ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-10343/2019№18АП-10344/19 от 10.09.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

349/2019-58020(1)

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 № 18АП-10343/2019   № 18АП-10344/2019 

г. Челябинск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года. 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,  рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Фонда  финансирования промышленности и предпринимательства Челябинской  области- Территория Бизнеса (Микрокредитная компания), Министерства  экономического развития Челябинской области на решение Арбитражного суда  Челябинской области от 06.06.2019 по делу № А76-30552/2018 (судья  Наконечная О.Г.). 

В заседании приняли участие представители:

Министерства экономического развития Челябинской области - Силкин  А.А. (удостоверение, доверенность от 22.01.2018); 

Управления Федерального казначейства по Челябинской области -  Потенко Н.А. (удостоверение, доверенность от 12.04.2017), Леонтьева Т.Б.  (удостоверение, доверенность от 23.08.2018); 

Фонда финансирования промышленности и предпринимательства  Челябинской области - Территория Бизнеса (Микрокредитная компания):  Ефимов П.Л. (паспорт, доверенность от 09.01.2019). 

Министерство экономического развития Челябинской области (далее –  Минэкономразвития Челябинской области, заявитель) обратилось в  Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным  и отмене предписания Управления Федерального казначейства по Челябинской  области (далее – УФК по Челябинской области) от 25.06.2018 № 69-12-87/21- 2358. 

Определениями суда от 22.11.2018 и 04.03.2019 к участию в деле в  качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, привлечены: Правительство Челябинской  области (далее – Правительство); Министерство экономического развития 


Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России); Фонд  финансирования промышленности и предпринимательства Челябинской  области – территория бизнеса (Микрокредитная компания) – после  переименования (далее – Фонд).  

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2019 в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

С указанным решением суда не согласилось Министерство  экономического развития Челябинской области обратившись с апелляционной  жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый  судебный акт. 

Министерство считает, что оно обеспечило результативность и целевой  характер использования субсидии, условия соглашения не нарушило. 

Указывает, что получателем субсидии является только одна организация  – Фонд. Ни одна другая организация не могла бы претендовать на данную  субсидию. 

Также министерство считает ошибочность вывода о возврате субсидии в  федеральный бюджет, поскольку, во-первых, фонд вправе оставить остатки  субсидии, на основании постановления Правительства Челябинской области от  29.12.2017 № 778-П «О внесении изменений в постановление Правительства  Челябинской области от 21.09.2017 № 517-П»; во-вторых, после списания в  установленном порядке денежной суммы субсидии с единого счета бюджета и  зачисления ее на счет фонда, указанные денежные средства теряют статус  средств соответствующего бюджета и на них не распространяются требования  бюджетного законодательства. 

В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство ссылается  на то, что соглашением не предусмотрено, какие показатели результативности  должны содержаться в государственной программе Челябинской области, и не  ставится в зависимость от данного фактора возврат/не возврат средств в  федеральный бюджет. 

Также с решением суда не согласился Фонд финансирования  промышленности и предпринимательства Челябинской области – Территория  Бизнеса, обратившись в апелляционный суд с апелляционной жалобой. 

По мнению фонда, суд первой инстанции не учитывает, что после  списания в установленном порядке денежной суммы субсидии с единого счета  бюджета и ее зачисления на счет фонда указанные денежные средства утратили  статус средств соответствующего бюджета и на них не распространяются  требования бюджетного законодательства, в том числе и положения статьи  306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, фонд не является  получателем бюджетных средств. 

Фонд указывает, что субсидии предоставлены фонду в рамках  заключенного с министерством соглашения. Фонд, согласно его уставу,  является некоммерческой организацией и не относится к субъектам, указанным  в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве получателей  бюджетных средств. Денежные обязательства фонда и его ответственность 


регулируются не нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, а  условиями соглашения, заключенного между фондом и министерством. 

Представители заявителя и фонда в судебном заседании поддержали  доводы апелляционных жалоб в полном объеме, представители УФК по  Челябинской области – возражения на них. 

Третьи лица - Правительство Челябинской области, Министерство  экономического развития Российской Федерации о времени и месте  рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в  судебное заседание представителей не направили. В соответствии со статьями  123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело  рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся  лиц. 

