ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-3228/17 от 17.04.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-3228/2017

г. Челябинск

21 апреля 2017 года

Дело № А07-21701/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2017 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,

судей Малышевой И.А. и Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-21701/201607-21701/2016 (судья Искандаров У.С.).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «ПромВодоКанал» - ФИО1 (доверенность № 102-7-0-31.12.2018 от 08.02.2017), ФИО2 (доверенность № 102-12-0-31.01.2-18-Д от 24.05.2016),

Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - ФИО3 (доверенность № 4 от 09.01.2017).

28.09.2016 общество с ограниченной ответственностью «ПромВодоКанал» (далее – заявитель, общество, ООО «ПромВодоКанал») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным предписания № 04-03/182/ВВ-1 от 23.06.2016 выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее Управление, Росприроднадзор) об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования.

По результатам плановой проверки Управлением составлен акт и вынесено предписание – на заявителя возлагается обязанность обеспечить соблюдение установленных технологических регламентов при эксплуатации очистных сооружений в цехах биологической и механической очистки стоков в части нормативного содержания загрязняющих веществ в сточных водах.

Предписание является незаконным. Из его содержание следует, что нарушение связано с эксплуатацией очистных сооружений, а не с качеством сточных вод, выводимых из предприятия, требование не связано с нарушениями природоохранного законодательства, и ссылки на нормы этого законодательства неосновательны. Сточные воды, поступающие в очистные сооружения ООО «ПромВодоКанал» для их переработки, заявителю не принадлежат, он не отвечает за их качество и состояние.

Нормы технологических регламентов очистных сооружений, действующие внутри предприятия, не связаны с нормативами воздействия на окружающую среду и не могут быть предметом экологического надзора (т.1 л.д. 9-12)

Управление возражало против заявленных требований, ссылалась на законность своих действий и нарушения, установленные проверкой (т.1 л.д. 99-100).

Решением суда первой инстанции от 25.01.2017 требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано незаконнымю

Условиями для признания ненормативных актов незаконными являются их не соответствие действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов участников предпринимательской деятельности.

Суд установил, что предъявленные к заявителю требования относятся к не к качеству сточных вод, а к соблюдению Технических регламентов очистных сооружений, которые разработаны на предприятии и применяются при переработке сточных вод на установках, расположенных в цехах. Качество сточных вод поступающих в очистные сооружения заявителем контролироваться не может.

Учитывая, что нормы технических регламентов, действующие внутри предприятия, не связаны с воздействием на состояние окружающей среды, они не могут быть предметом экологического надзора (т.2 л.д. 115-121).

17.03.2017 от Управления поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судом неверно применены нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения. Дело рассмотрено неполно, не выяснены существенные обстоятельства.

Сделан неверный вывод, что эксплуатация зданий и сооружений, оказывающих влияние на природную среду, соблюдение при этом технических регламентов не относится к ведению вопросов соблюдения природоохранного законодательства.

Заявитель эксплуатирует очистные сооружения (цеха механической и биологической очистка), где технологическими регламентами установлены требования к техническому контролю и содержанию вредных веществ в стоках на различных этапах очистки, установлены контрольные показатели. В ходе изучения результатов лабораторного контроля выявлены нарушения требований технологических регламентов к содержанию загрязняющих веществ в сточных водах, т.е. требования охраны окружающей среды не обеспечены, в связи с чем, Предписание является законным (т.2 л.д. 125-127).

Общество возражает против апелляционной жалобы, технологические регламенты разработаны предприятием, ими руководствуются работники цехов, в том числе, они определяют состояние сточных вод, поступающих в цеха механической и биологической очистки до их переработки. Заявитель не может влиять на качество сточных вод на «входе» в цеха, т.к. стоки поступают на переработку от различных предприятий. Замечания по поводу «переработанной» воды, которая сливается в водоемы, отсутствуют. Не учтено, что часть стоков после очистки не сливается, а возвращается на предприятия.

Обществом для приобщения к делу представлено разрешение о предоставлении водного объекта в пользование от 13.09.2012 и разрешение от 04.08.2016 на сброс загрязняющих веществ в водные объект, где указаны предельно допустимые концентрации вредных веществ.

С учетом положений ст. 268 АПК РФ суд считает возможным приобщить эти документы к материалам дела.

При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав стороны, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ООО «ПромВодоКанал» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 16.07.2010 (т.1 л.д.60-69), занимается переработкой сточных вод, поступающих от других потребителей водных ресурсов.

На основании разрешения от 04.05.2012 обществом производится сброс сточных вод в ручей Таль и реку Белая.

Обществом разработаны технологические регламенты для цехов биологической и механической очистки стоков, где установлены нормативы содержания вредных веществ в сточных водах поступающих для переработки в цеха (т.1 л.д. 87-122, 123-135).

Управлением проведена плановая проверка соблюдения законодательства об охране природы, составлен акт № 182 от 23.06.2016, установлено превышение указанных нормативов (т.1 л.д. 16-59).

Выдано предписание № 04-03/182/ВВ-1 от 23.06.2016, где указано об обязанности обеспечить соблюдение утвержденных технологическими регламентами цехов биологической и механической очистки при очистке стоков в части соблюдения установленных норм технологического процесса по содержанию загрязняющих веществ в сточных водах в срок до 10.10.2016 (т.1 л.д. 14).

По утверждению подателя апелляционной жалобы – Управления, суд первой инстанции, принимая решение, неверно применил нормы материального права, сделал неверный вывод, что установленное проверкой нарушение не имеет отношения к соблюдению природоохранного законодательства.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав предписание незаконным.

Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).

В силу ст. 66 Федерального закона № 7-ФЗ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов изложены в ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которой юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Технологические регламенты цехов механической очистки стоков и биохимической очистки стоков представляют собой внутренний документ предприятия, основанный на технических возможностях данных конкретных очистных сооружений с учетом стандартных условий специфики работы биологической очистки и отражает постадийный процесс обработки сточных вод при условии соблюдения предельных значений загрязнений, которые возможно переработать на данных очистных сооружениях.

Соблюдение указанных нормативов напрямую зависит от качества поступаемых сточных вод от абонентов, они могут быть разными и являются основанием для корректировки технологического процесса, при этом никак не связаны с нормативными воздействиями на окружающую среду.

Представитель Управления подтвердил, что превышения установленных нормативов содержания вредных веществ в «переработанных» водах, сливаемых в водные объекты в соответствии с разрешением, не установлено, а превышения имеются в сточных водах, которые поступают в цеха для переработки.

Поскольку нормы технологического регламента никак не связаны с нормативами воздействия на окружающую среду, не воздействуют на окружающую среду, они не могут быть предметом экологического надзора и предписываемых действий.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что заявителем не допущено нарушений норм природоохранного законодательства, которые могли бы быть основанием для вынесения предписания, основанного на выявленном правонарушении в области охраны окружающей среды.

Основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-21701/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов

Судьи И.А.Малышева

А.П.Скобелкин