ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-3736/20 от 22.06.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

213/2020-35381(1)

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 18АП-3736/2020

г. Челябинск

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года  Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2020 года 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Соколовой И.Ю., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Кузнецовой И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 

общества с ограниченной ответственностью «Магистр» на решение 

Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2020 по делу
 № А47-10132/2019.

Общество с ограниченной ответственностью «Магистр» (далее –  заявитель, общество, ООО «Магистр») обратилось в Арбитражный суд  Оренбургской области с заявлением к Департаменту градостроительства и  земельных отношений администрации города Оренбурга (далее по тексту –  заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения 

от 16.05.2019, выраженного в уведомлении № 3200/19, об отказе в выкупе  земельного участка с кадастровым номером 56:44:0405007:21, с  местоположением: <...> и обязании устранить  нарушения путем возложения обязанности по подготовке и направлению  проекта договора купли-продажи (л.д.6-8, 42-44). 

В обоснование заявленных требований общество указывает, что  является собственником нежилого одноэтажного здания, в связи с чем  обратилось в Департамент градостроительства и земельных отношений с  заявлением о выкупе земельного участка, на котором расположено  принадлежащее ему здание. Между тем, заинтересованное лицо  необоснованно отказало заявителю в его выкупе, поскольку, по мнению  заявителя, земельный участок не имеет каких-либо обременений в его  обороте. 

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2020  (резолютивная часть объявлена 30.01.2020) в удовлетворении требований  отказано (л.д. 114-117). 


ООО «Магистр» (далее также – податель апелляционной жалобы) не  согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый  арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда  отменить и принять по делу новый судебный акт. 

В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО «Магистр»  считает, что Департаментом не представлены доказательства  подтверждающие факт наличия на спорном земельном участке объектов,  предназначенных для общего пользования: площади, улицы, проезды,  автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, водные объекты,  пляжи и т.д. 

Кроме того, Департамент в обоснование того, что спорный участок не  может быть предоставлен обществу в собственность, сослался на наличие  Генерального плана города Оренбурга, в доказательство чего представил  схему, названную фрагментом транспортной схемы в составе Генерального  плана г. Оренбурга. Между тем, данная схема не является доказательством  того, что спорный участок входит в территорию, которая будет использована  для размещения магистрали общегородского движения. Размещенная на  сайте администрации города Оренбурга в составе Генерального плана  транспортная схема не определяет границы улиц и магистралей, а является  лишь их схематичным отражением с цветовым отличием по их статусу. 

Судом апелляционной инстанции 17.03.2020 апелляционная жалоба  принята к производству, дело к судебному разбирательству в судебном  заседании назначено на 13.04.2020 в 10 час. 50 мин. 

Определением суда апелляционной инстанции от 10.04.2020  перенесена дата проведения судебного заседания по рассмотрению  апелляционной жалобы на 06.05.2020 на 15 час. 00 мин. 

Определением от 30.04.2020 производство по апелляционной жалобе  общества с ограниченной ответственностью «Магистр» на решение  Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2020 по делу 

 № А47-10132/2019 приостановлено до снятия ограничительных мер,  введенных в целях противодействия распространения на территории  Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). 

Определением суда апелляционной инстанции от 15.05.2020 назначено  судебное заседание на 22.06.2020 на 15 час. 10 мин. для решения вопроса о  возобновлении производства по делу и рассмотрении жалобы по существу в  том же судебном заседании. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе  публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное  заседание явку своих представителей не обеспечили. 

Производство по делу подлежит возобновлению.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной  инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. 


Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке,  предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой  инстанции, распоряжением Департамента градостроительства и земельных  отношений № 4186-р от 27.07.2014 уточнены характеристики земельного  участка с кадастровым номером 56:44:0405007:21, при этом в пункте 3  распоряжения указано на то, что земельный участок относится к землям  общего пользования, ограничен в обороте, выкуп невозможен (л.д. 51). 

На основании решения Арбитражного суда Оренбургской области от  20.02.2016 по делу № А47-10711/2015 за обществом зарегистрировано право  собственности на одноэтажное нежилое здание, площадью 43 кв. м, с  кадастровым номером 56:44:0405007:847, расположенное по адресу: 

<...>.

Пунктом 9.3 договора аренды в разделе «Особые условия»  предусмотрено, что земельный участок относится к землям общего  пользования, ограничен в обороте, выкуп земельного участка невозможен. 

Право аренды земельного участка зарегистрировано в ЕГРН.

Уведомлением № 3200/19 от 16.05.2019 заинтересованное лицо  сообщило заявителю об отказе в предоставлении земельного участка на  основании пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации,  поскольку в распоряжении Департамента градостроительства и земельных  отношений № 4186-р от 27.07.2014 указано на то, что земельный участок  относится к землям общего пользования, ограничен в обороте, выкуп  невозможен (л.д. 10). Кроме того указано, что в соответствии с пунктом 12  статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки  общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами,  автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными  объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав  различных территориальных зон и не подлежат приватизации. 

Считая отказ Департамента градостроительства и земельных  отношений в предоставлении в собственность земельного участка 


незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением. 

Судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных  требований. 

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их  совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда  первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам  дела и действующему законодательству. 

Статей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено,  что ненормативный акт государственного органа или органа местного  самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный  акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие  гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица,  могут быть признаны судом недействительными. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные  интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные  препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации обязанность доказывания соответствия  оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому  акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения  оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица  надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения,  совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств,  послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения,  совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или  лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия). 

