ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-6970/2021 от 28.06.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-6970/2021

г. Челябинск

28 июня 2021 года

Дело № А76-33753/2017

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июня 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Арямова А.А.,

судей Плаксиной Н.Г., Бояршиновой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Елена» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2021 по делу №А76-33753/2017.

В заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Елена» - ФИО1 (доверенность от 01.12.2018, диплом);

Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области – ФИО2 (доверенность № 3 от 29.03.2021, диплом);

акционерного общества «ФЕНИКС» - ФИО3 (доверенность № 10 от 19.01.021, диплом).

Общество с ограниченной ответственностью «Елена» (далее – заявитель, ООО «Елена») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее – Министерство) о признании незаконным отказа во включении в лицензию ЧЕЛ 00944ТЭ от 09.11.2001 документов, определяющих уточненные границы горного отвода, оформленного письмом от 05.10.2017 №2/14934. Также, заявитель просил обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем включения в лицензию ЧЕЛ 00944ТЭ от 09.11.2001 в качестве ее неотъемлемых составных частей горноотводных документов, представленных в министерство в соответствии с заявлением ООО «Елена» от 12.09.2017 №130 (вх. №1/20111 от 13.09.2017) в течение 10 дней с момента принятия решения по делу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также закрытое акционерное общество «Феникс» (далее – ЗАО «Феникс»).

На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции произведена замена Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области на Министерство промышленности новых технологий и природных ресурсов Челябинской области.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2021 (резолютивная часть решения объявлена 30.03.2021) в удовлетворении требований заявителя отказано.

ООО «Елена», не согласившись с таким решением суда, обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств. Полагает, что при принятии решения суд ошибочно руководствовался пунктом 12 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной Министерством природных ресурсов Российской Федерации 07.02.1998 №56 и Госгортехнадзором  России 31.12.1997 №58 (далее – Инструкция по оформлению горных отводов), поскольку положения этого пункта относятся к порядку уточнения границ горного отвода участка недр, предоставленного для разведки и или) геологического изучения, тогда как в настоящем случае участок недр предоставлен заявителю для добычи мраморов. Обращает внимание на то, что в силу части 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) и пункта 4 Инструкции по оформлению горных отводов документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой части, при этом, анализ части 2 статьи 7 Закона о недрах и пунктов 12-14 Инструкции по оформлению горных отводов позволяет прийти к выводу о том, что границы уточненного горного отвода могут не совпадать с границами участка недр по лицензии. По мнению заявителя, установление границ уточненного горного отвода за пределами участка недр, предоставляемого по лицензии, не является увеличением площади участка недр, так как горноотводный акт выдается не для использований участка недр, а для обеспечения рационального использования и охраны недр, тогда как пользование недрами может осуществляться лишь в границах участка, предоставленного по лицензии; в горноотводном акте №974 учтены контуры месторождения полезного ископаемого по лицензии, запасы полезного ископаемого, проектные контуры карьера, факторы, влияющие на состояние недр в связи с их использованием. Балансовые запасы определены в контуре проектного карьера, утверждены и поставлены на государственный учет, согласована проектная документация с параметрами разработки карьера, по которой капитальная траншея внешнего заложения (согласованная с Министерством  при согласовании проекта и предназначенная для грузотранспортной связи рабочих горизонтов с поверхностью и для вскрытия карьерного поля) находится за пределами участка недр, предоставленного по лицензии. Утвержденные запасы полезных ископаемых находятся только в границах участка недр по лицензии. Как указывает заявитель, оспоренный отказ Министерства во включении в лицензию документов, определяющих уточненные границы горного отвода, нарушает права заявителя, так как необоснованно возлагает на него обязанность изменять границы предоставленного по лицензии участка недр, тогда как не включение горноотводного акта в лицензию влечет возможность привлечения заявителя к административной ответственности за пользование недрами с нарушением условий лицензии.

Представитель ООО «Елена» в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители Министерства промышленности новых технологий и природных ресурсов Челябинской области и ЗАО «Феникс» в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзывах. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Елена» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027400700876 и имело лицензию серии ЧЕЛ №00944 ТЭ (т.1 л.д.13-33) на осуществление добычи мраморов для производства декоративного и строительного щебня на Еленинском месторождении, участок недр расположен в 5км западнее п. Еленинка Карталинского района Челябинской области. Лицензия выдана на основании совместного решения Комитета по природоресурсному комплексу Челябинской области и Комитета природных ресурсов с учетом рекомендаций экспертного Совета по лицензированию пользования недрами в порядке переоформления лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ (в связи с изменением организационно-правовой формы предприятия) ООО «Елена».

