ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-9139/2018-АК от 25.07.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-9139/2018-АК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2018 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей  Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу 

заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по  Кировскому району г. Екатеринбурга 

на решение Арбитражного суда Свердловской области  от 28 мая 2018 года по делу № А60-107/2018, 

принятое судьей Гаврюшиным О.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛотЕка" (ИНН  <***>, ОГРН <***>) 

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.  Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

о признании незаконными постановления о привлечении к административной  ответственности, представления, 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛотЕка" (далее – заявитель,  общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной  налоговой службы по Кировскому району городу Екатеринбургу (далее -  заинтересованное лицо, Инспекция, административный орган) по делу об 


административном правонарушении от 30.11.2017 № 14-1Л, представления об  устранении причин и условий, способствовавших совершению  административного правонарушения от 30.11.2017. 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.05.2018  (резолютивная часть объявлена 23.05.2018) заявленные требования  удовлетворены, оспариваемые постановление по делу об административном  правонарушении и представление признаны незаконными и отменены. 

Административный орган не согласился в принятым по делу судебным  актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение  суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в  удовлетворении требований, ссылаясь в обоснование жалобы на неправильное  применение судом норм материального права. 

В апелляционной жалобе Инспекция приводит доводы о том, что  заявитель, осуществляющий деятельность по проведению лотерей  (распространитель лотерей), обязан исполнять требования Федерального закона  от 07.08.2001 № 115-ФЗ по организации и осуществлению внутреннего  контроля. Поскольку данная обязанность обществом «ЛотЕка» не была  выполнена, данные действия (бездействие) образуют событие  административного правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 15.27  КоАП РФ

Общество не согласно с доводами жалобы, возражения на жалобу  изложены в отзыве, решение суда просит оставить без изменения, в  удовлетворении апелляционной жалобы отказать. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для  участия в заседании суда не направили, что на основании части 3 статьи 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является  препятствием для рассмотрения дела судом. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями  266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, Инспекцией в период с 31.10.2017 по  15.11.2017 в отношении ООО «ЛотЕка» проведены контрольные мероприятия  на предмет соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115- ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путём, и финансированию терроризма». 

В ходе анализа сведений и документов, в том числе предоставленных  обществом по требованию Инспекции от 31.10.2017, установлено, что ООО  «ЛотЕка» осуществляет распространение (реализацию, выдачу) лотерейных  билетов, лотерейных квитанций, приём лотерейных ставок среди участников  лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам  лотереи на территории Свердловской области, в том числе по адресу: <...> (киоск). Инспекцией сделан вывод, что  общество в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 


11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» участвует в осуществлении мероприятий  по проведению лотерей и обязано соблюдать требования Федерального закона   № 115-ФЗ об организации и осуществлению внутреннего контроля. 

В ходе контрольных мероприятий Инспекцией установлено, что общество  в период с 01.01.2014 по 15.11.2017 при осуществлении операций с денежными  средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации  (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования  терроризма не разработало правила внутреннего контроля, не назначило  специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил  внутреннего контроля, не приняло иные внутренние организационные меры в  указанных целях в нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи  7 Закона № 115-ФЗ. 

По факту установленного правонарушения 15.11.2017 в отношении  общества составлен протокол об административном правонарушении № 14-1Л. 

По результатам рассмотрения дела об административном  правонарушении Инспекцией вынесено постановление по делу об  административном правонарушении от 30.11.2017 № 14-1Л, которым общество  привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП  РФ в виде предупреждения. Инспекцией также в отношении общества  вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших  совершению административного правонарушения от 30.11.2017. 

Полагая, что постановление о привлечении к административной  ответственности и представление являются незаконными, заявитель обратился  в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене. 

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о  недоказанности в действиях общества события вменяемого административного  правонарушения и удовлетворил заявленные требования. 

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив  изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, суд  апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. 

 На основании части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и  обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие  соответствующих полномочий административного органа, принявшего  оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для  привлечения к административной ответственности, соблюден ли  установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки  давности привлечения к административной ответственности, а также иные  обстоятельства, имеющие значение для дела. 

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение  законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего  контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих 


обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у  сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами  или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в  целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или  финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных  сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и  сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2-4 настоящей  статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на  юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 

 Объектом правонарушения является установленный законом порядок  контроля финансирования, хранения и представления информации,  подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями,  осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом. 

