ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-5160/20 от 09.06.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

225/2020-31501(1)

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 18АП-5160/2020

г. Челябинск  10 июня 2020 года Дело № А47-13402/2019 

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года. 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной  А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1  на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.02.2020 по делу №  А47-13402/2019. 

В судебном заседании, проведенном с использованием системы  видеоконференц-связи, приняли участие представители: 

Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 10.01.2020), 

публичного акционерного общества АНК «Башнефть» - ФИО3 (доверенность от 21.01.2019 № ДОВ/8/049/2019). 

Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского)  хозяйства ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель,  ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с  заявлением к Департаменту по недропользованию по Приволжскому  Федеральному округу ( далее – Департамент, Приволжскнедра,  заинтересованное лицо ) о признании незаконным и отмене приказа  Департамента N 222 от 13.06.2019 "Об изъятии земельного участка для  государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ,  связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя",  обязании Департамента в десятидневный срок со дня вступления решения суда  по данному делу в законную силу издать Приказ об отмене Приказа от  13.06.2019 N 222 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд  Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием  недрами за счет средств недропользователя" и осуществить его опубликование  в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования)  муниципальных правовых актов. 


На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  публичное акционерное общество АНК «Башнефть» (далее – ПАО АНК  «Башнефть, третье лицо). 

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.02.2020 в  удовлетворении требований отказано. 

В апелляционной жалобе заявитель (далее также – податель  апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции  отменить, принять по делу новый судебный акт. 

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на нарушение  судом первой инстанции норм материального и процессуального права. 

Апеллянт указывает на нарушение основополагающего принципа  соблюдения прав и свобод человека и гражданина, неправильное применение  положений статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации. Апеллянт  полагает отсутствующими в деле доказательства исключительности случая  изъятия земельного участка у собственника, а также того, что вопрос о  наличии/отсутствии государственной (муниципальной) нужды обсуждался в  комиссии по рассмотрению ходатайства об изъятии земельного участка. Судом  необоснованно не принято во внимание заключение кадастрового инженера  ФИО4 Апеллянт отмечает, что в случае изъятия у собственника будет  отсутствовать подъездной путь к оставшемуся земельному участку. 

 До начала судебного заседания от третьего лица поступил отзыв на  апелляционную жалобу, в котором оно просит решение оставить без  изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

В судебном заседании, проведенном с использованием системы  видеоконференц-связи, представитель заявителя поддержал доводы,  изложенные в апелляционной жалобе, представитель третьего лица возражал  против ее удовлетворения. 

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о  времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд  не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. 

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом  апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой  инстанции, ИП ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный  участок с кадастровым номером 56:21:2407001:161 площадью 680 000 +/- 289  кв. м, находящийся по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район,  Струковский сельсовет, в западной части кадастрового квартала 56:21:2407001,  категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного  использования - для сельскохозяйственного использования, что подтверждается  выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных  характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости,  находится в собственности (государственная регистрация права N 


56:21:2407001:162-56/001/2018-6 от 25.09.2018)- л.д.49-50 т.1. 

ПАО АПК "Башнефть" предоставлена лицензия на пользование недрами  ОРБ 02908 НЭ (дата государственной регистрации 25.03.2016), сроком действия  до 31.12.2038, с целью разведки и добычи полезных ископаемых в  Оренбургском, Переволоцком, Сакмарском районах Оренбургской области,  основным видом деятельности ПАО АПК "Башнефть" в соответствии с  выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц является  добыча нефти. 

Цель изъятия - проведение работ, связанных с пользованием недрами, в  том числе осуществляемых за счет средств недропользователя. 

По результатам рассмотрения указанного ходатайства ПАО АПК  "Башнефть" в соответствии с протоколом заседания Комиссии N 232 от  10.06.2019 принято решение: 

На основании решения Комиссии (протокол от 10.06.2019 N 232) 


Департаментом по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу  (Приволжскнедра) издан приказ N 222 от 13 июня 2019 года об изъятии  земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью  проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств  недропользователя л.д.57-58 т.1, л.д.9-12 т.1). 

Данным приказом утверждена схема расположения земельного участка на  кадастровом плане территории по образованию земельного участка (далее -  схема) с условным номером 56:21:2407001:161:ЗУ1, площадью 45 187 кв. м из  земельного участка с кадастровым номером 56:21:2407001:162 площадью 680  000 +/- 289 кв. м, категории земель "земли сельскохозяйственного назначения"  с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного  использования", принадлежащего на правах собственности ФИО1. 