Подпунктом 1.2.1 лицензионного соглашения к указанной лицензии (приложение №1) установлено, что для добычи мраморов на Елининском месторождении предоставлен участок недр со статусом горного отвода с предварительными границами площадью 12,6га, обозначенный в приложении 2 контуром с угловыми точками 1-4, 1 глубиной 50м от поверхности (горизонт + 380) в соответствии с контуром подсчета запасов.

Приложение №2 к этой лицензии (Ситуационная схема Еленинского месторождения в М 1:5 0000) содержит каталог географических координат угловых точек лицензионного участка, предоставляемого в пользование.

Приложением №3 к лицензии (План испрашиваемого горного отвода Еленинского месторождения в М 1:2000) установлена площадь указанного лицензионного участка в размере 12,6га.

Распоряжением Министерства от 31.07.2015 №1638-Р внесены изменения и дополнения №5 к лицензионному соглашению, в соответствии с которыми подпункт 1.2.1 пункта 1.2 изложен в следующей редакции: «1.2 Пространственные границы участка недр: 1.2.1. Для добычи мраморов на Елининском месторождении предоставлен участок недр со статусом горного отвода с уточненными границами (горноотводный акт от 06.07.2015 №891) площадью 72,9га, обозначенный в приложении 26 контуром с угловыми точками 1-8,1 а также на геологических разрезах по линиям 1-9. Нижняя граница горного отвода соответствует абсолютной отметке + 380м.».

Распоряжением Министерства 21.07.2017 №2210-Р согласована проектная документация «Технический проект. Разработка Еленинского месторождения мрамора».

06.09.2017 Уральским управлением Ростехнадзора заявителю выдан горноотводный акт №974, удостоверяющий уточненные границы горного отвода на Еленинском месторождении мрамора, ограниченного угловыми точками 1-19,1 (т.1 л.д.71- 72).

13.09.2017 ООО «Елена» обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменений в лицензию ЧЕЛ № 00955 ТЭ, в котором просило включить документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, в качестве приложения к вышеуказанной лицензии (т.1 л.д.73).

Письмом от 05.10.2017 Министерство отказало ООО «Елена» во включении горноотводного акта от 06.09.2017 №974 в качестве приложения к лицензии ЧЕЛ № 00955 ТЭ в связи с несоответствием координат предварительного горного отвода по лицензии и площади предоставленного горного отвода с уточненными границами, а также рекомендовало ООО «Елена» обратиться за изменением границ участка недр в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 №429 (т.1 л.д.9).

Полагая выраженное в этом письме решение Министерства незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО «Елена» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии совокупности условий, свидетельствующих о недействительности оспоренного ненормативного правового акта.

Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.

Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативного правового акта, порядок их рассмотрения регламентирован положениями Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица   вправе   обратиться   в   арбитражный   суд   с   заявлением   о   признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 11 Закона о недрах установлено, что  предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В соответствии со статьей 12 Закона о недрах, лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, данные о пользователе недр, получившем лицензию, об органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование (пункты 1-3 части 1). Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, прямо установленных законодательством (часть 5).

Требования к содержанию лицензии установлены Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 №315 (далее – Административный регламент).

Пунктом 24 этого Административного регламента предусмотрено, что в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются в том числе: схема расположения участка недр. Пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование, отражаются географическими координатами угловых точек. Пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование, рекомендуется указывать на топографических планах, геологических картах, геологических разрезах с указанием линий таких разрезов на картах (подпункт 3); сведения об участке недр и пользователе недр, отражающие: местоположение участка недр в административно-территориальном отношении с указанием границ особо охраняемых природных территорий, а также участков ограниченного и запрещенного землепользования с отражением их на схеме расположения участка недр; геологическую характеристику участка недр с указанием наличия месторождений (залежей) полезных ископаемых и запасов по ним; обзор работ, проведенных на участке недр, наличие на участке недр горных выработок, скважин и иных объектов, которые могут быть использованы при работе на этом участке; наличие других пользователей недр на данном участке недр; перечисление предыдущих пользователей данным участком недр (если ранее участок недр находился в пользовании) с указанием оснований, сроков предоставления (перехода права) участка недр в пользование и прекращения действия лицензии на пользование этим участком недр (указывается при переоформлении лицензии); юридический адрес пользователя недр, контактные телефоны, дата и место государственной регистрации, постановки на налоговый учет, идентификационный номер налогоплательщика. Приложение может дополняться иными материалами, имеющими отношение к предоставленному в пользование участку недр. Сведения об участке недр, изложенные в данном подпункте, оформляются отдельным приложением к лицензии или входят в состав документа, указанного в подпункте 1 настоящего пункта (подпункт 6).

