ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-14815/2023 от 21.11.2023 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

349/2023-154509(1)



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 18АП-14815/2023

г. Челябинск

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2023 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2023 года. 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Калашника С.Е., Киреева П.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,  рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана на  решение Арбитражного суда Курганской области от 08.09.2023 по делу № А3413916/2022. 

В судебном заседании принял участие представитель Государственного  казенного учреждения «Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской  области» - ФИО1 (паспорт, диплом, доверенность от 27.07.2023). 

Муниципальное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства  и благоустройства города Кургана» (далее – заявитель, Учреждение)  обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании  незаконными предписания от 29.07.2022 и пунктов 2, 3, 4 решения № 2 от  29.07.2022 Департамента финансов и имущества Администрации города  Кургана (далее - заинтересованное лицо, Департамент). 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  Государственное казенное учреждение «Центр закупок и бухгалтерского учета  Курганской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>). 

Решением Арбитражного суда Курганской области от 08.09.2023  заявленные требования удовлетворены. 

Департамент (далее также – апеллянт, податель жалобы), не  согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловал его в апелляционном  порядке, просит решение суда отменить. 

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что  отраженные же в решении Департамента № 2 от 29.07.2022 нарушения были  установлены в отношении проекта контракта, размещенного на официальном  сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 27.06.2022 в  составе извещения № 0843500000222003093, проект контракта не оспаривался  участником закупки при обращении в антимонопольный орган и не 


исследовался последним при рассмотрении жалобы. По результатам  проведенной проверки Комиссией УФАС жалоба заявителя была признана  необоснованной, так как заявка заявителя не соответствовала требованиям  извещения - заявителем не был подтвержден опыт для выполнения работ, на  основании предоставленных в комиссию УФАС материалов и сведений.  Учитывая изложенное, по мнению апеллянта, решение Департамента не  противоречит решению УФАС по Курганской области. Податель жалобы  поддерживает выводы, изложенные в оспариваемых ненормативных актах, о  допущенных Учреждениям нарушениях при составлении описания объекта  закупки. 

В представленном отзыве Государственное казенное учреждение «Центр  закупок и бухгалтерского учета Курганской области» просит решение суда  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Судом в  соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства  на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной  инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников  процесса. 

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом  апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, на официальном сайте единой  информационной системы www.zakupki.gov.ru 27.06.2022 опубликовано  извещение № 0843500000222003093 на выполнение работ по ремонту  автомобильных дорог в 2023 году в рамках национального проекта  «Безопасные качественные дороги» (позиция 1). Идентификационный код  закупки: 2234S0113933945010100100800014211244. Начальная (максимальная)  цена контракта: 287 486 025,12 рублей. 

Муниципальным заказчиком является Муниципальное казенное  учреждение «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города  Кургана». Размещение закупки осуществляет уполномоченное учреждение -  Государственное казенное учреждение «Центр закупок и бухгалтерского учета  Курганской области». 

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона  0843500000222003093 от 07.07.2022 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи  52 Федерального закона № 44-ФЗ электронный аукцион признается  несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на  участие в электронном аукционе только одна заявка соответствует  требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. 

На основании части 5 статьи 52 Федерального закона № 44-ФЗ контракт с  участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую  требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, 


заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального  закона № 44-ФЗ в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ. 

Муниципальное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства  и благоустройства города Кургана» обратилось в Департамент с заявлением о  возможности согласования заключения контракта на выполнение работ по  ремонту автомобильных дорог в 2023 году в рамках национального проекта  «Безопасные качественные дороги» (позиция 1) с муниципальным унитарным  предприятием города Кургана «Специализированное дорожное предприятие» в  соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. 

Руководствуясь правилами согласования контрольным органом в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд, заключения контракта с единственным поставщиком  (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.06.2020 № 961 и проведя внеплановую проверку  на основании приказа Департамента финансов и имущества Администрации  города Кургана № 1163 от 22.07.2022 «О проведении внеплановой  документарной проверки», Департамент вынес решение № 2 от 29.07.2022. 

Данным решением Департамент установил в действиях заказчика  следующие нарушения. 

По мнению Департамента, заказчиком допущено нарушение пункта 1  части 2 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, так  как заказчиком при составлении описания объекта закупки были установлены  условные обозначения и терминология, отличающиеся от условных  обозначений и терминологии, указанных в документах, разрабатываемых и  применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в  соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. 