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом  апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела и установлено судом, УФК по  Челябинской области в соответствии с приказом от 05.04.2018 № 227 «О  назначении плановой выездной проверки в Министерстве экономического  развития Челябинской области» в период с 09.04.2018 по 29.05.2018 проведена  плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и  использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы  «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной  программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная  экономика» за 2017 год (т.4 л.д.1-3, 8-10). 

В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства  Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих  бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о  предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных)  контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов,  обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей,  порядка и условий размещения средств бюджета и ценные бумаги объектов  контроля, а именно: 


субсидии в сумме 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии из федерального  бюджета - 74 432 600 руб.). 

Нарушенные положения нормативных правовых актов и иных  документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных  средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи): 

пункт 2 статьи 78.1, подпункт 10 пункта 1 статья 158 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, подпункт «б» пункта 2 Общих требований к  нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам,  регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не  являющимся государственными (муниципальными) учреждениями,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  07.05.2017 № 541 (далее - Общие требования, утвержденные Постановлением   № 541), пункт 7, 18 Порядка № 517-П, пункт 3.2.1, 5.1.6, 5.3.1 Договора № 68- МБ/С. 

Перечень документов, подтверждающих нарушение:

объяснения ответственного должностного лица-исполняющего  обязанности начальника управления инвестиционного развития Министерства  Е. Савиной, ответственного должностного лица - руководителя Центра  микрофинансирования Ю.Ф. Девятковой, ответственного должностного лица -  заместителя начальника управления инвестиционного развития Министерства  Стекачева Д.В., копия Договора № 68-МБ/С. 

Нарушенные положения нормативных правовых актов и иных  документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных  средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи): 

Статья 158, пункт 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской  Федерации, пункт 10 подпрограммы «Поддержка и развитие МСП»,  утвержденной Постановлением № 623-П, пункт 5.1.6 Договора № 68-МБ/С с  учетом положений пункта 2 статьи 179, пункта 1 статьи 5 Бюджетного кодекса 


Российской Федерации, подпункт «д» пункт 4 Общих требований,  утвержденных постановлением № 541, приказа Министерства финансов  Челябинской области от 14.07.2017 № 01/5-121 «Об утверждении Типовой  формы договора (соглашения) о предоставлении из областного бюджета  субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1  Бюджетного кодекса Российской Федерации». 

Перечень документов, подтверждающих нарушение:

Копии Соглашения о предоставление субсидии на государственную  поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские  (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке  молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого  и среднего предпринимательства» государственной программы Российской  Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» от  22.02.2017 № 139-08-220, дополнительных соглашений от 09.06.2017 № 139-08-  220/1, от 27.10.2017 № 139-08-220/2, платежного поручения от 26.09.2017   № 630044, отчета о состоянии лицевого счета администратора доходов бюджета   № 04692000520 на 01.01.2018, Договора № 68-МБ/С, дополнительного  соглашения № 2 к Договору № 68-МБ/С, платежного поручения от 25.12.2017   № 531795, выписки из лицевого счета № 4070181007800000000 за период с  01.12.2017 по 31.12.2017, отчета об исполнении бюджета главного  распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного  администратора, администратора источников финансирования дефицита  бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета по  состоянию на 01.01.2018 (форма по ОКУД 0503127), отчета об использовании  межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской  Федерации, муниципальными образованиями и территориальным  государственным внебюджетным фондом по состоянию на 01.01.2018 (форма  по ОКУД 0503324), сведений по дебиторской и кредиторской задолженности по  состоянию на 01.01.2018 (форма по ОКУД 0503169), Главной книги за декабрь  2017 год, акта сверки взаимных расчетов за период 2017 года между  Министерством и Центром Микрофинансирования. 


№ 623-П, в связи с необеспечением достижения показателей результативности  использования субсидии Центром микрофинансирования и не осуществлением  возврата субсидии в сумме 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии из  федерального бюджета - 74 432 600 руб.) в соответствии с пунктом 16 Порядка   № 517-П. 

