых  сетей от источника тепловой энергии до точки присоединения,  зарезервированных по договорам оказания услуг по поддержанию резервной  тепловой мощности, и тепловых нагрузок, в отношении которых выданы  технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям  инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами № 83, по  которым в период до направления ответа на заявку заявителя обязательства  организации, выдавшей технические условия, не прекратились. 




[A12] Раскрываемая о подключении к системам теплоснабжения информация  включает сведения (Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими  организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утв.  Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 570): 

- о резерве в течении квартала мощности каждой системы теплоснабжения  в рамках информации о наличии (отсутствии) технической возможности (пп.  «е» п. 15, пп. «г» п. 22 и п. 23); 

- о количестве в течение квартала заявок (поданных, исполненных),  отказов (с указанием причин) в рамках информации о регистрации и в ходе  реализации заявок (пп. «е» п. 15, пп.пп. «а» - «в» п. 22). 

Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении:

Система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и  теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми  сетями (п. 14); 

Источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для  производства тепловой энергии (п. 3); 

Теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для  использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя  тепловой энергии (п. 3); 

Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые  пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии,  теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих  установок (п. 5); 

Тепловая мощность (далее - мощность) - количество тепловой энергии,  которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за  единицу времени (п. 6); 

Тепловая нагрузка - количество тепловой энергии, которое может быть  принято потребителем тепловой энергии за единицу времени (п. 7); 

Резервная тепловая мощность - тепловая мощность источников тепловой  энергии и тепловых сетей, необходимая для обеспечения тепловой нагрузки  теплопотребляющих установок, входящих в систему теплоснабжения, но не  потребляющих тепловой энергии, теплоносителя (п. 21). 

Информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к

регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации

и ходе реализации заявок на подключение к системе теплоснабжения1

Наименование

Показатель

2

3

1 квартал

квартал

квартал 

2018

2019

2018

2018

Количество поданных и 

зарегистрированных

заявок на подключение к

системе теплоснабжения 




[A13] Количество

исполненных заявок на 

подключение к системе 

теплоснабжения 

Количество заявок на

подключение к системе 

теплоснабжения, по 

которым принято 

решение об отказе в 

подключении

Резерв мощности  системы 

190 Гкал/час

централизованного теплоснабжения информация о резерве мощности таких систем 

публикуется в отношении каждой системы централизованного теплоснабжения. 

В данном случае наличие технической возможности подключения к 

системе теплоснабжения ПАО «Т Плюс» допустимыми доказательствами не  опровергается. В соответствии с пунктом 3 статьи 423 ГК РФ договор  предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания  или существа договора не вытекает иное. При этом возмездным является  договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное  предоставление за исполнение своих обязанностей (п. 1 ст. 423 ГК РФ). 

Подпунктом «в» пункта 31 Правил № 787 установлено, что одним из  существенных условий договора о подключении является размер платы за  подключение (в том числе с приложением расчета указанной платы). 

Под платой за подключение (технологическое присоединение) к системе  теплоснабжения в пункте 31 статьи 2 Закона о теплоснабжении понимается  плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения,  сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе  теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие  реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная  реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки  реконструируемых здания, строения, сооружения. 

Согласно части 10 статьи 14 Закона о теплоснабжении плата за  подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения,  устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой  нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей  протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой  энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта  капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за  исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей  инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой  организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей 




[A14] и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации. 

Согласно пункту 39(3) Правил № 1075 регулируемая организация до 1  сентября года, предшествующего очередному расчетному периоду  регулирования, представляет в орган регулирования предложение об  установлении платы за подключение в расчете на единицу мощности  подключаемой тепловой нагрузки в случае наличия технической возможности  подключения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 39(4)  Правил № 1075 - плата за подключение к системе теплоснабжения в  индивидуальном порядке. Согласно пункту 39(4) Правил № 1075 плата за  подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке подлежит  установлению независимо от сроков подачи предложения в орган  регулирования. 

