ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-19039/2019
г. Челябинск | |
07 февраля 2020 года | Дело № А76-35314/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2020 года .
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2020 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.11.2019 по делу №А76-35314/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя ФИО1 - ФИО2 (паспорт, доверенность от 23.08.2019);
Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу - ФИО3 (паспорт, доверенность от 09.01.2020).
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (далее – МРУ Росфинмониторинга по УФО, ответчик) от 01.08.2019 № 03-19/35 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.11.2019 заявление удовлетворено. Судом признано незаконным и отменено принятое в г. Екатеринбурге в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Челябинск, ОГРН <***>, постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу от 01.08.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-19/35.
МРУ Росфинмониторинга по УФО с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.
МРУ Росфинмониторинга по УФО считает неверными выводы суда первой инстанции о том, что заключая договоры участия в долевом строительстве ИП ФИО1 действует не от своего имени, а от имени ООО «Риэлт Стройком», являющегося агентом ООО «Новые горизонты».
Податель жалобы указывает, что в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении установлено, что ИП ФИО1 в соответствии со статьей 5 Федерального закона №115-ФЗ является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, следовательно, на нее распространяется обязанность по исполнению всех требований к таким организациям, установленных статьей 7 Федерального закона №115-ФЗ.
В судебном заседании представитель МРУ Росфинмониторинга по УФО поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель ИП ФИО1 – возражения на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 15.04.2019 по 30.06.2019 на основании приказа руководителя МРУ Росфинмониторинга по УФО от 15.04.2019 № 21/31 (т.1, л.д.64-65) комиссией МРУ Росфинмониторинга по УФО проведена камеральная проверка соблюдения ИП ФИО1 требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 27.07.2018 по 14.04.2019.
Актом проверки от 13.06.2019 № 11 установлено, что заявителем не исполнены требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ в части организации и осуществления внутреннего контроля (т.2, л.д.1-16).
18.06.2019 в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 03-19/35 (т.2, л.д.17-25).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением от 01.08.2019 № 03-19/35 заявителю назначено административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения (т.1, л.д.12-15).
Не согласившись с данным постановлением, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 этой статьи, в виде предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 этой статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 этой статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Полномочиями по рассмотрению дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными нормами, наделены органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о противодействии легали3ации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (статья 23.6 КоАП РФ).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 №808, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.
Таким образом, оспоренные постановления вынесены МРУ Росфинмониторинга в пределах предоставленных этому органу полномочий.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц, урегулированы Законом №115-ФЗ.
Статьей 3 Закона №115-ФЗ установлено, что для целей этого закона под операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 4 Закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: 1) организация и осуществление внутреннего контроля; 2) обязательный контроль; 3) запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; 4) иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 5 Закона №115-ФЗ, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в числе прочих относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Права и обязанности, возложенные этим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются в том числе на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В соответствии с пунктами 1.1, 4 статьи 6 Закона №115-ФЗ, сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
Подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в том числе идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 этого Федерального закона, а также документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, вид операции и основания ее совершения, дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена, сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктами 2 и 5 указанных Требований правила внутреннего контроля являются документом, который устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля, определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию. В правилах внутреннего контроля устанавливаются полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.
Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 №59 утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в соответствии с пунктов 2.1 и 2.4 которого, идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, проверку наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона, определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу, выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории), оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска, обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей. Организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. Результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки в соответствии с пунктом 2.5 Положения фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.
Субъектом административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ может быть лицо, которое указано в перечне, установленном статьей 5 Закона № 115-ФЗ, при совершении операций с клиентами, которые определены в статье 3 этого же Федерального закона.
Из системного анализа приведенных норм следует, что обязанности, установленные подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, возникают только при условии фактического осуществления деятельности, указанной в статье 5 данного закона.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к выводу, что под оказанием организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества в контексте статей 5 и 3 Закона №115-ФЗ следует понимать такие виды посредничества, когда это юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом непосредственно участвует в такой сделке и, соответственно, самостоятельно (но в интересах представляемого) осуществляет операции с денежными средствами или названным подконтрольным имуществом.
Судом установлено, что ООО «Новые горизонты» является застройщиком, который возводит многоквартирные жилые дома «жилой комплекс «Западный луч», 2-я очередь строительства, расположенные по ул. Труда в Центральном районе г.Челябинска.