Нарушенные положения нормативных правовых актов и иных  документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных  средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи): 

Пункт 52 Правил № 316, пункт 10 подпрограммы «Поддержка и развитие  МСП», утвержденной Постановлением № 623-П, пункт 2 приложения № 6 к  подпрограмме «Поддержка и развитие МСП», утвержденной Постановлением   № 623-П, пункты 5.1.5, 5.1.6 Договора № 68-МБ/С. 

Перечень документов, подтверждающих нарушение:

Объяснения ответственного должностного лица, исполняющего  обязанности начальника управления инвестиционного развития Министерства  Савиной Е., копии Договора № 68-МБ/С, дополнительного соглашения от  29.12.2017 № 2 к Договору № 68-МБ/С, отчетов о достижении значений  показателей результативности по состоянию на 31.12.2017, 31.03.2018. 

Указанные обстоятельства, связанные с нарушением Минэкономразвития  Челябинской области бюджетного законодательства российской Федерации и  иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные  правоотношения в сумме 74 432 600 руб. отражены в акте выездной проверки  от 29.05.2018 (т.4, л.д.11-75). 

На основании указанного акта УФК по Челябинской области в  отношении Минэкономразвития Челябинской области вынесено предписание  от 25.06.2018 № 69-12-87/21-2358 согласно которому заявителю предписано: 

возместить причиненный указанными нарушениями ущерб Российской  Федерации в сумме 74 432 600 руб. на код бюджетной классификации  Российской Федерации 139 2 18 25527 011002 151 «Доходы федерального  бюджета от возврата остатков субсидий на государственную поддержку малого  и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские)  хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного  предпринимательства из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части  возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году  дебиторской задолженности прошлых лет)» код цели 17-А44 «Субсидии на  государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая  крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по  поддержке молодежного предпринимательства» в течение 180 дней с даты  получения Предписания или с даты вступления решения суда в законную силу  в случае обжалования. 

Не согласившись с вынесенным предписанием УФК по Челябинской  области, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя  в экономической сфере, Минэкономразвития Челябинской области обратилось  в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов 


регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность  обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и  нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской или иной экономической деятельности. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6  постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых  вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса  Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании  недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону  или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных  интересов заявителя. 

Как следует из материалов дела, 22.02.2017 между Минэкономразвития  России и Правительством Челябинской области заключено соглашение о  предоставление субсидии на государственную поддержку малого и среднего  предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также  на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства  в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства»  государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие  и инновационная экономика» № 139-08-220 и дополнительные соглашения от  09.06.2017 № 139-08-220/1, от 27.10.2017 № 139-08-220/2 (далее - соглашение   № 139-08-220). 

Соглашение № 139-08-220 заключено в соответствии с требованиями,  установленными пунктами 10-12 Правил формирования, предоставления и  распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила № 999). 

Правила № 999 устанавливают общие требования к формированию,  предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской  Федерации из федерального бюджета. 


средств областного бюджета, 74 433 000 рублей за счет средств, поступающих  из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Поддержка и развитие  малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2016-2019  годы» государственной программы Челябинской «Экономическое развитие и  инновационная экономика Челябинской области» на 2016-2019 годы,  утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от  16.12.2015 № 623-П «О государственной программе Челябинской области  «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области»  на 2016-2019 годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений  Правительства Челябинской области». 

Постановлением Правительства Челябинской области от 05.05.2017   № 234-П «О создании микрофинансовой организации Челябинской области -  Фонд «Центр микрофинансирования Челябинской области» (Микрокредитная  компания)» создан Центр микрофинансирования. 

В соответствии с пунктом 7 Порядка № 517-П и пунктом 3.2.1 договора   № 68-МБ/С субсидия предоставляется при условии предоставления Центром  Микрофинансирования в Министерство: 

- справки об отсутствии у получателя субсидии неисполненной  обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов,  процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах, по состоянию на первое число месяца,  предшествующего месяцу заключения договора; финансового плана Центра  Микрофинансирования на 2017 год. 