Так, в приложении № 5 к техническому заданию «Материалы,  используемые при выполнении работ» и в приложении № 1 к проекту  контракта по закупке № 0843500000222003093 на выполнение работ по ремонту  автомобильных дорог в 2023 году в рамках национального проекта  «Безопасные качественные дороги» (позиция 1): 

в позиции 1 в отношении наименования материала «Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь ЩМА 16» указаны требования к марке по  дробимости щебня из изверженных и метаморфических пород не ниже -1200,  согласно п. 5.6 ГОСТ 32703-2014 «Дороги автомобильные общего пользования.  Щебень и гравий из горных пород. Технические требования» вышеуказанные  требования предусмотрены к маркам М1400, М1200, М1000, М800, М600,  М400; 

в позиции 2 в отношении наименования материала «Асфальтобетонная  смесь А16 НН» указаны требования к марке по дробимости щебня из  изверженных и метаморфических пород - не ниже 800 или щебня из осадочных  горных пород - не ниже 800, согласно п. 5.6 ГОСТ 32703-2014 «Дороги  автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород.  Технические требования» вышеуказанные требования предусмотрены к маркам  M1400, M1200, M1000, М800, М600, М400; 

в позиции 3 в отношении наименования материала «Асфальтобетонная  смесь А16 ВН» указаны требования к марке по дробимости щебня из 


изверженных и метаморфических пород - не ниже 800 или щебня из  осадочных горных пород - не ниже 1000, согласно п. 5.6 ГОСТ 32703-2014  «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных  пород. Технические требования» вышеуказанные требования предусмотрены к  маркам М1400, M1200, M1000, М800, М600, М400; 

в позиции 4 в отношении наименования материала «Асфальтобетонная  смесь А8 ВН» указаны требования к марке по дробимости щебня из  изверженных и метаморфических пород - не ниже 1400, согласно п. 5.6 ГОСТ  32703-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из  горных пород. Технические требования» вышеуказанные требования  предусмотрены к маркам Ml400, Ml200, Ml000, М800, М600, М400. 

Кроме того, по мнению Департамента, заказчиком допущено нарушение  части 11 статьи 34 Федерального закона 44-ФЗ, так как муниципальным  заказчиком в пункте 6.2.25. проекта контракта закупки № 0843500000222003093  на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в 2023 году в рамках  национального проекта «Безопасные качественные дороги» (позиция 1) была  отражена редакция не в соответствии с требованиями пункта 1.3.3. Типовых  условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции),  капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных  дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта,  утвержденных Приказом Минтранса России от 05.02.2019 № 37, пункта 5  Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению  контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого  предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих  организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016   № 1466. 

А именно, в пункте 6.2.25. проекта контракта закупки   № 0843500000222003093 указано: «Оплачивать выполненные работы (ее  результаты), субподрядчиком, соисполнителем отдельные этапы исполнения  договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение  10 рабочих дней с даты подписания Подрядчиком документа о приемке  выполненной работы (ее результатов), отдельных видов работ исполнения  договора», в то время как указанными Типовыми условиями контрактов этот  срок установлен «в течение 15 рабочих дней». 

Департаментом решено согласовать МКУ «Управление дорожного  хозяйства и благоустройства города Кургана» заключение муниципального  контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в 2023 году в  рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» (позиция 1)  с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Муниципальным  унитарным предприятием города Кургана «Специализированное дорожное  предприятие» по цене контракта, предложенной участником закупки (пункт 1  Решения). 

По результатам настоящей проверки муниципальному заказчику выдать  предписание об устранении нарушений пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 2  части 1 статьи 33, части 11 статьи 34 Федерального закона 44-ФЗ, пункта 1.3.3.  типовых условий от 05.02.2019 № 37, пункта 5 типовых условий от 23.12.2016   № 1466 в соответствии с требованиями части 9 статьи 93 Федерального закона 


№ 44-ФЗ. При этом, на основании пункта 2 части 9 статьи 93  Федерального закона № 44-ФЗ контракт не может быть заключен до даты  исполнения выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99  настоящего Федерального закона предписания по результатам проведения  внеплановой проверки (пункт 2 решения). 

По установленным нарушениям, по которым усматриваются признаки  административных правонарушений по части 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ, по  части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ материалы проверки подлежат передаче  должностным лицам, уполномоченным на составление протоколов об  административной ответственности (пункт 3 решения). 