Пунктом 37  Административного регламента установлено, что внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа (в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами): в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов; при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Согласно пункту 38 Административного регламента, основаниями для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр является в том числе заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.

В силу пункта 43 Административного регламента исполнение Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на право пользования участком недр включает в себя: 1) регистрацию заявки на внесение изменений и дополнений; 2) рассмотрение заявки на внесение изменений и дополнений, подготовка и направление материалов в Комиссию, осуществляющую рассмотрение материалов по внесению изменений и дополнений в лицензии на пользование недрами, а также переоформлению лицензий на пользование недрами; 3) рассмотрение материалов на Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий и принятие решения; 4) принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, оформление внесения изменений и дополнений в лицензию; 5) государственную регистрацию и выдачу изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.

Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Порядок оформления горных отводов в спорный период регламентировался Инструкцией по оформлению горных отводов (действовавшей до 01.11.2017).

В соответствии с этой Инструкцией, горным отводом называется геометризованный блок недр. В соответствии с настоящей Инструкцией горный отвод предоставляется пользователю недр для добычи полезных ископаемых. Документы, удостоверяющие горный отвод, определяют его пространственное положение в плане, по глубине и являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами (пункт 3). При предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. В предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части (пункт 4). В случае необходимости изменения уточненных границ горного отвода, в пределах предоставленного при лицензировании участка недр из-за изменения условий лицензии, ее переоформления (по результатам поиска, разведки, проектных, научно-исследовательских работ и др.) документы, удостоверяющие границы горного отвода, переоформляются в органах Ростехнадзора. Переоформлению подлежат горноотводный акт и топографический план, а проект горного отвода должен быть дополнен обоснованием необходимости изменения ранее установленных границ (пункт 10). Уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу. Если лицензией на пользование недрами в целях разведки и (или) геологического изучения недр предусматривается добыча полезных ископаемых, то границы горного отвода устанавливаются в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами (пункт 12). Границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства (пункт 13). При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезного ископаемого, зоны сдвижения горных пород, проектные контуры карьера (разреза), границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны округов горно-санитарной охраны, зоны охраны от вредного влияния горных разработок и другие факторы, влияющие на состояние недр, земной поверхности и окружающей среды в связи с процессом геологического изучения и использования недр (пункт 14). В состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы (пункт 28). Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, составляются в трех экземплярах, подписываются руководителем органа Ростехнадзора или его заместителем и скрепляются печатью (пункт 29).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 №770 утверждены Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (действовали на момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с этими Правилами, документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 2). Документация оформляется: а) органом государственного горного надзора - в отношении участков недр, предоставленных в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами, в том числе участков недр местного значения, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, разработка которых осуществляется с применением взрывных работ; б) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся вопросы регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), - в отношении участков недр местного значения, за исключением участков недр, указанных в подпункте «а» настоящего пункта (пункт 3). Документация оформляется на срок действия лицензии на пользование недрами (пункт 5).

В письме Федерального агентства по недропользованию от 02.12.2014 №ЕШ-01-29/13650 даны официальные разъяснения относительно применения законодательства о границах горного отвода.

В частности, в этом письме разъяснено, что законодательство о недрах допускает проведение работ пользователем недр строго в границах участка недр. В случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается. Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка. Горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, может оформляться в качестве дополнения к лицензии на право пользования недрами. Для включения документов, удостоверяющих границы уточненного горного отвода, в качестве неотъемлемой составной части пользователю недр необходимо подать заявку в порядке, установленном Административным регламентом. Уточнение границ горного отвода не связано с изменением границ участка недр, в связи с чем как до, так и после включения документов, уточняющих горный отвод, в состав лицензии на право пользования недрами, осуществление добычи полезных ископаемых в границах уточненного горного отвода, но за пределами лицензионного участка, не допускается.

Как установлено исследованием материалов дела ООО «Елена» в спорный период имело право пользования недрами на Еленинском месторождении мраморов на основании лицензии ЧЕЛ №00944 ТЭ, подпунктом 1.2.1 пункта 1.2 лицензионного соглашения к которой (приложение №1), предусмотрено, что заявителю для добычи мрамора предоставлен участок недр со статусом горного отвода с предварительными границами площадью 12,6га, обозначенными в приложении №2 к лицензии и ограниченный угловыми точками 1-4,1 с ограничением по глубине 50м от поверхности (горизонт + 380) в соответствии с контуром подсчета запасов.

