ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-7624/2016
г. Челябинск | |
19 июля 2016 года | Дело № А76-1211/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2016 года .
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2016 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Снежинске Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.05.2016 по делу № А76-1211/2016 (судья Попова Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Евразия-Плюс» - ФИО1 (паспорт, доверенность № 4 от 21.03.2014);
государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Снежинске Челябинской области - ФИО2 (паспорт, доверенность № 1 от 11.01.2016).
Общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Евразия-Плюс» (далее - заявитель, ООО «Гарант-Евразия-Плюс», страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Снежинске Челябинской области (далее - ответчик, фонд) о признании недействительным решения от 30.12.2015 № 08405315РВ0001344 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.05.2016 заявленные требования удовлетворены. Кроме того, с фонда в пользу общества взыскано 3 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным решением, фонд обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в требованиях заявителю отказать.
По мнению подателя жалобы, ООО «Гарант-Евразия-Плюс» в проверяемый период не осуществляло разработку и реализацию разработанных им программ для ЭВМ, что является неотъемлемым условием для возможности применения пониженного тарифа организацией.
Податель жалобы указал, что судом первой инстанции отклонен довод о несоответствии пункта 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), ввиду не привлечения специалиста в области деятельности ООО «Гарант-Евразия-Плюс».
В судебном заседание представитель фонда доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО «Гарант-Евразия-Плюс» зарегистрировано в качестве страхователя Государственным учреждением – Управлением Пенсионного Фонда РФ в г. Снежинске Челябинской области, присвоен регистрационный номер страхователя (где состоит на учете).
Фондом в отношении заявителя проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, о чем составлен акт №08405315 АВ 0001522 от 03.12.2015.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки, с учетом возражений ООО «Гарант-Евразия-Плюс», фондом вынесено решение №08405315РВ0001344 от 30.12.2015 о привлечении ООО «Гарант-Евразия-Плюс» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации в сумме 7516940,66 руб., соответствующие пени 1079890,84 руб., штраф 1503388,13 руб.
Не согласившись с решением фонда, страхователь обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности фондом факта неправомерного применения обществом пониженного тарифа страховых взносов в проверяемом периоде.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов.
В соответствии со статьей 18 Закона № 212-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Пониженные тарифы страховых взносов - это мера государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
В силу пункта 6 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ (в редакции Закона №379-ФЗ) в течение переходного периода (2011 - 2027 гг.) применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в частности для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
Указанные в пункте 6 части 1 рассматриваемой статьи плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3 данной статьи, при выполнении ими условий, установленных частями 2.1 и 2.2 статьи 57 Закона № 212-ФЗ. Контроль за соблюдением требований, установленных пунктом 2 части 2.1 и пункта 2 части 2.2 статьи 57 Закона № 212-ФЗ, осуществляется, в том числе, на основании отчетности, предоставляемой организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода применительно к указанному отчетному (расчетному) периоду организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное частями 2.1 или 2.2 статьи 57 Закона № 212-ФЗ, а также в случае лишения ее государственной аккредитации, такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, с начала периода, в котором допущено такое несоответствие и (или) аннулирована государственная аккредитация (часть 5 статьи 58 Закона № 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, не являющиеся вновь созданными организациями, применяют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими одновременно трех условий:
- организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 57 Закона № 212-ФЗ, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;
- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 указанной статьи, составляет не менее 30 человек.
В целях частей 2.1 и 2.2 рассматриваемой статьи сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2.3 статьи 57 Закона № 212-ФЗ).
Согласно статье 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
Правомерность применения пониженных тарифов подтверждается плательщиками данными, отражаемыми в таблице 4.1 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов, установленного частью 3 статьи 58 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов - организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)» расчета РСВ ПФР, а также дополнительными документами, запрошенными для проверки фондом социального страхования.
Судом первой инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что общество является лицом, имеющим государственную аккредитацию в соответствии с Положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
В соответствии с данными из ЕГРЮЛ в проверяемый период основным видом деятельности, осуществляемым обществом, является деятельность под кодом ОКВЭД 72.10 «Консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники», дополнительным видом деятельности является деятельность под кодом ОКВЭД 72.30 «Обработка данных», ОКВЭД 72.40 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных технологий», ОКВЭД 72.60 «Прочая деятельность, связанная с использование вычислительной техники и информационных технологий», ОКВЭД 74.11 «Деятельность в области права», ОКВЭД 72.20 «Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области», ОКВЭД 74.13.1 «Исследование конъюнктуры рынка», ОКВЭД 74.84 «Предоставление прочих услуг», ОКВЭД 22.33 «Копирование машинных носителей информации», ОКВЭД 74.12 «Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита».
