ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-1680/06 от 14.11.2006 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 ноября 2006 г. дело № А14-6876/2005/274/13

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2006 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2006 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи - Михайловой Т.Л.,

судей - Скрынникова В.А.,

Потихониной Ж.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем

Башкатовой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

администрации городского округа город Воронеж на решение арбитражного суда Воронежской области (судья Шулепова Л.В.) от 28.11.2005 г.,

принятое по заявлению конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций» к администрации городского округа город Воронеж,

третье лицо – государственный архив Воронежской области,

о признании незаконными действий по отказу в приеме на хранение документов по личному составу и об обязании принять документы,

при участии в судебном заседании:

от истца - Володина А.В. – по доверенности от 01.08.2006 г., Иванниковой Е.Л. - по доверенности от 01.10.2006 г.,

от ответчика – Четвериковой Н.И. - по доверенности № 151 от 24.05.2006г., Казьмина Я.А. – по доверенности № 47 от 13.01.2006 г.,

от третьего лица - Мартыновой Н.П. – руководителя,

УСТАНОВИЛ:

Конкурсный управляющий открытого акционерного общества «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций» Карякин А.Ф. (далее - истец, конкурсный управляющий) обратился в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании (с учетом уточнения) незаконными действий городского межведомственного архива администрации городского округа город Воронеж (далее - городской межведомственный архив) по отказу в приеме на хранение документов по личному составу открытого акционерного общества «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций» (далее – акционерное общество), выразившихся в письме № 89 от 24.02.2005 г. и об обязании городского межведомственного архива принять на хранение документы по личному составу согласно описям №№ 1-л за 1970 – 1977 г.г., 1-л за 1998 – 2003 г.г., 2-л за 1978 – 2003 г.г., 3-л за 1963 - 1993 г.г., документы временного хранения по описи № 4 за 2000 – 2003 г.г.

Указанные требования, согласно уточнению, заявлены к администрации городского округа город Воронеж (далее – ответчик, администрация).

К участию в деле третьим лицом без самостоятельных требований на предмет спора привлечен государственный архив Воронежской области (далее – третье лицо, государственный архив).

Решением арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2005 г. требования конкурсного управляющего удовлетворены, действия городского межведомственного архива управления делами администрации городского округа город Воронеж по отказу в принятии на хранение от акционерного общества «Воронежский завод строительных и алюминиевых конструкций», выразившиеся в письме № 89 от 24.02.2005 г., признаны незаконными, на администрацию городского округа город Воронеж возложена обязанность по принятию в городской межведомственный архив управления делами администрации городского округа город Воронеж документов акционерного общества «Воронежский завод строительных и алюминиевых конструкций» по личному составу и временного хранения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация городского округа город Воронеж обратилась с апелляционной жалобой на него в апелляционную инстанцию арбитражного суда Воронежской области.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционной инстанцией арбитражного суда Воронежской области вынесено постановление от 25.01.2006 г., которым решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа указанное постановление отменено в связи с нарушением судом апелляционной инстанции норм процессуального права при рассмотрении апелляционной жалобы, дело направлено на новое рассмотрение в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

В настоящем рассмотрении администрация городского округа город Воронеж ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права.

По мнению администрации, судом первой инстанции при рассмотрении спора не учтены те обстоятельства, что акционерное общество «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций» является источником комплектования государственного архива Воронежской области; документы акционерного общества прошли экспертизу ценности, в результате которой определен срок их хранения; описи документов согласованы экспертно-проверочной комиссией архивного отдела Воронежской области, в результате чего документы взяты на государственный учет, а сведения о них включены в государственную отчетность; следовательно, указанные документы относятся к документам государственного Архивного фонда Российской Федерации и подлежат передаче на хранение в государственный архив Воронежской области.

Кроме того, администрация ссылается на то, что до 01.01.2006 г. городской межведомственный архив, входящий в структуру администрации городского округа город Воронеж в составе управления делами администрации и финансируемый за счет средств городского бюджета, не являлся ни муниципальным, ни государственным архивом, и компетенция его по принятию на хранение документов распространялась лишь на документы организаций и учреждений, подведомственных администрации. С 01.01.2006 г. городской межведомственный архив, в соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», является муниципальным архивом, к полномочиям которого, в силу части 3 статьи 4 Федерального закона № 125-ФЗ, относятся хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов органов местного самоуправления и муниципальных организаций.

Представитель конкурсного управляющего возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, сославшись на то, что документы по личному составу акционерного общества «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций», в силу пункта 3 статьи 101 Федерального Закона № 6-ФЗ от 08.01.1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» и пункта 3.9 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 г. № 03-33/пс, в связи с ликвидацией общества в результате банкротства, подлежат передаче на хранение в архив, определенный конкурсным управляющим.

Поскольку пунктом 3.2.1 Положения о городском межведомственном архиве администрации города Воронежа предусмотрено, что названный архив принимает на хранение документы по личному составу, долговременного (свыше 10 лет) и временного сроков хранения от упраздненных учреждений, организаций и ликвидированных предприятий, не имеющих правопреемников или вышестоящих организаций, названные документы ликвидированного акционерного общества подлежат передаче именно в этот архив.

