ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-16387/20 от 12.02.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-16387/2020

г. Челябинск

16 февраля 2021 года

Дело № А47-3832/2020

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.11.2020 по делу № А47-3832/2020.

Общество с ограниченной ответственностью «Инжиниринг» (далее – истец, ООО «Инжиниринг») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее – ответчик, Администрация) о взыскании суммы убытков в размере 113 250 рублей.

Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 113 250 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на наличие в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) специального порядка заключения договоров на размещение социальной рекламы путем  закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы. Договор № 38 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не содержит существенных условий договора на распространение социальной рекламы. Истец не мог не знать о том, что оказывает услугу в отсутствие договора о распространении социальной рекламы.

В представленном отзыве ООО «Инжиниринг» ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между Администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области и обществом с ограниченной ответственностью «Инжиниринг» заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области № 38 от 25.07.2017 (л.д. 82-85), № 53 от 25.07.2017, № 48 от 25.07.2017, № 54 от 25.07.2020 (л.д. 93-101).

Согласно пунктам 1.1. указанных договоров администрация за плату предоставляет рекламораспространителю право установить и эксплуатировать рекламные конструкции на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, а рекламораспространитель обязуется произвести установку рекламной конструкции, осуществлять ее эксплуатацию и техническое обслуживание для распространения рекламы, социальной рекламы в соответствии с условиями настоящего договора и действующими законодательством в сфере наружной рекламы.

Размещение социальной рекламы на рекламной конструкции осуществляется по требованию администрации по мере необходимости в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, в соответствии с п. 3.2.15 и разделом 6 настоящего договора.

Согласно п. 3.2.15 договоров рекламораспространитель обязан размещать на рекламной конструкции материалы социальной рекламы в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с разделом 6 указанных договоров распространение социальной рекламы осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Из материалов дела видно, что истцу по указанным договорам предоставлены места установки эксплуатации рекламной конструкции:

- автодорога Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области 21км +970м (справа);

- автодорога Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области 20км + 500 м (слева);

- автодорога Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области 14 км + 250 м (слева);

- автодорога Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области 22 км + 570 м (справа).

Истец указал, что им в 2017-2018 гг. по заданию администрации на рекламных конструкциях размещалась социальная реклама.

По мнению истца, между сторонами заключен договор на размещение рекламных баннеров социальной направленности, что подлежит оплате.

Стоимость определена истцом в соответствии с отчетом об оценке № 24/09-2020 от 06.10.2020, выполненного ООО «ОренЛайт» и составляет 113 250 рублей.

Направленная истцом ответчику претензия от 20.02.2020 оставлена последним без удовлетворения.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что между истцом и ответчиком фактически сложились правоотношения по договору оказания услуг на размещение социальной рекламы, которые требуют от ответчика оплатить фактически оказанные ему услуги.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.

Как установлено судом, возникшие между сторонами правоотношения по размещению наружной рекламы на территории муниципального образования подпадают под регулирование Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

На основании части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Таким образом, договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный, прямо предусмотренный законом гражданско-правовой договор, наделяющий рекламораспространителя правом установки и эксплуатации рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (в рассматриваемом случае - органом местного самоуправления) и не предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в отношении имущества собственника.

Правоотношения сторон по заключению договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции регулируются положениями Закона о рекламе и нормами гражданского законодательства.

Социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (часть 11 статьи 3 Закона о рекламе).

Согласно части 2 статьи 10 Закона о рекламе органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о рекламе заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Порядок обязательного заключения договора установлен в статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

При этом частью 4 статьи 445 ГК РФ предусматривается, что, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения обязательного договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Следовательно, рекламораспространитель обязан заключить договор с любым лицом, которое к нему обратится с предложением о распространении социальной рекламы в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы.

Довод подателя апелляционной жалобы о необходимости заключения договора на размещение социальной рекламы в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд противоречит положениям Закона о рекламе.