Как установил суд, для проверки обоснованности применения страхователем в 2012-2014 годах пониженного тарифа страховых взносов (12 %), установленного для организаций, осуществляющих вид деятельности из числа поименованных в пункте 6 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, обществом фонду были представлены следующие документы: уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения; формы, утвержденные Росстатом «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»; расчеты по форме РСВ-1 за 2012, 2013, 2014 годы с разделом 3 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов»; книги учета доходов и расходов организации за 2012-2014 годы; налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2012, 2013, 2014 годы; бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства за 2013, 2014 годы; своды начислений и удержаний по заработной плате за 2012-2014 годы; свидетельства официального партнера; договор № ЕП-01/05 от 05.01.2005, заключенный между организацией ООО «ГАРАНТ-ЕВРАЗИЯ-ПЛЮС» и индивидуальным предпринимателем ФИО3; договоры, государственные контракты на оказание информационных услуг за 2012, 2013, 2014 годы (выборочно за проверяемый период), так как договоры аналогичны по содержанию; штатные расписания на 2012, 2013, 2014 годы; трудовые договоры (оператор ЭВМ, специалист по обучению работе с справочно-правовыми системами, рекламный агент, торговый агент, менеджер по работе с клиентами, специалист по обучению работе с справочно-правовыми системами, маркетолог отдела продаж, специалист по обслуживанию справочно-правовых систем в отделе обучения), командировочные удостоверения работников; свидетельство о государственной регистрации базы данных №2010620706, правообладатель ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ»; договор, заключенный между организацией ООО «ГАРАНТ-ЕВРАЗИЯ-ПЛЮС» и ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ» №4/058/15 от 12.01.2015; информационное письмо (пояснение) № 1-101-И от 29.10.2015 ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ»; счета, выставленные организацией ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ» в адрес ООО «ГАРАНТ-ЕВРАЗИЯ-ПЛЮС» (№ Фсбт-08-343/13 от 24.07.2013 (информационно-консультационные услуги на конференции); № Ф-4343/14 от 02.04.2014 (услуги по теме «Новые способы распространения ЭПС «Система Гарант»); оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерскому счету 90.1 «Выручка» (по субконто) за 2012, 2013, 2014 годы; карточки по бухгалтерскому счету 90.1 «Выручка» за 2012, 2013, 2014 годы; карточки по бухгалтерскому счету 91.1 «Прочие доходы» за 2012, 2013, 2014 годы; карточки по бухгалтерскому счету 90.2 «Себестоимость продаж» за 2012, 2013, 2014 годы; карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов по данным страхователя (в электронном виде за 2012, 2013, 2014 годы), карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов на бумажном носителе по регрессантам по данным страхователя.
Из содержания оспариваемого решения следует, что на основании представленных заявителем документов, фонд пришел к выводу о несоблюдении обществом для применения пониженного тарифа условия о доле доходов, установленных частью 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ, за 2012-2014 годы и позволяющие применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за 2012-2014 годы и ему обоснованно доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС.
Вместе с тем, как установил суд, в представленной налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за проверяемый период вся выручка обществом получена от оказания услуг по адаптации «Система Гарант», установке, тестированию и сопровождению электронно-правового справочника «Система Гарант». Адаптация ЭПС «Система Гарант» является одним из технологических процессов оказываемых услуг, без которого ЭПС «Система Гарант» не будет функционировать на компьютере (сервере).
Организация при расчете доли доходов для применения пониженного тарифа учитывает доходы, полученные не только от оказания услуг по установке, адаптации и сопровождению электронно-правового справочника «Система Гарант», а также по оказанию консультационных, информационных услуг по работе с системой.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество в целях применения пониженного тарифа учло доходы от операции, не соответствующие пункту 6 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ; при расчете доли доходов для применения пониженных тарифов должны учитываться только доходы от реализации программного обеспечения и базы данных, разработанных данной IT-компанией, а также доходы от установки, тестирования и сопровождения тех программ для ЭВМ, разработку, адаптацию или модификацию которых она осуществляет, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции верно отметил, что общество с целью применения пониженных тарифов страховых взносов в доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий вправе учесть доходы от оказания услуг по адаптации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов ЭПС «Система ГАРАНТ»), адаптацию которых она осуществляла.
На основании вышеизложенного суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о недоказанности фондом неправомерности применения обществом в проверяемом периоде пониженного тарифа страховых взносов.
При названных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные обществом требования, признав незаконным оспариваемое решение фонда.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.05.2016 по делу № А76-1211/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Снежинске Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи: Ю.А. Кузнецов
И.А. Малышева