В связи с установленными нарушениями Федерального закона № 44-ФЗ  копия настоящего решения по результатам внеплановой документарной  проверки подлежит передаче в Прокуратуру города Кургана, а также в  Департамент развития городского хозяйства, то есть в орган Администрации  города Кургана, в отношении которого субъект контроля является  подведомственной организацией (пункт 4 решения). 

Предписанием от 29.07.2022 заказчику предписано в срок до 19.08.2022: 

- в позиции 1 в отношении наименования материала «Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь ЩМА 16» указать требования к марке по  дробимости щебня из изверженных и метаморфических пород согласно п. 5.6  ГОСТ 32703-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и  гравий из горных пород. Технические требования»; 

- в позиции 2 в отношении наименования материала «Асфальтобетонная  смесь А16 НН» указать требования к марке по дробимости щебня из  изверженных и метаморфических пород или щебня из осадочных горных пород  согласно п. 5.6 ГОСТ 32703-2014 «Дороги автомобильные общего пользования.  Щебень и гравий из горных пород. Технические требования»; 

- в позиции 3 в отношении наименования материала «Асфальтобетонная  смесь А16 ВН» указать требования к марке по дробимости щебня из  изверженных и метаморфических пород или щебня из осадочных горных пород  согласно п. 5.6 ГОСТ 32703-2014 «Дороги автомобильные общего пользования.  Щебень и гравий из горных пород. Технические требования»; 

- в позиции 4 в отношении наименования материала «Асфальтобетонная  смесь А8 ВН» указать требования к марке по дробимости щебня из  изверженных и метаморфических пород согласно п. 5.6 ГОСТ 32703-2014  «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных  пород. Технические требования». 


37, и в соответствии с требованиями пункта 5 типовых условий от  23.12.2016 № 1466, то есть установить срок оплаты субподрядчику,  соисполнителю, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком  (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной  работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения  договора. 

Заявитель, не согласившись с указанным предписанием и пунктами 2, 3, 4  указанного решения Департамента, оспорил их в арбитражный суд по  указанным основаниям. 

Рассмотрев спор по существу, арбитражный суд первой инстанции  установив, что оспариваемое решение Департамента противоречит решению  УФАС по Курганской области от 15.07.2022 № 05-02/97-2022, принятому по  результатам внеплановой проверки по жалобе ООО «Стройтех» на действия  МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» в  отношении одной и той же закупки, учитывая, что антимонопольным органом  нарушений выявленных Департаментом установлено не было, пришел к выводу  о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. 

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их  совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к  следующим выводам. 

В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для  удовлетворения требований о признании недействительными решений органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима  совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному  правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и  действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает  удовлетворение заявленных требований. 

В силу части 1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ в соответствии с настоящим  Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми  актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и  муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие  органы контроля в пределах их полномочий: федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере  закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа,  органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы  местного самоуправления муниципального района, органы местного  самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление  контроля в сфере закупок. 

В силу части 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок, за  исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи,  с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется: федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере  закупок, путем проведения, в том числе, внеплановых проверок в отношении 


субъектов контроля; органом местного самоуправления муниципального  района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в  сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в  отношении субъектов контроля при осуществлении закупок для обеспечения  муниципальных нужд. 

Как установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае в  отношении одной и той же закупки проведена внеплановая проверка  Департаментом финансов и имущества Администрации города Кургана,  результатом которой стали оспариваемые решение и предписание, а также  проведена внеплановая проверка Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области, результат которой отражен в решении от  15.07.2022 № 05-02/97-2022. 

Из содержания решения УФАС по Курганской области от 15.07.2022   № 05-02/97-2022 следует, что 11.07.2022 в адрес УФАС по Курганской области  поступила жалоба ООО «Стройтех» (вх. № ЭП-2726) на действия заказчика -  МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана»  при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на  выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в 2023 году в рамках  национального проекта «Безопасные качественные дороги» (позиция 1)  (извещение № 0843500000222003093). В жалобе Заявитель указал, что его  заявка неправомерно признана несоответствующей требованиям извещения и  ее отклонение является нарушением со стороны комиссии по осуществлению  закупок положений Закона о контрактной системе. 

По результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе ООО  «Стройтех» антимонопольным органом жалоба общества признана  необоснованной, поскольку у комиссии по осуществлению закупок имелись  достаточные основания для принятия решения о несоответствии заявки  заявителя требованиям извещения. 

Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 утвержден  Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по  исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия  (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного  учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению  закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного  управляющего, оператора электронной площадки при определении  поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и  муниципальных нужд (действовавший на дату принятия решения УФАС по  Курганской области). 

Пунктом 3.30 Административного регламента предусмотрено, что  комиссия контрольного органа при рассмотрении жалобы проводит в  соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и настоящим  Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской  Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).  Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы. 

При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, 


уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,  специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее  членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего,  оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также  документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом  жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных  нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 

Согласно пункту 3.33 Административного регламента, по результатам  рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки комиссия  принимает единое решение. 

При принятии решения учитываются обстоятельства дела, установленные  комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой  проверки. 

Таким образом, антимонопольный орган вправе был проверять все  действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного  учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению  закупок, ее членов, а также документов по организации и осуществлению  закупки, являющейся предметом жалобы. Полномочия органа контроля в сфере  закупок при проведении внеплановой проверки не ограничены только доводами  жалобы участника закупки, внеплановая проверка проводится в отношении  всей закупки. Проведение внеплановой проверки лишь на основании доводов  жалобы может повлечь за собой сокрытие иных нарушений, допущенных при  проведении закупки, что противоречит основной цели деятельности  антимонопольного органа - контролю за соблюдением законодательства о  контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и  муниципальных нужд. 

В результате проведения внеплановой проверки вышеуказанной закупки,  Комиссией УФАС по Курганской области нарушений требований  действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд не установлено. 

Вместе с тем, в оспариваемом решении Департамента № 2 от 29.07.2022 в  действиях заявителя установлены нарушения законодательства о контрактной  системе, которые антимонопольным органом выявлены не были. 

Согласно части 17 статьи 99 Закона № 44-ФЗ решения уполномоченных  на осуществление контроля в сфере закупок органа местного самоуправления  муниципального района, органа местного самоуправления муниципального  округа или органа местного самоуправления городского округа, которые  приняты по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки,  не могут противоречить решениям уполномоченных на осуществление  контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, органа  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые приняты по  результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки. 

Учитывая, что в рассматриваемом случае имеется противоречие между  принятым решением антимонопольного органа и принятым решением и  предписанием Департамента, судом первой инстанции обоснованно в порядке  части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской 


Федерации, удовлетворены заявленные требования. 

По существу выявленных Департаментов нарушений, допущенных  Учреждением при подготовке проекта контракта, суд апелляционной  инстанции полагает необходимым отметить следующее. 

Как следует из содержания оспариваемого решения Департаментом  выявлено нарушение, выразившееся в отсутствии при указании марки по  дробимости щебня из изверженных и метаморфических пород, буквенного  обозначения «М». 

Согласно п. 5.6 ГОСТ 32703-2014, выделяют следующие марки по  дробимости щебня из изверженных и метаморфических горных пород, щебня  из гравия и валунов, гравия: М1400, М1200, М1000, М800, М600, М400. 

Как указывает Департамент, в позиции 1 в отношении наименования  материала «Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь ЩМА 16» указаны  требования к марке по дробимости щебня из изверженных и метаморфических  пород не ниже -1200, согласно п. 5.6 ГОСТ 32703-2014 «Дороги автомобильные  общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические  требования» вышеуказанные требования предусмотрены к маркам M1400,  M1200, M1000, М800, М600, М400; в позиции 2 в отношении наименования  материала «Асфальтобетонная смесь А16 НН» указаны требования к марке по  дробимости: щебня из изверженных и метаморфических пород-не ниже 800 или  щебня из осадочных горных пород - не ниже 800, согласно п. 5.6 ГОСТ 327032014 «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных  пород. Технические требования» вышеуказанные требования предусмотрены к  маркам M1400, M1200, M1000, М800, М600, М400; в позиции 3 в отношении  наименования материала «Асфальтобетонная смесь А16 ВН» указаны  требования к марке по дробимости: щебня из изверженных и метаморфических  пород-не ниже 800 или щебня из осадочных горных пород - не ниже 1000,  согласно п. 5.6 ГОСТ 32703-2014»Дороги автомобильные общего пользования.  Щебень и гравий из горных пород. Технические требования» вышеуказанные  требования предусмотрены к маркам М1400, Ml200, Ml000, М800, М600, М400;  в позиции 4 в отношении наименования материала «Асфальтобетонная смесь  А8 ВН» указаны требования к марке по дробимости щебня из изверженных и  метаморфических пород не ниже -1400, согласно п. 5.6 ГОСТ 32703-2014  «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных  пород. Технические требования» вышеуказанные требования предусмотрены к  маркам Ml400, Ml200, Ml000, М800, М600, М400. 

