ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-9060/2017 от 24.07.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                               № 17АП- 0 /2017-АКу

г. Пермь

24 июля 2017 года                                                               Дело № А60-13573/2017 ­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Трефиловой Е.М.,

рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "БИК Линк"

на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства,

от 19 мая 2017 года по делу № А60-13573/2017,

вынесенное судьей И.В. Хачёвым,

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу (ИНН 6659107821, ОГРН 1046603151935)

к обществу с ограниченной ответственностью "БИК Линк" (ИНН 6685081369,

ОГРН 1146685051480)

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу (далее – Управление Роскомнадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "БИК Линк" (далее – общество, ООО "БИК Линк") к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 мая 2017 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены, ООО "БИК Линк" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Не согласившись с судебным актом, ООО "БИК Линк" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в привлечении общества к административной ответственности отказать.

В обоснование апелляционной жалобы общество приводит доводы о недоказанности в его действиях состава вмененного административного правонарушения, считает, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.

Административный орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Управлением Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу при рассмотрении материалов мониторинга, выполненного филиалом ФГУП «Радиочастотный центр Центрального федерального округа» в Уральском федеральном округе с использованием автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований по ограничению доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, выявлен факт неисполнения обществом "БИК Линк" обязанности по ограничению и возобновлению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В результате проведения мониторинга установлено, что оператор связи ООО "БИК Линк" 19.03.2017 не осуществлял ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», тем самым нарушил требования пунктов 1, 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», подпункта «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, лицензионный условия осуществления деятельности в соответствии с лицензией на оказание телематических услуг связи № 146240 от 10.12.2016.

По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицомУправления Роскомнадзора в отношении ООО "БИК Линк" составлен протокол от 23.03.2017 № АП-66/2/685 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

На основании ст. 23.1 КоАП РФ материалы административного дела и соответствующее заявление направлены Управлением Роскомнадзора в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения и отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, вместе с тем усмотрел основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели могут оказывать услуги связи только при наличии у них соответствующей лицензии.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оператор связи ООО "БИК Линк"осуществляет оказание телематических услуг связи на основании лицензии № 146240 от 10.12.2016, сроком действия до 10.12.2021, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – лицензия №146240).

В целях оказания телематических услуг связи ООО "БИК Линк" в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 лицензии № 146240 и пункта 4 раздела 16 «Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 (далее - Перечень), обязано обеспечить предоставление абоненту и (или) пользователю доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет.

В соответствии с пунктом 5 условий лицензии № 146240 и пунктом 5 раздела 16 Перечня лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с Правилами.

Согласно подпункту «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, установленных статьями 15.1-15.4 указанного Федерального закона требований.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее соответственно - Единый реестр, запрещенные интернет-ресурсы). Единый реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения Единого реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила Единого реестра). Согласно пункту 13 Правил Единого реестра перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут московского времени.

В соответствии с частью 10 статьи 15.1 ФЗ-149 в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет. Соблюдение операторами связи указанных требований контролируется уполномоченными лицами территориального органа Роскомнадзора, в том числе Управлением Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу.

На основании пункта 3 Порядка получения доступа к содержащейся в Едином реестре информации, утвержденного приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 № 169, получение доступа к информации из Единого реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайтах в сети Интернет: http://eais.rkn.gov.ru (http://vigruzki.rkn.gov.ru). Авторизация для использования указанного веб- сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи РФ.

Соблюдение операторами связи указанных требований контролируется уполномоченными лицами территориального органа Роскомнадзора, в том числе Управлением Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу. Сведения об обращениях операторов связи к указанному веб-сервису фиксируются в Единой Информационной Системе (далее - ЕИС) Роскомнадзора.

На основании подпункта «д» пункта 4 Положения о радиочастотной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.05.2014 №434, радиочастотная служба осуществляет мониторинг информационно-телекоммуникационной сетей и информационного пространства в части соблюдения законодательства РФ в сфере связи. Приказом ФГУП «РЧЦ ЦФО» от 29.12.2016 № 354 введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система контроля за соблюдением операторами связи требований по ограничению доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (далее - АС «Ревизор»). Временный порядок взаимодействия территориальных органов Роскомнадзора и филиалов ФГУП «РЧЦ ЦФО» в федеральных округах при выявлении фактов доступа к запрещенной информации и передачи материалов, подтверждающих нарушения ограничения доступа к запрещенной информации, утвержден 21.03.2016. Филиал ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО проводит мониторинг выполнения оператором связи требований по ограничению доступа к ресурсам в сети Интернет, доступ к которым на территории РФ запрещен (далее - мониторинг), с использованием АС «Ревизор».

