ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-1198/2016 от 20.05.2016 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 мая 2016 года                                                                           Дело №А14-418/2015

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 20  мая 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено 27  мая 2016 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                           Семенюта Е.А.,  

                                                                                     Миронцевой Н.Д.,         

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бубновой В.И.,      

при участии:

от ООО «Воронеж КРай Газ»: Хмелевской В.Е., по доверенности  от 15.06.2015;

от Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала: Жигульского А.И, по доверенности от 23.11.2015; Ерохина Л.И., по доверенности от 20.11.2015;

от Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ: Ерохина Л.И., по доверенности от 21.09.2015;

от ОАО «ГипродорНИИ» в лице Воронежского филиала: Скугоровой Н.В., по доверенности от 31.12.2015;

от ООО «Воронежавтоматика-М»: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от ОАО «Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог «Союздорпроект»: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Резниченко В. И.: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственной компании «Российские автомобильные дороги», г.Москва в лице Воронежского филиала (ОГРН 1097799013652, ИНН 77177151380) и Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ на решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.02.2016 по делу №А14- 418/2015 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению ООО «Воронеж КРай Газ» (ОГРН 1113668025734, ИНН 3666172255) к Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала, Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта РФ (ОГРН 1047796331494, ИНН 7717509757) о признании незаконным бездействие Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала, выразившегося в невключении автомобильной газозаправочной станции с пунктом налива коммунально-бытовых баллонов по адресу: Воронежская обл., Новоусманский район, автодороги М-4 «Дон» км 518+500 м (лево), расположенной на земельном участке с кадастровым номером 36:16:5400001:346, общей площадью 2 431,17 кв.м. в проект планировки территории в качестве изымаемых объектов для государственных нужд строительства автомобильной дороги; обязании государственную компанию «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала включить документацию по планировке территории «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517- км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка», Воронежская область» сведения об изъятии для государственных нужд строительства автомобильной дороги АГЗС с ГНП по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, автодорога М-4 «Дон» км 518+500 м (лево), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 36:16:5400001:346, общей площадью 2 431,17 кв.м. и направить для утверждения Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта РФ,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Воронеж КРай Газ»  (далее - заявитель, ООО «Воронеж КРай Газ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной компании «Российские автомобильные дороги»  в лице Воронежского филиала и Федеральному дорожному агентству Министерства Транспорта РФ (далее – заявители по делу) (с учетом уточнений):

- признать незаконным действие Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала, выразившееся в не включении принадлежащего ООО «Воронеж КРай Газ» на праве собственности земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автомобильной газозаправочной станции, общая площадь 2 431 кв.м., кадастровый номер 36:16:5400001:346, адрес (местонахождение) объекта: Воронежская область, р-н Новоусманский, южная часть кадастрового квартала 36:16:540000, в документацию по планировке территории в качестве подлежащего изъятию для государственных нужд для строительства с последующей эксплуатацией на плановой основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 – км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка), Воронежская область;

  - обязать Государственную компанию «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала включить в документацию по планировке территории объекта «Строительство с последующей эксплуатацией на плановой основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 – км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка), Воронежская область», сведения об изъятии для государственных нужд принадлежащего ООО «Воронеж КРай Газ» на праве  собственности земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов,  разрешенное использование: для размещения автомобильной газозаправочной станции, общая площадь 2 431 кв.м., кадастровый номер 36:16:5400001:346, адрес (местонахождение) объекта: Воронежская область, р-н Новоусманский, южная часть кадастрового квартала 36:16:540000, и представить данную документацию по планировке территории на утверждение Федеральному дорожному агентству;

 - обязать Федеральное дорожное агентство утвердить документацию по планировке территории объекта Строительство с последующей эксплуатацией на плановой основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-дру, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 – км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка), Воронежская область», включающую сведения об изъятии для государственных нужд принадлежащего ООО «Воронеж КРай Газ» на праве собственности земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автомобильной газозаправочной станции, общая площадь 2 431 кв.м., кадастровый номер 36:16:5400001:346, адрес (местонахождение) объекта: Воронежская область, р-н Новоусманский, южная часть кадастрового квартала 36:16:540000.

Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО «ГипродорНИИ» в лице Воронежского филиала (ОГРН 1037700073971, ИНН 7712000109), ООО «Воронежавтоматика-М» (ОГРН 1033600150297, ИНН 3662084150), ОАО «Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог «Союздорпроект» (ОГРН 1047745001083, Резниченко В.И.

