ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-798/2016
г. Челябинск | |
01 апреля 2016 года | Дело № А47-6570/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2016 года .
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2016 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А. и Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.11.2015 по делу № А47-6570/2015 (судья Шабанова Т.В.).
22.06.2015 общество с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» (далее – заявитель, ООО «УКХ») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным предписания № 5/02 от 11.06.2015, выданного Приволжским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Управление, административный орган, Ростандарт), об устранении нарушений законодательства о стандартизации.
Нарушением признано осуществление деятельности по транспортировке электрической энергии по собственным сетям при отсутствии сертификатов соответствия на указанную электроэнергию.
Предписание является незаконным – оно возлагает на общество обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Электроэнергия является товаром, который подлежит обязательной сертификации согласно Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1013 от 13.08.1997 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (далее - Постановление № 1013 от 13.08.1997). Постановлением Госстандарта Российской Федерации № 36 от 16.07.1999 утверждены Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии» (далее - Правила сертификации), по которым обязательной сертификации подлежит деятельность по продаже другим лицам приобретенной или произведенной электроэнергии, т.е. энергосбытовыми организациями.
Заявитель занимается иным видом деятельности – он оказывает услуги по передаче электроэнергии по своим сетям, следовательно, не обязан проводить сертификацию (т.1 л.д. 7-8, 82-83, 94, 98).
Управление возражало против заявленных требований, ссылалась на законность своих действий. Ответственность за надежность и качество обеспечения электроэнергией несут организации, к электросетям которых присоединены потребители (т.1 л.д. 59-60, 78).
Решением суда первой инстанции от 30.11.2015 заявленные требования удовлетворены, предписание признано незаконным.
Суд указал, что законодательство об энергетике предусматривает различные виды деятельности – поставка электроэнергии для потребителей, требующей обязательной сертификации, и оказание услуг по передаче электроэнергии на основании договора, для которой обязательность сертификации не предусматривается. В связи с чем, предписание вынесено незаконно (т.1 л.д. 131-135).
20.01.2016 от Управления поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судом неверно применены нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения.
С учетом ст.ст. 4 и 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 обязанность по сертификации распространяется как на продавцов электроэнергии, так и на исполнителей связанных с этой деятельностью услуг. Учитывая, что энергия проходит через линии электропередач и понижающих трансформаторов, принадлежащих заявителю, он является ее фактическим изготовителем и отвечает за ее качество. На него распространяется обязанность по сертификации электроэнергии (т.1 л.д. 144-145).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах указанных в апелляционной жалобе оснований.
Стороны о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, их представители не явились, суд определил рассмотреть без неявившихся лиц. От общества поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО «Управление коммунального хозяйства» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 15.03.2006 (т.1 л.д. 20-27), является управляющей организацией для жильцов многоквартирных домов (т.1 л.д. 105-108).
01.11.2012 с энергоснабжающей организацией ОАО «Оренбургэнергосбыт» заключен договор № 121460 об оказании услуг по передаче электроэнергии по своим сетям, где заявитель является исполнителем по передаче принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки на розничном рынке (т.1 л.д. 32-43).
Управлением проведена выездная проверка заявителя, составлен акт № 42 от 11.06.2015, установивший нарушение «ГОСТ 32144-2013 п.п. 4.2.1, 4.2.2, пост. Правительства № 982 от 01.12.2009 ОКП 0110 Электроэнергия» (т.1 л.д.29-30).
Выдано предписание № 5/02 от 11.06.2015 об «устранении нарушений», где указано о транспортировке электрической энергии без сертификата соответствия, сделаны ссылки на «ГОСТ 32144-2013 п.п. 4.2.1, 4.2.2, пост. Правительства № 982 от 01.12.2009», предписано в срок до 11.09.2015 устранить нарушения (т.1 л.д. 31).
Составлен административный протокол № 5/05 от 11.06.2015 (т.1 л.д. 63-64).
По утверждению подателя апелляционной жалобы – Управления, суд первой инстанции, принимая решение, пришел к неверному вывод об отсутствии обязанности по сертификации для лица, оказывающего услуги по передаче электроэнергии.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушения и незаконности предписания.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе, производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Из содержания ч. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество, в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Ст. 37 Закона об электроэнергетике предусматривает заключение между поставщиком и потребителем договора купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что реализация электроэнергии и оказание услуг по ее передаче являются различными видами деятельности, к которым предъявляются различные требования.
При этом в силу ст.3 Закона об электроэнергетике в качестве энергосбытовых организаций выступают юридические лица, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии, тогда как территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. В соответствии с п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой электрической энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами, иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. Исходя из анализа ст. 3 Закона об электроэнергетике, поставщик обязан поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества. Качество электроэнергии подтверждается наличием сертификата.
Ст. 3 Закона об электроэнергетике установлено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно ст.ст. 4 и 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям. В связи с этим деятельность по продаже электроэнергии подлежит обязательной сертификации.
Между ООО «УКХ» (Исполнитель) и ОАО «Оренбургэнергосбыт» (Заказчик) 01.11.2012 заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 121460, согласно которому Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном законом/договором основании, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке, установленном договором. Заявитель не продает электроэнергию потребителям, не связан с ними в этой части договорными отношениями, и положения Закона о защите прав потребителей, на которые ссылается податель апелляционной жалобы, на него не распространяются.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в акте проверки № 42 от 11.06.2015 не отражены установленные нарушения, а ссылки на пункты ГОСТ и иных нормативных актов не могут являться подтверждением установленных нарушений. Предписание не содержит указания на совершение конкретных действий, обязательных для общества, по устранению нарушений, т.к. является практически невыполнимым.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.11.2015 по делу № А47-6570/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов
Судьи Н.А. Иванова
И.А. Малышева