Поскольку договор № 68-МБ/С заключен 21.09.2017, суд первой  инстанции пришел к выводу, что справка подлежала предоставлению по  состоянию на 01.08.2017. 

Вышеуказанные документы Центром микрофинансирования в  Минэкономразвитие Челябинской области не представлены. 

Судом первой инстанции рассмотрены и отклонены доводы о том, что на  указанную дату сведения о юридическом лице не были внесены в реестр  юридических лиц, поскольку норма закона и договора содержат императивное  требование о необходимости наличия данного документа, независимо от срока  возникновения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов,  пеней, штрафов, процентов. 

Суд первой инстанции указал, что в соответствии с пунктом 10 Порядка   № 517-П основаниями для отказа Фонду в предоставлении субсидии являются,  в том числе несоответствие представленных Фондом документов требованиям  настоящего Порядка или непредставление (представление не в полном объеме)  документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка. 

В соответствии с пунктом 18 Порядка № 517-П, пунктом 5.1.6 Договора   № 68-МБ/С Минэкономразвитие Челябинской области осуществляет  обязательную проверку соблюдения Центром микрофинансирования условий,  целей и порядка предоставления субсидии, установленных настоящим  порядком и Договором № 68-МБ/С. 

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что 


Минэкономразвития Челябинской области субсидия предоставлена Центру  микрофинансирования при отсутствии документов, предусмотренных пунктом  7 Порядка № 517-П, что является нарушением условий предоставления  субсидии. 

Также являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции довод  апелляционных жалоб, что получателем субсидии могла являться только одна  организация - Центр микрофинансирования. Суд первой инстанции, указал, что  данное обстоятельство не является основанием, освобождающим получателя  субсидии, а также Минэкономразвития Челябинской области от соблюдения  требований бюджетного законодательства, условий предоставления субсидий,  напротив, в соответствии с требованиями Порядка № 517-П, Договора № 68- МБ/С отсутствие необходимых документов является основанием для отказа в  предоставлении средств субсидии. 

Финансовый план Центра Микрофинансирования содержит нулевые  показатели планируемой финансовой деятельности на 2017 год, то есть  фактически противоречит целям, установленным Договором № 68-МБ/С,  Порядком № 517-П, а, следовательно, свидетельствует о том, что стратегии  развития и достижения показателей результативности использования субсидии  Центр Микрофинансирования не имел. 

Кроме того, предоставление субсидии Центра Микрофинансирования до  приобретения им статуса микрофинансовой организации также является  нарушением требований Порядка № 517-П и Договора № 68-МБ/С, так как  целью предоставления субсидии является предоставление субсидии в целях  обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к  финансовым ресурсам, посредством предоставления микрозаймов. 

Статус микрофинансовой организации юридическое лицо приобретает с  момента включения ее в государственный реестр микрофинансовых  организаций (статья 5 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О  микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»). 

Следовательно, при таких обстоятельствах, предоставление субсидии  Минэкономразвития Челябинской области в 2017 году противоречило  требованиям Порядка № 517-П, Договора № 68-МБ/С. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской  Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта  Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального  образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным  некоммерческим организациям, не являющимся государственными  (муниципальными) учреждениями. 

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из  федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного  бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами  Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными  правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми  актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими 


соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных  государственных органов), органов государственной власти субъекта  Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные  нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны  соответствовать общим требованиям, установленным Правительством  Российской Федерации и содержать положения об обязательной проверке  главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств,  предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального)  финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления  субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися  государственными (муниципальными) учреждениями. 

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным  правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим  организациям, не являющимся государственными (муниципальными)  учреждениями, утверждены постановлениям Правительства Российской  Федерации от 07.05.2017 № 541 (далее - Общие требования). 

Согласно Общим требованиям, нормативные правовые акты  Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации, муниципальные правовые акты местной администрации,  устанавливающие порядок определения объема и предоставления из  соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации  субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с БК РФ в  случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о  соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации,  содержат: 

общие положения о предоставлении субсидии;
условия и порядок предоставления субсидии;
требования к отчетности;

требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и  порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение. 

