ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-9821/17-АКУ от 10.08.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9821/2017-АКу

г. Пермь

10 августа 2017 года Дело № А71-4579/2017­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савельевой Н. М.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика, Главы крестьянского фермерского хозяйства Морякова Виталия Петровича,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 05 июня 2017 года,

по делу № А71-4579/2017

принятое судьей А.Ю. Мельниковым

путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства

по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН 1021801656854, ИНН 1835016228)

к Главе крестьянского фермерского хозяйства Морякову Виталию Петровичу, (ОГРНИП 313184108600060, ИНН 180800836503)

о взыскании предоставленной субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями в области растениеводства в сумме 21165 руб. 85 коп.,

установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к Главе крестьянского фермерского хозяйства Морякова Виталия Петровича УР, Завьяловский район, с. Бабино и исковым заявлением о взыскании 21165 руб. 85 коп. субсидии, предоставленной по договору № 317 от 28.03.2016.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 июня 2017 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что сумма полученной субсидии не превышала фактически понесенные затраты ИП Главой КФХ на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и защиты растений; акты о непредставлении необходимых документов для предоставления субсидии не составлялись; приказ о возврате субсидии не был опубликован, следовательно, истцом не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора.

Документы, приложенные к апелляционной жалобе, приобщению к материалам дела не подлежат на основании части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» при рассмотрении апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что дополнительные доказательства по таким делам могут быть приняты только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что основания для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, отсутствуют, суд апелляционной инстанции считает необходимым в приобщении к материалам дела дополнительных документов ответчику отказать.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.

Как следует из материалов дела, 05 марта 2016 года Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского хозяйства Моряков Виталий Петрович (Ответчик) обратился в Министерство (Истец) с заявкой о предоставлении субсидии в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

Истцом приказом от 23.03.2016 года № 115 принято решение о предоставлении Ответчику субсидии в сумме 21 165,85 рублей. Указанная сумма перечислена Ответчику платежными поручениями № 32071 от 28.03.2016 года и № 756319 от 07.04.2016 года.

По утверждению истца, ответчиком в нарушение порядка предоставления субсидии не представлена заявка о предоставлении субсидии по второму этапу с приложением документов, подтверждающих фактическую посевную площадь и фактически понесенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и средств защиты растений, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что сумма полученной субсидии не превышала фактически понесенные затраты ИП Главой КФХ на приобретение горюче – смазочных материалов, минеральных удобрений и защиты растений; акты о непредставлении необходимых документов для предоставления субсидии не составлялись; приказ о возврате субсидии не был опубликован, следовательно, истцом не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора.

Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации; в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу абз. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.03.2015 N 82 утверждено Положение о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - Положение).

Субсидия предоставляется следующим субъектам (далее - заявители):

1) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции, при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год;

2) крестьянским (фермерским) хозяйствам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции) в соответствии с Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год (п. 3 Положения).

Согласно п. 7 Положения субсидия предоставляется в два этапа. Размер субсидии на первом этапе (до начала сельскохозяйственных работ) рассчитывается, исходя из планируемых посевных площадей сельскохозяйственных культур под урожай текущего года в размере 80 процентов от суммы субсидии, и определяется по формуле, указанной в Положении. Размер субсидии на втором этапе (после завершения посевных сельскохозяйственных работ) рассчитывается исходя из фактической посевной площади под урожай текущего года с учетом субсидии, полученной на первом этапе, и определяется по формуле, указанной в Положении.

Для получения субсидии заявитель представляет в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики не позднее 20 апреля текущего года (первый этап) заявку на предоставление субсидии с приложением документов, содержащих сведения по текущему году, указанных в п. 8 Положения.