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об  оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их  соответствие закону или иному нормативному правовому акту,  устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли 


оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт,  решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта  недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными  необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их  действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной  экономической. 

Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской  Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в  форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2  настоящей статьи. 

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного  кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется  продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения,  собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях,  предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ Кодекса. 

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской  Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим  федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных  участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица,  являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких  земельных участках. 

Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской  Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления  о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает  поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований,  предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса. 

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской  Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение  об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного  из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской  Федерации. 

В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для  отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и  юридических лиц: 

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка  земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в  обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в  заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); 

разрешенное использование земельного участка не соответствует  целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о 


предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения  линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки  территории (пункт 14); 

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами,  проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами,  водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в  состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт  12 статьи 85 Земельного кодекса). 

Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке  расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю. 

Таким образом, у заявителя имеется право на выкуп земельного  участка, но при условии, что земельный участок не органичен в обороте. 

В дополнительных пояснениях к заявлению общество указывает, что  спорный земельный участок не занят элементами улично-дорожной сети и  свободен от каких-либо красных линий, кроме того, имеет назначение для  размещения объектов торговли, общественного питания и бытового  обслуживания с размещением на землях общего пользования, в связи с чем  считает, что он может быть приватизирован. 

Однако, из представленной заинтересованным лицом в материалы дела  выписки из Правил землепользования и застройки муниципального  образования «город Оренбург», утвержденных решением Оренбургского  городского Совета № 557 от 25.12.2012, следует, что спорный земельный  участок расположен в зоне «Т2» - Зона городских автодорог и объектов  обслуживания автотранспорта, которая включает в себя участки территории  города Оренбурга, предназначенные для размещения объектов  автомобильного транспорта, установления полос отвода автомобильных  дорог, а также размещения объектов обслуживания пассажирского и  грузового транспорта, дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов  благоустройства при условии соответствия требованиям законодательства о  безопасности дорожного движения (л.д. 66-97). 

Из схемы границ территории планируемого развития следует, что  спорный земельный участок входит в границы территории планируемого  развития (л.д. 109). 

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской  Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах)  автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры,  предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя  земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и  расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное  полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные  сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные  сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные  объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. 


В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона об автомобильных  дорогах полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки  (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения  конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и  на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного  сервиса. 

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закон об автомобильных дорогах  границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании  документации по планировке территории. Подготовка документации по  планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных  дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом  утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель  для размещения указанных объектов. 

Таким образом, автомобильная дорога включает в себя не только саму  автомобильную дорогу, но и полосу отвода. 

В соответствии с транспортной схемой в составе генерального плана  г.Оренбурга, утвержденной решением Оренбургского городского Совета   № 674 от 10.10.2008, испрашиваемый земельный участок расположен на  территории магистрали общегородского значения (регулируемое движение)  (л.д. 110). 

Исходя из названного и положений пункта 12 статьи 85 Земельного  кодекса Российской Федерации об отнесении таких земельных участков к  местам общего пользования и факт его расположения в зоне Т.2. на  территории магистрали общегородского значения (регулируемое движение),  недопустимости их приватизации, Департамент обоснованно сослался на  пункт 6 статьи 39.16 названного кодекса, согласно которому  уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении  земельного участка, если земельный участок является изъятым из оборота  или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве,  указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. 

Кроме того, при заключении вышеуказанного договора аренды  земельного участка с заявителем, в нем сразу было предусмотрено условие о  невозможности выкупа земельного участка. 

Довод апелляционной жалобы ООО «Магистр» о том, что  Департаментом не представлены доказательства, подтверждающие факт  наличия на спорном земельном участке объектов, предназначенных для  общего пользования, отклоняется судом апелляционной инстанции как  противоречащий фактическим обстоятельствам дела. 

Довод о том, что размещенная на сайте администрации города  Оренбурга в составе Генерального плана транспортная схема не определяет  границы улиц и магистралей, а является лишь их схематичным отражением с  цветовым отличием по их статусу, не может быть принят судом  апелляционной инстанции, поскольку в транспортной схеме в составе  Генерального плана г. Оренбурга, утвержденной решением Оренбургского  городского Совета от 10.10.2008 № 674, земельный участок с кадастровым 


номером 56:44:0405007:21 расположен именно на территории магистрали  общегородского значения (регулируемого значения). Оснований для иного  вывода у суда апелляционной инстанции не имеется. 

Доводы подателя жалобы выводы суда первой инстанции не  опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться  основанием для удовлетворения апелляционной жалобы. 

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции  принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем  выводы, не противоречат установленным по делу фактическим  обстоятельствам и имеющимся доказательствам. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для  отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной  инстанции не установлено. 

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не  подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению 

Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в  деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с  оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее  подателя. 

При подаче апелляционной жалобы ответчиком уплачена  государственная пошлина в сумме 1 500 руб., что подтверждается  платежным поручением от 26.02.2020 № 66. 

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд  апелляционной инстанции 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2020 по  делу № А47-10132/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Магистр» – без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев  со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд  первой инстанции. 

Председательствующий судья И.А. Аникин 

Судьи: И.Ю. Соколова

 О.Б. Тимохин