Решением суда от 02.02.2016 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала и Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ  обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Государственная компания «Российские автомобильные дороги»  в лице Воронежского филиала указывает, что Государственная компания «Российские автомобильные  дороги» производит  действия по оформлению изъятия  земельных участков исключительно  в полосу отвода автомобильных дорог и на основании  утвержденной Росавтодором документации по планировке  территории. Полномочие по включению земельных  участков в перечень  земельных участков, необходимых  для размещения  автомобильной дороги,  в составе проекта планировки территории, не является полномочием, возложенным  на Государственную  компанию «Российские  автомобильные дороги»  от имени РФ, то есть не является публичным,  а относится  к собственной деятельности, как некоммерческой организации. Определение границ полосы отвода  строящегося участка автомобильной дороги М-4 «Дон», определение необходимости в целях  строительства дороги  занятия  земельных участков и соответственно  включение  в проект  межевания территории земельного  участка ООО «ВоронежКРайГаз»  в целях  последующего  изъятия  для государственных нужд лежало  исключительно в компетенции ОАО «Союхдорпроект»,  а не Государственной компании «Автодор». Экспертиза подтвердила, что земельный участок не располагается в полосе отвода строящегося  участка дороги при реализации  вышеуказанного проекта. Земельный участок в качестве собственности заявителя был зарегистрирован  26.09.2014 значительно позже  утверждения  07.11.2013 документации  по планировке территории. Нахождение АГЗС на расстоянии 36 метров от опоры путепровода не имеет никакого  отношения  к ограничениям, связанным  с размещением  АГЗС относительно  края проезжей части автомобильных дорог в одном уровне,  и не нарушает  действующие  нормы  пожарной безопасности. АГЗС изначально была размещена на расстоянии менее 100 метров от края проезжей части автодороги М-4 «Дон», то есть с нарушением норм и правил НПБ 11-98. Реконструкция АГЗС в форме  пристройки пункта  наполнения газовых  баллонов  для населения была проведена в отсутствие  необходимых разрешений. Этот факт также не позволяет предусмотреть  изъятие  земельного участка с незаконно  существующим  объектом  - АГЗС с ГНП. Реализация проекта «Строительство с действующей эксплуатацией на  платной основе  автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через  Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до  Новороссийска на участке км 517- км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань  и Рогачевка), Воронежская область» не нарушает  права заявителя и установленные  нормативы по размещению  объектов,  границы  земельного участка заявителя нарушены  не были, объект недвижимости, расположенный  на данном земельном участке  - АГЗС был построен с нарушением норм действующего  федерального законодательства.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ  указывает, что ГК  «Автодор» для достижения  целей, возложенных на нее ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ, наделена полномочиями,  в том числе по подготовке документации  по планировке  территории в целях строительства  с последующей  эксплуатацией на платной основе  автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы  через  Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до  Новороссийска на участке км 517- км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань  и Рогачевка), Воронежская область». Включение объекта, принадлежащего  заявителю,  в документацию по планировке территории в качестве  подлежащего изъятию для государтвенных нужд не обязывает ГК «Автодор» в соответствии со ст. 56.4  ЗК РФ обратиться в Федеральное дорожное  агентство  с ходатайством об изъятии  земельного участка  для государственных нужд, поскольку в соответствии с возложенными на ГК «Автодор» полномочиями, изложенными в ст. 37  Закона №145-ФЗ, именно ГК «Автодор» наделена полномочиями  по резервированию  земель для размещения  автомобильных дорог Государственной компании с последующим обращением в уполномоченный  федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии  земельных участков  и (или) расположенных на них объектов  недвижимого имущества  для государственных нужд РФ в целях  размещения автомобильных  дорог Государственной компании.

В отзыве на жалобу ООО «Воронеж КРай Газ» указывает, что  в связи с тем, что М4 «Дон»  является  автомобильной  дорогой ГК «Автодор», компания наделена  ст. 6  ФЗ «О государственной компании  «Российские автомобильные дороги» публичными  полномочиями  по подготовке  документации по планировке территории  в целях  строительства с последующей эксплуатацией спорного участка автодороги. Из системного толкования  п.п.  17. 34, 35 Правил следует, что на ГК «Автодор» и Росавтодор возложена обязанность по проверке  представленной документации  по планировке территории на предмет  соответствия  правилам землепользования и застройки, требованиям технических  регламентов, нормативов градостроительного  проектирования с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных  в единый  государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, границ территорий  вновь выявленных  объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. На момент подготовки  и утверждения  документации по планировке территории имелись  основания  для включения  занимаемого  принадлежащей  заявителю  АГЗС земельного участка в данную документацию как  подлежащего  изъятию в целях  размещения  автомобильных  дорог ГК «Автодор». Понятие земельных участков, изымаемых для целей  строительства автомобильных дорог, не ограничивается лишь  участками, входящими  в полосу отвода  автомобильных дорог. Строительство  и  последующая  эксплуатация автомобильной дороги должны  обеспечивать безопасность  дорожного движения. Отсутствие  государственной регистрации  права собственности  заявителя  на земельный участок не  препятствовало  его включению  в документацию  по планировке  территории.

