ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-867/16 от 20.02.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-867/2016

г. Челябинск

26 февраля 2016 года

Дело № А07-25069/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2016 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,

судей Ивановой Н.А. и Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2015 по делу № А07-25069/2015 (судья Крылова И.Н.).

В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Мир моторов» - ФИО1 (доверенность № 15-3 от 01.10.2015).

29.10.2015 общество с ограниченной ответственностью «Мир моторов» (далее – заявитель, общество, ООО «Мир моторов») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - Администрация) № 51/12-7828 от 08.09.2015 об отказе в выдаче разрешения на строительство административного корпуса на земельном участке, расположенном вблизи объекта по ул. Родниковой 79 г. Нефтекамска, и обязании выдать данное разрешение.

06.08.2015 заявитель направил в Администрацию заявление о выдаче разрешения на строительство, до этого им были проведены необходимые действия: заключен договор аренды земельного участка от 17.01.2014, разработана проектная документация.

Мотивируя отказ, Администрация ссылается на отсутствие проекта планировки территории, отсутствие согласования генплана с Администрацией, не представление решения о согласовании архитектурно – градостроительного объекта.

Отказ является незаконным, исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению на выдачу разрешения на строительство, содержится в ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Проект планировки территорий представляется в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, к которым административное здание не относится.

Неосновательны ссылки на п.п. 130 и 133 Постановления Правительства Российской Федерации № 403 от 30.04.2014 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» (далее - Постановление № 403) действие которого не распространяется на порядок строительства административных зданий (т.1 л.д.6).

Администрация возражала против заявленных требований, ссылалась на законность своих действий. Проект планировки территории, подлежащей застройке, не был подготовлен и согласован, земельный участок находится в зоне застройки многоквартирными жилыми домами, и к строительству применяются дополнительные требования, изложенные в Постановлении № 403, требующие согласования строительного генерального плана объекта с Администрацией, согласования архитектурного – градостроительного облика объекта (т.2 л.д. 77-81).

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, который поддержал заявленные требования.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, перечислен в ч.7 ст. 51 ГрК РФ, который является исчерпывающим, установлен срок для рассмотрения – 10 дней. В перечне отсутствуют названные в решении документы.

Строительный генеральный план является составной частью раздела проекта организации строительства и не требует согласования с подразделениями органа местного самоуправления. Ссылки на положения Постановления № 403 неосновательны, т.к. нормативный акт имеет отношение к объектам жилищного строительства и не распространяется на строительство административных зданий (т.2 л.д. 112-114).

Решением суда первой инстанции от 08.12.2015 требования общества удовлетворены, решение Администрации признано незаконным, ответчик обязан в месячный срок рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на строительство.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, перечислен в ч.7 ст. 51 ГрК РФ, он является исчерпывающим, в нем не указаны документы и согласования, предъявленные решением. Не подлежат применению положения Постановления № 403, относящиеся к объектам жилищного строительства. Отказ в выдаче разрешения является незаконным (т.2 л.д. 127-132).

25.01.2016 от Администрации поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении заявленных требований. Судом неверно применены нормы материального права, что привело к принятию незаконного решения. Не учтены существенные обстоятельства:

-проект планировки территории, подлежащей застройке, не был подготовлен и согласован, земельный участок находится в зоне застройки многоквартирными жилыми домами, и к строительству применяются дополнительные требования, изложенные в постановлении № 403, требующие согласования строительного генерального плана объекта с Администрацией, согласования архитектурного – градостроительного облика объекта,

-в судебном заседании было установлено, что проектная документация не соответствует предъявляемым требованиям выполнения и оформления текстовых и графических материалов, не представлена документация в части инженерных сетей (т.2 л.д. 136-138).

Общество возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным решением.

Ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения извещены.

При отсутствии возражений пересмотр дела производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ООО «Мир моторов» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 29.10.2013 (т.1 л.д.36-43).

17.01.2014 с Администрацией заключен договор аренды земельного участка № 49990а под строительство административного здания (т.1 л.д.11-17, 84-87). С Управлением архитектуры и градостроительства городского округа согласован градостроительный план земельного участка (т.1 л.д.18-27), подготовлена проектная документация (т.1 л.д.45-71, 103-125, т.2 л.д. 1-76). 06.04.2015 утвержден градостроительный план земельного участка (т.2 л.д.91).

06.08.2015 общество обратилось с заявлением о выдаче разрешения на строительство (т.1 л.д.10), в уведомлении № 51/12-7828 от 08.08.2015, подписанном заместителем главы администрации, в выдаче разрешения отказано по причинам отсутствия проекта планировки территории и наличием обстоятельств, предусмотренных п.п. 130 и 133 раздела 2 постановления Правительства № 403 от 30.04.2014, не согласования стройгенплана объекта с ОЖиБ администрации, не представления согласования архитектурно – градостроительного облика объекта (т.1 л.д. 9).

По утверждению подателя апелляционной жалобы - Администрации суд первой инстанции не учел особенности размещения объекта в зоне жилой застройки, отсутствие проекта планировки территории, необходимых согласований. Следует учесть иные недостатки документации, которые были установлены в ходе судебного заседания.

Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа.

Решение суда является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

По части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, разрешение выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

В части 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган. В этой же норме содержится исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 данной статьи документов (часть 10 статьи 51 ГрК РФ).

В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Суд первой инстанции установил, что заявитель для получения разрешения представил полный пакет документов, а основанием для отказа в выдаче разрешения указали отсутствие документов, представление которых обязательным не является.

Так, в перечне не числится проект планировки, решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, стройгенплан согласованный службами органа местного самоуправления.

Кроме того, к заявлению о выдаче разрешения на строительство в орган местного самоуправления подается строительный генеральный план вместе с разделом проекта организации строительства (подп. «е» п.З ч.7 ст.51 ГрК РФ). Согласно подп. «ц» п.23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 (далее - Постановление №87) строительный генеральный план является составной частью раздела проекта организации строительства. Тем временем, в ч.7 ст.51 ГрК РФ не оговаривается о предоставлении стройгенплана согласованного службами (подразделениями) органа местного самоуправления.

Поскольку сфера действия постановления распространяется на объекты жилищного строительства, в данном случае, осуществляется строительство административного здания, отказ в выдаче разрешения на строительство на основании п. 130 и п. 133 постановления Правительства РФ от 30.04.2014 №403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» не обоснован, и к данным правоотношениям не применим. Кроме того, постановление предусматривает, что процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований применяются в случае, если такие процедуры установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Документ об установлении процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного представительным органом местного самоуправления, Административным органом не представлен.

В судебном заседании третье лицо указало на нарушения, допущенные обществом в представленной проектной документации, которые в судебном заседании нашли подтверждение. Поскольку, эти обстоятельства не являлись основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство, они не относятся к предмету доказывания по настоящему делу, их оценка судом апелляционной инстанции не дается.

При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2015 по делу № А07-25069/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов

Судьи Н.А. Иванова

А.П. Скобелкин