225/2019-59776(1)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-12586/2019
г. Челябинск 19 сентября 2019 года Дело № А76-2579/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2019 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации Катав-Ивановского городского поселения на решение
Арбитражного суда Челябинской области от 09.07.2019 по делу № А76-
В судебном заседании приняли участие представители:
истца - Администрации Катав-Ивановского муниципального поселения -
ФИО1 (доверенность от 22.07.2019),
ответчика - Администрации Катав-Ивановского городского поселения -
ФИО2 (доверенность № 2 от 22.01.2019).
Администрация Катав-Ивановского муниципального района (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Катав-Ивановского городского поселения (далее – ответчик) об обязании Администрации Катав-Ивановского городского поселения принять затраты в сумме 445 047 492 руб. 73 коп. на объект «Строительство второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод для г. Катав-Ивановска» по акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Контрольно-Счетная палата Катав-Ивановского муниципального района (далее также – КСП, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.07.2019 (резолютивная часть от 03.07.2019) исковые требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию Катав-Ивановского городского поселения Челябинской
области принять затраты на объект «Строительство второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод для г. Катав-Ивановска» по акту приема- передачи объектов нефинансовых активов в течении 30 дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу (т. 2 л.д. 130-134).
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация Катав- Ивановского городского поселения (далее также – податель жалобы, апеллянт) просило решение суда отменить в полном объеме, рассмотреть дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.
Апеллянт указывает на то, что Администрация Катав-Ивановского городского поселения не осуществляет ведение реестра муниципальной собственности Катав-Ивановского городского поселения, эти полномочия возложены на Учреждение Отдел имущественных отношений Катав- Ивановского городского поселения, которое является самостоятельным юридическим лицом и должно было быть привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Администрация Катав-Ивановского городского поселения не имеет возможности исполнить решение арбитражного суда в силу того, что у нее на балансе объект: «Строительство второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод для г. Катав-Ивановска» отсутствует.
В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 07.11.2016 № 74-74511103-07-2016 вводятся в эксплуатацию 10 самостоятельных объектов, а не имущественный комплекс. Ни в разрешении на строительство, ни в проекте, ни в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию «Строительство второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод для г. Катав-Ивановска» не является имущественным комплексом. Именно поэтому на кадастровый учет, согласно проекту и разрешению на ввод объекта в эксплуатацию поставлены 10 объектов: административно-бытовой корпус, производственный корпус, цех механического обезвоживания осадка,
переходная галерея, трансформаторная подстанция ТП № 28, аварийная иловая площадка, площадка депонирования, пункт приема сточных вод, проходная, котельная. Именно на эти объекты, а также на оборудование, установленное в этих 10 объектах, Администрацией Катав-Ивановского муниципального района затрачены денежные средства в сумме 445 057,5 тыс. рублей.
Суд не дал правовую оценку акту № 1 от 31.05.2018 года о приемке- передаче объектов нефинансовых активов, представленному Управлением коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Катав- Ивановского муниципального района, в котором вся сумма затрат - 445 057,5 тыс. рублей прописана одной строкой, в то время, как объектов 10. Акт № 1 от 31.05.2019 не содержит сведений о составе и стоимости оборудования, иного имущества, находящемся внутри каждого из 10 объектов.
Судом в резолютивной части решения не указано, какая сумма затрат и реквизиты документа, по которому должны быть приняты ответчиком эти затраты к учету.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлению капитального строительства Администрации Катав-Ивановского муниципального района было выдано разрешение на строительство № RU74511103-68 от 04.10.2011 второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод в г. Катав-Ивановске).
На строительство объектов второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод в г. Катав-Ивановске были заключены муниципальные контракты на общую сумму 445 047,5 тыс.руб.:
«Второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод г. Катав- Ивановска»;
Согласно актам о приемке выполненных работ (форма КС-2), и Справкам о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) работы по строительству второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод приняты на общую сумму 445 047,5 тыс. рублей.
В соответствии с соглашением о передаче полномочий от 01.08.2011, заключенным на основании решения Совета депутатов Катав-Ивановского городского поселения, между Администрацией Катав-Ивановского муниципального района и Администрацией Катав-Ивановского городского поселения, в порядке, определенном п. 4 ст. 15 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрацией Катав- Ивановского муниципального района городу переданы полномочия по решению вопросов местного значения городского поселения в отношении строительства объекта капитального строительства второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод для города Катав-Ивановска, в том числе проектно-изыскательские работы.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Администрации Катав-Ивановского городского поселения от 07.11.2016 г. № 74-74511103-07- 2016.