 Объективной стороной правонарушения является неисполнение или  ненадлежащее исполнение организацией требований законодательства о  противодействии легализации (отмыванию) доходов. 

Статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О  противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путём, и финансированию терроризма» определено понятие внутреннего  контроля как деятельность организаций, осуществляющих операции с  денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций,  подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными  средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием)  доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;  организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых  организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или  иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего  контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за  реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего  контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с  денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а  также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов,  их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию  сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по  хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. 

 Из статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ следует, что к мерам,  направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в  том числе организация и осуществление внутреннего контроля. 

Субъектами правонарушения, квалифицированного по статье 15.27 КоАП  РФ, являются организации, осуществляющие операции с денежными  средствами или иным имуществом, перечень которых приведен в статье 5  Федерального закона N 115-ФЗ, и является исчерпывающим. 

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ организации, 


проводящие лотереи, в том числе в электронной форме, относятся к  организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным  имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и  финансированию терроризма. 

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации,  осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом,  обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов,  полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать  правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц,  ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать  иные внутренние организационные меры в указанных целях. 

Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением  общество «ЛотЕка» привлечено к административной ответственности как лицо,  осуществляющее деятельность по проведению лотерей. 

 Исходя из норм Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О  лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) в деятельности по проведению лотерей  участвуют операторы лотерей и распространители. 

 Согласно статье 2 Закона № 138-ФЗ проведение лотереи - это оказание  услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение  (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов,  учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем  лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных  терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения  лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе  прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи,  экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций,  электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление  выигрышей участникам лотереи (пункт 8). Под оператором лотереи понимается  юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской  Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации,  заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение  лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие  технические средства (пункт 9); под распространителем понимается лицо,  заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных  билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием  лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или  предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 9). 

Из системного анализа вышеприведенных норм следует, что проведение  лотереи - это комплексное осуществление тех действий, перечень которых  содержится в пункте 8 статьи 2 Закона о лотереях. При этом законодатель  намеренно разграничил субъектов правоотношений, регулируемых названным  законом, на организаторов лотереи, операторов лотереи и распространителей  лотерейных билетов, наделив каждого собственной компетенцией, 


определенным объемом прав и обязанностей по отношению друг к другу и  участникам лотереи. 

Таким образом, законодателем разграничены субъекты правоотношений,  регулируемых Законом № 138-ФЗ, при этом распространение лотерейных  билетов и выплата выигрышей по ним не тождественны понятию проведение  лотереи. 

Учитывая, что общество "ЛотЭка" оказывает услуги по распространению  лотерейных билетов и выплате выигрышей, не имеет договорных отношений с  организаторами лотерей, предметом которых были бы проведение лотерей от  имени и по поручению организаторов, иного из материалов дела не следует,  суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае  административным органом не доказано, что общество "ЛотЕка" относится к  организациям, проводящим лотереи, на которые распространяются требования  Закона N 138-ФЗ. 

Представленные в материалы дела договоры на оказание услуг по  распространению лотерейных билетов, заключенные с организациями- распространителями билетов (ООО «Роспечать-НТ», ООО «Роспечать») не  подтверждают факт осуществления заявителем деятельности по проведению  лотереи в значении, придаваемом данному понятию Законом № 138-ФЗ. 

 С учетом изложенного апелляционный суд полагает обоснованными  выводы суда первой инстанции о недоказанности наличия в действиях  общества "ЛотЕка" объективной стороны вменяемого ему административного  правонарушения. 

 Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил  заявленные обществом требования о признании незаконным и отмене  постановления N 14-1Лд от 30.11.2017, а также вынесенное в рамках  административного дела представление об устранении причин и условий,  способствовавших совершению административного правонарушения. 

Приведенные в апелляционной жалобе доводы со ссылками на Закон №  138-ФЗ основаны на неправильном толковании норм Закона и подлежат  отклонению. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным  основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. 

На основании изложенного решение суда первой инстанции не подлежит  отмене. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 мая 2018 года  по делу № А60-107/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу  Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города 


Екатеринбурга - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано только по основаниям,  предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный  суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, через Арбитражный суд Свердловской области. 

Председательствующий Л.Х. Риб

Судьи Е.Ю. Муравьева 

Л.Ю. Щеклеина