В судебное заседание ООО «Воронежавтоматика-М», ОАО «Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог «Союздорпроект» и Резниченко В.И. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных  лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, ООО «Воронеж КРай Газ» на праве собственности принадлежит АГЗС с ГНП по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, автодорога М-4 «Дон» км 518 + 500 м (лево), расположенная на земельном участке с кадастровым номером 36:16:5400001:346, общей площадью 2 431 +/-17 кв. м., который также принадлежит ООО «Воронеж КРай Газ» на праве собственности, свидетельство о государственной регистрации права № 36-АД 655934,о чем в ЕГРПН 26.09.2014  сделана запись регистрации № 36-36-17/052/2014- 484.

Объект недвижимого имущества - АГЗС, эксплуатировался газораспределительной организацией ООО «Воронежавтоматика-М» по договору аренды от 01.10.2013 с собственником ООО «Воронеж Край Газ», уполномоченной Правительством Воронежской области Распоряжением №807-р от 04.12.2012, для обеспечения населения Воронежской области, в том числе, льготных категорий граждан сжиженным углеводородным газом на основании Свидетельства о регистрации А12-03621 от 25.07.2011 взрывопожароопасного объекта и химически опасного производственного объекта I, II, III классов опасности и Лицензии № ВП-12-001253(КС) от 03.11.2011.

Письмом исх.№926 от 12.03.2014 Воронежский филиал ГК «Российские автомобильные дороги» сообщило ООО «Воронеж КРай Газ» об изъятии АГЗС по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, автодорога М-4 «Дон» км 518 +500 м (лево) для государственных нужд, что предусмотрено проектной документацией объекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке км 517 - км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань, Рогачевка) Воронежская область».

Проектной документацией по строительству автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке км 517 - км 544, утвержденной ГК «Автодор» распоряжением от 25.09.2013 №ПТ-74-р, прошедшей государственную экспертизу и получившей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» №710-13/ГГЭ-8679/10 от 23.08.2013 и №707-13/ГГЭ-8679/04 от 23.08.2013, в части 4, подраздела 9.1, раздела 9 «Смета на строительство» предусмотрена разборка АГЗС км 518+500 м (лево) (как указывает заявитель в своем заявлении, данная информация размещена на официальном сайте ГК «Российские автомобильные дороги» www.rushianhighways.ru).

В сентябре 2014 года в рамках реализации Долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 - км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка), Воронежская область с эксплуатацией на платной основе подрядчик ГК «Автодор» - ООО «Трансстроймеханизация» приступил к строительству автодороги М-4 «Дон» на участке км 518, в результате которых произведено фактическое изъятие комплекса АГЗС с ГНП.

Поскольку подрядчик приступил к строительству мостовых переходов в непосредственной близости от АГЗС и частичной разборке АГЗС, но никаких действий, направленных на выкуп земельного участка ГК «Автодор» не  предприняло,  собственник имущественного комплекса ООО «Воронеж КРай Газ» обратился в Воронежский филиал Государственной компании «Российские автомобильные дороги» с письмом о разъяснении сроков и порядка изъятия путем выкупа спорного земельного участка для государственных нужд, о чем ранее ГК «Автодор» уведомило собственника письмом №926 от 12.03.2014. Общество отметило, что утвержденный в настоящее время Проект планировки территории, не содержащий сведения об изъятии для государственных нужд при строительстве автомобильной дороги спорного земельного участка ООО «Воронеж КРай Газ», противоречит Проектной документацией по строительству автодороги, которой предусмотрен снос данной АГЗС на км 518 + 500 м (лево).

Письмом от 10.10.2014 исх. №4042 Воронежский филиал ГК «Автодор» сообщил, что оснований для изъятия не имеется ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400001:346 общей площадью 2  431, 17 кв.м не отнесен проектом планировки территории объекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4«Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 - км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка), Воронежская область» к земельным участкам, необходимым для размещения автомобильной дороги М-4 «Дон», утв.Распоряжением Росавтодор №1795-р от 07.11.2013.

