ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-758/2019
г. Челябинск | |
18 марта 2019 года | Дело № А47-6805/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2019 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Костина В.Ю., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения «Эпизоотический отряд Оренбургской области» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.11.2018 по делу № А47-6805/2018 (судья Вернигорова О.А.).
Государственное бюджетное учреждение «Эпизоотический отряд Оренбургской области» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) № 2-ГО от 26.03.2018 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований учреждению отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой. Указывает, что в материалах дела отсутствует документ, подтверждающий отнесен Учреждения ко второй категории по гражданской обороне. По мнению подателя апелляционной жалобы, Перечень организаций Оренбургской области, отнесенных к категориям по гражданской обороне, утвержденный Губернатором Оренбургкой области и согласованный заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, сам по себе не может являться основанием к выполнению обязательных требований по гражданской обороне ввиду неопределенности этих лиц.
В отзыве заинтересованное лицо отклонила доводы апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет- сайте, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки от 27.02.2018 № 2-ГО в целью выполнения ежегодного плана проведения проверок на 2018 год, размещенного на сайтах Генеральной прокуратуры России и МЧС России, Управлением в присутствии представителя Учреждения ФИО1 проведена плановая выездная проверка в отношении ГБУ «Эпизоотический отряд Оренбургской области», результаты которой зафиксированы в акте проверки № 2-ГО от 26.03.2018 (л.д. 104-108 т. 1).
26.03.2018 Учреждению выдано предписание № 2-ГО об устранении до 25.02.2019 нарушений установленных требований в области гражданской обороны, выявленных в ходе проверки, а именно:
- наибольшая работающая смена ГБУ «Эпизоотический отряд Оренбургской области», отнесенного к категории по гражданской обороне, в количестве 28 человек, не обеспечена укрытием в защитных сооружениях гражданской обороны, чем нарушены требования абз. 1 п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. №1309;
- не издан приказ «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны», чем нарушены требования п.1 ст.9 ФЗ от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; Абз.4 п.4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного ППРФ от 26 ноября 2007 г. № 804;
- не разработан план гражданской обороны организации, чем нарушены требования п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного ППРФ от 26.11.2007г. № 804, Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны, утвержденный приказом МЧС России от16.02.2012 № 70, статей 6, 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687;
- не разработан годовой план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций организации, чем нарушены требования статей 3 и 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008г. №687;
- не созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО), чем нарушены требования абз.1 п. 2 ст. 9 Федерального Закона от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
- не проведено укомплектование структурного подразделения работниками по гражданской обороне в количестве 1 ед.; количество освобожденных работников в структурном подразделении по гражданской обороне ГБУ «Эпизоотический отряд Оренбургской области», отнесенном к категории по гражданской обороне, с общей численностью работников 28 человек, чем нарушены требования п. 6 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года № 782;
- не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, чем нарушены требования п.4, п.5, п.6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000г. № 379;
- не проводятся командно-штабные учения, штабные тренировки, тактико-специальные учения в целях гражданской обороны, документы, подтверждающие проведение соответствующих мероприятий, отсутствуют, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 2 -10, п. 23, п. 24, 32 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС РФ от 24.04.2013 № 284;
- не создана комиссия по устойчивости функционирования организации в военное время, не разработано положение о ней, чем нарушены требования п.1 ст.9 Федерального Закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого ППР-Ф от 26 ноября 2007г. № 804, п. 16 пп. 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказов МЧС России от 14.11.2008 № 687;
- не создана эвакуационная комиссия, не разработано положение о ней, чем нарушены требования п. 1.14, п.2.1, п.2.3, п. 2.4 Положения об эвакуации населения РФ, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденного ППРФ от 22.06. 2004г. №303;
- не планируется и не осуществляется обучение должностных лиц и работников организации в области гражданской обороны, не издан приказ об организации обучения работников в области гражданской обороны на текущий учебный год, чем нарушены требования 5 пп Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного ППРФ от 02.11.2000г. № 841, абз.3 п.6 Порядка организации обучения населения по вопросам безопасности жизнедеятельности на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства области от 26.05.2006 №183-п;
- отсутствуют программы обучения, чем нарушены требования Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного ППРФ от 02.11.2000г. №841;
- не организуются и не проводятся комплексные учения (КУ), командно-штабные учения (КШУ), тактико-специальные учения (ТСУ), штабные тренировки (ШТ) и объектовые тренировки (ОТ), чем нарушены требования п. 19 Порядка организации обучения населения по вопросам безопасности жизнедеятельности на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства области от 26.05.2006 № 183-п;
- работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета на 105% от их общей численности (средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, дополнительные патроны и респираторы), чем нарушены абз. 4, п.1, ст. 9 Федерального Закона от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 7, 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543.