Распоряжением Министерства от 31.07.2015 №1638-Р внесены изменения и дополнения №5 к лицензионному соглашению, в соответствии с которыми пространственные границы участка недр уточнены (горноотводный акт от 06.07.2015 №891): площадь составила 72,9га, контур с угловыми точками 1-8,1, нижняя граница горного отвода соответствует абсолютной отметке + 380м.

Распоряжением Министерства 21.07.2017 №2210-Р заявителю согласована проектная документация «Технический проект. Разработка Еленинского месторождения мрамора».

Уральским управлением Ростехнадзора на основании представленных ООО «Елена» документов оформлены горноотводный акт №974 от 06.09.2017, топографический план с границами горного отвода к горноотводному акту и геологические разрезы по линиям 1, 2, 3, 4 с границами горного отвода.

Получив указанные документы, ООО «Елена» обратилось в Министерство, как лицензирующий орган, с заявлением о внесении изменений в выданную ему 09.11.2001 лицензию на право пользования недрами  ЧЕЛ 0994ТЭ в части включения в качестве неотъемлемой составной части лицензии указанные горноотводные документы.

Основанием для отказа заявителю во внесении в лицензию таких изменений послужил вывод Министерства о несоответствии координат предварительного горного отвода по лицензии и площади предоставленного горного отвода с уточненными границами. Министерство предложило обществу обратиться в установленном порядке с заявлением об изменении границ предоставленных в пользование участков недр.

Суд первой инстанции поддержал позицию Министерства, указав на законность оспоренного отказа ввиду несовпадения контуров (границ) лицензионного участка по лицензии ЧЕЛ 00944ТЭ и горного отвода по горноотводному акту № 974 от 06.09.2017.

Указанная позиция основана на положениях пункта 12 Инструкции по оформлению горных отводов, в силу которых, если лицензией на пользование недрами в целях разведки и (или) геологического изучения недр предусматривается добыча полезных ископаемых, то границы горного отвода устанавливаются в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами.

Заявитель полагает эти положения к рассматриваемой ситуации неприменимыми, поскольку они регламентируют порядок установления границ горного отвода только в отношении лицензии на пользование недрами в целях разведки и (или) геологического изучения недр, тогда как заявитель обладал лицензией на добычу полезных ископаемых. При этом, как указывает заявитель, толкование части 2 статьи 7 Закона о недрах и пунктов 12-14 Инструкции по оформлению горных отводов позволяет прийти к выводу о том, что границы уточненного горного отвода могут не совпадать с границами участка недр по лицензии.

Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией заявителя о том, что законодательством не исключена возможность несовпадения границ горного отвода с границами участка недр, предоставленного по лицензии (что соответствует также разъяснениям, содержащимся в письме Федерального агентства по недропользованию от 02.12.2014 №ЕШ-01-29/13650).

В то же время суд апелляционной инстанции полагает ошибочной позицию заявителя в части нераспространения на рассматриваемую ситуацию положений пункта 12 Инструкции по оформлению горных отводов.

Буквальное толкование этих положений позволяет прийти к выводу о том, что необходимость соответствия устанавливаемых границ горного отвода условиям лицензии на пользование недрами поставлена в зависимость не от лицензируемого вида недропользования, а от факта предоставления лицензиату права на добычу полезных ископаемых, что имеет место в настоящем случае.

Более того, в силу пункта 11 Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих  уточненные границы горного отвода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 №770, удостоверение уточненных границ горного отвода, выходящих за границы участка недр, установленные при выдаче лицензии на пользование недрами, допускается в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 8 Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации от 3 мая 2012 г. №429 (наличие технологических потребностей расширения границ участка недр без прироста запасов полезных ископаемых с учетом границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зон охраны от вредного влияния горных разработок, зон сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносов бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на состояние недр и земной поверхности), к которому рассматриваемая ситуация не относится.

Таким образом, в настоящем случае соответствие границ горного отвода требованиям лицензии (контурам лицензионного участка недр) является необходимым условием согласования Министерством изменений в лицензию. В этой связи отказ заявителю во внесении испрашиваемых им изменений в лицензию следует признать законным и обоснованным, а приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.

Таким образом, материалами дела не подтвержден факт незаконности оспоренного акта, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме. Оснований для переоценки этого вывода суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции               

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2021 по делу №А76-33753/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Елена» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                       А.А. Арямов

Судьи:                                                                                  Н.Г. Плаксина

         Е.В. Бояршинова