Объекты поставлены на кадастровый учет (кадастровые номера объектов 74:10:0411005:31, 74:10:0411005:32, 74:10:0411005:26, 74:10:0411005:28, 74:10:0411005:29, 74:10:0411005:34, 74:10:0411005:30, 74:10:0411005:33, 74:10:0411005:27, 74:10:0411005:25). На спорные объекты зарегистрировано
право собственности (правообладатель - Муниципальное образование Катав- Ивановское городское поселение).
В соответствии с распоряжением Главы Катав-Ивановского муниципального района от 21.05.2017 № 236-р «О передаче капитальных затрат на строительство второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод» в г. Катав-Ивановске в связи с завершением работ по строительству второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод, согласно разрешению на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства Администрации Катав-Ивановского городского поселения дано указание о постановке на балансовый учет объект капитального строительства стоимостью 445 047,49 тыс. рублей.
Однако, затраты по строительству второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод не были приняты Администрацией Катав-Ивановского городского поселения и не отражены в бухгалтерском учете.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Администрации Катав-Ивановского муниципального района в суд.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Администрация Катав-Ивановского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Катав-Ивановска, наделенным Уставом города Катав-Ивановска полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Кроме того, пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), определено, что данные бухгалтерского учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Бюджетному учету подлежат все нефинансовые активы, принадлежащие публично-правовому образованию, в том числе учитываемые в казне.
Отсутствие бюджетного учета имущества муниципальной казны противоречит требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и приводит к искажению бюджетной отчетности в части стоимости активов, находящихся в муниципальной собственности, а также исключает возможность контроля и оценки эффективности использования имущества, составляющего муниципальную казну, в том числе при передаче в аренду.
Как следует из материалов дела, а также было установлено КСП, при проведении проверки, в Реестре муниципального имущества объект «Вторая очередь строительства очистных сооружений бытовых сточных вод в г. Катав- Ивановске, в том числе ПИР» отражен не единым имущественным комплексом (ст. 133.1 ГК РФ), а в виде 10 отдельных объектов. Таким же образом объекты поставлены на кадастровый учет и зарегистрировано право собственности.
КСП также установило, что согласно кадастровым паспортам общая стоимость семи объектов (три объекта не имеют кадастровой стоимости) составляет 2 085, 44 тыс. руб.
Вместе с тем, согласно пункту 23 Инструкции № 157н, объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений на их приобретение, сооружение или изготовление (создание).
В ходе контрольного мероприятия, проведенного КСП было установлено, что на момент начала строительства Администрацией Катав-Ивановского муниципального района Управлению капитального строительства администрации Катав-Ивановского муниципального района было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «Вторая очередь строительства очистных сооружений бытовых сточных вод в г. Катав - Ивановске, в том числе ПИР» от 04.10.2011 № К.Ш4511103-68 (то есть изначально муниципальным заказчиком выступало Управление коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Катав-Ивановского муниципального района).
Указанное обстоятельство не оспаривается представителями лиц, участвующих в деле.
Согласно актам о приемке выполненных работ (форма КС-2), и справкам о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) работы по строительству второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод приняты и оплачены на общую сумму 445 047,5 тыс. руб.
Данная сумма капитальных вложений отражена в бухгалтерском учете и бюджетной отчетности Управления коммунального хозяйства, транспорта и связи на счете 106.КС «Вложения в основные средства - недвижимое имущество, капитальное строительство», что соответствует положениям, установленными пунктами 127, 130 Инструкции № 157н.
В силу пункта 130 Инструкции № 157н счет «Вложения в основные средства» предназначен для учета учреждениями (организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств) операции по
формированию (выбытию) фактических вложений (инвестиций) в объекты нефинансовых активов, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, новым строительством (изготовлением) и реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением, модернизацией, достройкой, дооборудованием зданий и сооружений.
Впоследствии в ходе строительства объекта капитального строительства «Вторая очередь строительства очистных сооружений бытовых сточных вод в г. Катав - Ивановске, в том числе ПИР» постановлением Администрации Катав- Ивановского муниципального района от 23.08.2016 № 712 «О внесении изменений в разрешение на строительство от 04.10.2011 № ЯШ4511103-68» застройщиком определена Администрация Катав-Ивановского городского поселения.