Кроме того, приказом N 222 от 13 июня 2019 года у ФИО1 изъят земельный участок с условным номером  56:21:2407001:161:ЗУ1, площадью 45 187 кв. м из земельного участка с  кадастровым номером 56:21:2407001:162 площадью 680 000 +/- 289 кв. м,  находящейся по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район,  Струковский сельсовет, в западной части кадастрового квартала 56:21:2407001,  для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ,  связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств ПАО  АНК "Башнефть" согласно лицензии ОРБ 02908 НЭ (дата государственной  регистрации 25.03.2016). 

Приказ изъятии земельного участка для государственных нужд Российской  Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за  счет средств недропользователя, опубликован по месту нахождения земельного  участка, подлежащего изъятию, на стенде МО Архангеловский сельсовет  Оренбургский район Оренбургской области. 

Кроме того, приказ также опубликован 13.06.2019 на официальном сайте  Приволжскнедра. 

Сопроводительным письмом Приволжскнедра от 21.06.2019 N ОО-ПФО- 12-00-08/2112 направило заявителю копию приказа от 13.06.2019 N 222 об  изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации  с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств  недропользователя. 

ИП ФИО1, не согласившись с изъятием земельного участка и  полагая, что приказ Департамента по недропользованию не соответствует  требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратился в  арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд первой  инстанции исходил из законности и обоснованности решения об изъятии  земельного участка. 

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании  статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 


судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены  обжалуемого судебного акта. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их  права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо  обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Руководствуясь положениями статей 200, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции  обоснованно включил в предмет доказывания по делу совокупность следующих  обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону и иному  нормативному правовому акту; нарушение таким решением прав и законных  интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения  заявленных требований отсутствует. 

В силу части 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации  изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд  осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным  законодательством. 

Из части 2 статьи 25.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395- 1 "О недрах" следует, что допускается осуществлять изъятие для  государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе  лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ,  связанных с пользованием недрами. 

Порядок изъятия земельных участков для государственных или  муниципальных нужд установлен главой VII.1 Земельного кодекса Российской  Федерации. 

В пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для  государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании  ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или  муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в  уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного  самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе  обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия  земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами,  в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей. 


Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об  изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1  статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается  Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 56.4 Земельного  кодекса Российской Федерации). 

Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской  Федерации от 06.05.2015 N 442. 

При этом согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса  Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для  государственных или муниципальных нужд должно быть обосновано  лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для  проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе  осуществляемых за счет средств недропользователя). 

Из пункта 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации  следует, что изъятие земельных участков для государственных или  муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов  исполнительной власти или органов местного самоуправления,  предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как  по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии  земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного  организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса. 

Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 N 250 утверждены  Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков  для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему  документов (далее - Требования). 

Пунктом 4 Требований предусмотрен перечень документов, которые  заявитель вправе приложить к ходатайству об изъятии: копию утвержденного  проекта межевания территории (при наличии); копию решения о создании или  расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия  земельных участков для создания или расширения особо охраняемой  природной территории); выписку из Единого государственного реестра  недвижимости на предполагаемые к изъятию для государственных или  муниципальных нужд земельные участки, а также на расположенные на таких  земельных участках объекты недвижимого имущества: выписку из Единого  государственного реестра юридических лиц о заявителе; копию  международного договора Российской Федерации в случае, если изъятие  земельных участков для государственных или муниципальных нужд  осуществляется в связи с выполнением международных договоров Российской  Федерации; копии документов, содержащих сведения об имеющихся правах на  земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или  муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках  объекты недвижимого имущества, в случае отсутствия таких сведений в  Едином государственном реестре недвижимости; копию документа,  подтверждающего иные основания, предусмотренные федеральными законами,  в случае, если изъятие земельных участков для государственных или 


муниципальных нужд осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЗК  РФ. 

Согласно пункту 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации  уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного  самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса,  принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в  следующих случаях: 1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для  государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3  настоящего Кодекса; 2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие  земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными  законами; 3) схема расположения земельного участка, приложенная к  ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным  в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 4) в иных  случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано  ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или  муниципальных нужд. 

