349/2021-10291(1)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-260/2021
г. Челябинск 17 февраля 2021 года Дело № А47-9128/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года. Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.11.2020 по делу
№ А47-9128/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Глобал Мониторинг» -
ФИО1 (паспорт, доверенность от 01.01.2021, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской
области - ФИО2 (удостоверение, доверенность от 11.08.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью «Глобал Мониторинг» (далее - заявитель, общество, ООО «Глобал Мониторинг») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Оренбургское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 22.06.2020.
Судом, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены государственное казенное учреждение «Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций», государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр организации закупок».
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
С указанным решением не согласилось Оренбургское УФАС России, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что заказчик при
составлении закупочной документации основывался на информации, размещенной на официальном сайте АО ГЛОНАСС, где указано достаточное количество организаций, занимающихся предоставлением доступа к АСМ «ЭРА» и оказанием услуг по техническому обслуживанию и обеспечению функционирования системы мониторинга транспортных средств.
Податель жалобы считает, что установленные в техническом задании требования не ограничили количество потенциальных участников.
Также указывает, что судом не установлен факт нарушения данным актом прав и законных интересов ООО «Глобал-Мониторинг».
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия представителей не явившихся лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно Уставу ГКУ "Центр ГО и ЧС", основными целями деятельности учреждения являются предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидация их последствий; организация и осуществление на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Оренбургской области от возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности и объектов гражданской обороны; сбор и обмен информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
ГКУ Оренбургской области «Центр организации закупок» на сайте www.zakupki.gov.ru 04.06.2020 размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки № 0853500000320006038 наименование объекта закупки - на оказание услуг по техническому обслуживанию и обеспечению функционирования системы мониторинга транспортных средств с использованием системы ГЛОНАСС; заказчик - ГКУ "Центр ГО и ЧС"; дата и время окончания подачи заявок - 15.06.2020 09:00.
Согласно приложению № 1 к извещению о проведении запроса котировок в электронное форме "Техническое задание", наименование услуг - оказание услуг по техническому обслуживанию и обеспечению функционирования системы мониторинга транспортных средств с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОГАСС; аппаратная часть - абонентские телематические терминалы СМАРТ S-2433; программная часть - компонент государственной автоматизированной информационной системы "ЭРАГЛОНАСС", автоматизированная система мониторинга "ЭРА" (производитель
АО "ГЛОНАСС"). Условия оказания услуг - доступ заказчика в АСМ "ЭРА" компонент ГАИС "ЭРА ГЛОНАСС" обеспечивает подрядчик на основании сертификата, выданного ему правообладателем система (АО ГЛОНАСС); подрядчик за свой счет устанавливает в абонентские терминалы USIMкарты АО "ГЛОНАСС" с оплачиваемым интернет трафиком в необходимом объеме; обеспечение круглосуточного приема и обработки данных, полученных от GPS/ГЛОНАС/GSM объектов заказчика с помощью программного комплекса, хранение архива полученных данных сроком не менее 1 года на сервере заказчика.
Заявителем по электронной почте в адрес антимонопольного органа 11.06.2020 подана жалоба от 11.06.2020 № 158 на положение закупочной документации, жалоба зарегистрирована Управлением 15.06.2020 в 09:00.
Согласно извещению антимонопольного органа от 16.06.2020 № 5687, жалоба общества принята к рассмотрению, рассмотрение жалобы по существу назначено на 22.06.2020, процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта заказчиком приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Обществом 14.06.2020 подана заявка на участие в запросе котировок, которая протоколом от 16.06.2020 рассмотрения заявок по запросу котировок "На оказание услуг по техническому обслуживанию и обеспечению функционирования системы мониторинга транспортных средств с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОГАСС" ( № извещения 0853500000320006038) была принята. Общество признано победителем запроса котировок в электронной форме.
Общество 22.06.2020 обратилось в ГКУ "Центр ГО и ЧС" с письменным обращением об отсутствии у него возможности предоставления услуг доступа к АСМ "ЭРА" с целью оказания услуг по техническому обслуживанию и обеспечению функционирования системы мониторинга транспортных средств с использованием системы ГЛОГАСС в связи с окончанием срока действия договора с АО "ГЛОНАСС", предложено заключить контракт на улучшенных по сравнению с техническим заданием условиях с использованием программного обеспечения "SMARTService-РНИС-Телематическая платформа" (свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2018611014).
Руководителем ГКУ "Центр ГО и ЧС" 23.06.2020 подписан протокол об отказе от заключения государственного контракта с победителем запроса котировок.
