ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-13271/2021
г. Челябинск | |
13 декабря 2021 года | Дело № А76-12041/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Ивановой Н.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Миньярский карьер» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.07.2021 по делу №А76-12041/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Миньярский карьер» - ФИО1 (доверенность от 18.10.2021, диплом);
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области – ФИО2 (доверенность №03-07/000084 от 11.01.2021, диплом), ФИО3 (доверенность от 13.01.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью «Миньярский карьер» (далее – заявитель, общество, ООО «Миньярский карьер») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Челябинской области (далее – инспекция, МИФНС №18 по Челябинской области, налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.09.2020 №8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), пени и штрафа по НДПИ.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.07.2021 (резолютивная часть решения объявлена 27.07.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО «Миньярский карьер» обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное истолкование закона. Указывает на незаконность решения инспекции в оспоренной части. Приводит следующие доводы: суд первой инстанции определил в качестве полезного ископаемого щебень, как первую продукцию, соответствующую требованиям стандартов, однако, первой продукцией, по качеству соответствующей ГОСТу 4001-2013, является бутовый камень; в материалы дела представлено профессиональное мнение ФГБУ ВО «УГГУ» о том, что щебень образуется в результате процесса переработки и не является добываемым полезным ископаемым; вывод суда первой инстанции о том, что добываемым полезным ископаемым является щебень, противоречит содержанию сертификата соответствия и разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 №64, в соответствии с которыми, продукция, полученная в результате переработки, не может быть признана полезным ископаемым; в соответствии с техническим проектом, щебень также не является полезным ископаемым; не обоснован вывод суда об отсутствии значения для рассмотрения настоящего дела факта расположения ДСФ за границами горного отвода; к процессу добычи полезного ископаемого причисляются те операции, которые не изменяют основной продукт, но связаны с его доведением до состояния, соответствующего утвержденному стандарту; заявитель осуществляет доставку известняка на перерабатывающее производство, где осуществляется его дробление, которое относится к первичной переработке, а не к циклу добычи полезного ископаемого. В этой связи, по мнению подателя жалобы, произведенное налоговым органом доначисление НДПИ, соответствующих сумм пеней и налоговых санкций произведено в отсутствие законных оснований; налоговым органом нарушен принцип определенности и предсказуемости в налоговых правоотношениях, поскольку в рамках проведенных ранее налоговых проверок по предыдущим налоговым периодам претензий к порядку определения заявителем налоговой базы по НДПИ не предъявлялось.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители инспекции в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы и исследовав представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО «Миньярский карьер» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1107401000453 и состоит на налоговом учете в МИФНС №18 по Челябинской области. Общество на основании лицензии от 01.12.2010 ЧЕЛ 80248 ТЭ осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых (строительного камня) на Миньярском месторождении.
На основании решения от 15.10.2019 №7 должностными лицами МИФНС №18 по Челябинской области в период с 15.10.2019 по 10.07.2020 проведена выездная налоговая проверка общества на предмет полноты уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2016 по 31.12.2017. Результаты проверки отражены в акте проверки от 31.07.2020 №5.
По итогам проверки налоговым органом 18.09.2020 вынесено решение №8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу в том числе доначислен НДПИ за июль-декабрь 2018 года в сумме 14480247 руб., а также начислены пени по НДПИ в сумме 4243364,51 руб. и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДПИ в результате занижения налоговой базы в размере 1016312,95 руб.
Это решение было обжаловано обществом в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 28.12.2020 №16-07/007199 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 18.09.2020 №8 в указанной части, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался выводом о законности и обоснованности решения инспекции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 122 НК РФ налоговым правонарушением является неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 этого Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 336 НК РФ установлено, что объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи, признаются в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1).
В соответствии со статьей 337 НК РФ, в целях главы 26 НК РФ указанные в пункте 1 статьи 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности (пункт 1).