В силу пункта 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации  решение об изъятии не может быть принято в случае, если: 1) земельные  участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках  отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной  собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 2) земельные  участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не  обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют  объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или  находящиеся в пользовании третьих лиц; 3) земельные участки находятся в  государственной или муниципальной собственности, не обременены правами  третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты  недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным  имуществом. 

Судом первой инстанции установлено, что ПАО АНК "Башнефть" является  владельцем лицензии на пользование недрами серии ОРБ N 02908 НЭ,  выданной Департаментом по недропользованию по Приволжскому  федеральному округу в целях разведки и добычи полезных ископаемых на  участке недр, расположенном в Оренбургском, Переволоцком и Сакмарском  районах Оренбургской области (Дачно-Репинское нефтяное месторождение).  Участок недр имеет статус горного отвода (геометризованного блока недр).  Срок действия лицензии до 31.12.2038. 

Дачно-Репинское месторождение открыто в 1984 году, введено в  промышленную разработку в 1992 году. 

Согласно разделу 2 Устава ПАО АНК "Башнефть" основными видами  деятельности общества является геологическое изучение, разведка и добыча  углеводородного сырья, добыча нефтяного (попутного газа), реализация нефти,  нефтепродуктов, иных продуктов переработки углеводородного и иного сырья. 

На основании лицензии на пользование недрами серии ОРБ N 02908 НЭ в  целях осуществления освоения и разработки Дачно-Репинского нефтяного 


месторождения общество эксплуатирует объекты нефтедобычи и иные  вспомогательные для целей нефтедобычи производственные объекты на  территории Оренбургского, Октябрьского, Переволоцкого и Сакмарского  районов Оренбургской области. 

Часть производственных объектов нефтедобычи предусмотрена на  земельных участках указанных территорий, в том числе, на земельном участке,  принадлежащем ИП ФИО1 Объекты нефтедобычи Дачно-Репинского  нефтяного месторождения, предусмотренные на земельном участке ИП  ФИО1, располагаются в границах горного отвода Дачно-Репинского  нефтяного месторождения. 

Суд первой инстанции установил, что третье лицо относится к  организациям, имеющим право на обращение с ходатайствами об изъятии  земельных участков в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 06.05.2015 N 442 "Об утверждении перечня  организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии  земельных участков для федеральных нужд". 

При обращении в Департамент ПАО АНК "Башнефть" приложило к  ходатайству об изъятии земельных участков для государственных или  муниципальных нужд все предусмотренные Требованиями документы, в том  числе выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое  имущество и сделок с ним (л.д.49 т.1, 62 т.1). 

Учитывая данное обстоятельство, наличие лицензии у ПАО АНК  "Башнефть" на недропользование, а также отсутствие оснований,  предусмотренных положениями Земельного кодекса Российской Федерации  для отказа в принятии решения об изъятии, Департамент правомерно принял  оспариваемый приказ от 13.06.2019 N 222. 

Отклоняя доводы апеллянта, судебная коллегия соглашается с выводами  суда первой инстанции о том, что изъятие земельного участка в целях  проведения работ, связанных с недропользованием, осуществляется в  соответствии со стратегическими целями и задачами государственной  энергетической политики в области недропользования, определенных  Энергетической стратегией России ' на период до 2030 года, утвержденной  Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р  "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года", и направлено не  только на получении прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение  интересов общества (Российской Федерации), в том числе по обеспечению  стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения  внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты для обеспечения стабильных  поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны. 

Целью энергетической политики России является максимально  эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала  энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения  качества жизни населения страны и содействия укреплению ее  внешнеэкономических позиций. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 


321 утверждена государственная программа "Энергоэффективность и развитие  энергетики", целью которой явилось надежное обеспечение страны топливо- энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и  снижение антропогенного воздействия топливно- энергетического комплекса  на окружающую среду. 

Таким образом, изъятие земельного участка для государственных и  муниципальных нужд осуществляется только уполномоченными на то  органами и только в интересах Российской Федерации. 

Согласно п. 2.2 Положения о Департаменте по недропользованию по  Приволжскому федеральному округу, утвержденного приказом Роснедр от 31  марта 2014 г. N 192, Департамент организует геологическое изучение недр,  принятие решений о предоставлении правопользования участком недр в  установленном порядке, проводит анализ геологической изученности  территории Приволжского федерального округа и обеспеченности потребности  региона в запасах минерального сырья. 

В соответствии со ст. 6 Закона о недрах, недра предоставляются в  пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку  месторождений полезных ископаемых. 