Так, часть 2 статьи 10 Закона о рекламе применяется только в тех случаях, когда органы государственной власти и местного самоуправления целенаправленно осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Предусмотренная частью 3 статьи 10 Закона о рекламе обязанность рекламораспространителя по заключению договора на распространение социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы возложена законодателем на всех рекламораспространителей. При этом данная норма не предусматривает заключение указанного договора на распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку в отличие от части 2 статьи 10 Закона о рекламе часть 3 статьи 10 данного Закона определяет обязательный случай заключения договора на распространение социальной рекламы с уже известным рекламораспространителем.

Следовательно, в данном случае договор на размещение социальной рекламы заключается на основании Закона о рекламе в соответствии с положениями статьи 445 ГК РФ.

Как установлено судом первой инстанции, пункт 1.1. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций предусматривает размещение социальной рекламы на рекламной конструкции по требованию администрации по мере необходимости в соответствии с действующими нормами законодательства Российской Федерации.

Из переписки сторон усматривается, что администрация просила ООО «Инжиниринг» получить баннеры, содержащие социальную рекламу, и разместить их на рекламных конструкциях (л.д. 25-28).

Истцом баннеры получены и размещены, что подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами (л.д. 29-33).

Как указывает истец всего размещено пять рекламных баннеров на трех рекламных конструкциях, ответчиком доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Податель апелляционной жалобы указывает на отсутствие заключенного договора между истцом и ответчиком на размещение социальной рекламы.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (пункт 2 статьи 158, пункт 3 статьи 432 ГК РФ) (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации  о заключении и толковании договора» (далее – Постановление № 49)).

Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма (часть 1 статьи 434 ГК РФ). Договор в письменном форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Несоблюдение требований к форме договора при достижении сторонами соглашения по всем существенным условиям (пункт 1 статьи 432 ГК РФ) не свидетельствует о том, что договор не был заключен (пункт 3 Постановления № 49).

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту ее акцепта (часть 1 статьи 433 ГК РФ).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта действий по выполнению указанных в ней условий (отгрузка товара, предоставление услуг, выполнение работ, оплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (часть 3 статьи 438 ГК РФ).

По смыслу пункта 3 статьи 438 ГК РФ для целей квалификации конклюдентных действий в качестве акцепта достаточно того, что лицо, которому была направлена оферта, приступило к исполнению предложенного договора на условиях, указанных в оферте, и в установленный для ее акцепта срок. При этом не требуется выполнения всех условий оферты в полном объеме. В этом случае договор считается заключенным с момента, когда оферент узнал о совершении соответствующих действий, если иной момент заключения договора не указан в оферте и не установлен обычаем или практикой взаимоотношений сторон (пункт 1 статьи 433, пункт 3 статьи 438 ГК РФ). Если действия совершены в срок, указанный в оферте, но оферент узнал о совершении таких действий по истечении такого срока, то подлежат применению правила статьи 442 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 13 Постановления № 49).

Судом первой инстанции установлено, что после получения писем от администрации о размещении социальной рекламы, соответствующие услуги были оказаны истцом.

Относительно доводов о несогласовании существенных условий суд отмечает следующее, что в силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ, статьи 779 ГК РФ для договора возмездного оказания услуг существенным условием будет предмет.

Условие о сроке оказания услуг не является существенным, при отсутствии условия о сроке, подлежат применению правила пункта 2 статьи 314 ГК РФ (пункт 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165), равно как и при отсутствии в договоре такого условия как цена, которая определяется по правилам пункта 3 статьи 424 ГК РФ (пункт 54 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996).

Таким образом, в силу наличия условия в договорах № 38 от 25.07.2017, № 53 от 25.07.2017, № 48 от 25.07.2017, № 54 от 25.07.2020 о размещении социальной рекламы по требованию администрации, наличия таких требований с указанием на необходимость размещения рекламы на щитах, находящихся у ООО «Инжиниринг», предоставления такой социальной рекламы (т.е. указание на вид оказываемой услуги), следует признать заключенным путем совершения фактических действий договор между Администрацией и Обществом на размещение социальной рекламы.

