ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-8701/2023-АКу
г. Пермь
20 сентября 2023 года Дело № А60-23298/2023
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Герасименко Т.С.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ТСК Альянс",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 июня 2023 года,
вынесенное путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
по делу № А60-23298/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТСК Альянс" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления № 112/23-66 от 17.04.2023 о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТСК Альянс" (далее – заявитель, ООО "ТСК Альянс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 112/23-66 от 17.04.2023 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 30.06.2023, мотивированное решение принято 12.07.2023), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт и изменить постановление №112/23-66 от 17.04.2023, вынесенное Управлением в части вида наказания, заменив назначенный ООО «ТСК Альянс» административный штраф на предупреждение.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению апеллянта, судом не принято во внимание, что срок предоставления отчета заявителем не нарушен; действия заявителя не повлекли серьезных негативных последствий и не причинили значительного ущерба общественным интересам.
Административным органом представлен письменный отзыв, по существу которого Управление считает доводы апелляционной жалобы неподлежащими удовлетворению, просит оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, в результате проведённых проверочных мероприятий административным органом установлено, что Обществом в отчете по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» предоставлены недостоверные данные, а именно: один из показателей (строка 26 раздела 3) превышает нормы, установленные нормативно правовыми актами, из-за чего логические контроли отчет по форме № П-1 не прошел.
По результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным должностным лицом административного органа вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 17.04.2023№112/23-66, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным и его отмене.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не усмотрел.
Статья 13.19 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредоставление респондентами субъектам федерального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации. Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.
Субъектами ответственности за данное правонарушение признаются лица, в обязанности которых входит представление статистической информации.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (части 2, 3 статьи 1 Федерального закона № 282-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона № 282-ФЗ принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются, в том числе, полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами); обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 282-ФЗ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение № 620).
На основании пункта 3 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
В соответствии с пунктом 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения № 620).
Из материалов дела следует и обществом не оспаривается, что в нарушение приведенных требований Обществом в отчете по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» представлены недостоверные данные, а именно: один из показателей (строка 26 раздела 3) превышает нормы, установленные нормативно правовыми актами.
Судом установлено, что ООО «ТСК Альянс» относится к респондентам, которые обязаны предоставлять первичные статистические данные по форме № П-1.
Согласно приказу Росстата от 29.07.2022 № 533 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий" отчет по форме П-1 организации сдают каждый месяц. Срок предоставление отчета - с первого по десятый рабочий день после окончания отчетного месяца.
Соответственно, последним днем предоставления отчета по форме № П-1 за февраль 2023 года являлось 14.03.2023.
ООО «ТСК Альянс», используя телекоммуникационные каналы связи, в установленный срок (14.03.2023) представило Управлению отчет по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг».
При этом, заявитель предоставил недостоверные данные, а именно: один из показателей (строка 26 раздела 3) превышает нормы, установленные нормативно правовыми актами, из-за чего логические контроли отчет по форме № П-1 не прошел.
Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета»: Субъекты официального статистического учета с использованием электронных средств связи уведомляют респондентов об отражении первичных статистических данных в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками в течение 3 рабочих дней со дня выявления нарушений и (или) ошибок в процессе обработки полученных данных.
Респонденты, допустившие факты отражения первичных статистических данных в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками, не позднее 3 рабочих дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения указанного в абзаце первом настоящего пункта уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета в порядке, предусмотренном настоящим Положением для предоставления первичных статистических данных, исправленные данные с приложением обоснования для внесения исправлений.
Предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками, которые не были устранены в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Заявитель, получив уведомление, в котором было указано о нарушении порядка заполнения формы, не предоставил субъекту официального статистического учета исправленные данные, что подтверждается материалами дела.
Учитывая изложенное, в действиях Общества имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина общества установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности и заявителем по существу не оспаривается.
Статья 13.19 КоАП РФ направлена на охрану общественных отношений, возникающих при осуществлении официального статистического учета и составляющих предмет регулирования Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Нарушение порядка предоставления первичных статистических данных создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере официального статистического учета в виде нарушения принципов официального статистического учета и системы государственной статистики (полнота, достоверность, своевременность предоставления официальной статистической информации - ст. 4 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»), что недопустимо.
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.
Доказательств того, что юридическим лицом своевременно предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось, в материалах дела имеются соответствующие доказательства.
Самостоятельных доводов в части наличия состава вмененного административного правонарушения, порядка привлечения к административной ответственности апелляционная жалоба не содержит, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом конкретных обстоятельств допущенного правонарушения, принимая во внимание характер общественных отношений, на которые оно посягает, учитывая ненадлежащее отношение лица к соблюдению установленных законодательством обязанностей, отсутствие обстоятельств, свидетельствующих об исключительности ситуации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Заявитель в апелляционной жалобе настаивает на наличии оснований для изменения наказания (замены штрафа на предупреждение) в силу статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку деяние не повлекло серьезных негативных последствий и не причинило значительного ущерба общественным интересам.
Аналогичные доводы были предметом исследования судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса.
Согласно части 2 статьи 3.4 предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как разъяснено в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018), помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.
При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО «ТСК Альянс» возбуждалось дело об административном правонарушении (07.02.2023), предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в связи с несвоевременным предоставлением первичных статистических данных по форме №П-1 и постановлением от 17.02.2023 № 8/23-66, вынесенное заместителем руководителя Свердловскстата ФИО1, респондент был освобожден от административной ответственности в связи с его малозначительностью, с объявлением устного замечания, вступившее в силу 28.02.2023.
Таким образом, лицо, ранее освобожденное от административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с его малозначительностью, о чем по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, ему было объявлено устное замечание, то такое лицо в целях применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не может считаться впервые совершившим административное правонарушение, так как при малозначительности административного правонарушения устанавливается факт его совершения, а также выявляются все признаки состава правонарушения и лицо освобождается лишь от административного наказания (ст.2.9, п.2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 названного кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Основанием для освобождения респондента от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящиеся вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Между тем, как указано выше, доказательств того, что Обществом своевременно предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Заявитель не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (согласно данным Единого реестра субъектов МСП исключен из реестра 10.08.2020), наказание назначено заинтересованным лицом в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Таким образом, судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 30.06.2023, мотивированное решение принято 12.07.2023) по делу № А60-23298/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
Т.С. Герасименко