Полагая, что указанное предписание является недействительным, нарушает права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, полагая, что к нему не применим ни один из показателей установления второй категории по гражданской обороне, поскольку Учреждение не осуществляет деятельность, которая имеет важное оборонное и экономическое значение, не имеет мобилизационных заданий (заказов), не отнесено к организациям с высокой степенью опасности и не имеет уникальных в историко-культурном отношении объектов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Учреждение относится ко второй категории по гражданской обороне, вследствие чего обязано выполнять требования гражданской обороны.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1418, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 № 372 заинтересованное лицо является специально уполномоченным органом в области решения задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, должностные лица которого вправе выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований.
На основании изложенного оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом на проведение государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ) организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, являются организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Как установлено частью 2 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 № 804 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения» (далее - Правила № 804).
Согласно пункту 2 Правил № 804 отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат: организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Согласно пункту 3 Правил № 804 для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности; первая категория; вторая категория.
Согласно пункту 4 Правил № 804 отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.
Показатели устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.
В соответствии с Перечнем организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Оренбургской области, утвержденный губернатором - председателем Правительства Оренбургской области, руководителем гражданской обороны Оренбургской области ФИО2 от 28.06.2017 Учреждение отнесено ко второй категории по гражданской обороне.
Учреждение настаивает, что не внесено и не могло быть внесено в Перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Оренбургской области, указывает на отсутствие такого Перечня как документа.
Между тем, из материалов дела следует, что Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (учредитель Учреждения) указало на присвоение ГБУ «Эпизоотический отряд Оренбургской области» категории по гражданской обороне, что следует из писем Министерства Директору Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области (т.1, л.д. 42), Губернатору – председателю Правительства Оренбургской области (т.1, л.д. 43), где указано, что в соответствии с выпиской из Перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Оренбургской области, утвержденный губернатором - председателем Правительства Оренбургской области, руководителем гражданской обороны Оренбургской области ФИО2 от 28.06.2017 ГБУ «Эпизоотический отряд Оренбургской области» присвоена категория по гражданской обороне.
О включении ГБУ «Эпизоотический отряд Оренбургской области» в Перечень свидетельствует и ответ ГУ МЧС России по Оренбургской области от 29.03.2018 № 2577-4-1-2, где указано Учреждению присвоена вторая категория.
Кроме того, письмом от 06.03.2018 ГБУ «Эпизоотический отряд Оренбургской области» запрашивало у ГУ МЧС России по Оренбургской области сведения о критериях отнесения Учреждения ко второй категории по гражданской обороне (т.1, л.д. 47).
Таким образом, отклоняется ссылка подателя апелляционной жалобы на отсутствие Перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Оренбургской области, утвержденного губернатором - председателем Правительства Оренбургской области, руководителем гражданской обороны Оренбургской области ФИО2 от 28.06.2017.
При этом содержание Перечня в части присвоения Учреждению второй категории по гражданской обороне установлено судом, исходя из представленных сторонами письменных доказательств.
Возражения ГБУ «Эпизоотический отряд Оренбургской области» против внесения Учреждения в Перечень возникли в период проверки, а также после вынесения предписания, что не опровергает законность оспариваемого предписания на момент его вынесения.
Письмо ГУ МЧС России по Оренбургской области от 10.09.2018 № 7874-4-1-2, где указано, что после согласования и утверждения перечня (переработанного) в адрес Министерства сельского хозяйства Оренбургской области будет направлена выписка об исключении из перечня организации ГБУ «Эпизоотический отряд Оренбургской области» не может быть принято как обосновывающее неправомерность отнесения Учреждения ко второй категории по гражданской обороне, так как на момент вынесения предписания Учреждению была присвоена вторая категория по гражданской обороне, в связи с чем на него в полной мере распространяется требования законодательства о гражданской обороне.
Таким образом, предписание № 2-ГО от 26.03.2018 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны выдано надлежащему лицу, является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.11.2018 по делу № А47-6805/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения «Эпизоотический отряд Оренбургской области» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Бояршинова
Судьи В.Ю. Костин
А.П. Скобелкин