Предоставление права на пользование недрами оформляется специальным  государственным разрешением в виде лицензии (ст. 11 Закона о недрах).  Лицензия предоставляется на возмездной основе посредством проведения  аукциона в порядке, предусмотренном действующим законодательством  Российской Федерации. 

С учетом изложенного, принимая во внимание характер и цели  деятельности ПАО АНК "Башнефть" суд первой инстанции правомерно указал,  что изъятие земельного участка в целях проведения работ, связанных с  недропользованием на основании соответствующей лицензии, осуществлено в  соответствии со стратегическими целями и задачами государственной  энергетической политики в области недропользования, определенными  Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной  распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N  1715-р, и направлено на достижение интересов общества (Российской  Федерации), в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и  экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на нефть и  нефтепродукты для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть  консолидированного бюджета страны. 

Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств  исключительности случая изъятия земельного участка, а также недоказанности  наличия государственной или муниципальной нужды как основания для  изъятия спорного земельного участка суд отклоняет, поскольку действующее  законодательство предоставляет право владельцам лицензии на пользование  недрами ходатайствовать об изъятии земельного участка. Статус пользователя  недр и наличие лицензии является достаточным основанием для  удовлетворения такого ходатайства. 

Цель, с которой изъят земельный участок - проведение работ, связанных с 


пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств  недропользователя предусмотрена федеральным законодательством, в  частности ст. 25.1, 25.2 Закона о недрах. 

Требования к форме и содержанию ходатайств об изъятии земельных  участков для государственных и муниципальных нужд, установленные  приказом Минэкономразвития РФ от 23.05.2015 года N 250, содержат  исчерпывающий перечень документов, которые должны быть приложены к  ходатайству об изъятии земельного участка. 

Требований о приложении к ходатайству каких-либо документов,  обосновывающих наличие государственной или муниципальной нужды в  изъятии земельного участка указанный приказ Минэкономразвития и  действующее законодательство, регулирующие порядок изъятия земельных  участков, не содержит. 

Относительно довода апелляционной жалобы по схеме образования  земельного участка, подлежащего изъятию, суд апелляционной инстанции  отмечает, что земельный участок с кадастровым номером 56:21:2407001:161  имеет площадь 680 000 кв. м. Приказом Департамента утверждена схема  изымаемого земельного участка и определена его площадь 45 187 кв. м. 

При формировании схемы расположения изымаемого земельного участка  был учтен фактически сложившийся порядок использования земельного  участка, расположение проектируемого объекта нефтедобычи и подъездной  дороги к нему и тот факт, что изымаемый сформирован для бурения и  дальнейшей эксплуатации сооружения - скважины. Использование изымаемою  земельного участка будет осуществляться по его целевому назначению - "земли  промышленности" и виду разрешенного использования - "размещение  скважины и подъездной дороги к ней". 

Ссылки апеллянта на заключение кадастрового инженера ФИО4 от  10.12.2019 подлежат отклонению, поскольку представленными в материалы  дела документами, в том числе данными публичной кадастровой карты,  данными выписки из ЕГРП, схемой изымаемого земельного участка,  совпадающей со схемой, сделанной кадастровым инженером, следует, что  образование участка не изменит положение исходного земельного участка,  принадлежащего заявителю, изымаемая часть расположена на краю и не влияет  на возможность использования оставшейся части земельного участка. 

Суд отмечает, что согласно представленной Департаментом схеме  расположения изымаемого земельного участка, изъятию подлежит земельный  участок под проектируемой производственной площадкой нефтяной скважины  и подъездной дорогой. 

Следует учитывать, что нормативными документами, регламентирующими  правила обустройства нефтяных месторождений, предусмотрено наличие на  месторождениях участков под скважины, трубопроводы и дороги. В частности,  в пункте 7.2.2 СИ 37.13330.2012 (СНи11 2.05.07.91* Промышленный  транспорт), изложена классификация дорог, дороги классифицируются но  месту их расположения на предприятии (внутриплощадочные,  межплощадочные). Применительно к нефтегазовой отрасли дороги нефтяных и 


газовых промыслов подразделяются на межпромысловые и  внутрипромысловые. К межпромысловым относятся дороги, соединяющие  между собой отдельные месторождения и промбазы. К внутрипромысловым -  дороги, служащие для обеспечения транспортной связью промысловых  объектов в пределах одного месторождения. 