В целях реализации возведенных объектов недвижимости ООО «Новые горизонты», выступающее в качестве принципала, заключило с ООО «Риэлт Стройком» - агентом, агентский договор № 29/112-2009/Р/7 Труда от 01.07.2015, в соответствии с которым, агент - ООО «Риэлт Стройком» обязалось:
- организовать продажи путем создания и поддержания соответствующей сети на территории Российской Федерации;
- осуществлять поиск субагентов (риэлтерских агентств) и определять территориальные границы их деятельности;
заключать субагентские договоры с субагентами (риэлтерскими агентствами) от своего имени, но за счет Принципала, оставаясь ответственным за действия субагентов (риэлторских агентств) перед Принципалом;
- разработать электронную систему организации продаж в 1C, обеспечить ее внедрение у субагентов (риэлтерских агентств);
- осуществлять контроль организации продаж субагентами (риэлтерскими агентствами) на основе единой электронной системы организации продаж в 1C с целью защиты интересов Принципала и соблюдения его указаний, в том числе соблюдения единой ценовой политики Принципала в части совершения сделок с покупателями по цене не ниже стоимости, определенной в Прайс-листе Принципала на дату совершения сделки с учетом условий продаж, установленных Принципалом (Приложение № 2). Прайс-лист может изменяться Принципалом в одностороннем порядке с соблюдением условий, установленных в пункте 2.3.3 настоящего договора; соблюдения плана продаж, установленного Принципалом (Приложение № 3 к настоящему договору);
- продавать от имени и за счет Принципала объекты недвижимости с соблюдением условий продаж, установленных Принципалом (Приложение №2);
- покупать от имени и за счет Принципала объекты недвижимости по отдельным поручениям Принципала с соблюдением условий покупки, указанных в поручении;
- изучать рынок сбыта, рекомендовать Принципалу параметры изменения ценовой политики;
- оказывать Принципалу необходимое содействие для защиты его прав, информировать о нарушении прав, ставших известными Агенту при исполнении настоящего договора.
В целях осуществления ООО «Риэлт Стройком» поименованных в агентском договоре видов деятельности ООО «Новые горизонты» выдало нотариальную доверенность от 06.06.2018.
В свою очередь ООО «Риэлт Стройком» передоверило указанные в доверенности полномочия индивидуальному предпринимателю ФИО1, выдав ей нотариальную доверенность от 06.06.2018 в силу которой предприниматель осуществляет действия по предоставлению интересов общества по вопросам, связанным с заключением и документальным сопровождением договоров на приобретение в собственность гражданами и юридическими лицами квартир, нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих Обществу на праве собственности, для чего предоставлено право подписи предварительных и основных договоров, в том числе договоров участия в долевом строительстве, актов приема-передачи недвижимого имущества, справок об оплате и прочие.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что заключая договоры участия в долевом строительстве ИП ФИО1 действует не от своего имени, а от имени ООО «РиэлтСтройком», являющегося агентом ООО «Новые горизонты». Соответственно, в силу пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации такие действия предпринимателя порождают права и обязанности у представляемого им лица.
Операций с имуществом, подлежащим контролю в соответствии с Федеральные законом № 115-ФЗ, а также с денежными средствами ФИО1 непосредственно и самостоятельно не производится; стороной сделок, повлекших установление, изменение или прекращение связанных с ней гражданских прав и обязанностей в отношении недвижимого имущества ИП ФИО1 не является; услуги ИП ФИО1 носят исключительно консультационный и сопроводительный характер, о чем непосредственно свидетельствует перечень прав и обязанностей ИП ФИО1, закрепленные в субагентском договоре № 7/012-2011/ЖУР от 01.08.2018.
Суд первой инстанции верно отметил, что само по себе наличие у ИП ФИО1 соответствующего кода ОКВЭД (деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе), не является основанием для отнесения его к субъектам, подпадающим под действие Федерального закона №115-ФЗ с соответствующим распространением на него обязанностей, предусмотренных указанным Законом, поскольку не может служить бесспорным доказательством фактического осуществления предпринимателем такого рода деятельности.
Исходя из буквального толкования статей 1, 5, 7 Закона № 115-ФЗ и учитывая, что под операциями с денежными средствами или иным имуществом в данном Федеральном законе понимаются именно действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, обязанность по организации внутреннего контроля возлагается только на те юридические лица, которые фактически осуществляют соответствующие операции.
Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных прав или реализацию указанных программ.
Таким образом, обязанность по организации внутреннего контроля в рассматриваемом случае возникает только при условии фактического оказания предпринимателем посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, чего ИП ФИО1 не осуществляет. Более того, стороной в сделках, повлекшей установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей она не является.
Вместе с тем, между ИП ФИО1, выступающей в качестве субагента и ИП ФИО4 - агентом, заключен субагентский договор №7/012-2011/ЖУР от 01.08.2018г., согласно п.2.1 которого, субагент обязуется от имени Агента, в интересах, за счет Принципала по поручению Агента оказывать Агенту на территории Российской Федерации услуги по содействию в продаже Объектов недвижимости, права на которые, принадлежат Принципалу, и предлагаются к продаже (далее по тексту - Субагентские услуги), а Агент обязуется оплатить Субагенту вознаграждение за выполнение Субагентских услуг, размер которого определяется на основании спецификации (Приложение № 1 к настоящему договору).