Решением антимонопольного органа от 25.06.2020 (резолютивная часть объявлена 22.06.2020) № 6228 по делу № 056/06/64-856/2020 жалоба ООО «Глобал Мониторинг» на действия ГКУ "Центр ГО и ЧС" признана необоснованной, комиссия антимонопольного органа не усмотрела нарушение положений ст. 33 Закона о контрактной системе.
Считая, что решение Оренбургского УФАС России от 22.06.2020 № 056/06/64-856/2020 не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения антимонопольного органа положениям части 1 статьи 33 Закона о защите конкуренции.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходи к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми
заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 3 данной статьи установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРАГЛОНАСС" (далее - Федеральный закон № 395-ФЗ), Государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - система) - федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (далее - сигналы ГЛОНАСС) информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации (пункт 1).
Устройство вызова экстренных оперативных служб - устройство или система, установленные на транспортном средстве, осуществляющие определение на основе использования сигналов ГЛОНАСС координат места нахождения транспортного средства, скорости и направления его движения и обеспечивающие формирование, передачу в некорректируемом виде информации о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, а также двустороннюю голосовую связь транспортного средства с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи (пункт 2).
Датчики контроля состояния транспортного средства - датчики ускорения
(акселерометры) или иные технические средства, установленные на транспортном средстве, позволяющие установить факт дорожно-транспортного происшествия и передающие информацию об этом факте на устройство вызова экстренных оперативных служб (пункт 3).
Как следует из части 1 ст. 5 Федерального закона № 395-ФЗ, система предназначена для:
Из части 2 данной статьи следует, что система включает в себя:
а) сбора, обработки и хранения информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации и о транспортных средствах, устройства вызова экстренных оперативных служб которых осуществили передачу этой информации;
б) сбора, обработки и хранения информации об устройствах вызова экстренных оперативных служб;
в) представления информации в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и иные государственные информационные системы, государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, юридическим лицам, физическим лицам;
Статьей 10 Федерального закона № 395-ФЗ определено, что информационный ресурс системы включает в себя:
обработана в системе. Эта информация является общедоступной;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2015 № 151 утверждены Правила информационного взаимодействия оператора Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРАГЛОНАСС" с обладателями информации и её пользователями (далее - Правила № 151).
Согласно пункту 1 Правил № 151, Правила определяют состав информации, представляемой обладателями информации в Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - система "ЭРА-ГЛОНАСС"), порядок ее размещения в системе "ЭРАГЛОНАСС" и порядок информационного взаимодействия оператора системы "ЭРА-ГЛОНАСС" с обладателями этой информации и ее пользователями.
В силу пункта 15 Правил № 151, размещаемая в системе "ЭРАГЛОНАСС" информация о координатно-временных параметрах транспортных средств включает сведения: а) о местоположении транспортного средства; б) о времени дорожно-транспортного и иного происшествия.
Указанная в пункте 15 настоящих Правил информация о координатно- временных параметрах транспортных средств, устройства вызова экстренных оперативных служб которых осуществили передачу информации о дорожно- транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, формируется с помощью указанных устройств (в автоматическом или ручном режиме в зависимости от типа установленного устройства) и передается в систему "ЭРА-ГЛОНАСС" в автоматизированном режиме (пункт 16 Правил № 151).
Как следует из пункта 17 Правил № 151, размещаемая в системе "ЭРАГЛОНАСС" информация о мерах реагирования на дорожно-транспортные и иные происшествия на автомобильных дорогах в Российской Федерации включает следующие сведения: а) наименование подразделений экстренных оперативных служб, осуществивших реагирование на дорожно-транспортные и иные происшествия на автомобильных дорогах в Российской Федерации; б) конкретное время передачи информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации подразделениям экстренных оперативных служб; в) время начала реагирования на дорожно-транспортные и иные происшествия на автомобильных дорогах в Российской Федерации; г) время прибытия подразделений экстренных оперативных служб на места дорожно-транспортных и иных происшествий на автомобильных дорогах в Российской Федерации.
Согласно письму АО "ГЛОНАСС" от 21.12.2018 № 2261-02 "Уведомление об изменении тарифов на оказание услуг (АСМ ЭРА)" в адрес
общества, автоматизированная система мониторинга объектов ЭРА создана на базе Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРАГЛОНАСС"
Таким образом, разработанная АО "ГЛОНАСС" на базе Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРАГЛОНАСС" автоматизированная система мониторинга "ЭРА" не является частью Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРАГЛОНАСС" (часть 2 ст. 5 Федерального закона № 395-ФЗ), а является коммерческим продуктом АО "ГЛОНАСС" (пункт 3 части 1 ст. 5 Федерального закона № 395-ФЗ).