Согласно пункту 107 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения  (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075) органами  регулирования может быть установлен льготный размер платы за подключение  для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального  строительства которых не превышает 0,1 Гкал/ч, с учетом ранее  присоединенной тепловой нагрузки в данной точке подключения, с  одновременным установлением порядка компенсации выпадающих доходов  теплоснабжающих организаций. Так, Постановлением РЭК СО от 18.12.2019 №  253-ПК установлена и введена в действие с 01.01.2020 плата за подключение  (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения на территории  Свердловской области для заявителей с подключаемой тепловой нагрузкой, не  превышающей 0,1 Гкал/час, с учетом ранее присоединенной тепловой нагрузки  в данной точке подключения в размере 550 рублей (с НДС), а также установлен  Порядок компенсации выпадающих доходов, связанных с подключением  (технологическим присоединением) к системам теплоснабжения на территории  Свердловской области и возникающих при применении теплоснабжающими  (теплосетевыми) организациями, осуществляющими на территории  Свердловской области подключение (технологическое присоединение) к  системам теплоснабжения размера платы. 

Мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к  системе теплоснабжения, выполняемые исполнителем до границы земельного  участка заявителя, на котором располагается подключаемый объект,  мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности)  соответствующих тепловых сетей или источников тепловой энергии, а также  мероприятия по фактическому подключению согласно п. 33 Правил № 787  включают в себя: 

а) подготовку и выдачу исполнителем условий подключения и  согласование их в необходимых случаях с организациями, владеющими на  праве собственности или на ином законном основании смежными тепловыми  сетями и (или) источниками тепловой энергии; 




[A15] б) разработку исполнителем проектной документации в соответствии с  условиями подключения; 

в) проверку исполнителем выполнения заявителем условий подключения;

г) осуществление исполнителем фактического подключения объекта к  системе теплоснабжения. 

Единственным правомерным случаем возложения на заявителя  обязанностей осуществить мероприятия (в том числе технические) по  подключению объекта за границами принадлежащего ему земельного участка к  системе теплоснабжения является заключенный на основании пункта 34  Правил № 787 договор. 

Согласно Письму ФАС России от 03.02.2020 № АЦ/7104/20 в случае,  предусмотренном пунктом 34 Правил № 787, между заявителем и  исполнителем необходимо заключать нескольких договоров (договора  подключения и иного (ых) договора (ов), в соответствии с которым заявителем  будут выполнены работы по созданию и передаче соответствующего объекта).  Таким образом, возможность его применения наступает только при достижении  согласия обеими сторонами правоотношений. 

Согласно абзацу 3 пункта 28 Правил № 787 в случае представления  сведений и документов, предусмотренных пунктами 25 и 26 настоящих Правил,  в полном объеме, исполнитель в течение 20 рабочих дней со дня получения  заявки направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2  экземплярах. 

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о  том, что ПАО «Т Плюс» нарушило пункт 28 Правил № 787, что выразилось в  нарушении срока направления подписанного проекта договора о подключении  по заявке ООО «Авангард» от 25.10.2021. 

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Свердловского УФАС  России от 18.01.2022 № 066/01/18.1-4632/2021 правомерно признано судом  законным и обоснованным. 

Поскольку предписание выдано на законных основаниях, требование ПАО  «Т Плюс» о признании незаконным предписания № 066/01/18.1-3255/2021 от  21.09.2021 удовлетворению не подлежало. 

Поскольку суд не установил оснований для признания предписания  недействительным, оно подлежит исполнению. 

Арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам повторной  оценки представленных в материалы дела доказательств и установления  юридически значимых обстоятельств, оснований для переоценки изложенных в  обжалуемом решении выводов суда по приведенным в апелляционной жалобе  доводам не усматривает, считает, что судом первой инстанции при  рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение  для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств,  выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим  обстоятельствам дела и действующему законодательству. 




[A16] Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению  утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом  первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения  судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм  материального и процессуального права. 

По существу доводы сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в  материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств,  оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не  усматривает. 

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в  силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой  инстанции не допущено. 

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и  отмены решения суда первой инстанции не имеется. 

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате  государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя  жалобы. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2022 года по  делу № А60-5214/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской  области. 

Председательствующий Ю.В. Шаламова 

Судьи Г.Н. Гулякова

 Е.М. Трефилова