ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-7367/19 от 21.06.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-7367/2019

г. Челябинск

27 июня 2019 года

Дело № А47-7643/2018

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июня 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.03.2019 по делу № А47-7643/2018 (судья Лазебная Г.Н.).

В заседании принял участие представитель:

общества с ограниченной ответственностью «Листжилсервис» - ФИО1 (доверенность от 14.12.2018).

Общество с ограниченной ответственностью «Листжилсервис» (далее – общество, заявитель, ООО «Листжилсервис») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, ГЖИ по Оренбургской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания № ПР-449 от 14.03.2018 № ПР-449 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (т.1 л.д. 6-14).

Решением суда первой инстанции требования общества удовлетворены, предписание Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 14.03.2018 № ПР-449 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований признано недействительным и отменено, суд обязал Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с  решением суда первой инстанции, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылается на невозможность отнесения площади лоджий к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, так как они являются несущими конструкциями дома.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 19 февраля по 14 марта 2018 г. инспекцией в связи с рассмотрением коллективного обращения собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) № 14 по Загородному шоссе г. Оренбурга (вх. от 17.01.2018 № 198, т.1 л.д. 61) проведена проверка соблюдения обществом  лицензионных требований, установленных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в части начисления платы за коммунальную услугу отопление, в том числе проведения корректировки указанной платы, всем собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Загородное шоссе г. Оренбурга с июня 2015 года по настоящее время; соблюдения при начислении жителям указанного дома платы за коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в период с 01.01.2017.

По вопросу о соблюдении при начислении жителям МКД № 14 по ул. Загородное шоссе г. Оренбурга платы за коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в период с 01.01.2017 по настоящее время в ходе проверку установлено следующее:

- управление МКД на основании протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 21.05.2015 осуществляет общество, соответствующие сведения внесены в реестр лицензий Оренбургской области 08.06.2015;

- собственниками помещений в указанном доме выбран способ управления - управление управляющей организацией, в связи с чем с обществом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 26.05.2016, заключен договор управления многоквартирным домом от 29.05.2016.

Общество имеет лицензию на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами от 28.04.2015 № 77.

Из представленных обществом документов по вопросу правомерности определения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребленных при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме № 14 по ул. Загородное шоссе г. Оренбурга на 1 кв. м площади помещения усматривается следующее:

площадь жилых помещений в многоквартирном доме - 27 692,3 кв.м., нежилые помещения отсутствуют;

площадь мест общего пользования с учетом площадей подвала, технического этажа, лоджий и балконов общего пользования - 7 646,2 кв.м.;

без учета площадей подвала, технического этажа (площадь межквартирных лестничных площадок, коридоров, тамбуров, холлов с учетом площади лоджий общего пользования согласно техническому плану на МКД и поэтажной экспликации) - 5189,2 кв. м.;

площадь лоджий общего пользования - 463,7 кв.м.

Многоквартирный дом № 14 по ул. Загородное шоссе г. Оренбурга является 17-этажным, с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, отоплением, оборудованный двумя лифтами и насосными установками для холодного, горячего водоснабжения, систем отопления, индивидуальным тепловым пунктом для приготовления горячего водоснабжения.

Из представленных обществом в ходе проверки документов установлено, что, что при начислении платы за холодную воду, потребленную при содержании общего имущества, применялся норматив 0,023 руб./кв.м., за электрическую энергию - 7,94 руб./кв.м.

Расчет платы за холодную воду и электрическую энергию, производился исходя из площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома равной 4788,3 кв.м.

Заинтересованное лицо пришло к выводу о том, что расчет расходов на холодную воду, потребляемую при содержании общего имущества по данному многоквартирному дому в период с 01.01.2017 по 31.05.2017 должен составлять:

0,028 куб. м./кв. м. * 4725,5 кв. м. (площадь мест общего пользования, определенные в соответствии с п. п. 27 Приложения № 1 к Правилам № 354, за исключением площади лоджий общего пользования) * 25,32 руб./куб. м. (тариф на холодную воду) / 27692,3 кв. м. = 0,12 руб./кв. м.