В пункте 2 статьи 337 НК РФ предусмотрено, что видами добытого полезного ископаемого признается в том числе неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).
В силу пункта 3 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
Согласно статьи 338 НК РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) (пункт 1). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 этого Кодекса, если иное не установлено подпунктами 2 и (или) 3 настоящего пункта (подпункт 1 пункта 2). Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 НК РФ (пункт 3). Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 НК РФ (пункт 4).
Статьей 339 НК РФ предусмотрено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема (пункт 1). Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых (пункт 2). При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого (пункт 7).
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 №64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости», данные нормы не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
Возникновение объекта обложения НДПИ связывается законодателем не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2013 года № 189-О и от 24 декабря 2013 года № 2059-О, от 25 июня 2019 № 1517-О).
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных положений и официальных разъяснений, полезным ископаемым, стоимость которого подлежит учету для целей определения налоговой базы по НДПИ, является не непосредственно добываемое сырье, а продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (породе,), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации, в отношении которого окончен весь комплекс технологических операций (процессов) по добыче, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого без учета предусмотренных техническим проектом разработки месторождения операций, относящихся к его дальнейшей переработке. При этом, технологические операции по получению такой продукции должны быть включены в комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого, а также относится к операциям горнодобычи, а не переработки.
Статьей 340 НК РФ установлен порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов: 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий; 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде: 1) материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 НК РФ, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг)); 2) расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со статьей 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых; 3) суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном статей. 256-259.2 НК РФ, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых; 4) расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном статьей 260 НК РФ, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со статьей 261 НК РФ; 6) расходы, предусмотренные подпунктами 8 и 9 статьи 265 НК РФ, за исключением указанных в этих подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых; 7) прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263, 264 и 269 НК РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с главой 25 НК РФ.
Таким образом, оценка стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы осуществляется либо, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого, либо, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого.
В настоящем случае основанием для вынесения решения в оспоренной заявителем части послужил вывод инспекции о занижении налоговой базы по НДПИ по причине неправильного определения налогоплательщиком вида и стоимости единицы добываемого полезного ископаемого (налогоплательщиком в качестве полезного ископаемого определен бутовый камень, тогда как, по мнению инспекции, полезным ископаемым является полученный в результате дальнейшей обработки строительного камня щебень).
В частности, инспекцией установлено, что протоколом заседания территориальной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых Управления по недропользованию по Челябинской области от 15.08.2011 № 02/11-стп принято Дополнение к рабочему проекту «Доработка запасов и горнотехническая рекультивация карьера Миньярского месторождения известняков». В протоколе описаны запасы строительного камня: запасы строительного камня Миньярского месторождения известняков впервые были утверждены протоколом ГКЗ СССР от 20.06.1979 № 8298 в количестве 36097 тыс. куб.м. В качестве основной характеристики промышленного участка, вовлекаемого в отработку, указывается выход щебня в среднем – 84%. Также из протокола следует, что схема первичной переработки заключается в непосредственном изготовлении фракционного щебня, при этом она будет включать: дробление камня до нужной фракции; разделение раздробленного камня па фракции для обеспечения требований ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ». Кроме того, Дополнением к рабочему проекту определены и обоснованы этапы его разработки: очистка полезного ископаемого от поверхностных пустых пород (горно-капитальная вскрыша месторождения); отвалообразование; подготовка камня к выемке (подготовка и проведение буровзрывных работ в пределах добычных блоков); загрузка экскаваторами взорванной массы в автосамосвалы; перевозка подготовленного камня к дробильносортировочной фабрике (ДСФ); дробление камня до нужной фракции; разделение дробленого камня на фракции для обеспечения требований ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных пород для строительных работ».
В «Технологической инструкции по переработке известняков на щебень через ДСФ» дано описание производства щебня. В частности, указано, что выпускается щебень 3-х фракций: 5-20 мм; 20-40 мм; 40-70 мм в соответствии с ГОСТ 8207-93 «Щебень и гравий из плотных пород для строительных работ».