В рассматриваемом деле объект нефтедобычи относится к одному  месторождению (промыслу), расположен в пределах одной производственной  территории. 

При обустройстве нефтяных месторождений решаются вопросы  обеспечения проезда строительной и технологической техники. Эксплуатации  нефтяных скважин и их обслуживание, ремонтные работы невозможно без  наличия подъезда/проезда (дорог) к данным объектам. Дороги соединяют  (связывают) площадки кустов и одиночных скважин, подстанций,  обеспечивают подъезды к технологическим площадкам. Нефтяные скважины  относятся к опасным производственным объектам, требующим постоянного  контроля, что обосновывает необходимость беспрепятственного к ним доступа.  Процесс разведки и добычи углеводородного сырья обеспечивается не только  функционированием нефтедобывающих скважин, но и иными сопутствующими  процессами, включая транспортировку (сырья, оборудования, персонала и т.д.). 

Процесс транспортировки неотъемлемая часть общей схемы (процесса)  разработки и эксплуатации нефтяного месторождения, для осуществления  данного процесса необходимо обустройство дорог (подъездных,  внутриплощадных и т.д.) 

При этом, участок, определенный к изъятию располагается в контуре  проекции на земную поверхность границ предоставленного в пользование  Дачно-Репинского участка недр, относится к "землям промышленности", имеет  вид разрешенного использования "размещение скважин и подъездных дорог к  ним". Соответственно, сформирован в целях осуществления работ по добычи и  разведки нефти, что соответствует осуществляемой третьим лицом  производственной и лицензируемой деятельности но разработке Дачно-  Репинского нефтяного месторождения. 

Доводы заявителя относительно применения норм статьи 49 Земельного  кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на  неверном толковании норм материального права. 

Указанной статьей установлен перечень оснований изъятия земельных  участков для государственных или муниципальных нужд. Так, к  государственным или муниципальным нуждам законодатель относит  необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации;  строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов  государственного или местного значения при отсутствии других возможных  вариантов строительства, реконструкции этих объектов. При этом перечень  случаев изъятия земельных участков для государственных и муниципальных  нужд, определенных ЗК РФ, не является исчерпывающими В п. 3 ст. 49  Земельного кодекса Российской Федерации указано, что Федеральным  законодательством могут быть предусмотрены иные основания изъятия 


земельных участков для государственных или муниципальных нужд. 

Согласно п. п. 3 п. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации,  принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд  или муниципальных нужд может быть обоснованно лицензией на пользование  недрами, в том числе осуществляемых за счет недропользователя. 

Следовательно, цель и основания, в соответствии с которыми изъят  спорный земельный участок, предусмотрена федеральным законодательством. 

Необходимость изъятия земельных участков обуславливается, в том числе  тем обстоятельством, что сооружения нефтедобычи, в частности скважины  участвуют в процессе разведки и добычи углеводородного сырья. 

При этом, принятию решения об изъятии земельных участков не  предшествует определение иных способов пользования изымаемым земельным  участком (аренда, сервитут и т.д.). 

Право недропользователя на изъятие земельного участка для проведения  работ, связанных с использованием недр, не обусловлено его обязанностью  доказать невозможность использования спорного участка на иных основаниях. 

Также, нормы действующего законодательства, регулирующие спорные  отношения, не предусматривают обязанность недропользователя по  предварительному обращению к собственнику земельного участка о получении  права пользования земельным участком для ведения работ, связанных с  разработкой недр. 

Доводы апеллянта относительно неверного указания судом первой  инстанции земельного участка, принадлежащего заявителю, подлежат  отклонению, поскольку ошибки, опечатки подлежат исправлению в порядке  статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе,  свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые  не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы  юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы  на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. 

Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке  доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не  свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных  нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного  разбирательства или допущенной судебной ошибке. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для  отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного  процессуального кодекса российской Федерации, судом апелляционной  инстанции не установлено.  

Судебные расходы по уплате государственной пошлины по  апелляционной жалобе в связи с отказом в удовлетворении апелляционной  жалобы подлежат отнесению на заявителя. 

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд  апелляционной инстанции 


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.02.2020 по делу   № А47-13402/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы  крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 - без  удовлетворения. 

Возвратить Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 из федерального бюджета 150 руб. излишне уплаченной  государственной пошлины. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со  дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд  первой инстанции. 

Председательствующий судья М.И. Карпачева

Судьи: Г.Н. Богдановская

 И.Ю. Соколова