ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-944/2022-АК от 11.04.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

[A1]





СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 № 17АП-944/2022-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2022 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-НТ»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области  от 24 декабря 2021 года по делу № А60-46089/2021 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-НТ»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в  сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской  области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах,  городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе (ИНН  <***>, ОГРН <***>) 

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-НТ» (далее –  заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с  заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по  надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по 




[A2] Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном,  Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и  Невьянском районе (далее – административный орган, Управление,  Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене постановления о  назначении административного наказания № 09-01-34/7 от 27.08.2021, согласно  которому общество признано виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему  назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 декабря 2021  года в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с судебным актом, ООО «Водоканал-НТ» обратилось в  суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить и  принять по делу новый судебный акт. 

Согласно доводам, приведенным в апелляционной жалобе, заявитель  считает, что при выявлении случаев самовольного подключения граждан к  централизованным инженерным сетям необходимо руководствоваться  Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными  Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013, а не Правилами  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными  Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, поскольку Правила   № 354 предусматривают несанкционированное подключение к внутридомовым  инженерным сетям. Понятия внутридомовые и централизованные сети  различны. Следовательно, и порядок оформления выявленных актов по  указанным Правилам разный. Пункт 63 Правил № 644 не содержит требований  на использование в ходе проверок фото и видео фиксации нарушений. Кроме  того, при проведении проверок на несанкционированное подключение  извещение абонентов не требуется, также как их присутствие и направление  составленного акта. Судом необоснованно сделан вывод, что ООО «Водоканал- НТ» преднамеренно ввел в заблуждение потребителя. Начисления произведены  на основании проведенных проверок, оформленных соответствующими актами,  т.е. отсутствует объективная сторона правонарушения. 

Административный орган в представленном в суд апелляционной  инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами  апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта,  просил оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом  апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих  представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3  статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела. 




[A3] Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266,  268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как установлено судом из материалов дела, в адрес территориального  отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе  Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя  Салда, городе Кировград и Невьянском районе 26.01.2021 из прокуратуры  Дзержинского района города Нижнего Тагила Свердловской области поступили  материалы проверки в отношении ООО «Водоканал-НТ», а также  постановление о возбуждении дела об административном правонарушении,  предусмотренном ч.1 ст.14.7 КоАП РФ

Определением от 26.01.2021 рассмотрение материалов было назначено на  04.02.2021. Далее, в связи с неполучением определения обществом, а также в  связи с необходимостью предоставления дополнительных сведений по делу,  предоставления дополнительных материалов (в том числе, до рассмотрения  гражданского дела по иску прокурора в интересах потребителя к ООО  «Водоканал-НТ» о возложении обязанности произвести в отношении дома №  41 по ул. Авиационная в г.Н.Тагиле перерасчета платы за коммунальные  услуги) рассмотрение дела откладывалось с 04.02.2021 на 19.02.2021, с  19.02.2020 на 19.03.2021, с 19.03.2021 на 16.04.2021, с 16.04.2021 на 12.05.2021,  с 12.05.2021 на 11.06.2021, с 11.06.2021 на 30.06.2021, с 30.06.2021 на  30.07.2021, с 30.07.2021 на 27.08.2021 при надлежащем извещении общества о  процессуальных действиях. 

На рассмотрении дела об административном правонарушении 27.08.2021  присутствовал представитель юридического лица, действующий на основании  доверенности ФИО1, а также помощник прокурора Дзержинского  района Ищенко А.В., который приобщил к материалам дела апелляционное  определение Дзержинского районного суда г. Н. Тагила от 12.08.2021 об  утверждении мирового соглашения. 

Постановлением от 27.08.2021 г № 09-01-34/7 общество привлечено к  административной ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ, назначено  административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. 

Не согласившись с постановлением № 09-01-34/7 от 27.08.2021, общество  «Водоканал-НТ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил  из доказанности в действиях заявителя состава вмененного административного  правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по  делу об административном правонарушении и отсутствия оснований для  освобождения общества от административной ответственности. 

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в  соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной 




[A4] жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд  апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил. 

Согласно части 1 статьи 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание или  обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман  потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи  - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от  двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 

Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной  статьей, являются общественные отношения в сфере защиты прав  потребителей. Отношения в этой области регулируются Законом Российской  Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Гражданским  кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и  принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации. Субъектом правонарушения является, в том  числе, организация, оказывающая услуги населению. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской  Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из  объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям  приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления  коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти  субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила,  обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом  собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным  специализированным потребительским кооперативом договоров с  ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством  Российской Федерации. 

