ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-6593/19 от 21.06.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-6593/2019

г. Челябинск

21 июня 2019 года

Дело №А47-525/2019

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Киреева П.Н., рассмотрел в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (г. Оренбург) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2019 по делу № А47-525/2019 (судья Цыпкина Е.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Общество с ограниченной ответственностью «Агроторг» (далее - заявитель, ООО «Агроторг», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 227и от 25.12.2018 по делу № 08-03-24/112/4-2018 о привлечении ООО «Агроторг» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 01.04.2019  заявленные требований удовлетворены полностью, постановление административного органа № 227и от 25.12.2018 по делу № 08-03-24/112/4-2018 о привлечении ООО «Агроторг» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях признано незаконным и отменено.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что при принятии решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, регулирующие порядок ценообразования алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на доказанность совершения ООО «Агроторг» розничной продажи алкогольной продукции по цене, ниже цен установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, что, по мнению подателя жалобы, образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу заявитель указывает на законность и обоснованность решения суда  первой инстанции,  просит апелляционную жалобу заинтересованного лица оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

Так заявитель считает, что ООО «Агроторг» не нарушил установленный законодательством порядок ценообразования алкогольной продукции, и цена на проданный 21.01.20018 в розничном магазине коньяк «Старейшина» превышал установленную для алкоголя минимальную цену, однако при расчете за товар, в том числе и на алкоголь, применена скидка по программе лояльности, утвержденной 18.07.2017 действующей в обществе, и позволяющей накапливать баллы при розничной покупке товаров с последующем их использовании при оплате товаров. При этом правилами программы предусмотрено, что при совершении покупки алкогольной продукции, в отношении которой действующим законодательством установлена минимальная розничная цена, списание баллов при продаже алкогольной продукции допускается только при условии соблюдения установленной законодательством минимальной розничной цены. Также заявитель указывает, что наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «Агроторг» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.12.1998 года, имеет ОГРН <***>, ИНН <***>.

ООО «Агроторг» осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в соответствии с лицензией № 1954/56РПА0000505 от 17.01.2014 года, номер бланка 56 ME 005930, срок действия по 16.01.2019 года (том 1 л.д. 161-167). Вышеуказанная лицензия дает право на розничную продажу алкогольной продукции в частности по адресу: г. Орск, Оренбургская область, Орский <...>.

На основании мотивированного представления от 13.06.2018 года № 3/25 (том 1 л.д. 159-160) Министерством вынесен приказ о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица ООО «Агроторг» от 13.06.2018 года № 101 (том 1 л.д. 157-158).

В пункте 5 указанного приказа отмечено, что проверка проводится в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Приказом Министерства от 12.07.2018 года № 112 продлен срок проведения внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Агроторг» до 08.08.2018 года.

По окончанию проверки Министерством составлен акт проверки № 112 от 08.08.2018 года (том 1 л.д. 111-116). В указанном акте Министерство отразило следующие обстоятельства.

В ходе проведения проверки Министерством выявлено нарушение обществом требований законодательства при продаже алкогольной продукции. Так, в нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), подпункта «е» пункта 1 Приказа Министерства финансов от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» (далее - Приказ Минфина России от 11.05.2016 № 58н) ООО «Агроторг» произведена розничная продажа российского коньяка трехлетнего «Старейшина» 40.000%, емкостью 0,5 литров, по цене 268, 54 рублей.

Министерством установлено, что в обособленном подразделении ООО «Агроторг», расположенном по адресу: г. Орск, Оренбургская область, Орский <...> 21.01.2018 в 13-56 по кассе № 36927 (номер смены 137) произведена розничная продажа Российского коньяка трехлетний «Старейшина» 40.000%, емкостью 0,5 литров, по цене 268, 54 рублей.

Согласно представленным «перепечаткам из электронного журнала» чека № 49958, покупателем приобретено 5 наименований товара на сумму 663 рублей (том 1 л.д. 142). Указанный чек содержит 1 наименование алкогольной продукции - российский коньяк трехлетний «Старейшина» 40.000%, емкостью 0,5 литров, цена 479,9 рублей. С учетом применения программы лояльности произведено списание накопленных баллов на сумму 293 рубля, от покупателя в оплату получено 370 рублей.