Согласно части 2 статьи 42 Федерального закона № 44-Ф3 извещение об  осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным  законом, должно содержать следующие электронные документы: 1) описание  объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;  2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик,  осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также  указывает информацию о валюте, используемой для определения и  обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты  поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок  применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской  Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и 


используемого при оплате поставленного товара, выполненной  работы, оказанной услуги; 3) требования к содержанию, составу заявки на  участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и  инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление  требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки; 4)  порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с  настоящим Федеральным законом; 5) проект контракта; 6) перечень  дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки,  участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при  осуществлении закупок: а) на оказание услуг специализированного депозитария  и доверительного управления средствами пенсионных накоплений,  установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля  2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования  накопительной пенсии в Российской Федерации»; б) на оказание услуг  специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному  федеральному органу, и доверительного управления, установленных в  соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117- ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения  военнослужащих»; в) на выполнение работ, связанных с осуществлением  регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и  городским наземным электрическим транспортом, установленных  федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных  перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским  наземным электрическим транспортом. 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ  заказчиком использование при составлении описания объекта закупки  показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся  технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских  свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта  закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в  соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом  регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в  национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с  законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований,  связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой  работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при  составлении описания объекта закупки не используются установленные в  соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом  регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации  показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком  описании должно содержаться обоснование необходимости использования  других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. 

Установление в проекте контракта заказчиком марки по дробимости  щебня из изверженных и метаморфических пород без буквенного обозначения  «М», не свидетельствует о том, что заказчиком техническая характеристика  щебня была приведена в ненадлежащем виде, что создавало угрозу введения в  заблуждение относительно значений данной характеристики. 


Обозначение «М» не несет в себе каких-либо характеристик щебня,  носит информационный характер. 

Кроме того, как обоснованно указано Учреждением в Приложении № 5 к  техническому заданию в отношении названной характеристики щебня указано:  «Марка по дробимости щебня из изверженных и метаморфических пород», то  есть заказчиком раскрыто обозначение «М» в полном наименовании. 

Также Департаментом выявлено нарушение части 11 статьи 34  Федерального закона № 44-ФЗ, выразившееся в неверном указании срока  оплаты. 

Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ Правительство  Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов,  подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок. 

Приказом Министерства транспорта РФ от 05.02.2019 № 37 «Об  утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по  строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту  автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и  информационной карты типовых условий контракта» (далее - типовые условия  от 05.02.2019 № 37) утверждены типовые условия контрактов, предметом  которых является, в том числе и ремонт автомобильных дорог. 

Согласно пункту 1.3.3. типовых условий от 05.02.2019 № 37: «В случае  установления в контракте требования о привлечении к исполнению контрактов  субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого  предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих  организаций оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем  товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные  этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком,  соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком  (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной  работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения  договора». 

Аналогичные требования установлены в пункте 5 «Типовых условий  контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов  субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого  предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих  организаций», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016   № 1466 (далее - типовые условия от 23.12.2016 № 1466): «Оплачивать  поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы  (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора,  заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих  дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа  о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги,  отдельных этапов исполнения договора». 

Вместе с тем, в пункте 6.2.25. проекта контракта закупки   № 0843500000222003093 на выполнение работ по ремонту автомобильных  дорог в 2023 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные  дороги» (позиция 1) отражена следующая редакция: «Оплачивать выполненные  работы (ее результаты), субподрядчиком, соисполнителем отдельные этапы 


исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком,  соисполнителем, в течение 10 рабочих дней с даты подписания Подрядчиком  документа о приемке выполненной работы (ее результатов), отдельных видов  работ исполнения договора.». 

Заявитель в обоснование отсутствия вышеуказанного нарушение  указывает, что руководствовался п. 3 ч. 12 ст. 6 Закона № 104-ФЗ. 