План развития горных работ ООО «Миньярский карьер» на 2018 год включает раздел переработки минерального сырья и получение готовой продукции, а именно, - щебня из природного камня (темно-серого известняка) 3-х фракций: 5-20мм, 20-40мм, 40-70мм в соответствии с ГОСТ 8207-93 «Щебень и гравий для строительных работ». Указанный раздел содержит краткую характеристику дробильно-сортировочного комплекса (ДОС), технологию производства продукции (транспортировки скальной породы на ДСК, неоднократное дробление, сортировка, распределение по фракциям, складирование, отгрузка потребителям), мероприятия по повышению качества щебня и другие положения, касающиеся именно производства из скальной породы щебня.
Согласно техническим проектам разработки месторождения, комплекс технологических операций по добыче полезного ископаемого состоит из добычи строительного камня и первичной обработки его на ДСК за пределами карьера.
Обществом утвержден стандарт предприятия ТУ 5709-001-00288283-2003 «Сырье для производства заполнителей для строительных 19 работ из пород Миньярского месторождения известняков». Эти Технические условия распространяются на карбонатные породы Миньярского месторождения, предназначенные для производства щебня по ГОСТ 8667- 93, ГОСТ 7392-85, ГОСТ 26633-91, известняковой муки по ГОСТ 14050-93, песка из отсевов дробления по ГОСТ 9128-97.
Инспекцией проанализированы ГОСТ 8267-93 и ТУ 5709-001-00288283-2003 «Сырье для производства заполнителей для строительных работ из пород Миньярского месторождения известняков», распространяющиеся на камень бутовый, получаемый из плотных горных пород Миньярского месторождения строительного камня, являющийся исходным сырьем для производства щебня фракций 5-20мм, 20-40мм, 40-70мм в соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93. В результате установлено, что строительный камень, бутовый камень и щебень 3-х фракций отличаются крупностью кусков, состоят из одной породы (а именно – из плотных горных пород Миньярского месторождения). Камень бутовый получается в результате дробления горной массы на ДСК за пределами карьера. Исходя из цены его реализации налогоплательщиком производился расчет налоговой базы по НДПИ
В то же время, как верно отмечено инспекцией, технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, а потому необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 339 НК РФ, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения. Указанный комплекс технологических операций (процессов) может, в частности, включать: операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции, необходимые для облегчения транспортировки и храпения товарного продукта; другие операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. Следовательно, если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение какой-либо продукции из минерального сырья и операции по первичной обработке извлеченного минерального сырья и получаемая продукция в соответствии с классификатором продукции по видам экономической деятельности относятся к горнодобывающей промышленности, то для целей налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым будет признаваться полученная из минерального сырья продукция, а не непосредственно извлекаемое минеральное сырье.