Предоставление Минэкономразвитием Челябинской области субсидий  Центру Микрофинансирования при отсутствии документов, предусмотренных  пунктом 7 Порядка № 517-П, пунктом 3.2.1 Договора № 68- МБ/С является  нарушением условий предоставления субсидии и основанием для направления  заявителем в адрес Центра Микрофинансирования требования об обеспечении  возврата средств субсидии в сумме 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии  из федерального бюджета - 74 432 600 руб.) (пункт 5.1.7 договора № 68-МБ/С). 

Судом также установлено, что полученные в соответствии с договором №  68-МБ/С средства субсидии Центром микрофинансирования в 2017 году не  использованы. 

Согласно п.5.3.7 договора № 68-МБ/С, получатель обязуется вернуть в  областной бюджет не использованный остаток субсидии текущего финансового  года не позднее первых 10 рабочих дней очередного финансового года. 

Так, по состоянию на 01.01.2018 остаток неиспользованной субсидии в 


соответствии с выпиской из лицевого счета № 40701810078000000001 за  период с 01.12.2017 по 31.12.2017, данными счета 51 «Расчетные счета» и счета  86.01 «Целевое финансирование из бюджета» Главной книги за 2017 год,  Отчетом о движении денежных средств за 15.08.2017-декабрь 2017 г. (ф.  0710004), Отчетом о целевом использовании средств за 15.08.2017-декабрь  2017 г. (ф. 0710006), актом сверки взаимных расчетов за период 2017 года  между Министерством и Центром микрофинансирования по договору № 68-  МБ/С по состоянию на 31.12.2017, представленными Центром  микрофинансирования составлял 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии из  федерального бюджета - 74 432 600 руб.). 

При этом, возврат неиспользованного остатка субсидии по состоянию на  01.01.2018 в сумме 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии из федерального  бюджета - 74 432 600 руб.) Центром микрофинансирования в 2018 году не  осуществлен. 

Постановлением Правительства Челябинской области от 29.12.2017   № 778-П «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской  области от 21.09.2017 № 517-П» пункт 17 Порядка № 517-П,  предусматривающий возврат неиспользованного в текущем финансовом году  остатка субсидии, признан утратившим силу и дополнительным соглашением   № 2 пункт 5.3.7 Договора № 68-МБ/С изложен в следующей редакции: «по  истечении текущего финансового года использовать остаток субсидии на цели,  указанные в разделе I настоящего Договора». 

Однако, подпунктом «д» пункта 4 Общих требований предусмотрено, что  при определении условий и порядка предоставления субсидий в нормативном  правовом акте субъекта Российской Федерации указывается условия и порядок  заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных  средств и получателем субсидии соглашения (договора) о предоставлении  субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской  Федерации, а также дополнительного соглашения о расторжении соглашения  (при необходимости) в соответствии с типовой формой, установленной  соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым  органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом  муниципального образования, в том числе с учетом особенностей,  установленных пунктом 8 Общих требований. 

Согласно пункту 6 Порядка 517-П, предоставление Центру  микрофинансирования субсидии за счет средств областного бюджета, в том  числе средств, поступающих из федерального бюджета, осуществляется на  основании договора о предоставлении субсидии, заключенного между  Министерством и Центром микрофинансирования в соответствии с типовой  формой, установленной Министерством финансов Челябинской области. 

Типовая форма договора (соглашения) о предоставлении из областного  бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктом 2  статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утверждена приказом  Министерства финансов Челябинской области от 14.07.2017 № 01/5-121 «Об  утверждении Типовой формы договора (соглашения) о предоставлении из 


областного бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с  пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее -  Приказ № 01/5-121), в которой предусмотрено: «получатель обязуется вернуть  в областной бюджет неиспользованный остаток субсидии текущего  финансового года не позднее первых 10 рабочих дней очередного финансового  года» (пункт 5.3.7). 

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу,  что договор № 68 - МБ/С в редакции дополнительного соглашения № 2 не  соответствует Типовой форме договора (соглашения) о предоставлении из  областного бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с  пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  утвержденной Приказом № 01/5-121. 

