ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-712/19 от 14.03.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-712/2019

г. Челябинск

14 марта 2019 года

Дело № А76-33155/2018

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Курчатовском районе города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.12.2018 по делу № А76-33155/2018 (судья Кунышева Н.А.).

Общество с ограниченной ответственностью «КОЛЬЕ» (далее – заявитель, ООО «КОЛЬЕ», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Курчатовском районе города Челябинска (далее – заинтересованное лицо, ГУ – ПФР в Курчатовском районе г. Челябинска, Пенсионный фонд, Управление) о признании незаконным решения от 16.07.2018 №2nd о привлечении к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Дело рассмотрено судом в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.12.2018 (резолютивная часть решения объявлена 19.12.2018) требования ООО «КОЛЬЕ» удовлетворены: решение от 16.07.2018 №2nd признано недействительным.

ГУ – ПФР в Курчатовском районе г. Челябинска (далее также – податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ГУ – ПФР в Курчатовском районе г. Челябинска указывает, что при заполнении формы СЗВ-Стаж, ответственным работником страхователя не соблюден хронологический порядок в указании периодов стажа застрахованных лиц.

Пенсионный фонд считает, что факт предоставления страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-Стаж за 2017 год подтвержден документально, порядок привлечения к ответственности соблюден в соответствии с действующим законодательством, а потому оснований для признания недействительным решения от 16.07.2018 №2nd у суда первой инстанции не имелось.

К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 272(1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё,не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «КОЛЬЕ»  зарегистрировано, как юридическое лицо 15.09.2009 за основным государственным регистрационным номером 1097452004100, состоит на учете в качестве страхователя – в ГУ - УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска (регистрационный номер 084006089710).

27.02.2018 ООО «КОЛЬЕ» представлены в Управление сведения за 2017 года по форме СЗВ-Стаж «исходная» на 93 застрахованных лица, то есть в установленный срок (т.1 л.д.11-68).

В адрес страхователя направлены протокол проверки, в котором выявлены расхождения между сведениями, представленными страхователем и сведениями, имеющимися у Управления и уведомление от 28.02.2018 об устранении в течение 5 рабочих дней расхождений, которое получено страхователем 28.02.2016 (т.1 л.д.127, 128).

Заявителем 04.04.2018 представлена дополняющая форма СЗВ-Стаж за 2017 года на 58 застрахованных лиц (т.1 л.д.69-126).

По результатам проведенной проверки представленных сведений Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №2nd от 05.06.2018 (т.1 л.д.147).

Решением от 16.07.2018 №2nd о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере              29 000 руб. (т.1 л.д.150-151).

Не согласившись с решением от 16.07.2018 №2nd, ООО «КОЛЬЕ» обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции пришел к  выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности  за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) общество является страхователем по данному виду страхования, и согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закона №27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений».

Согласно приложению 1 «Тип сведений» по форме СЗВ-СТАЖ - выбирают один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая», согласно Приложению 2 форма ОДВ-1 подается с одним из следующих кодов: «исходная», «корректирующая», «отменяющая».

При заполнении формы отчета СЗВ-СТАЖ, согласно пункту 2.1.5 Постановления, в позиции «тип сведений» знаком «Х» отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии.

Согласно статье 17 Федерального закона №27-ФЗ непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Исходя из нормативных требований, отчетность за 2017 год, как отчетный период, страхователи обязаны представить в территориальные органы ПФР, не позднее 01.03.2018.

  Как установлено судом первой инстанции, и не оспаривает Управление, обществом направлена форма СЗВ-Стаж за 2017 год в пределах установленного законодательством срока – 27.02.2018.

Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

В связи с тем, что нормы Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон №27-ФЗ) не содержит требования к содержанию решения, арбитражный суд апелляционной инстанции, исходя из части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным применить по аналогии закона нормы законодательства о налогах и сборах (абзац 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу абзаца 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Таким образом, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ, орган ПФР должен не только констатировать факт недостоверности, неполноты, несвоевременности представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность общества.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 №12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

Из оспариваемого решения следует, что при получении исходных сведений после их проверки в адрес страхователя направлен протокол проверки, в котором выявлены расхождения между сведениями, представленными страхователем и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда.

Пенсионным фондом страхователю направлено уведомление от 28.02.2018 об устранении в течение 5 рабочих дней расхождений, которое получено страхователем 28.02.2016, следовательно, сведения должны быть представлены не позднее 06.03.2018.

Согласно материалам дела, 04.04.2018 страхователь устранил расхождения между сведениями, представленными 27.02.2018 и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда, путем подачи «дополняющей» формы. Таким образом, как указано в оспариваемом решении, посылка с «исходной» формой от 27.02.2018 содержала недостоверные сведения в отношении 58 застрахованных лиц, которые не были исправлены в установленный срок.

Указанные доводы отражены фондом в акте о выявлении правонарушений от 05.06.2018.

При этом, из резолютивной части оспариваемого решения следует, что страхователь привлечен к ответственности за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-Стаж.

Таким образом, в оспариваемом решении Пенсионным фондом не описана объективная сторона правонарушения, не установлены виновные действия либо бездействия заявителя, с установлением причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, что, по мнению суда, не является достаточным основанием для привлечения заявителя к публичной ответственности.

Из пояснений Пенсионного фонда, следует, что при заполнении формы СЗВ-Стаж, ответственным работником страхователя не соблюден хронологический порядок в указании периодов стажа застрахованных лиц. Однако, указанные доводы в оспариваемом решении не отражены.

Вместе с тем наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года № 7-П).

Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.

В акте проверки обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения. Актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения.

Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт представления неполных и (или) недостоверных сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе установить вину страхователя.

Поскольку состав нарушений надлежащим образом не установлен, не доказан, не зафиксирован в решении фонда, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании недействительным оспариваемого решения.

Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, согласно статье 1 Федерального закона №27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, в том числе, страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу; дату увольнения и другие сведения, перечисленные в указанной статье.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона №27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

В силу статьи 15 Федерального закона №27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.

При этом, согласно статье 15 Федерального закона №27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34, 41, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее – Инструкция) в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.

При этом Федеральный закон № 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.

Согласно пункту 36 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 №766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения (пункт 37).

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу (пункт 38).

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются (пункт 39).

Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом в адрес страхователя направлены: уведомление об устранении ошибок от 28.02.2018, протокол проверки отчетности. При этом, в данных документах не указан срок представления сведений. Кроме того, из указанного протокола следует, что сведения приняты не в полном объеме (не по всем застрахованным лицам), а также, что корректные сведения необходимо представить в срок, установленный статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ.

Заявитель факт получения указанного уведомления, а также представления сведений с нарушением установленного пятидневного срока не оспорил.

Вместе с тем, судом первой инстанции отмечено, что доказательств того, что скорректированные обществом сведения о застрахованных лицах тип формы «дополняющая» за 2017г., представленные 04.04.2018 являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, фондом не представлено, данные документы приняты фондом без замечаний.

В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в данном случае событие вменяемого нарушения отсутствует, так как выявленная ошибка в соблюдении хронологического порядка указания периодов стажа застрахованных лиц, не препятствует идентификации этих лиц, поскольку остальные сведения (страховой номер индивидуального лицевого счета; идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя и отчество застрахованного лица) указаны верно, соответственно, данная ошибка является незначительной и не может оцениваться как представление недостоверных сведений, влекущее наложение штрафа.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.

В этой связи заявленные обществом требования удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272¹ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.12.2018 по делу № А76-33155/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Курчатовском районе города Челябинска – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Судья                                                                          Н.А. Иванова