Считая действие Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала, выразившееся в не включении принадлежащего ООО «Воронеж КРай Газ» на праве собственности земельного участка в документацию по планировке территории в качестве подлежащего изъятию для государственных нужд для строительства с последующей эксплуатацией незаконным, ООО «Воронеж КРай Газ» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области  с настоящим заявлением.

В обоснование своей правовой позиции заявитель указал, что неправомерное бездействие заинтересованных лиц, выразившееся в не включении земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400001:346, общей площадью 2431 +/- 17 кв. м. по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, автодорога М-4 «Дон» км518+500м (лево) в проект планировки территории в качестве изымаемых объектов для государственных нужд при строительстве автомобильной дороги и не утверждение данной документации, привело к приостановке деятельности АГЗС с октября 2014 года, ее частичного сноса и невозможности дальнейшего использования земельного участка по его функциональному назначению и в соответствии с видом разрешенного использования. Непосредственно на территории АГЗС ведутся работы по строительству автодороги. Емкости с газом находятся на минимальном расстоянии от возводимых опор эстакад автодороги.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что в связи с тем, что строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517- км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка) Воронежская область на основании подготовленной ГК «Автодор» проектной документации влечет невозможность использования по функциональному назначению принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка, данный земельный участок подлежит включению в документацию по планировке территории как подлежащий изъятию для государственных нужд.

Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

В соответствии с п. 10 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007  N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» автомобильные дороги Государственной компании – автомобильные дороги общего пользования федерального значения, находящиеся в федеральной собственности, переданные в доверительное управление Государственной компании и используемые на платной основе, или автомобильные дороги общего пользования федерального значения, находящиеся в федеральной собственности, переданные в доверительное управление Государственной компании и содержащие платные участки (за исключением земельных участков в границах полос отвода таких автомобильных дорог), а также автомобильные дороги, деятельность по организации строительства и реконструкции которых осуществляется Государственной компанией.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что государственная компания является некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления.

В соответствии с пунктом 14 статьи 3 названного Закона компания в отношении находящихся в ее доверительном управлении автомобильных дорог как их владелец осуществляет полномочия, установленные частью 5 статьи 10, пунктами 3 и 10 статьи 11, частью 5 статьи 16, частью 4 статьи 17, частью 4 статьи 18, частями 2 и 3 статьи 19, частями 1, 4, 6 и 8 статьи 20, частью 3 статьи 21, частями 7, 8 и 11 статьи 22, частью 1 статьи 23, частью 3 статьи 25, частями 7 и 8 статьи 26, частью 4 статьи 30, частями 4 и 10 статьи 31, статьей 40, частью 4 статьи 41, частью 3 статьи 42, частью 7 статьи 62 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно пункту 1 и подпунктам 3,4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» деятельность Государственной компании включает в себя деятельность по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, переданных или передаваемых Государственной компании в доверительное управлении. К деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании относятся, в том числе: обеспечение подготовки документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; осуществление Государственной компанией отдельных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и связанных с резервированием земель и изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 №2133-р автомобильная дорога М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска передана в доверительное управление ГК «Автодор».

Следовательно, ГК «Автодор» федеральным законом делегированы  полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении  автомобильных дорог, переданных в доверительное управление ГК «Автодор»,  в том числе, автомобильной  дороги М-4 «Дон».

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Росавтодор осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374.

В соответствии со статьей 1 Положения о федеральном дорожном агентстве (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 №374) Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

Согласно п. 5.3.1. Положения о Федеральном дорожном агентстве, Росавтодор организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.

Согласно п. 5.4.1 (1), п. 5.4.1 (3) Положения, Росавтодор принимает решения об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, заключает договора с собственниками земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества о выкупе таких земельных участков и(или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог федерального значения и формирования полос отвода таких автомобильных дорог.

Согласно пункту 5.4.1(2) Положения о федеральном дорожном агентстве Росавтодор осуществляет принятие решений о подготовке документации по планировке территории в целях развития автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Из  системного толкования  норм ч. 3  Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ, ст.ст. 11, 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, требований Положения  о федеральном дорожном агентстве, ГК «Автодор» наделена публичными полномочиями по подготовке документации по планировке территории в целях строительства с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 – км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка), Воронежская область».

Полномочия  по обеспечению подготовки документации по планировке  территории, предназначенной для размещения  автомобильных дорог ГК «Автодор» также делегированы Росавтодором данной компании в силу  требований п.п. 8-10, 34-36 Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения  автомобильных дорог общего пользования федерального значения,  утвержденного приказом Минтранса РФ от 06.07.2012 № 199.

