ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-1090/19 от 08.05.2019 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08.05.2019 года                                                                 дело №А14-20374/2018

г. Воронеж                                                                                                                         

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи                                     Безбородова Е.А.

без вызова сторон, в порядке ст. 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 № 45-ФЗ), п.п. 47, 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 от 18.04.2017 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»,

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа город Воронеж в лице Управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.01.2019 года по делу № А14-20374/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Шишкина В.М.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АКИ» (ОГРН 1023601586227, ИНН 3666004420), к Муниципальному образованию городскому округу город Воронеж в лице Управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж  (ОГРН 1033600000060, ИНН 3662000791), Муниципальному образованию городскому округу город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж  (ОГРН 1033600005889, ИНН 3666084175), третье лицо: Администрация городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882), о взыскании за счет казны муниципального образования 118 486 руб. 00 коп. в возмещение ущерба, причиненного автомобилю Шкода Октавия, регистрационный знак С333ВА36, в результате падания дерева 25.05.2018 по ул. Машиностроителей, 4, г. Воронеж, а также 6 924 руб. 00 коп. расходов на проведение экспертного исследования, 492 руб. 77 коп. расходов на отправку телеграммы, 4 554 руб. 58 коп. расходов по уплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «АКИ» (далее также –ООО «АКИ», истец) 27.09.2018 обратилось в арбитражный суд с иском к Управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж о взыскании 118 486 руб. 00 коп. убытков.

Истец уточнил исковое заявление, в качестве ответчиков указал Управу Коминтерновского района городского округа город Воронеж (далее также – ответчик-1, Управа Коминтерновского района) и Управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж (далее также – ответчик-2, УФБП АГО г. Воронеж), заявив о взыскании 118 486 руб. 00 коп. убытков за счет казны муниципального образования городской округ город Воронеж.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.01.2019 года взыскано с Муниципального образования городского округа город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж за счет средств муниципальной казны в пользу общества с ограниченной ответственностью «АКИ» 118 486 руб. 00 коп. убытков и 11 478 руб. 58 коп. судебных расходов, в том числе, 6 924 руб. 00 коп. на проведение экспертного исследования и 4 554 руб. 58 коп. по уплате государственной пошлины. В иске к Управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж и остальной части требований о взыскании судебных расходов отказано.

Не согласившись с данным решением, Муниципальное образование городского округа город Воронеж в лице Управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

От ООО «АКИ» поступил отзыв на апелляционную жалобу, который суд приобщил к материалам дела.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в обоснование исковых требований истец сослался на то, что 25.05.2018 на прилегающей к автодороге территории общего пользования, в территориальной зоне с индексом ИТ1 «Городские магистрали и улицы», по ул. Машиностроителей, 4, г. Воронеж, произошло падение аварийного дерева на автомобиль Шкода Октавия, регистрационный знак С333ВА36, принадлежащим ему на праве собственности, причинившие автомобилю технические повреждения, отраженные в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела отдела полиции №2 УМВД России по г.Воронежу от 03.06.2018 и экспертном исследовании №6039/ от 30.07.2018.

Согласно экспертному исследованию №6039/ от 30.07.2018, проведенному Федеральным бюджетным учреждением Воронежским региональным центром судебной экспертизы, стоимость восстановительного ремонта автомобиля Шкода Октавия, регистрационный знак С333ВА36, получившего повреждения в результате падения дерева, стоявшего рядом с домом №4 по ул. Машиностроителей г. Воронежа, которое произошло 25.05.2018, с учетом естественного износа ТС, составляет 118 486 руб. 00 коп., без учета износа – 246 928 руб. 00 коп.

Стоимость проведения экспертизы составила 6 924 руб. 00 коп.

ООО «АКИ» направило Управе Коминтерновского района и Администрации городского округа город Воронеж претензию о выплате 118 486 руб. 00 коп. стоимости восстановительного ремонта автомобиля и затрат истца на производство экспертизы, которая оставлена без удовлетворения.

Ссылаясь на положения ГК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Устав городского округа город Воронеж, утвержденный постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 №150-I, Положение о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж, утв. Решением Воронежской городской Думы от 11.04.2012 №752-III, обязанность ответчиков осуществлять организацию благоустройства территории городского округа, работ по созданию, содержанию, реконструкции и охране зеленых насаждений, муниципальный контроль за их состоянием (включая обрезку кроны, рубку сухостойных, аварийных, больных, потерявших эстетический вид деревьев) в границах городского округа, неисполнение обязательств, истец обратился в суд с иском.

Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 №145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами», требуя возмещения вреда, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта или решения либо для совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно части 1 статьи 34 данного Закона исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).

Аналогичные положения содержатся в Уставе городского округа город Воронеж, утвержденным постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 №150-I (далее – Устав).

В соответствии с п. 1 ст. 44 Устава, Администрация городского округа является исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

К полномочиям администрации городского округа относятся, в том числе, исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа (п. 2 ст. 47 Устава).

Согласно п.п. 3.2.3., 3.2.4. Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж, утв. решением Воронежской городской Думы от 11.04.2012 №752-III, в рамках своих полномочий структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж выступают заказчиками работ по созданию, содержанию, реконструкции и охране зеленых насаждений, привлекают специалистов для наблюдения за состоянием зеленых насаждений.

В силу ч. 2 ст. 14 Устава, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения городского округа, исполняются за счет средств бюджета городского округа.

Учитывая вышеуказанное, позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в определении №1261-О-О от 30.09.2010, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что падение дерева связано с ненадлежащим исполнением Администрацией городского округа город Воронеж обязанности по организации благоустройства территории городского округа, что привело к причинению вреда истцу.