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов  утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от  06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). 

Согласно пунктам 81 (11), 81 (12) Правил N 354 прибор учета должен быть  защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. Прибор учета  считается вышедшим из строя в случаях: неотображения приборами учета  результатов измерений; нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;  механического повреждения прибора учета; превышения допустимой  погрешности показаний прибора учета; истечения межповерочного интервала  поверки приборов учета. 

В соответствии с п. 62 Правил № 354, при обнаружении осуществленного с  нарушением установленного порядка подключения внутриквартирного  оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам 




[A5] исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного  подключения в порядке, установленном настоящими Правилами. 

На основании акта о выявлении несанкционированного подключения  исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить  несанкционированное подключение и производит доначисление плата за  коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое  подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги. 

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено  исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение  мощности несанкционированно подключенного оборудования (для  водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его  круглосуточной работы за период начиная с деты осуществления  несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении  несанкционированного подключения, составленном исполнителем' ' с  :привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае  невозможности установления даты осуществления несанкционированного  подключения - с даты проведения исполнителем, предыдущей проверки, но не  более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое  подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного  подключения. В случае невозможности определить мощность  несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера  платы осуществляется исхода из объема, определенного на основании  норматива потребления - соответствующих коммунальных услуг с  применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в  случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении  граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с  учетом количества собственников такого помещения. 

Согласно п. 64 Правил холодного водоснабжения и водоотведения,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее  — Правила № 644), организация водопроводно-канализационного хозяйства при  обнаружении оснований для временного прекращения или ограничения  холодного водоснабжения и (или) водоотведения в связи с действиями  (бездействием) абонента (кроме случаев самовольного подключения  (технологического присоединения) к централизованной системе холодного  водоснабжения и (или) водоотведения и (или) самовольного пользования  централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а  также случаев, указанных в пунктах 3, 8 и 9 части 3 статьи 21 Федерального  закона "О водоснабжении и водоотведении") составляет акт с участием  представителя абонента и вручает его абоненту, а при неявке абонента -  составляет акт и в течение 3 рабочих дней направляет его соответствующему  абоненту с требованием устранить выявленные нарушения в течение срока,  определенного организацией водопроводно-канализационного хозяйства. 




[A6] Поскольку положения п. 64 Правил № 644 не распространяются на случаи  самовольного подключения (технологического присоединения) к  централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведенияи  (или) самовольного пользования централизованной системой холодного  водоснабжения и (или) водоотведения, то установление и фиксация случая  самовольного подключения к коммунальным сетям или самовольного  пользования коммунальными услугами водоснабжения и водоотведения  должно производится в соответствии с требованиями Правил № 354. 

Порядок установления и фиксации факта самовольного подключения к  коммунальным сетям (самовольного пользования коммунальными услугами)  регламентирован пунктами 85(1), 85(2) Правил № 354. 

В силу пункта 85(1) Правил № 354, указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85  настоящих Правил акты составляются исполнителем, а в случаях,  предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим  поставщиком, немедленно после окончания соответствующих проверок. 

Акты подписываются представителем исполнителя, а в случаях,  предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим  поставщиком, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и  включают следующие сведения: 

а) дата, место, время составление акта;

б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и  выявленные нарушения; 

в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;

г) подписи исполнителя (его представителя), а в случаях, предусмотренных  пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующего поставщика, потребителя  (его представителя); 

д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания  указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при  наличии); 

е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с  выявленным нарушением; 

ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением. 

Один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том  числе вручением или путем направления заказным письмом. В случаях,  предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, при отсутствии  исполнителя при составлении указанного акта гарантирующий поставщик  передает один экземпляр акта исполнителю для применения при начислении  размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению (п.85(2) Правил   № 354). 

Таким образом, по смыслу приведенных норм Правил № 354, к участию в  указанной проверке должен в обязательном порядке привлекаться потребитель  услуг (его представитель), а также акт должен в обязательном порядке  направляться (вручаться) потребителю или его представителю. 




[A7] Как установлено судом при исследовании материалов дела, прокуратурой  Дзержинского района г. Нижнего Тагила проведена проверка по обращению  Вакуленко Л.В., являющейся собственником жилого дома № 41 по ул.  Авиационная в г. Нижнем Тагиле, о неправомерном включении в квитанцию за  август 2020 года дополнительных начислений платы за коммунальные услуги. 