На основании изложенного, доводы апелляционных жалоб, относительно того, что полномочие по включению земельных  участков в перечень земельных участков, необходимых для размещения  автомобильной дороги,  в составе проекта планировки территории, не является полномочием, возложенным  на Государственную  компанию «Российские  автомобильные дороги»  от имени РФ, то есть не является публичным,  а относится  к собственной деятельности, как некоммерческой организации, подлежат отклонению,  как основанные  на неверном толковании норм права.

В качестве довода жалобы указывается, что определение границ полосы отвода  строящегося участка автомобильной дороги М-4 «Дон», определение необходимости в целях  строительства дороги  занятия  земельных участков и соответственно  включение  в проект  межевания территории земельного  участка ООО «ВоронежКРайГаз»  в целях  последующего  изъятия  для государственных нужд лежало исключительно в компетенции ОАО «Союздорпроект»,  а не Государственной компании «Автодор».

Данный довод жалобы несостоятельный и подлежит отклонению, поскольку  ОАО «Союздорпроект» не наделено публичными полномочиями по обеспечению подготовки и утверждения документации по планировке территории, а несет гражданско-правовую  ответственность перед заказчиком на основании положений ГК РФ,  как исполнитель по договору от 17.12.2012.

В соответствии с пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов  местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей, не предусмотренных пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ, возможно только в строго определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 2 статьи 56.3 ЗК РФ.

Статьей 49 ЗК РФ предусмотрено изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, осуществляемое в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (пункт 3 статьи 55 ЗК РФ).

Процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка, уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии, регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, заключение соглашения об условиях выкупа.

Позиция заинтересованных лиц сводится к тому, что оснований для изъятия  не имелось, поскольку земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400001:346 общей площадью2 431, 17 кв.м не отнесен проектом планировки территории объекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 - км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка), Воронежская область» к земельным участкам, необходимым для размещения автомобильной дороги М-4 «Дон».

Проанализировав обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает  правовую позицию заинтересованных лиц несостоятельной по следующим основаниям.

Нормы  ст.ст. 41, 43, 45 Градостроительного кодекса РФ устанавливают требования, необходимые для подготовки  проекта планировки территории.

Подробный порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержден Приказом Минтранса России от 06.07.2012 № 199.

Согласно п. 6 Приказа Минтранса России от 06.07.2012 N 199 "Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения" документация по планировке территории служит исходными данными для проектирования автомобильной дороги общего пользования федерального значения, принятия решений о резервировании земель для ее строительства, изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Согласно пункту 8 данного Порядка решение о подготовке документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог Государственной компании «Российские автомобильные дороги», принимается Федеральным дорожным агентством путем издания соответствующего распорядительного акта на основании письменного заявления Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании задания на подготовку документации по планировке территории п. 21 Порядка).

Как подтверждено материалами дела, между ГК «Автодор» (заказчик) и открытым акционерным обществом «Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог «Союздорпроект» (исполнитель) 17.12.2012  был заключен договор №ЦУП-2012-769, согласно которому заказчик поручает и обязуется оплатить, а исполнитель обязуется в соответствии с требованиями технического задания на разработку проектной документации и финансово-экономического обоснования (включая землеустроительную документацию, бизнес-план и конкурсную документацию) для проведения открытого конкурса на право заключения долгосрочного Инвестиционного соглашения по строительству с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 – км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка), Воронежская область (далее – Объект) (Приложение № 1 к настоящему договору), Задания на подготовку документации по планировке территории Объекта (Приложение № 3 к настоящему Договору) и в сроки, определенные в Календарном плане (Приложение № 2 к настоящему Договору) выполнить все необходимые работы и оказать услуги, в том числе проектно- изыскательские работы, комплекс земельно-кадастровых работ, работы по разработке документации по планировке территории Объекта, в рамках комплексного (юридического, финансово-экономического, инженерно-технического и организационно-технического) сопровождения подготовки и проведения конкурса на право заключении долгосрочного Инвестиционного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 – км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка), Воронежская область (далее – Работы).

На основании договора № 5191/2 от 29.12.2012 и технического задания, заключенного с ОАО «Союздорпроект», Воронежский филиал «ВоронежГипродорНИИ» ОАО «ГИПРОДОРНИИ»  разработал проектную документацию по объекту «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517- км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка) Воронежская область».

Указанная проектная документация предусматривала разборку АГЗС на км. 518+500 (лево).

Распоряжением Росавтодор от 31.05.2013 №733-р «О подготовке документации по планировке территории объекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 – км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка), Воронежская область» принято решение о подготовке документации по планировке территории данного объекта.