В тоже время законы и иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статьи  72, 76 Конституции Российской Федерации), а равно принятым в их исполнение  иным нормативным правовым актам Российской Федерации. 

Согласно статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации  финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31  декабря. 

В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской  Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за  исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Завершение  операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется  в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями  настоящей статьи (пункт 1). Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных  обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового  года прекращают свое действие 31 декабря (пункт 3). 

Пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации  установлено, что не использованные в текущем финансовом году  межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных  межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату  в доход бюджета, из которого они были предоставлены. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской  Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление  субсидий, должны определять: категории и критерии отбора субъектов,  имеющих право на получение субсидии; цели, условия и порядок  предоставления субсидии; порядок возврата субсидии. 

Согласно пункту 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской  Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение  реализации государственных (муниципальных) программ утверждается  законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе  целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу  нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации 


муниципального образования. 

Пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и  действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено  настоящим кодексом и (или) законом (решением) о бюджете. 

В платежных поручениях от 26.09.2017 № 630044, от 26.09.2017 № 630044  в графе назначение платежа указано: «Субсидия в целях обеспечения доступа  субъектов МСП к финансовым ресурсам предоставления микрозаймов Договор   № 68-МБ/С от 21.09.17». 

Исходя из сложившейся схемы распределения полученных средств  субсидии, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Центр  микрофинансирования не является получателем государственной поддержки, а  выступает в качестве посредника между Минэкономразвитием Челябинской  области и конечными получателями государственной поддержки в виде  микрозаймов. Следовательно, средства субсидии не могут считаться  «освоенными» после их зачисления на счет Центра микрофинансирования и  должны быть направлены на осуществление мероприятий, указанных в  Договоре № 68-МБ/С. Отсутствие в договоре № 68- МБ/С условия о возврате  неиспользованных остатков целевых средств не освобождает  Минэкономразвития Челябинской области от обязанностей по соблюдению  бюджетного законодательства. 

Минэкономразвития Челябинской области, дополнительным  соглашением от 29.12.2017 № 2 к договору № 68-МБ/С обязанность по возврату  не использованного остатка по состоянию на 01.01.2018 исключена, чем  допущено ненадлежащее осуществление реализации подпрограммы  «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской  области на 2016-2019 годы» государственной программы Челябинской области  «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области»  на 2016-2019 годы», утвержденной постановлением Правительства  Челябинской области от 16.12.2015 № 623-П (далее - подпрограмма  «Поддержка и развитие МСП»), в связи с необеспечением возврата Центром  микрофинансирования в бюджет Челябинской области не использованного по  состоянию на 01.01.2018 в сумме 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии из  федерального бюджета - 74 432 600 руб.) остатка неосвоенной субсидии. 

Пунктом 52 Правил предоставления и распределения субсидий на  государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая  крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по  поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы  «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной  программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная  экономика», утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 15.04.2014 № 316 (далее - Правила 316) по направлению:  «оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям,  образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП» установлены  следующие показатели результативности использования субсидии, которые 


являются обязательными для выполнения: 

- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь  зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и  среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку; 

- прирост среднесписочной численности работников (без внешних  совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства,  получивших государственную поддержку; 

- количество субъектов малого и среднего предпринимательства,  получивших государственную поддержку; 

- увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства,  получивших государственную поддержку, в постоянных ценах по отношению к  показателю 2014 года; 

- доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и  среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей),  получивших государственную поддержку. 

Согласно подпункту «б» пункта 43 Правил № 316 предоставление  субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на  основании соглашения, заключаемого субъектом Российской Федерации с  Министерством экономического развития Российской Федерации в  соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии,  утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, и  предусматривающего, в том числе значения показателей результативности  использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых  показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации  (федеральных целевых программ), и обязательства субъекта Российской  Федерации по их достижению. 