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что во исполнение п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» в соответствии с договором № 66-50 и актом установки-передачи № 1 от 14.11.2016 оператор связи ООО «БИК Линк» обеспечил установку на своих сетях связи технического средства контроля - агента АС «Ревизор», сертификат соответствия ОС-1-СУ-0496 от 05.10.2016.

В результате проведения филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО планового мониторинга с использованием агента АС «Ревизор» на узле связи оператора связи ООО «БИК Линк» (акт мониторинга № 66/92 с протоколом мониторинга № 66/103 от 20.03.2017) установлено, что ООО «БИК Линк» 19.03.2017 не осуществил ограничение доступа к 4 запрещенным интернет-ресурсам:

http://una-unso-cv.blogspot.ru/;

http://www.obozrevatel.ru/analytics/pamyatka-potrebitelyam-pri-poseshchenii- okkupirovannyh-territoriy.html;

http://korrespondent.net/ukraine/politics/3498693-chubarov-ukrayna-dolzhna-hotovytsia-k-voine-s-rossyei;

https://www.rbc.ua/rus/news/chubarov-ukraina-dolzhna-gotovitsya-voyne-1427922079.html.

Согласно ч. 10 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ доступ ко всем перечисленным ресурсам должен быть ограничен в течение суток с момента

включения их в Единый реестр.

Согласно данным протокола мониторинга вышеперечисленные ресурсы сети Интернет включены в Единый реестр в период с 06.05.2015 по 19.03.2017.

Неосуществление оператором связи ООО «БИК Линк» ограничения доступа к 4 запрещенным интернет-ресурсам является нарушением требований пунктов 1, 5 статьи 46 Федерального закона № 126-ФЗ, подпункта «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, условий лицензии № 146240 и свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности соблюдения лицензионных требований и условий, принятии юридическим лицом всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Следовательно, в действиях (бездействии) общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ссылаясь на неправомерность привлечения к административной ответственности, общество в апелляционной жалобе указывает на то, что присоединение к сети осуществляется им через присоединяющего оператора - общество с ограниченной ответственностью Компания «Уралтранском» на основании договора от 06.11.2007 № 07-14/МСВ и дополнительного соглашения к нему от 15.05.2014 № 2, соответственно, общество с ограниченной ответственностью Компания «Уралтранском» как оператор само

обращается за выгрузкой информации из Единого реестра и выполняет требование по ограничению и возобновлению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети

«Интернет».

Данные доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создан и ведется Единый реестр. Единый реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения Единого реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101.

В силу п. 13 Правил ведения Единого реестра перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 часов 00 минут по московскому времени.

В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет».

Согласно ч. 10 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в

течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно - телекоммуникационной сети Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

На основании п. 3 Порядка получения доступа к содержащейся в Едином реестре информации, утвержденного приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 169, получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством

обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайте в сети «Интернет» http://eais.rkn.gov.ru (http://vigruzki.rkn.gov.ru). Авторизация для

использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых

коммуникаций Российской Федерации.

Таким образом, общество «БИК Линк» как оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно - телекоммуникационной сети Интернет», в силу закона должен самостоятельно принять меры к ограничению доступа к информации, содержащейся в единой автоматизированной системе.

Таким образом, исходя из изложенных выше нормативных актов следует, что каждый оператор связи, имеющий лицензию на оказание телематических услуг связи на принадлежащей ему сети передачи данных обязан самостоятельно авторизоваться на сайте в сети Интернет http://eais.rkn.gov.ru (http://vigruzki.rkn.gov.ru). Возложение публично-правовой обязанности оператора связи по ограничению доступа к интернет-ресурсам, включенным в единый реестр и содержащим информацию, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, на третьих лиц на основании договора, в том числе на другого оператора связи, вину оператора связи не опровергает.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

С учетом того, что совершенное обществом правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок лицензирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, а также с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного деяния, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено.

Назначенное судом административное наказание в виде предупреждения отвечает положениям статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, получили надлежащую правовую оценку при полном и всестороннем исследовании судом первой инстанции всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы общества выводы суда первой инстанции не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 мая 2017 года по делу № А60-13573/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БИК Линк" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Судья

Е.М. Трефилова