В ходе проверки установлено, что между заявителем ФИО2 и  ООО «Водоканал-НТ» 12.08.2020 заключен договор № 604-41 о предоставлении  коммунальных услуг. 

ООО «Водоканал-НТ» в адрес заявителя выставлен платежный документ  (квитанция) за август 2020 года, в который, помимо начислений платы за  коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения, потребленные в период  времени с 12.08.2020 (начисления за указанный период носят законный  характер, размер начислений за данный период не оспаривается), включены  начисления платы за коммунальные услуга, якобы самовольно потребленные  заявителем в период времени с 07.07.2020 по 11.08.2020 включительно. 

Общий размер платы за номинальные услуги, якобы потребленные  заявителем ФИО2 в период времени с 07.07.2020 по 11.08.2020,  включенный в квитанцию, составил: 

В качестве основания для дополнительных начислений платы за  коммунальные услуга ООО «Водоканал-НТ» указано на выявление факта  самовольного подключения потребителя к коммунальным сетям (самовольного  пользования коммунальными услугами водоснабжения и водоотведения). 

ООО «Водоканал-НТ» в прокуратуру района представлены акты проверки  от 07-07-2020 и от 12.08.2020. 

Согласно указанным актам, обе проверки проводились в отсутствие  потребителя (представителя потребителя), какая-либо информация о  привлечении потребителя (его представителя) к участию в проверке в акте  отсутствует. Указанные акты не содержат сведений об ознакомлении  потребителя с актами, о позиции потребителя относительно обстоятельств,  указанных в акте, о вручении (направлении) акта потребителю. 

При этом, из представленных ООО «Водоканал-НТ» документов следует,  что 12.08.2020 специалистом ООО «Водоканал-НТ» ФИО3 от  ФИО2 принята заявка на оформление договора о предоставлении  коммунальных услуг по ХВС и водоотведению, произведен осмотр жилого  дома № 41 по ул. Авиационная и прилегающей территории на предмет  установления условий и обстоятельств потребления коммунальных услуг. 

Таким образом, в случае, если акт от 12.08.2020 составлялся в указанную  дату, то сотрудники ООО «Водоканал-НТ» имели возможность предложить  потребителям участвовать в проверке на предмет наличия самовольного  подключения к коммунальным сетям, ознакомить потребителя с составленным  актом проверки, предложить написать пояснения потребителя и подписать акт. 




[A8] По какой причине указанные действия не были совершены сотрудниками ООО  «Водоканал-НТ», какие-либо пояснения не представлены. 

В своем заявлении и объяснениях ФИО2 указывает, что о  проведении в период времени с 07.07.2020 проверок на предмет установления  самовольного подключения к коммунальным сетям (самовольного потребления  коммунальных услуг) ей ничего не известно, для участия в проверках ни ее, ни  других членов ее семьи никто не Приглашал (при этом, в летний период 2020  года заявитель вместе с членами семьи постоянно проживала в доме № 41 по ул.  Авиационная), в ее адрес акты проверки (информация о проведении проверки)  не направлялись. Факты самовольного подключения ж коммунальным сетям и  самовольного потребления коммунальных услуг в период времени с 07.07.2020  по 11.08.2020 заявитель отрицает, указывает, что в июле-августе 2020 года  проводились работы по прокладке инженерных коммуникаций к жилому дому,  сами работы по подключению к коммунальным сетям ХВС (в колодце) были  произведены накануне 12.08.2020.Каким образом на проложенных к дому сетях  была установлена пломба, ей неизвестно, указывает, что сведения об установке  ООО «Водоканал-НТ» пломбы не соответствуют действительности. Указывает,  что специалист ООО «Водоканал -НТ» ФИО3 по ее заявке о  заключении договора, сделанной по телефону, 12.08.2020 посещала и  осматривала дом № 41 по ул. Авиационная в г.Нижний Тагил, приняла в  письменном виде заявку на заключение договора, которая была заполнена  ФИО3 самостоятельно (при этом, раздел заявки, содержащий  сведения о дате заключения договора, заполнен не был, так как ФИО3  сказала этот раздел не заполнять, поскольку «неизвестно, с какой датой будет  оформлен договор, нужную дату впишем потом»). В связи с чем, в заявку о  заключении договора была вписана дата «07 июля 2020», ей неизвестно,  полагает, что это было сделано намеренно ФИО3 с целью  документально зафиксировать факт самовольного потребления коммунальных  услуг с указанной даты. ФИО2 пояснила также о том, что между ней и  ФИО3 при проведении осмотра ее дома возник небольшой словесный  конфликт, данные действия по якобы установлению факта самовольного  потребления коммунальных услуг могли быть совершены ФИО3 в  отместку после произошедшего конфликта. 

