ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
2 декабря 2021 года Дело № А35-6873/2020
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 2 декабря 2021 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: ФИО2 – представителя по доверенности №01-03/043041 от 01.12.2021;
от Общества с ограниченной ответственностью «С.С.С.Р.»: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 28.01.2021 по делу № А35-6873/2020, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «С.С.С.Р.» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Курску (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными: сообщения от 30.05.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576, за апрель 2020 года; сообщения от 06.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576, за май 2020 года, об обязании предоставить субсидию, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576, за апрель, май 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «С.С.С.Р.» (далее – ООО «С.С.С.Р.», Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнений от 16.09.2020) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Курску (далее – ИФНС по г. Курску, Инспекция, Налоговый орган) о признании недействительными: сообщения от 30.05.2020г. об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576, за апрель 2020 года; сообщения от 06.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576, за май 2020г., об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Курску предоставить ООО «С.С.С.Р.» субсидию, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576, за апрель, май 2020 года; восстановить пропущенный процессуальный срок подачи искового заявления о признании недействительным сообщения от 30.05.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576, за апрель 2020 года.
Решением от 28.01.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ИФНС по г. Курску обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что судом первой инстанции неправильно применены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576. Полагает, что поскольку по состоянию на 01.03.2020 основной вид деятельности ООО «С.С.С.Р.» 74.20 «Деятельность в области фотографии» не включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, то основания для предоставления субсидии ООО «С.С.С.Р.» отсутствовали.
Кроме того, ссылается на то, чтоООО «С.С.С.Р.» неоднократно обращалось в ИФНС России по г. Курску с заявлением о выдаче выписки из ЕГРЮЛ, как в 2016 году (до введения ОКВЭД 2), так и в 2017, 2019 годах. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ООО «С.С.С.Р.» знало об изменении кода основного вида деятельности Общества с 74.8 на 74.20 и не предпринимало никаких мер по изменения основного вида деятельности до мая 2020 года, когда возникла необходимость в получении субсидии. То есть Общество было заинтересовано в том, что в выписке из ЕГРЮЛ был указан основной вид деятельности -Деятельность в области фотографии. И лишь после опубликования Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576, Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 №434 и отказа в получении субсидии ООО «С.С.С.Р.» предоставило 13.05.2020 заявление об изменении видов экономической деятельности, а 20.05.2020 сведения об изменении кода основного вида деятельности внесены в ЕГРЮЛ.
В представленном суду апелляционной инстанции отзывеООО «С.С.С.Р.» возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель ООО «С.С.С.Р.» не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 29.05.2020, 05.06.2020 ООО «С.С.С.Р.» обратилось в адрес ИФНС России по г. Курску с заявлениями № 1, № 2 на предоставление субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции» за апрель, май 2020 года, с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №434.
Сообщениями от 30.05.2020, от 06.06.2020 ИФНС России по г. Курску отказало ООО «С.С.С.Р.» в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, за апрель, май 2020 года.
Основанием отказа послужил вывод налогового органа о том, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.
28.05.2020, 28.06.2020 ООО «С.С.С.Р.» обратилось с заявлениями № 02 в УФНС по Курской области об отмене сообщений ИФНС России по г. Курску от 30.05.2020, от 06.06.2020 об отказе в предоставлении субсидий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576.
Письмами от 16.06.2020 №0711/020789, от 30.06.2020 №14-28/011831 УФНС по Курской области отказало ООО «С.С.С.Р.» в предоставлении субсидии.
Полагая, что сообщения ИФНС России по г. Курску от 30.05.2020, от 06.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 за апрель, май 2020 года, не соответствуют законодательству Российской Федерации и нарушают права и законные интересы ООО «С.С.С.Р.» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спариваемые сообщения не соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», и нарушают права и законные интересы ООО «С.С.С.Р.» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности Общества, поскольку с момента создания (11.10.2005), в том числе и по состоянию на 01.03.2020, ООО «С.С.С.Р.» фактически осуществляет деятельность по предоставлению услуг общественного питания, что соответствует коду ОКВЭД 56.10.1 «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания».Указанный в выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 в качестве основного вида деятельности код ОКВЭД 74.20 «Деятельность в области фотографии» является неточностью, возникшей в результате автоматического перехода с ОКВЭД 1 на ОКВЭД 2, не соответствующей фактическим сведениям об основном виде деятельности, которая могла быть исправлена налоговым органом путем приведения его в соответствие с фактическим основным видом деятельности организации.
Отменяя обжалуемое решение, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК ОФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила).