В ходе проведения проверки оператору фискальных данных ООО «Ярус» направлен запрос о предоставлении информации о розничных продажах ООО «Агроторг» (том 1 л.д. 48). В результате анализа представленной информации Министерством установлено, что в ЕГАИС 21.01.2018 года по чеку № 49958 зафиксирована розничная продажа алкогольной продукции по «цене за единицу предмета расчета с учетом данных скидок и наценок» - 268, 54 рублей.  Указанное также подтверждается отчетом ЕГАИС "Журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 21.01.2018 года по 21.01.2018 года, по указанному времени за каждые сутки с 00:00 по 00:00", согласно которому в ЕГАИС зафиксирована розничная продажа указанной выше продукции по цене 268, 54 рублей, что ниже цены, установленной законодательством за аналогичный вид продукции (том 1 л.д. 117-118).

11.05.2018 года на официальном портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка сформированы федеральные отчеты «Отчет по реализации продукции ниже минимальной цены за период с 01.01.2018 по 30.04.2018» по коньяку, бренди и виски по кодам 229, 232, 237.

Анализ вышеуказанных федеральных отчетов показал, что ООО «Агроторг» произведена продажа российского коньяка трехлетнего «Старейшина» (код продукции 229) по цене ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, подпунктом «е» пункта 1 Приказа Минфина России от 11.05.2016 № 58н, а именно по цене 268, 54 рублей.

08.08.2018 года Министерством в отношении ООО «Агроторг» вынесено предписание № 112 об устранении выявленных правонарушений (том 1 л.д. 110).

Министерством составлен протокол об административном правонарушении № 112/4 от 27.08.2018 года (том 1 л.д. 89), согласно которому ООО «Агроторг» признано совершившим административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, а именно занижение регулируемых государством цен на алкогольную продукцию. Протокол составлен в отсутствии представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола (список почтовых отправлений № 363).

В возражениях от 24.08.2018 года общество указывает, что событие вменяемого правонарушения не признает, возражает против привлечения к административной ответственности (том 1 л.д. 100-101).

Служебной запиской от 30.08.2018 года дело об административном правонарушении № 08-03-24/112/5-2018 направлено на рассмотрение заместителю министра по развитию потребительского рынка и государственным закупкам Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области ФИО1 (том 1 л.д. 88).

30.08.2018 года Министерством вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (том 1 л.д. 87).

10.09.2018, 14.11.2018 года Министерством вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении (том 1 л.д. 52, 80).

Уполномоченное лицо Министерства, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 112/4 от 27.08.2018 года и иные материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление о назначении административного наказания № 227и от 28.12.2018 года (дело № 08-03-24/112/4-2018), предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Агроторг» с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Считая постановление административного органа незаконным, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд Оренбургской области.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о том, что при вынесении обжалуемого постановления административным органом не учтено, что в обществе действует программа лояльности «Выручай-карта», правила которой утверждены 18.07.2017 года. Указанная программа подразумевает возможность покупателями накапливать баллы за покупки и списывать их при оплате товара. Из условий программы лояльности, установленной обществом, списание баллов за алкогольную продукцию осуществляется лишь в части, превышающей минимальную розничную цену, установленную законодательством и, следовательно, продажа алкогольной продукции ниже минимальной рыночной цены не предусмотрена.

Также суд первой инстанции, исходя из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 244-О, от 07.07.2001 № 139-О, от 07.02.2012 № 16-О, постановления от 30.07.2001 № 13-П пришел к выводу, что наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для привлечения общества к ответственности.

Выводы суда первой инстанции является верными в силу следующего.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 100 000 руб.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является установленный порядок ценообразования.

Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое возложены публично-правовые обязанности в области ценообразования и регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.).