В связи с завершением работ по строительству объекта капитального строительства Администрации Катав-Ивановского городского поселения выдано извещение № 1 об окончании строительства, подписанное Главой Катав- Ивановского городского поселения, где объектом капитального строительства являлся «Вторая очередь очистных сооружений бытовых сточных вод для города Катав-Ивановска, в том числе проектно-изыскательные работы».
Администрации Катав-Ивановского городского поселения по результатам строительства, объектом которого является «Вторая очередь строительства очистных сооружений бытовых сточных вод в г. Катав-Ивановске, в том числе ПИР», выдано:
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 07.11.2016 № 74- 74511103-07-2016 на объект капитального строительства второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод, расположенного по адресу: <...> (постановление Администрации Катав-Ивановского муниципального района от 28.06.2016 № 564 «О присвоении адреса второй очереди строительства очистных сооружений бытовых сточных вод и земельному участку в городе Катав- Ивановске»);
- акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11);
- заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 24.10.2016.
В соответствии с распоряжением Главы Катав-Ивановского муниципального района от 21.05.2017 № 236-р «О передаче капитальных затрат на строительство второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод» в г. Катав-Ивановске в связи с завершением работ по строительству второй очереди очистных сооружений бытовых сточных вод, согласно разрешению на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства Управлению капитального строительства администрации Катав-Ивановского муниципального района, дано указание о передаче с баланса затрат на
капитальные вложения по строительству в сумме 445 047,49 тыс. рублей, а Администрации Катав-Ивановского городского поселения поставить на баланс объект капитального строительства стоимостью 445 047,49 тыс. руб.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя указал, что администрацией Катав-Ивановского муниципального района был подготовлен акт от 31.05.2018 № 1 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов.
Однако до настоящего времени в бюджетном учете Управления коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Катав- Ивановского муниципального района на счете 106КС «Вложения в основные средства» отражены капитальные вложения в строительство объекта «Вторая очередь строительства очистных сооружений бытовых сточных вод в г. Катав - Ивановске, в том числе ПИР» на общую сумму 445 047,49 тыс. руб.
При этом построенный и введенный в эксплуатацию объект капитального строительства на соответствующем счете бюджетного учета Учреждения не отражен, в связи с отсутствием правовых оснований для постановки на учет в качестве основных средств, так как застройщиком является Администрация Катав-Ивановского городского поселения и объект капитального строительства введен в эксплуатацию именно Администрацией Катав-Ивановского городского поселения на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 07.11.2016 № 74-74511103-07-2016.
В соответствии с пунктом 36 Инструкции № 157н объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, принимаются к бюджетному (бухгалтерскому) учету в составе основных средств при наличии подтверждающих государственную регистрацию права или сделки документов, приложенных к первичным учетным документам (акту ввода в эксплуатацию, акту приема-передачи нефинансовых активов).
Сумма фактических вложений в объекты основных средств при передаче фактических вложений в объект нефинансовых активов в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на формирование (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта осуществляется в соответствии с нормами п. 31 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н).
Согласно пункту 34 Инструкции № 162н отражение передачи произведенных вложений в объекты нефинансовых активов в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям осуществляется по дебету счета «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета «Вложения в нефинансовые активы». Указанные операции приемки-передачи активов между субъектами учета при межведомственных расчетах оформляются надлежащим образом в установленном законодательством порядке.
При передаче капитальных вложений в нефинансовые активы в целях корректного формирования консолидированной отчетности соответствующего бюджета необходимо обеспечить синхронизацию показателей бюджетной отчетности с принимающей указанные капитальные вложения стороной.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке. В силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, правовых оснований для уклонения от подписания актов приема-передачи объектов нефинансовых активов у ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что иным, предусмотренным законом способом, заявитель защитить свои права не имеет возможности, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Выводы суда являются верными, основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств, соответствуют нормам материального и процессуального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что принятый судебный акт затрагивает права и интересы лиц, не привлеченных к участию в деле, в частности Отдела имущественных отношений Катав-Ивановского городского поселения подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку данный отдел, обладая правами юридического лица, является структурным подразделением администрации Катав-Ивановского городского поселения.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственная пошлина по апелляционным жалобам относится на подателя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание с Администрации Катав- Ивановского городского поселения в доход федерального бюджета не производится, поскольку она освобождена от уплаты государственной
пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.07.2019 по делу № А76-2579/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Катав-Ивановского городского поселения – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья М.И. Карпачева
Судьи Г.Н. Богдановская
И.Ю. Соколова