При этом как указывает заинтересованное лицо, общество начисляло собственникам платы за холодную воду в размере 0,13 руб./кв.м.

Применение при начислении платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества МКД, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома равной 4788,3 кв.м, не привело к увеличению расходов собственников помещений.

Таким образом, в ходе проверки инспекция пришла к выводу о том, что обществом  не соблюдаются лицензионные требования, установленные пп. «б» п. 3 Положения № 1110 - не надлежащим образом выполняются услуги по управлению МКД в части включения в плату за содержание жилого помещения коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества, в многоквартирном доме № 14 по ул. Загородное шоссе г. Оренбурга.

В связи с чем, по результатам проверки инспекцией составлен акт проверки от 14.03.2018 № А-449 (т.1 л.д. 20-22) и выдано предписание от 14.03.2018 № ПР-449 (т.1 л.д.23) о приведении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме № 14 по ул. Загородное шоссе г. Оренбурга в соответствие с действующим законодательством, а именно:

расходы на холодную воду, потребленную при содержании общего имущества, за период январь - май 2017 года рассчитать с учетом площади помещений, входящих в состав общего имущества, исключив площади лоджий общего пользования, и произвести перерасчет;

расходы на коммунальные ресурсы: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребленные при содержании общего имущества, за период июнь 2017 года - февраль 2018 года рассчитать с учетом площади помещений, входящих в состав общего имущества, исключив площади лоджий общего пользования, и произвести перерасчет.

Также в период с 14 июня по 27 июня 2018 года инспекцией проведена внеплановая документарная проверка выполнения обществом предписания инспекции от 14.03.2018 № ПР-449 (срок исполнения - 13.06.2018).

В ходе проверки документы, свидетельствующие об исполнении предписания от 14.03.2018 № ПР-449, не представлены.

Общество не согласилось с предписанием от 14.03.2018 № ПР-449, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности отнесения площади лоджий общего пользования к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок осуществления государственного жилищного надзора регламентирован положениями статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с части 3 которой к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 этой статьи.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ  по договору управления многоквартирным домом (далее – МКД) одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.

В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).

В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.01.2017 в состав платы: содержание жилого помещения были включены расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые определяются исходя из занимаемо площади жилого помещения (квартиры).

Расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется следующим образом:

утвержденный норматив потребления * площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома : площадь жилых и нежилых помещений i многоквартирном доме * тариф * площадь занимаемого жилого помещения (квартиры).

С 01.01.2017 по 31.05.2017 при начислении платы за коммунальные ресурсы потребленные при содержании общего имущества многоквартирного дома, применялись нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области от 27 октября 2016 года № 771-п «О нормативах потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды на территории Оренбургской области» (далее - Постановление № 771-п).

С 01.06.2017 применяются нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 30.05.2017 № 34-н «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Оренбургской области» (далее - Приказ № 34-н).

В целях начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества МКД, учитываются площади помещений, входящие в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, определенные в порядке части 1 статьи 36 ЖК РФ.

Регулирование отношений собственников помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено статьями 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 36 ЖК РФ.

Статьей 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Часть 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Частью 1 статьи 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование.

В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Таким образом, выделяются два критерия, при одновременном соблюдении которых имущество подлежит включению в состав общего имущества МКД: не является частью квартиры, предназначено для обслуживания более одного помещения, при этом, перечни помещений, которые могут быть включены в общее имуществе, приведенные в ЖК РФ, Правилах № 491, не являются исчерпывающими.

Разъясняя смысл вышеназванных норм, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.05.2009 № 489-О-О указал, что к общему имуществу домовладельцев относятся помещения, не имеющие самостоятельного назначения.

При определении состава имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в многоквартирном доме, в частности при отнесении конкретных нежилых помещений либо к категории предназначенных для самостоятельного использования, либо к категории общего имущества, следует, как указано в пункте 4 Правил № 491, использовать сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, содержащиеся в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом необходимо учитывать, для каких целей предназначались первоначально помещения и как они в связи с этим использовались. Данное обстоятельство подлежит установлению на основании имеющихся в деле документов, в том числе документов технического учета.