ООО «Миньярский карьер» представлен «Технический проект разработки строительного камня на Миньярском месторождении известняков. 1 очередь». Пунктом 1.3 этого технического проекта «Основные положения» установлено, что Миньярский карьер по добыче известняков является горным производственным цехом ООО «Миньярский карьер». Назначение предприятия – добыча строительного камня на Миньярском месторождении известняков и переработка его на ДСФ с целью получения щебня различных фракций для строительных работ. Разделом 2.5 технического проекта «Характеристика полезного ископаемого» определен вещественный состав продуктивных пород и указано, что: по минеральному составу породы могут быть рекомендованы для производства строительного щебня; по химическому составу щебень, полученный из пород месторождения, удовлетворяет требованиям ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия». В разделе 7 технического проекта «Технологический комплекс на поверхности» отражено, что технологический комплекс на поверхности представлен дробильно-сортировочной фабрикой, горная масса доставляется с карьера автосамосвалами и разгружается в 2 приемных бункера ДСФ, идёт производство щебня 3-х фракций: 5-20 мм; 20-40 мм; 40-70 мм, качественная оценка щебня, получаемого из продуктивных пород данного месторождения, проводится по результатам испытаний керновых проб. Оценка качества щебня выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93, щебень получен путем дробления исходных пород в промышленной щековой дробилке с рассевом на фракции 5-20 мм; 20-40 мм; 40-70 мм. Также предусмотрено, что технологический комплекс на поверхности представлен дробильно-сортировочной фабрикой. Процесс дробления на фракционный щебень на ДСФ описан в разделе 7.1 технического проекта «Прием и обработка полезного ископаемого». В разделе 8 технического проекта определены требования к качеству добываемого полезного ископаемого, которым предусмотрено, что качество полезного ископаемого должно соответствовать требованиям: ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ», ГОСТ 25607-83 «Материалы нерудные для щебеночных и гравийных оснований и покрытий автомобильных дорог», ГОСТ 7392-85 «Щебень из естественного камня для балластного слоя железнодорожного пути», ГОСТ 10268-80 «Бетон тяжелый». Отходы дробления камня (фракция менее 5мм) должны соответствовать требованиям ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ», ГОСТ 14050-93 «Мука известняковая».
То есть, техническим проектом определена продукция – щебень, первая по качеству соответствующая ГОСТам, поскольку дробление камня до нужной фракции, разделение раздробленного камня на фракции для обеспечения требований ГОСТ 8267-93 является неотъемлемым этапом разработки Миньярского месторождения. Выход товарной продукции (щебня) по фракциям принят согласно существующей технологической схеме обработки полезного ископаемого на ДСФ (разделы 7 «Технологический комплекс на поверхности» и 7.1 «Прием и обработка полезного ископаемого»).
Кроме того, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст, к разделу «В» «Добыча полезных ископаемых» отнесена группировка «добыча строительного камня» 08.11. Указанный вид деятельности (код 08.11) относится к группе вида деятельности 08 «Добыча прочих полезных ископаемых». Эта группировка включает: добычу полезных ископаемых из карьеров, а также разработку аллювиальных отложений, скальных пород, соляных месторождений. Получаемые продукты используются главным образом в строительстве (песок, камень и т.п.), в производстве строительных материалов (глина, гипс и т.п.), в производстве химикатов и т.п. При этом группировка не включает: процессы обработки (кроме дробления, измельчения, обогащения, сушки, сортировки и смешивания) добываемых полезных ископаемых.
Процессы дробления и измельчения строительного камня до щебня отнесены общероссийским классификатором к видам добычных работ, равно как и щебень указан среди продуктов горнодобывающей промышленности.
Виду деятельности ООО «Миньярский карьер» присвоен код ОКВЭД - 08.11.2 «Добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня».
Так как техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение щебня и операции по первичной обработке строительного камня в соответствии с ОКВЭД относятся к добывающей промышленности, для целей налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым должен признаваться щебень, тогда как строительный камень (известняк), добываемый налогоплательщиком на Миньярском месторождении, является лишь минеральным сырьем на что обоснованно указано налоговым органом.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что дробление камня может быть признано операцией по переработке продукции горнодобывающей промышленности (обрабатывающее производство) не по признаку нахождения дробильносортировочного комплекса за пределами горного отвода или карьера, а тогда, когда хозяйствующий субъект не занимается одновременно добычей исходного минерального сырья и для нее операции по извлечению минерального сырья (породы) и ее дробление не является единым технологическим процессом, предусмотренным проектом разработки месторождения. Если хозяйствующий субъект одновременно с добычей осуществляет дробление строительного камня в связи с операциями по его добыче, процессы дробления, измельчения и сортировки строительного камня до щебня отнесены общероссийскими классификаторами к видам добычных работ.