Более того, как верно указано судом первой инстанции, если сторона приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердила действие договора, она не вправе недобросовестно ссылаться на то, что договор является незаключенным (пункт 3 статьи 432 ГК РФ, пункт 6 Постановления № 49).

Доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии у него обязанности по оплате оказанных услуг на размещение социальной рекламы, т.е. о безвозмездности таких услуг, подлежит отклонению на основании следующего.

Как указывалось, согласно пункту 1.1 договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций размещение социальной рекламы на рекламной конструкции осуществляется по требованию Администрации по мере необходимости в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, в соответствии с пунктом 3.2.15 и разделом 6 договора.

Согласно пункту 3.2.15 рекламораспространитель обязан размещать на рекламной конструкции материалы социальной рекламы в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Разделом 6 установлено, что распространение социальной рекламы осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству его условий.

В силу пункта 1 статьи 423 ГК РФ возмездным признается договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей.

Пунктом 3 статьи 423 ГК РФ предусмотрено, что договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

Как указывалось, договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций относительно размещения социальной рекламы указывает на регулирование Законом о рекламе, положений о том, что размещение социальной рекламы происходит на безвозмездной основе также не содержит.

В свою очередь, статья 10 Закона о рекламе также не предусматривает безвозмездность заключения договора на основании части 3 указанной статьи на безвозмездной основе для рекламодателя (Администрации), равно как и Решение Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 11.08.2015 № 603 «Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций и Порядка проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области» не предусматривает безвозмездности размещения социальной рекламы.

Таким образом, в отсутствие иных указаний, положения части 3 статьи 10 Закона о рекламе устанавливая предел годового объема распространяемой рекламы распространителем, регулируют отношения только в части заключения договора в обязательном порядке за плату. При этом данная норма не содержит запрета на принятие на себя распространителем добровольного обязательства по возмездному либо безвозмездному распространению социальной рекламы в объеме, превышающем пять процентов годового объема распространяемой им рекламы.

Следовательно, отсутствуют основания для вывода о безвозмездности оказания услуг ООО «Инжиниринг» для администрации по размещению социальной рекламы на рекламных конструкциях, принадлежащих ООО «Инжиниринг» и размещенных на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования  Оренбургский район Оренбургской области № 38 от 25.07.2017, № 53 от 25.07.2017, № 48 от 25.07.2017, № 54 от 25.07.2020

На основании пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В силу положений статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и с требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям. Односторонний отказ от обязательств не допускается.

Стоимость оказанных услуг определена истцом на основании отчета об оценке № 24/09-2020, выполненного ООО «ОренЛайт», согласно которому стоимость за размещение рекламы на рекламных щитах за указанный период, по указанным адресам:

- с 18.12.2017 по 01.02.2018, находящегося по адресу: Россия, Автодорога Оренбург-Орск-Шильда-Граница Челябинской области 20 км + 500 м (справа) (Сторона Б); Россия, Автодорога Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области 22 км + 570 м (справа) (Сторона Б);

- с 02.02.2018 №o 18.03.2018, находящегося по адресу: Россия, Автодорога Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинском области 20 км + 500 м (справа) (Сторона Б); Россия, Автодорога Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области 22 км + 570 м (справа) (Сторона Б);

- с 16.08.2018 но 15.09.2018, находящегося по адресу: Автодорога Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области 14 км + 250 м (слева) (Сторона А) по состоянию на дату оценки (15.09.2018) с учетом округления составляет 113 250 руб.

Ответчиком отчет не оспорен и не признан недостоверным в судебном порядке или в ином установленном законодательством порядке.

С учетом изложенного, учитывая отсутствие оснований для вывода о безвозмездном оказании услуг, судом первой инстанции правомерно взыскано 113 250 рублей стоимости услуг по размещению социальной рекламы.

Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.11.2020 по делу № А47-3832/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                           Е.В. Бояршинова

Судьи                                                                         П.Н. Киреев

                                                                                   А.П. Скобелкин