В соответствии с пунктом 6.1.1.3 Соглашения № 139-08-220  Минэкономразвития Челябинской области обязуется обеспечивать  соответствие значений показателей, устанавливаемых государственными  программами (подпрограммами) субъекта Российской Федерации и (или)  муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия,  направленные на развитие МСП, значениям показателей результативности  использования субсидии, установленных в пункте 2 приложения № 6  «Показатели результативности предоставления в 2017 году субсидий по  мероприятиям, реализуемым в соответствии с заключенным соглашением  между Министерством экономического развития Российской Федерации и  Правительством Челябинской области о предоставлении субсидии на  государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая  крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по  поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы  «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной  программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная  экономика» от 22.02.2017 № 139-08-220» к подпрограмме «Поддержка и  развитие МСП» утвержденной Постановлением № 623-П Центру  Микрофинансирования установлены показатели: 


- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь  зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами МСП,  получившими государственную поддержку - 80 единиц; 

- прирост среднесписочной численности работников (без внешних  совместителей), занятых у субъектов МСП, получивших государственную  поддержку - 6 процентов; 

- количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку107 единиц; 

- увеличение оборота субъектов МСП, получивших государственную  поддержку, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года -9,5  процентов; 

- доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов МСП (без  учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную  поддержку - 10 процентов. 

Согласно приложению № 1 к договору № 68-МБ/С Центру  микрофинансирования установлены значения показателей результативности: 

- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь  зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами МСП,  получившими государственную поддержку - 80 единиц; 

- прирост среднесписочной численности работников (без внешних  совместителей), занятых у субъектов МСП, получивших государственную  поддержку - 5 процентов, что на 1 процент меньше чем предусмотрено  приложением № 6 к подпрограмме «Поддержка и развитие МСП»; 

- количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку107 единиц; 

- увеличение оборота субъектов МСП, получивших государственную  поддержку, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года -6,5  процентов, что на 3 процента меньше чем предусмотрено приложением № 6 к  подпрограмме «Поддержка и развитие МСП»; 

- доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов МСП (без  учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную  поддержку - 10 процентов. 

Дополнительным соглашением № 1 в приложении № 1 к договору № 68- МБ/С указанные выше показатели результативности исключены и введены  новые показатели результативности, не предусмотренные пунктом 52 Правил   № 316, приложением № 6 к подпрограмме «Поддержка и развитие МСП» и  Соглашением № 139-08-220: 

- количество предварительно одобренных заявок о предоставлении  микрозайма - 35 единиц; 

- количество проинформированных субъектов МСП Челябинской области  - потенциальных заемщиков Центра Микрофинансирования -1 000 единиц. 

Согласно дополнительному соглашению № 2 приложение № 1 к договору   № 68-МБ/С изложено в новой редакции: введен следующий показатель  результативности: 

- количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку - 


27 единиц, срок, на который запланировано достижение показателя 31.03.2018. 

Данный показатель установлен в приложении № 6 к подпрограмме  «Поддержка и развитие МСП», в размере 107 единиц. 

Таким образом, Минэкономразвития Челябинской области,  дополнительным соглашением № 2 от 29.12.2017 к договору № 68-МБ/С  установлены показатели результативности использования субсидии, которые не  соответствуют показателям результативности использования субсидии,  установленным пунктом 52 Правил № 316, пунктом 2 приложения № 6 к  подпрограммы «Поддержка и развитие МСП», чем допущено ненадлежащее  осуществление реализации подпрограммы «Поддержка и развитие МСП», в  связи с необеспечением достижения показателей результативности  использования субсидии Центром микрофинансирования и не осуществлением  возврата субсидии в сумме 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии из  федерального бюджета - 74 432 600 руб.) в соответствии с пунктом 16 Порядка   № 517-П. 

В соответствии с пунктом 16 Порядка 517-П субсидия подлежит возврату  в областной бюджет, в том числе при недостижении Фондом значений  показателей результативности (целевых показателей), установленных в  договоре в соответствии с пунктом 6 Порядка 517-П. 

Возврат средств субсидии в соответствии с бюджетным  законодательством по основаниям, указанным в предписании, при  несоблюдении условий и порядка предоставления субсидии, а также при  недостижении Фондом показателей результативности использования субсидии,  в соответствии с которыми оценивается эффективность реализации  мероприятий подпрограммы «Поддержка и развитие МСП», не является  фактором, негативно влияющим на развитие малого и среднего  предпринимательства. 

