173/2019-73088(1)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-15524/2019
г. Челябинск
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2019 года. Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 11 сентября 2019г. по делу № А34-10269/2019.
Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее – заявитель, УПФР в г. Кургане Курганской области, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Монтажтеплосервис» (далее – заинтересованное лицо, ООО «Монтажтеплосервис», общество) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 5500 руб. за отчетные периоды февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 11.09.2019 (резолютивная часть решения объявлена 04.09.2019) заявленные требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью «Монтажтеплосервис» в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) штрафные санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 4500 руб. за отчетные периоды апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Фонд (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый
арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что правонарушения совершены заинтересованным лицом 27.02.2019, т.е. в момент предоставления отчета по форме исходная СЗВ-М за февраль и март 2018 года, следовательно, предельный срок для привлечения к ответственности три года истекает 27.02.2022.
Решения от 09.04.2019 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете вынесены в пределах установленного трехлетнего срока.
Как следует из требований об уплате финансовых санкций, страхователю надлежало уплатить финансовые санкции в срок до 24.05.2019. С рассматриваемым заявлением Управление обратилось в Арбитражный суд 29.07.2019, то есть в пределах шестимесячного срока на подачу такого заявления до 24.11.2019.
Таким образом, Управлением не пропущены сроки дня вынесения решения о привлечении к ответственности, а также для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, иных пресекательных сроков для взыскания штрафных санкций законом не предусмотрено.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «Монтажтеплосервис» зарегистрирован в качестве страхователя в Управлении фонда.
Заинтересованным лицом в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом «исходная» 27.02.2019 за отчётные периоды февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.
Управлением проведены проверки по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчётные периоды февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, в ходе которых установлено, что сведения по форме
СЗВМ с типом «исходная» за указанные отчётные периоды представлены не своевременно.
По результатам проверки отчетности по форме СЗВ-М за февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года Управлением 04.03.2019 составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 055S18190000831, № 055S18190000832, № 055S18190000833, № 055S18190000834, № 055S18190000835, № 055S18190000836, № 055S18190000837, № 055S18190000838, № 055S18190000839, № 055S18190000841, № 055S18190000842, фиксирующие выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения актов и иных документов Управлением вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.04.2019 № 055S19190001400, № 055S19190001401, № 055S19190001402, № 055S19190001403, № 055S19190001404, № 055S19190001405, № 055S19190001406, № 055S19190001407, № 055S19190001408, № 055S19190001409, № 055S19190001410, которыми заинтересованное лицо привлечено к ответственности по статье 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 5 500 руб.
Фондом 06.05.2019 обществу выставлены требования № 055S01190001917, № 055S01190001918, № 055S01190001919, № 055S01190001920, № 055S01190001921, № 055S01190001922, № 055S01190001923, № 055S01190001924, № 055S01190001925, № 055S01190001926, № 055S01190001927, об уплате в срок до 24.05.2019 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Поскольку в установленный законом срок требования не исполнены, Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании санкций в общей сумме 5500 рублей.
Удовлетворяя требования заявителя в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем пропущен срок взыскания штрафных санкций в судебном порядке за отчетные периоды февраль и март 2018 года.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда
первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1 статьи 213 АПК РФ).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 АПК РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 АПК РФ).
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее также – ПФ РФ) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы ПФ РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым ПФ РФ.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения
науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Абзац 15 - 17 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Нарушение сроков предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетные периоды апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года сторонами не оспаривается.
При этом, как следует из материалов дела, обществом «Монтажтеплосервис» сведения по исходной форме СЗВ-М за отчетный период февраль 2018 года были представлены 27.02.2019, сведения за март 2018 года были представлены 27.02.2019, то есть с пропуском срока, установленного законом (л.д.8-10, 14-16). Документы приняты Фондом, какие - либо ошибки и неполноты сведений в представленной обществом отчетности органом Пенсионного фонда не выявлено.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление за данные периоды подано Управлением по истечении шестимесячного срока, установленного для взыскания финансовых санкций в судебном порядке.
Сроки для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в статье 17 Федерального закона № 27-ФЗ не установлены.
Как указывалось, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным со взысканием штрафов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании со страхователя суммы финансовых санкций заявитель имеет право обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Судом установлено, что правонарушение совершено обществом 15.03.2018 и 15.04.2018 соответственно (то есть в момент непредставления сведений по форме СЗВ-М за февраль и март 2018 года), о правонарушении Фонд узнал 27.02.2019, следовательно, срок на взыскание санкций в судебном порядке, истек.
Как верно отмечено судом, то обстоятельство, что правонарушения зафиксированы актами о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.03.2019 № 055S18190000831, № 055S18190000832, то есть спустя год после совершения нарушения, не является основанием для исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке с даты фактического принятия решения, поскольку решение составлено с нарушением срока, установленного статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ и статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд учитывает пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О
некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в котором разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на дату обращения Фонда в суд (29.07.2019) с заявлением о взыскании с общества финансовых санкций за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за февраль и март 2018 года срок, установленный законом для взыскания штрафа в судебном порядке, истек.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок на обращение в суд с заявлением Управлением не пропущен, отклоняется судом как основанный на неправильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения. Срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренный абзацем 19 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, на который ссылается пенсионный фонд в апелляционной жалобе, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Обстоятельств уважительности причины пропуска срока подачи заявления о взыскании штрафных санкций Фондом не приведено.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта по доводам жалобы.
Решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курганской области от 11 сентября 2019г. по делу № А34-10269/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.Г. Плаксина
Судьи А.А. Арямов
Н.А. Иванова