Судом первой инстанции также установлено, что предметом закупки ГКУ "Центр ГО и ЧС" является оказание услуг по техническому обслуживанию и обеспечению функционирования системы мониторинга транспортных средств с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОГАСС. Следовательно, у ГКУ "Центр ГО и ЧС" должна быть в наличии система мониторинга транспортных средств с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОГАСС.
Между ГКУ "Центр ГО и ЧС" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Системы мобильного позиционирования" (исполнитель) в 2019 году заключен государственный контракт № 08535000003190102240001 на поставку спутниковой системы навигации ГЛОНАСС/GPS, оказание услуг по установке оборудования и технической поддержке оборудования (идентификационный код закупки № 19256100917775110100100490010000244), согласно пункту 1.1. которого исполнитель обязался в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку спутниковой системы навигации ГЛОНАСС/GPS, предназначенное для навигации и мониторинга транспортных средств заказчика, и оказать услуги по установке (монтажу) оборудования в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 2), а также оказать услуги по технической поддержке и информационно- техническому сопровождению (абонентская плата) оборудования.
Согласно Приложению № 2 к государственному контракту № 08535000003190102240001 от 2019 года "Техническое задание. Поставка спутниковой системы навигации ГЛОНАСС/GPS, оказание услуг по установке оборудования и техническая поддержка оборудования", основание проведения закупочной процедуры - выполнение требования Постановления Правительства Оренбургской области от 16.07.2019 № 512-пп "О мерах по оснащению транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
Правительством Российской Федерации 25.08.2008 в целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, а также совершенствования геодезических и кадастровых работ принято Постановление № 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС
или ГЛОНАСС/GPS".
Согласно пункту 1 названного Постановления, оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы:
а) космические средства (ракеты-носители, разгонные блоки, космические аппараты и корабли, спускаемые капсулы (аппараты));
б) воздушные суда государственной, гражданской и экспериментальной авиации;
в) морские суда и суда внутреннего речного и смешанного ("река - море") плавания;
г) автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов;
д) приборы и оборудование, используемые при проведении геодезических и кадастровых работ;
е) средства, обеспечивающие синхронизацию времени.
В пункте 8 данного Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований и подведомственным им организациям рекомендовано принять меры по оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС\GPS транспортных, технических средств и систем, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 1 настоящего Постановления.
Правовые основы осуществления навигационной деятельности установлены Федеральным законом от 14.02.2009 № 22-ФЗ "О навигационной деятельности" (далее - Закон о навигационной деятельности), направленным на создание условий для удовлетворения потребностей в средствах навигации и услугах в сфере навигационной деятельности. Действие данного федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением навигационной деятельности и оказанием услуг в сфере навигационной деятельности, включая создание государственных навигационных карт и навигационных карт для автомобильных дорог.
Статьей 2 названного федерального закона определены основные понятия, используемые в нем, так под навигационной деятельностью понимается деятельность, связанная с определением и использованием координатно-временных параметров объектов (пункт 1); средствами навигации являются технические средства, устройства и системы, предназначенные для формирования навигационных сигналов, передачи, приема, обработки, хранения и визуализации навигационной информации (пункт 2); объекты навигационной деятельности - это объекты, оснащенные средствами навигации и (или) использующие средства навигации в целях навигационной деятельности, а также объекты, обеспечивающие функционирование средств навигации (пункт 3); услугами в сфере навигационной деятельности является деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в средствах навигации и их эксплуатации, а также в навигационной информации (пункт 4);
навигационные сигналы с открытым доступом - это сигналы, предназначенные для решения задач координатно-временного и навигационного обеспечения без ограничений, связанных с режимом санкционированного доступа (пункт 5); навигационная информация - это сведения об объектах местности, включающие в себя сведения о местоположении их границ, форме и свойствах объектов местности, сведения о координатах объектов навигационной деятельности, а также сведения о навигационной обстановке в акваториях водных объектов и о ее изменениях, представленные в координатно-временных параметрах и используемые в связи с осуществлением навигационной деятельности (пункт 6).
В соответствии со статьей 3 Закона о навигационной деятельности субъектами правовых отношений в сфере навигационной деятельности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, обеспечивающие создание и функционирование средств навигации и объектов навигационной деятельности, а также физические и юридические лица, оказывающие и получающие услуги в сфере навигационной деятельности в соответствии с гражданским законодательством.
В том числе, в целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы, перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами (статья 4 Закона о навигационной деятельности). Средства навигации и объекты навигационной деятельности могут находиться в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности физических и (или) юридических лиц (статья 5 Закона о навигационной деятельности).