Согласно п. 2.3. договора, субагентские услуги включают в себя:
- поиск субагентом потенциальных покупателей;
- проведение переговоров с потенциальными покупателями объектов недвижимости по вопросам заключения сделок о приобретении объектов недвижимости, их стоимости, порядке оплаты и других существенных условиях сделок, предоставленных субагенту агентом;
- ознакомление потенциальных покупателей с объектами недвижимости, а также со всей документацией и информацией, касающейся объектов недвижимости, предоставленной субагенту агентом;
- предоставление консультаций по вопросам оформления и заключения сделок, направленных на приобретение в собственность потенциальных покупателей объектов недвижимости, в соответствии с действующим законодательством страны резидентства принципала, на основании сведений, предоставленных Агентом.
Согласно пункту 3.1. договора, субагент обязуется в том числе исполнять субагентские услуги в соответствии с регламентом оказания услуг по содействию в продаже Объектов недвижимости, установленного агентом (Приложение № 2 к настоящему договору); производить действия, связанные с документальным сопровождением сделок о приобретении объектов недвижимости, заключаемых в рамках исполнения субагентских услуг.
Таким образом, деятельность ИП ФИО1 в рамках исполнения обязанностей, предусмотренных субагентским договором, носит исключительно сопроводительный характер (проведение переговоров, ознакомление c документацией, предоставление консультаций).
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что само по себе отнесение предпринимателя к перечню, содержащемуся в статье 5 Закона № 115-ФЗ, не влечет для него возникновения обязанности по соблюдению указанных нормативных требований при оказании услуг, не связанных с осуществлением им операций с денежными средствами и иным имуществом.
Согласно банковской выписке по расчетным счетам ИП ФИО1 индивидуальный предприниматель получает денежные средства с назначением платежей: «Вознаграждение по договору 7/012-2011/ЖУР от 01.08.2018 за содействие в продаже объектов недвижимости», что лишний раз подтверждает, что предприниматель не участвует в сделках с недвижимостью, а осуществляет деятельность в рамках заключенного с ИП ФИО4 договора.
Поступавшие на счет предпринимателя денежные средства являются оплатой его услуг и не имеют отношения к средствам, уплачиваемым за приобретение объектов недвижимости.
Кроме того, предусмотренные агентским договором № 29/112-2009/Р/7 Труда от 01.07.2015 и субагентским договором № 7/012-2011/ЖУР от 01.08.2018 услуги носят консультационный и сопроводительный характер. Такие услуги не относятся к сделкам, в отношении которых следует выполнять требования статьи 7 Закона № 115-ФЗ.
Поскольку под оказанием лицом посреднических услуг при осуществлений сделок купли-продажи недвижимого имущества в контексте статьи 5 Закона № 115-ФЗ следует понимать такие виды посредничества, когда лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, участвует в такой сделке и, таким образом, осуществляет операции с денежными средствами или названным подконтрольным имуществом, деятельность, осуществляемая ИП ФИО1 не подлежит контролю в рамках Закона № 115-ФЗ.
Отсутствие составов правонарушений в действиях предпринимателя исключает возможность привлечения его к административной ответственности (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), а потому оспоренные по настоящему делу постановления управления подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Доводы подателя апелляционной жалобы, что оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества необходимо рассматривать в широком смысле, а именно: исходя из самого факта регистрации в соответствующих статистических документах кодов ОКВЭД, предусматривающих подконтрольный вид деятельности, упомянутый в статье 5 Закона № 115-ФЗ, судебной коллегией отклонены.
Согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В соответствии с абзацем 11 статьи 3 Закона № 115-ФЗ под клиентом понимается как юридическое, так и физическое лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом.
В абзацах 3 и 4 пункта 17 Информационного письма Росфинмониторинга от 10.02.2016 № 50 "О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли" дано разъяснение территориальным органам о применении положений статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ в части определения понятия "клиента", подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которых следует, что клиентами по отношению к агенту являются принципал и покупатель/продавец имущества, а сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым в рамках агентского договора, представляются агентом.
Таким образом, с учетом установленных судом в настоящем деле обстоятельств, ни покупатели объектов недвижимости - физические лица, ни продавец - общество с ограниченной ответственностью «Новые горизонты», клиентами предпринимателя не являлись, посредническую деятельность для них осуществлял агент - общество с ограниченной ответственностью "Риэлт Стройком", от лица которого и действовал предприниматель. Некорректные формулировки в преамбулах договоров купли-продажи квартир в части указании лица, непосредственно действующего в интересах продавца, не изменяют фактическое содержание правоотношений представительства между предпринимателем и агентом, оказывающим посреднические услуги продавцу.
С учетом изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании административным органом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.11.2019 по делу №А76-35314/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи Е.В. Бояршинова
П.Н. Киреев