В ходе проверки из ответа ООО «Водоканал-НТ» и пояснений  представителей ООО «Водоканал-НТ» установлено, что акты проверки от  07.07.2020 и 12.08.2020 в адрес потребителя не направлялись, потребителю не  вручались (в том числе при направлении в адрес заявителя письменных ответов  на обращения потребителя по указанным вопросам). 

Также при изучении содержания актов проверки от 07.07.2020 и  12.08.2020 установлено, что данные акты по содержанию не соответствуют  требованиям закона: в актах не отражено конкретное время проведения  проверки, обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка. 




[A9] Таким образом, акты проверки от 07.07.2020 и 12.08.2020 составлены ООО  «Водоканал-НТ» с существенным нарушением требований закона, в связи с  чем, не могут являться доказательством фактов самовольного подключения к  коммунальным сетям и самовольного потребления коммунальных услуг в  период времени с 07.07.2020 по 11.08.2020 в доме № 41 по ул. Авиационная. 

Указание в заявке на дату заключения договора предоставления  коммунальных услуг - 07.07.2020 также не может являться доказательством  самовольного подключения к сетям коммунальных услуг и самовольного  потребления коммунальных услуг (данные обстоятельства устанавливаются в  соответствии с требованиями Правил № 354 иными документами). 

Какие-либо иные доказательства наличия фактов самовольного  подключения к коммунальным сетам (самовольного потребления  коммунальных услуг) в период времени с 07.07.2020 по 11.08.2020, обществом  «Водоканал-НТ» не представлены. 

Согласно положениям законодательства, исполнитель вправе произвести  дополнительные начисления платы за самовольное подключение к  коммунальным сетям (за самовольное пользование коммунальными услугами)  только при условии установления в соответствии с требованиями  законодательства факта самовольного подключения к коммунальным сетям  (самовольного потребления коммунальных услуг) и надлежащего  документального оформления установленных фактов. 

С учетом изложенного, действия ООО «Водоканал-НТ» по включению в  квитанцию за август 2020 года дополнительных начислений платы за  коммунальные услуги (в связи с якобы установлением ООО «Водоканал -НТ»  действий по самовольному подключению к коммунальным услугам,  самовольному потреблению коммунальных услуг) являются незаконными. 

В представленном заявителем платежном документе за август 2020 года, в  котором ООО «Водоканал-НТ» произведены дополнительные начисления  платы за самовольное подключение к коммунальным сетям (самовольное  пользование коммунальными услугами), в нарушение требований пп. «ж» п.69  Правил № 354, какие-либо сведения, содержащие указание именно на  выявление факта самовольного подключения к коммунальным сетям  (самовольное пользование коммунальными услугами) отсутствуют (в  платежном документе в качестве основания для произведения перерасчета  указан только на наличие «акта», при этом, информация, о чем составлен  данный акт и о чем он свидетельствует, не отображена, что также является  нарушением прав потребителей). 

Кроме этого, в ходе проверки установлены факты нарушений требований  законодательства при осуществлении ООО «Водоканал-НТ» расчетов  дополнительных начислений платы: 

ООО «Водоканал-НТ» в прокуратуру района представлена расшифровка  расчетов начисленной млаты в отношении дома № 41 по уж. Авиационная за  период времени с 07.07.2020. 




[A10] Из данной расшифровки следует, что за период времени с. 07.07.2020по  31.08.2020 за услугу холодное водоснабжение произведены начисления платы  на следующие объемы: 

При этом, в последующем на объемы потребления услуги ХВС,  определенные с применением повышающего коэффициента «10» (на основании  п. 62 Правил № 354), ООО «Водоканал-НТ» применен повышающий  коэффициент «1,5» (применяется в случаях, предусмотренных п. 42 Правил   № 354, - в случае отсутствия индивидуального прибора учета). 

На указанные объемы потребления коммунальных услуг (после  применения коэффициентов «10» и «1,5») произведены начисления платы,  которые включены в квитанции: 

плата за объем потребления услуги ХВС на объем, равный 11,54 куб. метра  и рассчитанный с применением повышающего коэффициента «1,5», включена в  графу «размер платы, повышающего коэффициента»; 

плата за объем потребления услуги ХВС на объем, равный 26,21 куб. метра  и рассчитанный с применением повышающего коэффициента «1,5», включена в  строку «холодное водоснабжение» раздела 6 «Сведения о перерасчетах»  квитанции (в данной строке начисления плат произведены на объем, равный  875,16/22,26 = 39,31 куб. метра). 