Согласно части 5 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ, закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ, запрещается розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Приказа Министерства финансов от 11.05.2016 № 58н (в редакции Приказа Минфина России от 04.04.2017 № 57н) на коньяк за 0,5 литра готовой продукции установлена минимальная розничная цена не ниже 371 рублей.

В соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Правила) на территории Российской Федерации действует Единая государственная автоматизированная информационная система (далее - ЕГАИС), которая предназначена для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, являются одними из участников ЕГАИС (пункт 4 Правил ЕГАИС).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 Правил ЕГАИС ведение ЕГАИС осуществляется в электронном виде с использованием программных средств этой единой информационной системы и включает в себя внесение информации, указанной в пункте 6 настоящих Правил, в единую информационную систему и ее обработку.

Функционирование системы ЕГАИС построено на предоставлении участниками системы в Росалкогольрегулирование или в уполномоченный таможенный пост электронных документов, в которых содержатся различные сведения о производстве, закупке, хранении, поставке, перевозке и розничной продаже продукции.

Такие электронные документы в парадигме системы называются «заявками на фиксацию данных в ЕГАИС». Все указанные заявки обрабатываются получателями, и участникам системы предоставляются квитанции о фиксации или отказе в фиксации данных в ЕГАИС.

Министерство в ходе проверки сделало вывод о том, что общество в нарушение требований законодательства осуществило продажу алкогольной продукции - российского коньяка трехлетнего «Старейшина» 40.000%, емкостью 0,5 литров, по цене 268,54 рублей.

Указанный вывод заинтересованным лицом сделан на основании федерального отчета «Отчет по реализации продукции ниже минимальной цены за период с 01.01.2018 по 30.04.2018», отчета по номенклатуре товаров за 21.01.2018 года, отчета ЕГАИС «Журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 21.01.2018 года по 21.01.2018 года, по указанному времени за каждые сутки с 00:00 по 00:00».

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществом отрицался, по причине того, что розничная цена на коньяк установлена выше минимальный цены на алкоголь, что подтверждается перепечаткой из электронного журнала кассового чека от 21.01.2018 (том 1 л.д. 142), в котором цена на коньяк,  проданного 21.01.2018,  указана в размер 479,90 руб.

 Цена на указанный коньяк, которая отразилась в отчете в размере 268,54  руб. и стала поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, возникла по причине расчета покупателем при покупке коньяка наряду с другими товарами с использованием карты «Выручай-карта» с накопленными им баллами, пересчитанными в рубли, в виде скидки, согласно программе лояльности, утвержденной в обществе.  

Как верно установлено судом первой инстанции данные доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, надлежащей правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили.

В связи с этим суд апелляционной инстанции принимает вывод суда первой инстанции о том, что факт отражения по ЕГАИС продажи бутылки коньяка «Старейшина» 21.01.2018 по цене ниже минимальной установленной законодательством  цены по алкоголь равной 371 рубль, при этом цена  на коньяк отражена в кассовом чеке в размере 479,90 рублей, не свидетельствует о ее продаже ниже минимальной цены установленной законодательством  на алкоголь, так как накопленные покупателем баллы, выраженные в рублях, при оплате за товары с применением карта «Выручай-карта», пропорционально распределилась на все товары в чеке.

При этом довод подателя жалобы о том, что обществом не принимались меры по своевременному мониторингу работы системы учета объема оборота алкогольной продукции не обоснован и  подлежит отклонению как несоответствующий законодательству, регулирующего учет объема производства и оборота алкогольной продукции.

Суд первой инстанции правомерно, исходя из конституционных принципов применения мер государственного принуждения, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда и степени вины правонарушителя, посчитал факт наличия формальных признаков правонарушения в действия общества не достаточным основанием для привлечения к административной ответственности.

Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Таким образом, доводы подателя апелляционной жалобы о не правильном применении судом первой инстанции норм материального права и наличию события в действиях общества, за совершение которых предусмотрена ответственность по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, подлежат отклонению. Указанные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, и не опровергают обоснованные выводы суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ не установлено.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2019 по делу № А47-525/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (г. Оренбург) - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

         Судья                                                                                                   П.Н.  Киреев