Правовой режим помещений как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности нескольких собственников помещений в здании определяются с учетом фактического использования помещений как самостоятельных либо вспомогательных.

Таким образом, к общему имуществу собственников квартир МКД относятся помещения, предназначенные исключительно для обслуживания иных помещений в МКД, которые не могут использоваться самостоятельно, поскольку имеют вспомогательное значение.

Как следует из представленных заявителем копий технического паспорта (выборочно), а именно: экспликации и плана этажа, лоджии являются частью межквартирной лестничной площадки, соединяющей лифтовой холл и лестницу аварийного выхода, данные лоджии указаны в техническом паспорте, не являются частями квартир, обслуживают два и более жилых помещения МКД.

Из представленных обществом актов за июль, август, сентябрь 2018 года подписанных собственниками помещений МКД (т.2 л.д. 4-8), следует, что влажная уборка лоджий общего пользования производится в соответствии с минимальным перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 290.

Согласно ответу ОАО «Финансово – строительный концерн» (застройщик) от 23.11.2018 № 361 (т.2 л.д. 70-71) на основании проектной документации шифр 2339-16 «Застройка 13а микрорайона Северного жилого района в г. Оренбурге», разработанной проектной документацией ЗАО ТАФ «Архпроект» СА РБ  в планировке здания применяются конструкции переходных лоджий, а не переходные балконы, отнесенные к помещениям общего пользования, лист 14, раздел АС. На основании СП 54.13330.2016 Здания жилые многоквартирные.

Актуализированная редакция СПиП 31-01-2003  п. 3.15 лоджия является помещением, встроенным в здание или пристроенным к нему, имеющее стены с трех сторон (или с двух при угловом расположении) на всю высоту этажа и ограждение с открытой стороны  может выполняться с покрытием и остеклением, имеет ограниченную глубину, взаимоувязанную с освещением помещения, к которому примыкает.

Помещение переходных лоджий является неотъемлемой конструктивной частью лестничной клетки и служит для перехода из лестничной клетки в помещение лифтового холла. Помещение переходных лоджий предназначено для обеспечения требований безопасного проживания жильцов при эксплуатации многоквартирного жилого здания и в соответствии противопожарным нормам являются путем эвакуации, а так же для прохождения к жилью или выходу из дома.

Указанное подтверждает проектная документация шифр 2339-16, альбом АР и АС, раздел ПЗ, стр. 1: «Все лоджии остекленены, за исключением незадымляемых переходных лоджий на лестницах».

Принимая во внимание содержание технической документации МКД, следует, что лоджии общего пользования не закреплены за отдельными жилыми помещениями МКД, функционально предназначены для перехода из лифтового холла на лестничную клетку аварийной лестницы МКД, могут использоваться  любым собственником жилого помещения МКД, не имеют самостоятельного назначения, являются вспомогательными помещениями, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что лоджии общего пользования обладают признаками, установленными статьями 36 ЖК РФ, 290 ГК РФ, и входят в состав общего имущества МКД.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отнесении лоджий общего пользования к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме соответствует действующему законодательству.

Следовательно, как установлено при рассмотрении дела, нарушения в действиях общества при определении размера платы за содержание жилого помещения МКД, путем включения за период с 01.01.2017 по 31.05.05.2017 в нее расходов на холодную воду, а за период с июня 2017 г. по февраль 2018 г. расходов на холодную воду, горячую воду и электрическую энергию, исходя из площади, входящей в состав общего имущества МКД, с учетом площади лоджий общего пользования,  отсутствуют.

При таких обстоятельствах предписание инспекции  от 14.03.2018 № ПР-449 об устранении обществом выявленных нарушений лицензионных требований не соответствует действующему законодательству и обоснованно признано судом первой инстанции недействительным и отменено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.03.2019 по делу № А47-7643/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                           Е.В. Бояршинова

Судьи                                                                         П.Н. Киреев

                                                                                    А.П. Скобелкин