ГК «Автодор» поручено представить на утверждение в Росавтодор документацию по планировке территории, разработанную в соответствии с заданием на подготовку документации по планировке территории, являющимся приложением к настоящему распоряжению.

Федеральным автономным учреждением «Главное управление  государственной  экспертизы» 23.08.2013 было разработано  положительное заключение  государственной экспертизы  № 707-13/ГГЭ-8679/04.

На странице 104 положительного заключения государственной экспертизы № 707-13/ГГЭ-8679/04 от 23.08.2013 указано, что проектной документацией предусмотрена разборка АГЗС на км. 518+500 (лево).

Согласно пунктам 34 и 35 Порядка подготовки документации по планировке территории  подготовленная и согласованная в установленном порядке документация по планировке территории подлежит направлению подведомственными Федеральному дорожному агентству учреждениями или Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» на утверждение в Федеральное дорожное агентство.

Федеральное дорожное агентство осуществляет проверку подготовленной документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в пункте 17 настоящего Порядка, в течение 30 дней со дня поступления такой документации на основании письменного заявления ГК «Автодор» и по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Материалы дела свидетельствуют, что Распоряжением Росавтодор от 25.09.2013 №ПТ-74-р была утверждена представленная проектная документация «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 – км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка), Воронежская область», разработанная ОАО «Союздорпроект» и рассмотренная ФАУ «Главгосэкспертиза России» (положительное заключение от 23.08.2013 №707-13/ГГЭ-8679/04, от 23.08.2013 № 710-13/ГГЭ-8679/10).

Распоряжением Росавтодор №1795-р от 07.11.2013 была утверждена документация по планировке территории объекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 – км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка), Воронежская область».

Изложенное позволяет сделать вывод, что, уполномоченные органы обладали информацией, что АГЗС на км. 518+500 (лево) подлежит разбору, вместе с тем не включили принадлежащий ООО «Воронеж КРай Газ» на праве собственности земельный участок в документацию по планировке территории в качестве подлежащего изъятию для государственных нужд для строительства с последующей эксплуатацией на плановой основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 – км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка), Воронежская область.

Как верно было указано судом области, документация по планировке территории не содержит сведений об изъятии для государственных нужд в рамках проекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 – км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка), Воронежская область» принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автомобильной газозаправочной станции, общая площадь 2431 кв.м., кадастровый 36:16:5400001:346, адрес (местонахождение) объекта: Воронежская область, р-н Новоусманский, южная часть кадастрового квартала 36:16:540000.

В порядке ч. 1 ст. 65 АПК РФ заинтересованными лицами не представлено доказательств  исключения из проектной документации работ по разборке АГЗС на км. 518+500 (лево).

При рассмотрении дела в суде первой инстанции было назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы.

По первому вопросу заключения  эксперта №7121/6-/3 от 05.11.2015  (находятся ли земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автомобильной газозаправочной станции, общая площадь 2431,17 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Воронежская обл., Новоусманский р-н, южная часть кадастрового квартала 36:16:5400001, кадастровый номер 36:16:5400001:346 и расположенная на данном земельном участке автомобильная газозаправочная станция с пунктом налива коммунально-бытовых баллонов населению в границах полосы отвода и(или) придорожной полосы автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке км 518, строительство которой осуществляется на основании проектной документации объекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517- км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка) Воронежская область», утвержденной распоряжением ГК «Автодор» от 25.09.2013№ ПТ-74-р, с учетом действующих технических регламентов, норм и правил), экспертом был сделан следующий вывод: земельный участок и расположенная на нем АГЗС с пунктом налива коммунально-бытовых баллонов населению в границах полосы отвода автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке км 518, строительство которой осуществляется на основании проектной документации объекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517- км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка) Воронежская область» не находятся.

Границы участка исследуемой АГЗС примыкают к границам полосы отвода. В границах полосы отвода находятся части демонтированных подъезда и съезда к АГЗС, столбы ЛЭП, относящиеся к АГЗС.

Земельный участок и расположенная на нем АГЗС с пунктом налива коммунально-бытовых баллонов населению находятся в границах придорожной полосы указанной выше автомобильной дороги.