В силу п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту в качестве представителя ответчика выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования.

Исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (ст. 215.1. БК РФ).

В соответствии с п. 1.1. Положения об управлении финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 №905-III (далее – Положение), УФБП АГО г. Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и организации исполнения бюджета городского округа, а также по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля.

Согласно п.п. 3.9., 3.10.1. Положения УФБП АГО г. Воронеж осуществляет функции главного администратора доходов бюджета городского округа и главного администратора источников финансирования дефицита бюджета городского округа, а также функции главного распорядителя средств бюджета городского округа.

Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по заявленному спору является Муниципальное образование городского округа город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж. Соответственно, Управа Коминтерновского района не является надлежащим ответчиком, в связи с чем, в иске к ней правомерно отказано.

С учетом изложенного, подлежит отклонению как несостоятельный, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Муниципальное образование городского округа город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж не является надлежащим ответчиком.

Статьей 1082 ГК РФ установлено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела, обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В силу ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 АПК РФ).

Повреждение транспортного средства в результате падения дерева, ответчиками, третьим лицом по существу не оспаривается (ст. 9, 65 АПК РФ).

Как указывалось выше, в обоснование наличия причинно-следственной связи между падением дерева и наступившим ущербом, его размера истцом в материалы дела представлена постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отдела полиции №2 УМВД России по г. Воронежу от 03.06.2018, экспертное исследование №6039/8 от 30.07.2018 Федерального бюджетного учреждения Воронежского регионального центра судебной экспертизы.

Согласно экспертному исследованию №6039/8 от 30.07.2018 стоимость восстановительного ремонта автомобиля Шкода Октавия, регистрационный знак С333ВА36, получившего повреждения в результате падения дерева, стоявшего рядом с домом №4 по ул. Машиностроителей г. Воронежа, которое произошло 25.05.2018, с учетом естественного износа ТС, составляет 118 486 руб. 00 коп., без учета износа – 246 928 руб. 00 коп.

Из данного заключения следует, что осмотр экспертом поврежденного автомобиля проводился с участием представителя Управы Коминтерновского района.

Из фотоматериалов, являющихся приложением к исследованию, визуально просматривается, что упавшее дерево является сухим.

Кроме того, у ответчиков, третьего лица имелась и самостоятельная возможность произвести осмотр места падения дерева, с привлечением соответствующих специалистов. Подобных доказательств не представлено.

Истец просил взыскать 118 486 руб. 00 коп., то есть стоимость восстановительного ремонта автомобиля, с учетом износа, определенную экспертом, что не ущемляет прав и охраняемых интересов ответчиков.

Выводы эксперта ни ответчиками, ни третьим лицом не оспорены, какие-либо ходатайства, в том числе, о назначении судебной экспертизы не заявлены.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).

Согласно статьям 7-10, 64-68, 71, 75 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал экспертное исследование №6039/8 от 30.07.2018 относимым и допустимым доказательством по делу.

Оценив в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, имеющие в деле доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что истцом доказаны противоправность действий (бездействия) ответчика (муниципального образования), наличие убытков на стороне истца, причинная связь между противоправным поведением ответчика и возникшими убытками, вина ответчика, размер ущерба, определенный на основании экспертизы, проведенной по заказу истца.

Довод заявителя апелляционной жалобы о несогласии с вышеуказанным выводом суда первой инстанции подлежит отклонению, поскольку не опровергает законного и обоснованного вывода суда первой инстанции, сделанного на основании надлежащей оценки, представленных в материалы дела доказательств, при правильном применении норм права.

  С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно взыскал с Муниципального образования городского округа город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж за счет средств муниципальной казны в пользу общества с ограниченной ответственностью «АКИ» 118 486 руб. 00 коп. убытков,  отказав в иске к Управе Коминтерновского района.

Также истец заявил о взыскании с ответчика 11 971 руб. 35 коп. судебных расходов, в том числе 6 924 руб. 00 коп. – расходов на проведение экспертного исследования, 492 руб. 77 коп. – на отправку телеграммы, 4 554 руб. 58 коп. – по уплате государственной пошлины.

В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно ст. 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст. 106 АПК РФ).

Расходы по уплате государственной пошлины по делу в сумме 4 554 руб. 58 коп. (уплачена истцом при подаче иска по платежному поручению №909 от 25.09.2018) правомерно отнесены на Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж за счет средств муниципальной казны и взысканы в пользу истца  (ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №1 от 21.01.2016 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы, понесенные истцом в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. Например, истцу могут быть возмещены расходы на проведение досудебного исследования состояния имущества, на основании которого впоследствии определена цена предъявленного в суд иска.

Поскольку на основании проведенного досудебного исследования №6039/8 от 30.07.2018 истцом была определена цена рассматриваемого иска, судом при рассмотрении дела данное исследование признанно относимым и допустимым доказательством, документально подтвержденные требования истца в сумме 6 924 руб. на проведение указанного экспертного исследования (платежное поручение №550 от 15.06.2018) правомерно взысканы в пользу истца с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж за счет средств муниципальной казны.

Требования истца о взыскании в составе судебных расходов 492 руб. 77 коп. на отправку телеграммы Администрации городского округа город Воронеж с извещением даты и места осмотра автомобиля, суд первой инстанции правомерно признал не подлежащими удовлетворению, поскольку истец не обосновал относимость их к судебным расходам, а также необходимость их несения, в том числе, с учётом вручения аналогичного извещения нарочным Управе Коминтерновского района. Кроме того, суду не представлено надлежащих доказательств несения этих расходов самим истцом.

Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.

Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.01.2019 года по делу № А14-20374/2018,рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения,а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                      Е.А. Безбородов