Положениями статьи 8 Закона о навигационной деятельности предусмотрено участие в навигационной деятельности физических и юридических лиц, которые в силу данной нормы могут осуществлять навигационную деятельность для собственных нужд и оказание услуг в сфере навигационной деятельности на всей территории Российской Федерации без ограничения точности определения координат объектов навигационной деятельности, за исключением территорий и объектов, для которых законодательством Российской Федерации установлен особый режим безопасного функционирования и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В ходе исполнения государственного контракта № 08535000003190102240001 для ГКУ "Центр ГО и ЧС" поставлено и установлено 28-29.10.2019 оборудование ГЛОНАСС мониторинга транспорта
СМАРТ S-2433.
Согласно паспорту на оборудование ГЛОНАСС-мониторинга транспорта СМАРТ S-2430, S-2433, S-2435 производства ООО "Навтелеком", устройства СМАРТ S-2430, S-2433 и S-2435 (далее по тексту – СМАРТ) производства компании ООО «Навтелеком» является беспроводной (на основе стандарта связи GSM) системой оповещения и мониторинга автомобилей со встроенными ГЛОНАСС/GPS- и GSMантеннами. Устройство СМАРТ предназначено для:
- мониторинга состояния транспортного средства (ТС), контроля его местоположения и перемещений, контроля пробега и расхода топлива, подсчета моточасов;
- определения стиля вождения (EcoDriving);
- фиксации события ДТП по ГОСТ или индексу тяжести ДТП ASI;
- экстренного информирования о несанкционированном проникновении в автомобиль;
- экстренного оповещения о разбойном нападении на водителя или пассажиров и о других нештатных ситуациях;
- для обработки и передачи на сервер данных с таких устройств как: тахографы, системы контроля давления в шинах, адаптеры CAN-шины, рефрижераторные контроллеры, считыватели RFID-меток;
- для контроля температуры с помощью термодатчиков;
- дистанционного управления подключенными устройствами и системами транспортного средства, например, сиреной, системой блокировки двигателя, дверей и т.д.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у ГКУ "Центр ГО и ЧС" имеется аппаратура спутниковой системы навигации ГЛОНАСС/GPS, предназначенная для мониторинга местоположения и перемещения транспортных средств и не являющаяся устройством вызова экстренных оперативных служб; целью закупки № 0853500000320006038 "Оказание услуг по техническому обслуживанию и обеспечению функционирования системы мониторинга транспортных средств с использованием системы ГЛОНАСС" является техническое обслуживание имеющейся аппаратуры и приобретение соответствующего программного обеспечения.
В Приложении № 1 к извещению о проведении запроса котировок в электронное форме "Техническое задание" ГКУ "Центр ГО и ЧС" указано программное обеспечение одного производителя - компонент государственной автоматизированной информационной системы "ЭРАГЛОНАСС", автоматизированная система мониторинга "ЭРА" (производитель АО "ГЛОНАСС").
Включение в условия закупочной документации специальных требований к объекту закупки, заведомо ограничивающих круг ее потенциальных участников, допустимы исключительно в ситуации наличия специфики использования приобретаемого товара (работ, услуг). Установление указанной специфики входит в предмет доказывания по рассматриваемому спору и подлежит выяснению в ходе рассмотрения и разрешения спора. Бремя
доказывания наличия указанной специфики возлагается на заказчика (ГКУ "Центр ГО и ЧС").
Включение ГКУ "Центр ГО и ЧС" в извещение о проведении запроса котировок в электронное форме требований к закупаемому программному обеспечению, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, доказательства того, что ГКУ "Центр ГО и ЧС" требуется программное обеспечение определенного производителя, не представлены.
Действуя в качестве государственного заказчика, осуществляя публичные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Оренбургской области по совершению закупки, ГКУ "Центр ГО и ЧС" нарушило права неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Допущенное в рассматриваемом случае нарушение заказчиком правил размещения заказа привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что любое лицо, с которым АО "ГЛОНАСС" заключен договор на оказание услуги по предоставлению доступа к автоматизированной системе мониторинга "ЭРА" на базе Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРАГЛОНАСС", мог стать участником проведения запроса котировок в электронное форме, о чем свидетельствует подача заявок на участие тремя юридическими лицами, отклоняется, поскольку в техническом задании указан только один производитель, что ограничивает количество участников закупки.
Отсутствие взаимозаменяемого программного обеспечения, наличие каких-либо особых обстоятельств Управлением и ГКУ "Центр ГО и ЧС" не доказано.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены и отклонены по вышеизложенным основаниям.
Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.11.2020 по делу № А47-9128/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи Е.В. Бояршинова
Н.Г. Плаксина