В соответствии с выводами эксперта по второму вопросу заключения  №7121/6-/3 от 05.11.2015 (возможно ли использование земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автомобильной газозаправочной станции, общая площадь 2 431,17 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Воронежская обл., Новоусманский р-н, южная часть кадастрового квартала 36:16:5400001, кадастровый номер 36:16:5400001:346 и расположенной на данном земельном участке автомобильной газозаправочной станции с пунктом налива коммунально-бытовых баллонов населению по их функциональному назначению в процессе и в результате возведения автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке км 518, строительство которой осуществляется на основании проектной документации объекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517- км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка) Воронежская область», утвержденной распоряжением ГК «Автодор» от 25.09.2013 № ПТ-74-р), экспертом был сделан вывод о невозможности использования по функциональному назначению земельного участка и расположенной на данном земельном участке АГЗС с пунктом налива коммунально-бытовых баллонов населению ввиду отсутствия доступа на данный участок с автодороги и несоответствия расположения исследуемой АГЗС требованиям, предъявляемым к объектам придорожного сервиса, вследствие строительства автомобильной дороги М- 4 «Дон» на участке км 518, строительство которой осуществляется на основании проектной документации объекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517- км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка) Воронежская область».

Из распоряжения Росавтодор от 25.09.2013 № ПТ-74-р следует, что при строительстве объекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на- Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517- км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка) Воронежская область» возведение мостовых переходов не предусмотрено.

Экспертом было подтверждено, что возводимое в процессе строительства автомобильной дороги мостовое сооружение является не мостовым переходом, а путепроводом

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необоснованности вывода эксперта о несоответствии расположения исследуемой АГЗС требованиям к расстоянию не менее 1000 м от автозаправочной станции до мостового перехода, так как мостовые переходы вблизи исследуемой АГЗС отсутствуют.

Суд области  правомерно использовал положения п.п. 3.1, 3.3., 3.31  Отраслевого дорожного методического документа «Классификация конструктивных документов искусственных дорожных сооружений», Распоряжение Росавтодор от 25.09.2013 №ПТ-74-р  («…возведение мостовых переходов не предусмотрено») и  пояснения эксперта о том, что возводимое мостовое сооружение является путепроводом,

Материалами дела подтверждается, что принадлежащая заявителю АГЗС является взрывопожароопасным производственным объектом. Строящийся путепровод находится на расстоянии менее 100 м от АГЗС, что влечет нарушение норм пожарной безопасности.

Суд области, проанализировав экспертное заключение, обоснованно сделал вывод, что использование по функциональному назначению принадлежащего заявителю земельного участка кадастровый номер 36:16:5400001:346 в результате строительства автомобильной дороги не представляется возможным ввиду несоответствия расположения АГЗС требованиям, предъявляемым к расстояниям от автозаправочных станций до автомобильной дороги.

Экспертом было установлено, что минимальное расстояние от надземного резервуара хранения топлива до опор путепровода составляет  порядка 36,0 м.

Выводы, изложенные в экспертом заключении №7121/6-/3 от 05.11.2015, свидетельствуют о том, что расположение АГЗС не соответствует требованиям, применяемым к автозаправочным станциям (п. 2* НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования к пожарной безопасности», п. 32* раздела V* «Специфические требования к АГЗС с одностенными резервуарами» Приложения 7 к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования к пожарной безопасности», таблицы Е1 Свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (СП 156.13130.2014),  т.к. расстояние от АГЗС до опор строящегося путепровода составляет менее 100 м.

ОАО «ГИПРОДОРНИИ» в своем отзыве от 11.02.2015 № ЮС-178 подтвердил отнесение АГЗС с ГПН к опасным производственным объектам и,  ввиду его расположения на расстоянии менее 50 м от проектируемой автодороги, в соответствии с требованиями п. 32* таб. П.6.4 п. 7 НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» имущественный комплекс АГЗС с ГПН подлежит изъятию (том 2, лист дела 121,122).

На необходимость изъятия имущественного комплекса АГЗС (км 518+500 лево) ввиду его расположения на расстоянии менее 50 м от проектируемой автодороги в соответствии с п. 7 табл. П 6.4 НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» указано также  в письме ГК «Автодор» исх. № 926 от 12.03.2014.

ГК «Автодор» в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены относимые и допустимые доказательства строительства АГЗС с нарушением норм и правил действующего законодательства.

Так, на момент разработки и утверждения документации по планировке территории автомобильная газозаправочная станция с пунктом налива коммунально-бытовых баллонов населению находилась в собственности заявителя (свидетельство от 12.04.2012  (повторное взамен свидетельства серии 36-АГ568079 от 24.11.2011).

В качестве законности возведения заявителем АГЗС с ГПН  в силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ в материалы дела представлены  разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 36516307-432-00 от 30.12.2011, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 12 от 03.07.2006.

Предметом данных разрешений является объект капитального строительства – автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) с ГПН (газонаполнительный пункт), расположенная по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, автодорога М4 Дон-1, 518 км. + 500м (лево).