При этом, положениями действующего законодательства одновременное  применение двух указанных повышающих коэффициентов в случае выявления  факта самовольного подключения к коммунальным сетям (самовольного  пользования коммунальными услугами) при начислении платы за  коммунальную услугу не предусмотрено, в связи с чем, указанные действия  ООО «Водоканал-НТ» являются нарушением требований законодательства,  нарушают права потребителя. 

Таким образом, в результате неправомерного применения повышающего  коэффициента «1,5» размер необоснованно начисленной в квитанции за август  2020 года платы за услугу холодного водоснабжения составил: 

 (11,54 + 26,21) * 0,5 * 22,26 = 420,16 руб.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО  «Водоканал-НТ» требований жилищного законодательства, законодательства о  защите прав потребителей, нарушении прав заявителя. 

В соответствии со статьей 8 Закона о защите прав потребителей  потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной 




[A11] информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и  реализуемых им товарах (работах, услугах) (часть 1). Указанная в пункте 1  настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до  сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров  о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных  сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по  усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках  субъектов РФ и родных языках народов РФ (часть 2). 

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять  потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах,  услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По  отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения  информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (часть 1  статьи10 Закона о защите прав потребителей). 

В силу п.1 ч.2 ст.155ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные  услуги вносится на основании платежных документов. 

Плата за коммунальные услуга вносится на основании платежных  документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го  числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который  производится оплата, шли договором управления многоквартирным домом  либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья  или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом:  или кооперативом) не установлен иной срок представления платёжных  документов (пункт67 Правил № 354). 

В платежном документе за август 2020 года, выставленном ООО  «Водоканал-НТ», какая-либо информация (пояснения) относительно причин  включения дополнительных начислений платы в платежный документ  отсутствует, что нарушает права потребителя на получение полной и  исчерпывающей информации о предоставляемых услугах, о расчетах их  стоимости, об образовании размера задолженности. 

С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к  правильному выводу о совершении ООО «Водоканал-НТ» действий по обману  потребителей, в том числе направленных на принуждение граждан произвести  в пользу организации выплату денежных средств в отсутствие правовых  оснований, предусмотренных действующим законодательством. 

Вышеприведенные обстоятельства правомерно признаны судом  свидетельствующими о наличии события административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что  у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации 




[A12] предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного  правонарушения исследован административным органом в ходе производства  по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом  постановлении о привлечении к административной ответственности. 

Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер для  соблюдения установленных требований и правил при осуществлении расчета  стоимости услуги отопления, равно как и доказательств наличия каких-либо  препятствий для их исполнения в материалы дела не представлено. 

Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ

Существенных нарушений порядка привлечения к административной  ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. При  рассмотрении дела об административном правонарушении, состоявшемся  27.08.2021, участвовал представитель ООО «Водоканал-НТ» ФИО1,  действующий на основании доверенности. Копия постановления вручена  представителю 27.08.2021, о чем в соответствующей графе постановления  проставлена подпись ФИО1 Таким образом, обществу предоставлена  возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении. Процессуальных  нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть  дело об административном правонарушении, управлением не допущено. 

Административный штраф назначен в минимальном размере санкции,  установленной частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ

Правовых оснований для замены назначенного административного штрафа  предупреждением в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не  установлено, поскольку согласно сведениям из Единого реестра субъектов  малого и среднего предпринимательства, ООО «Водоканал-НТ» не является  субъектом малого (среднего) предпринимательства; кроме того, совершенное  деяние повлекло причинение имущественного ущерба потребителю. 

С учетом фактических обстоятельств дела, характера и степени  общественной опасности совершенного деяния, суд апелляционной инстанции  не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и  применения статьи 2.9 КоАП РФ. Каких-либо исключительных обстоятельств,  позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено. 

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление о назначении  административного наказания правомерно признано судом первой инстанции  законным, а требования заявителя неподлежащими удовлетворению. 

Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при  рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение  для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, 




[A13] выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим  обстоятельствам дела и действующему законодательству. 

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов,  которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при  рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного  акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо  опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом  апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием  для отмены решения суда первой инстанции. 

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в  силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. 

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и  удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 декабря 2021  года по делу № А60-46089/2021 оставить без изменения, апелляционную  жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Свердловской области. 

Председательствующий Е.М. Трефилова 

Судьи И.В. Борзенкова 

В.Г. Голубцов




[A14]