Согласно пункту 3 ч. 12 ст. 6 Закона № 104-ФЗ «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок оплаты  заказчиком, не являющимся федеральным органом исполнительной власти,  автономным и бюджетным учреждением, созданным Российской Федерацией,  поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги,  отдельных этапов исполнения контракта по контракту, заключенному по  результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещение об  осуществлении закупки по которому размещено в единой информационной  системе либо приглашения принять участие в закупке по которому направлены  с 1 мая по 30 июня 2022 года включительно, или заключенному с 1 мая по 30  июня 2022 года включительно с единственным поставщиком (подрядчиком,  исполнителем), должен составлять не более пятнадцати рабочих дней с даты  подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7  статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд», за исключением случаев, если: 3) контракт заключен по  результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в  соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона,  при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты  подписания документа о приемке. 

Вместе с тем, данная норма применяется, когда контракт заключен по  результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в  соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона, то  есть когда закупка осуществляется при проведении открытых конкурентных  способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых  участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства,  социально ориентированные некоммерческие организации. 

В период проверки установлено, что извещением N0843500000222003093  на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в 2023 году в рамках  национального проекта «Безопасные качественные дороги» (позиция 1)  требования о закупке у субъектов малого предпринимательства» социально  ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с пунктом 1  части 1 статьи 50 Федерального закона № 44-ФЗ не устанавливалось. 

Кроме того, данная норма закона устанавливает срок оплаты заказчиком  поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги,  отдельных этапов исполнения контракта подрядчику, а пункт 6.2.25. проекта  контракта закупки № 0843500000222003093 предусматривает оплату  подрядчиком выполненных работы (ее результаты) субподрядчику  соисполнителю. 

Вместе с тем, выводы Департамента о необходимости указания в  контракте срока оплаты в количестве 15 дней вместо указанных 10 дней также 


нельзя признать верным. 

В соответствии с пунктом 3 части 13.1 статьи 34 Федерального закона   № 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы  (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта,  предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения  поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении  закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения  принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года  включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая  2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа  о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального  закона, за исключением случаев, если: 1) иной срок оплаты установлен  законодательством Российской Федерации; 2) оформление документа о  приемке осуществляется без использования единой информационной системы,  при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты  подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94  настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения,  составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней; 3) в  соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по  контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат  казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не  более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке,  предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона; 4)  Правительством Российской Федерации в целях обеспечения  обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты. 

Согласно части 11 статьи 6 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации» положения части 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, касающиеся  срока оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов),  оказанной услуги, составляющего не более семи рабочих дней с даты  подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7  статьи Закона № 44-ФЗ, применяются в отношении заказчиков, не являющихся  федеральными органами исполнительной власти, автономными и бюджетными  учреждениями, созданными Российской Федерации, с 1 июля 2022 года при  определении такими заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей),  если извещения об осуществлении закупок размещены в единой  информационной системе либо приглашения принять участие в закупках  направлены с 1 июля 2022 года, или при заключении такими заказчиками с 1  июля 2022 года контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками,  исполнителями). 

Таким образом, вышеуказанная норма устанавливает императивное  правило относительно срока оплаты, которое не может быть изменено по  соглашению сторон контракта. 

Следовательно, суд апелляционной инстанции учитывает, что  Учреждением допущено нарушение действующего законодательства при  указании срока оплаты, вместе с тем, учитывая неверное указание самим  Департаментом данного срока, не может признать решение и предписание 


Департамента в данной части законным и обоснованным. 

Кроме того, поступление оплаты по контракту ранее на 5 рабочих дней не  нарушает права учреждения. 

Подводя итог изложенному, суд апелляционной инстанции соглашается с  выводами суда первой инстанции судом первой инстанции о наличии  оснований для удовлетворения заявленных требований на основании части 2  статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с  судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы  юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на  обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой  инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции  несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого  решения. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для  отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом  апелляционной инстанции не установлено. 

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и  удовлетворения жалобы не имеется. 

В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от  уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового  кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за  рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится. 

Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции 

ПОСТАНОВИЛ:

 решение Арбитражного суда Курганской области от 08.09.2023 по делу   № А34-13916/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу  Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана - без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со  дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд  первой инстанции. 

Председательствующий судья А.П. Скобелкин 

Судьи С.Е. Калашник

 П.Н. Киреев