Указанные разрешения  оспорены не были.

Данные факты свидетельствуют о том, что  право собственности  заявителя на  АГЗС  с ГПН возникло с 30.12.2011.

Заявитель является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автомобильной газозаправочной станции, общая площадь 2 431 кв.м., кадастровый 36:16:5400001:346, адрес (местонахождение) объекта: Воронежская область, р-н Новоусманский, южная часть кадастрового квартала 36:16:540000.

В качестве довода жалобы Росавтодор указывается, что земельный участок в качестве собственности заявителя был зарегистрирован  26.09.2014 значительно позже  утверждения  07.11.2013 документации  по планировке территории.

Данный довод жалобы является несостоятельным, поскольку отсутствие регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400001:346 не препятствовало включению его в проект планировки территории как подлежащего изъятию.

Согласно кадастровой выписки от 13.08.2015 о земельном участке кадастровый  номер 36:16:5400001:346, предыдущий кадастровый номер данного участка 36:16:5400001:255.

На момент разработки ОАО «ГИПРОДОРНИИ» проектной документации на строительство автомобильной дороги комплекс АГСЗ с ГПН располагался на земельном участке с кадастровым номером 36:16:5400001:255 общей площадью 234 125 кв.м. (собственник Горяйнов А.Ю.) (том 2 лист дела 121).

В таблице 1 тома 14.3.1 проектной документации ЦУП-2012-769 в перечне земельных участков, необходимых для размещения автомобильной дороги, указан земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400001:255, принадлежащий Горяйнову А.Ю. Площадь выбранного участка – площадью 72 005 кв.м. (том 2, лист дела 43).

Следовательно, на момент подготовки и утверждения документации по планировке территории АГЗС с ГПН уже находилась в собственности заявителя и располагалась на земельном участке с кадастровым номером 36:16:5400001:255, часть которого была включена в проект планировки территории как подлежащая изъятию.

Доказательств того, что  при строительстве  АГЗС   с ГПН  были нарушены  нормы законодательства заинтересованными лицами ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции,  ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представлено не было.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что  строительство и последующая эксплуатация спорного  земельного участка дороги на расстоянии менее 100 м от существующей АГЗС с  надземным резервуаром СУГ  влекут  нарушение требований технических регламентов и безопасности  дорожного движения (п.1 ст. 11 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ»), что препятствует дальнейшее использование заявителем  принадлежащих ему на праве собственности  АГЗС с ГПН и земельного участка по их функциональному назначению.

Установленные судом первой инстанции факты и имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о наличии оснований для включения спорного земельного участка  в документацию по планировке территории,  как подлежащего изъятию для государственных нужд.

Следовательно, в соответствии с требованиями ст. 49, п.  1 ст. 56.3  Земельного кодекса Российской Федерации, спорный земельный участок подлежит включению в документацию по планировке территории как подлежащий изъятию для государственных нужд, поскольку строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на- Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517- км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка) Воронежская область на основании подготовленной ГК «Автодор» проектной документации влечет невозможность использования по функциональному назначению принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка.

Довод апелляционной жалобы ГК «Автодор», что действия по оформлению изъятия  земельных участков  проводятся исключительно в полосу отвода автомобильной дороги, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании  положений Земельного кодекса РФ и  Закона о безопасности  дорожного движения, поскольку понятие  земельных участков, изымаемых для целей строительства автомобильных дорог,  не ограничивается лишь участками, входящими в полосу отвода  автомобильных дорог. 

Остальные доводы апелляционных жалоб фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области  о незаконности действий Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала, выразившихся в не включении принадлежащего ООО «Воронеж КРай Газ» на праве собственности земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автомобильной газозаправочной станции, общая площадь 2 431 кв.м., кадастровый номер 36:16:5400001:346, адрес (местонахождение) объекта: Воронежская область, р-н Новоусманский, южная часть кадастрового квартала 36:16:540000, в документацию по планировке территории в качестве подлежащего изъятию для государственных нужд для строительства с последующей эксплуатацией на плановой основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 – км 544 (с обходом населенных пунктов Н.Усмань и Рогачевка), Воронежская область.

Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционных жалоб не представлено.

Ссылка на решение по делу №А14-19368/2012, по мнению суда апелляционной инстанции неправомерна, так как там исследовались иные обстоятельства.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Воронежской области от 02.02.2016 по делу №А14-418/2015  оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                   А.И. Протасов

судьи                                                                                     Е.А. Семенюта  

                                                                                              Н.Д. Миронцева