В рассматриваемой ситуации общество непосредственно занимается добычей горной породы или строительного камня и осуществляет дробление и сортировку строительного камня в связи с его добычей. Процесс доведения сырья до стандарта качества путем дробления включен в общий технологический процесс разработки месторождения, что позволяет в данном случае отнести дробление к операциям по добыче полезных ископаемых. Само по себе нахождение дробильно-сортировочного комплекса за пределами горного отвода (на что указывает заявитель) не имеет определяющего значения для отнесения дробления строительного камня к добывающим процессам.
Полагая, что добытым полезным ископаемым является бутовый камень, заявитель ссылается на то обстоятельство, что бутовый камень соответствует требованиям ГОСТа 4001-2013 «Камни стеновые из горных пород. Технические условия».
Однако, в силу раздела 1 указанного ГОСТа, он распространяется на стеновые камни из горных пород, получаемые выпиливанием, выкалыванием или разборкой массива, а также путем отбора и доработки крупноглыбовых отходов камнедобычи, предназначенные для кладки несущих стен малоэтажных зданий, декоративных стен, перегородок, колонн, элементов оград, декоративных заборов, пристроек к дому, хозяйственных построек, опорных стен, парапетов и других частей зданий и сооружений, элементов ландшафтной и садово-парковой архитектуры.
Получаемый заявителем бутовый камень не соответствует указанным требованиям и целям. Также отсутствуют ссылки на ГОСТ 4001-2013 в Техническом проекте (качество полезного ископаемого, в соответствии с техническим проектом должно отвечать требованиям ГОСТ 8267-93), а потому оснований для применения в рассматриваемой ситуации положений ГОСТа 4001-2013 не имеется.
Заявитель ссылается на письма ФГБОУ ВО «УГГУ» (получено в ответ на запрос общества от 27.06.2019) и Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 17.07.2019, а также на заключение Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт экономики и антикризисного управления» от 22.03.2019, в соответствии с которыми щебень является продуктом переработки и не относится к полезным ископаемым.
Отклоняя доводы общества в этой части, суд первой инстанции правомерно отметил, что в настоящем случае термин «полезное ископаемое» используется для целей налогообложения в специальном значении, придаваемом ему налоговым законодательством, и не является тождественным добываемому полезному ископаемому по смыслу законодательства о недропользовании. При этом, специалисты в области горной инженерии и экономическом управлении не обладают компетенцией в области налогового права, а потому их мнение не может признаваться определяющим в целях определения объекта налогообложения НДПИ.
В спорный налоговый период заявителем осуществлялась реализация щебня, в связи с чем оценка стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы осуществлена инспекцией в порядке, установленном статьей 340 НК РФ, исходя из сложившихся у налогоплательщика за проверенный налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого – щебня, что привело к правомерному доначислению спорных сумм НДПИ, соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции общество указывало на то обстоятельство, что при проведении инспекцией ранее камеральных налоговых проверок, каких-либо претензий не предъявлялось, что способствовало совершению правонарушения в спорный период и является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
В апелляционной жалобе заявитель дополнительно указал на то, что в рамках проведенных ранее выездных налоговых проверок общества по предыдущим налоговым периодам (за периоды с 01.01.2010 по 31.12.2012 и с 01.01.2013 по 31.12.2015) претензий к порядку определения заявителем налоговой базы по НДПИ также не предъявлялось.
Между тем, в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
В настоящем случае такие разъяснения налоговым органом заявителю не давались, а не выявление нарушений в рамках ранее проведенных камеральных и выездных налоговых проверок за иные налоговые периоды само по себе не исключает возможности установления этого обстоятельства в рамках проведения рассматриваемой выездной налоговой проверки. Отсутствие претензий у проверяющих к налогоплательщику за предыдущие налоговые периоды не может расцениваться, как выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений уполномоченного органа применительно к рассматриваемому периоду, равно как и обстоятельством, способствовавшим совершению правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания решения инспекции в оспоренной части незаконным и отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба– оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.07.2021 по делу №А76-12041/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Миньярский карьер» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: Н.А. Иванова
П.Н. Киреев