Установление условий и порядка предоставления субсидий в  нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий,  следует из требований статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и  нацелено на то, чтобы бюджетные средства тратились в соответствии с  принципом эффективности, под которым подразумеваются экономность и  результативность расходов, что, в конечном счете, способствует повышению  качества финансового менеджмента. 

Заявитель полагает, что субсидия, в соответствии с пунктом 16 Порядка   № 517-П подлежит возврату не в федеральный, а в областной бюджет, и только  в следующих случаях: 

Однако, в соответствии с пунктом 1 Порядка № 517-П субсидия  предоставляется Фонду за счет средств областного бюджета, в том числе  средств, поступающих из федерального бюджета. 

Порядок возврата средств субсидии в федеральный бюджет, являющийся 


источником предоставления средств субсидии, согласуется с требованиями  бюджетного законодательства и определен в соответствии с Указаниями о  порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации,  утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65-н. 

Минэкономразвития Челябинской области, в соответствии с пунктом 4  Порядка № 517-П, является органом государственной власти, до которого в  соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как  получателя бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств в  2017 году. 

Таким образом, обязанность осуществления контроля за правомерностью  использования средств субсидии, за соблюдением условий и порядка ее  использования возложена на заявителя (пункт 18 Порядка № 517-П, 5.1.6  договора № 68-МБ/С). 

Следовательно, требования предписания не нарушают права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, так как интересы Минэкономразвития Челябинской области  должны основываться на соблюдении при предоставлении субсидий  требований бюджетного законодательства. 

Кроме того, предписание с требованием о возмещении ущерба  направлено в адрес Минэкономразвития Челябинской области как главного  распорядителя средств бюджета и, следовательно, участника бюджетного  процесса, а не Центра Микрофинансирования. 

Возврат средств субсидии, предоставленной заявителем Центру  Микрофинансирования, предписанный оспариваемым предписанием, основан  на требованиях бюджетного законодательства, иных нормативных правовых  актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нормах договора № 68-  МБ/С о предоставлении субсидии фонду «Центр микрофинансирования  Челябинской области» (Микрокредитная компания) в соответствии с пунктом 2  статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 

Судебной коллегией рассмотрен и отклонен довод подателя жалобы –  Фонда о том, что после списания в установленном порядке денежной суммы  субсидии с единого счета бюджета и ее зачисления на счет фонда указанные  денежные средства утратили статус средств соответствующего бюджета и на  них не распространяются требования бюджетного законодательства, в том  числе и положения статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  фонд не является получателем бюджетных средств. 

Суд апелляционной инстанции отмечает, что Фонд заключив с  Минэкономразвития Челябинской области договор № 68-МБ/С вступил в  бюджетные правоотношения и принял на себя определенные обязанности, в  том числе предусмотренные бюджетным законодательством. 

Зачисление субсидии на счет Фонда не влечет утрату обязанности Фонда,  как субъекта бюджетных правоотношений, в том числе по обеспечению  выполнения условий и порядка предоставления субсидии, достижению  показателей результативности предоставления субсидии, осуществлению  возврата неиспользованных средств. 


Оспариваемое предписание не содержит указание на нарушение статьи  306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также информации о  допущенном нецелевом использовании бюджетных средств, в связи с чем,  судебной коллегией отклоняется ссылка Фонда на постановление  Арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2016 по делу № А60-52701/2015. 

Также, суд апелляционной инстанции отмечает, что оспариваемое  предписание Фонду не выдавалось. 

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не  подлежит, а доводы апелляционных жалоб отклонению по вышеизложенным  основаниям. 

Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу пункта 4  статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  отмену судебного акта по безусловным основаниям, арбитражным судом  апелляционной инстанции не установлено. 

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2019 по делу   № А76-30552/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Фонда  финансирования промышленности и предпринимательства Челябинской  области - Территория Бизнеса (Микрокредитная компания), Министерства  экономического развития Челябинской области - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со  дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд  первой инстанции. 

Председательствующий судья А.П. Скобелкин 

Судьи Е.В. Бояршинова 

 Н.А. Иванова