На основании п. 8 Положения для получения субсидии заявитель представляет в Министерство не позднее 20 марта текущего года (первый этап) и не позднее 20 ноября текущего года (второй этап) заявку на предоставление субсидии с приложением следующих документов:

1) при предоставлении субсидии на первом этапе:

справки-расчета субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства;

2) при предоставлении субсидии на втором этапе:

- справки-расчета субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства;

- копии сведений по форме федерального статистического наблюдения № 4-СХ «Сведения об итогах сева под урожай» за текущий год или № 1-фермер «Сведения об итогах сева под урожай» за текущий год;

- копии договоров, накладных (счетов-фактур), платежных поручений с отметкой кредитной организации о списании со счета заявителя и (или) приходных кассовых ордеров, подтверждающих получение и оплату горюче-смазочных материалов в текущем году и (или) копии договоров, накладных (счетов-фактур), платежных поручений с отметкой кредитной организации о списании со счета заявителя и (или) приходных кассовых ордеров, подтверждающих получение и оплату минеральных удобрений и средств защиты растений, приобретенных после 1 октября предыдущего года.

В соответствии с пунктом 11 Положения в случае если сумма предоставленной субсидии на первом этапе превышает фактические затраты на приобретение горюче­смазочных материалов, минеральных удобрений и средств защиты растений, то бюджетные средства в размере неподтвержденных затрат подлежат возврату в бюджет.

В соответствии с пунктом 12 Положения в случае если фактическая посевная площадь сельскохозяйственных культур в текущем году меньше запланированной посевной площади, заявленной на субсидирование, а также если фактическая посевная площадь не подтверждена заявителем на втором этане предоставления субсидии, то излишне перечисленная сумма субсидии, рассчитанная па разницу планируемых и фактических посевных площадей, подлежит возврату в бюджет.

Как следует из материалов дела, получив субсидию, ответчик в нарушение требований п. 8 Положения не представлена заявка о предоставлении субсидии по второму этапу с приложением документов, подтверждающих фактическую посевную площадь и фактически понесенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и средств защиты растений.

Также, ответчиком нарушен пункт 11 Положения, поскольку ответчик не подтвердил фактические затраты на приобретение горюче­смазочных материалов, минеральных удобрений и средств защиты растений.

На основании изложенного, ответчиком нарушены правила предоставления субсидии, что влечет ее возврат.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что сумма полученной субсидии не превышала фактически понесенные затраты ИП Главой КФХ на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и защиты растений, отклоняется, поскольку ответчик не приложил доказательств, подтверждающих направление в Министерство заявки с приложением по второму этапу документов, подтверждающих затраты на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, средства защиты растений и фактические посевные площади.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом не был составлен акт о непредставлении необходимых документов для предоставления субсидии, не принимается.

Согласно пункту 5.1 Договора о предоставлении субсидии № 317 от 28.03.2016 года Министерство составляет акт о нарушении условий, целей и порядка предоставления субсидии с целью устранения выявленных нарушений путем установления срока для их устранения.

В силу п. 8 Положения, срок представления заявки по второму этапу установлен не позднее 20 ноября текущего года, в связи с чем, прием документов был окончен 20 ноября 2016 года.

При указанных обстоятельствах составление истцом акта после 20.11.2016г. с целью установления ответчику иного срока для представления документов, являлось бы нарушением положений Постановления Правительства Удмуртской Республики от 10.03.2015 N 82.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что не опубликование приказа о возврате субсидии № 682 от 28.11.2016г. свидетельствует о несоблюдении истцом досудебного порядка разрешения споров, отклоняется, поскольку факт соблюдения Министерством досудебного порядка урегулирования спора подтверждается копией письма Министерства № 05094-02/8 от 29.11.2016 года, направленного в адрес ответчика, с требованием о возврате субсидии и копией почтового уведомления, подтверждающего факт его получения ответчиком (л.д.8-9).

При этом, как верно указывает истец приказ Министерства № 682 от 28.11.2016г. о возврате субсидии содержит поручения структурным подразделениям Министерства, не имеет нормативного характера, в связи с чем, официальному опубликованию не подлежит.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 июня 2017 года по делу № А71-4579/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья

Н.М. Савельева