Пункт 1 Правил, содержит положение о том, что перечень пострадавших отраслей утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).
Абзацем 2 этого же пункта Правил установлено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится по состоянию на 01.03.2020 в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
Способ определения получателей субсидий по основному виду экономической деятельности (ОКВЭД) не противоречит действующему законодательству, установлен высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах делегированных ему полномочий и не нарушает права заинтересованных лиц на гарантийную поддержку как субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный вывод содержит Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.12.2020 N АКПИ20-666.
В этой связи имеются основания полагать, что указанный пункт расширительному толкованию не подлежит и, в случае, если осуществляемый организацией вид деятельности по коду ОКВЭД не является основным видом экономической деятельности (согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года), предоставление субсидии такому лицу Правилами не предусмотрено.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле, мае 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Постановление N 434).
Каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне наиболее пострадавших отраслей определяется соответствующими кодами ОКВЭД-2.
Для определения основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
В соответствии с преамбулой к «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, ред. от 12.02.2020, ОКВЭД 2 используется в том числе при решении таких основных задач, как определение основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, а также разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается сторонами, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества по состоянию на 01.03.2020 являлось «Предоставление различных видов услуг» (код ОКВЭД 74.8), который законодательно не отнесен к сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Определение для целей предоставления мер государственной поддержки вида деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с кодом основного вида деятельности, информация о котором содержится в государственных реестрах по состоянию на 1 марта 2020 года, осуществляется в силу прямого указания Постановления №576, не предусматривающего иного порядка определения основного вида деятельности.
Поскольку вид деятельности согласно ЕГРЮЛ, заявленный как основной по состоянию на 01.03.2020 код ОКВЭД 74.8 «Предоставление различных видов услуг», не поименован в вышеуказанном постановлении Правительства РФ N 434, то условия для включения в реестр на предоставление субсидии, определенные Постановлением №576, не выполнены, что исключает возможность получения субсидии. При этом, налоговые органы не вправе принимать решения о выплате субсидий по основаниям, не поименованным в Постановлении №576.
Таким образом, Общество не вправе претендовать на получение субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, ввиду отсутствия указанного вида в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований у суда не имеется.
В соответствии с пп."о" п.2 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся, в том числе сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесений изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, сведения об изменении видов экономической деятельности, вносятся в ЕГРЮЛ на основании заявления.
Сведения об изменении видов экономической деятельности для внесения в ЕГРЮЛ в отношении ООО «С.С.С.Р.» были представлены Обществом в регистрирующий орган 13.05.2020, а 20.05.2020 внесены в ЕГРЮЛ.
В случае изменения сведений, в том числе осуществляемого вида деятельности, что влечет изменение кода экономической деятельности, юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения в течение трех рабочих дней с момента их изменения (пункт 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Таким образом, законодательно установлено требование об актуальности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в том числе сведений, касающихся осуществляемого вида деятельности и, соответственно, кода экономической деятельности ОКВЭД.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Правил, налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным п.3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
Пунктом 3 Правил определены основные условия для получения субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее – налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее – кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление);
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020.
Таким образом, налоговый орган осуществляет проверку соответствия получателя субсидии критериям, указанным в пункте 3 Правил.
Правовых норм, позволяющих налоговому органу определять получателя субсидии по результатам проверки его экономической деятельности и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРЮЛ кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности, Правилами не предусмотрено.
Следовательно, на Инспекцию не возложена обязанность по обнаружению и исправлению неточностей в сведениях ЕГРЮЛ Общества.
Аналогичный подход поддержан в Определении Верховного Суда РФ от 15.04.2021 № 305-ЭС20-22243 по делу №А41-14035/2020.
В данном случае законодательно не установлены правовые механизмы получения и проверки информации о хозяйственной деятельности получателя субсидии для дальнейшего сопоставления заявленного основного вида деятельности, фактически осуществляемому виду. Равно как определен временной период, за который подлежит анализу информация (документация) о хозяйственной деятельности получателя субсидии в целях сопоставления заявленного основного вида деятельности, фактически осуществляемому виду.
С учетом изложенных обстоятельств, оснований для удовлетворения заявленных ООО «С.С.С.Р.» требований не имеется.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого в апелляционном порядке решения является неполное выяснение обстоятельств, имеющих знание для дела, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в связи с чем, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 28.01.2021 по делу №А35-6873/2020 отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
В удовлетворении требований ООО «С.С.С.Р.» отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. ФИО3
судьи Е.В. ФИО4
ФИО1