Представитель государственного архива Воронежской области поддержал позицию конкурсного управляющего, пояснив, что в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 02.12.1992 г. № 747 «О мерах по упорядочению регистрации предприятий» и распоряжением от 18.05.2003 г. № 1101-р «Об обеспечении сохранности документов организаций и предприятий, ликвидированных в ходе банкротства», городской межведомственный архив специально создан для хранения документов по личному составу находящихся на территории города организаций и предприятий. Указанная цель создания отражена в пункте 3.2.1 Положения о городском межведомственном архиве, в связи с чем у него не имелось оснований для отказа в приеме документов по личному составу и документов временного хранения конкурсному управляющему «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций».

В компетенцию государственного архива прием указанных документов не входит, так как согласно пункту 2.1 Положения о государственном архиве Воронежской области в состав документов государственного архива входят архивные документы Архивного фонда Воронежской области, к которым документы по личному составу не относятся. Кроме того, решением экспертно-проверочной комиссии архивного отдела Воронежской области от 20.07.2005 г., протокол № 8, акционерное общество «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций» исключен из списка организаций – источников комплектования государственного архива Воронежской области.

Рассмотрев представленные материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости решение суда первой инстанции от 28.11.2006 г. отменить.

Как следует из материалов дела, спор между городским межведомственным архивом управления делами администрации городского округа город Воронеж конкурсным управляющим акционерного общества «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций» возник в связи с отказом первым последнему в приеме на хранение документов по личному составу и документов временного хранения названного акционерного общества, ликвидированного в связи с завершением процедуры конкурсного производства, введенной решением арбитражного суда Воронежской области от 25.06.2002 г. по делу № А14-1949-02/70/166.

Отказ произведен письмом № 89 от 24.02.2005 г. по тому основанию, что городской межведомственный архив не осуществляет хранение, комплектование и учет документов Архивного фонда Российской Федерации и не входит в сеть государственных и муниципальных архивов.

Не согласившись с отказом в приеме документов на хранение, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с требованием о признании действий городского межведомственного архива незаконными и об обязании ответчика принять спорные документы на хранение.

Арбитражный суд первой инстанции при рассмотрении возникшего спора исходил из того, что созданный в 1992 г. на основании постановления Главы администрации г. Воронежа № 88 от 13.04.1992 г. «Об образовании городского межведомственного архива», согласно Положению о нем, был предназначен для обеспечения сохранности, учета и использования документов по личному составу предприятий, учреждений и организации городского звена, расположенных в городе. Осуществление указанной функции вменялось городскому межведомственному архиву в обязанности и постановлением администрации Воронежской области от 02.12.1992 г. № 747 «О мерах по упорядочению регистрации предприятий».

С момента создания по настоящее время компетенция архива по приему и хранению документов по личному составу предприятий, организаций и учреждений города Воронежа не менялась, что подтверждается действующим Положением о нем 2002 г., а также утвержденным распоряжением главы города Воронежа от 01.07.2004 г. № 511-РПоложением об управлении делами администрации города Воронежа, структурным подразделением которого является городской межведомственный архив в настоящее время.

В компетенцию государственного архива Воронежской области, согласно Положению о нем, утвержденному приказом начальника архивного отдела администрации Воронежской области от 23.03.2001 г. № 10-0, входит комплектация документами Архивного фонда Воронежской области, подлежащими постоянному хранению, под которыми подпунктом 4 статьи 3 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» понимаются документы, прошедшие экспертизу ценности документов, поставленные на государственный учет и подлежащие постоянному хранению, в то время как под документы по личному составу подпунктом 3 этой же статьи названного Федерального закона понимаются архивные документы, отражающиетрудовые отношения работника с работодателем, не подлежащие постоянному хранению и не входящие в Архивный фонд.

Согласно пункту 10 статьи 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.

Основываясь на изложенном, а также учитывая то, что документы постоянного срока хранения акционерного общества «Воронежский заводстроительных алюминиевых конструкций», включенные в состав Архивногофонда, были приняты на государственное хранение государственнымархивом Воронежской области 11.03.2005 г., суд пришел к выводу о наличии у городского межведомственного архива обязанности по принятию на хранение документов по личному составу и документов временного хранения, не входящих в состав Архивного фонда.

Суду апелляционной инстанции указанный вывод суда первой инстанции представляется ошибочным, поскольку он сделан без учета всех обстоятельств дела и с неправильным применением законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно статье 3 Федерального закона от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Указанная деятельность реализуется через деятельность архива, под которым пунктом 9 названной статьи понимается учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Пунктами 10 и 11 статьи 3 названного Закона установлено, что архивы могут быть государственными - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов; или муниципальными - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

Одновременно статьи 7, 8 и 9 Закона классифицируют архивные документы, под которыми пунктом 2 статьи 3 понимаются материальные носители с зафиксированной на них информацией, имеющие реквизиты, позволяющие их идентифицировать, и подлежащие хранению в силу значимости указанных носителей и информации на них для граждан, общества и государства, на архивные документы, относящиеся к государственной собственности (федеральной и собственности субъектов), муниципальной собственности и частной собственности

К федеральной собственности относятся архивные документы:

1) хранящиеся в федеральных государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договора хранения без передачи их в собственность);

2) государственных органов и организаций, указанных в подпункте «б» пункта 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;

3) бывших неприятельских государств, перемещенные в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о перемещенных культурных ценностях;

4) отнесенные к федеральной собственности федеральными законами.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные документы:

1) хранящиеся в государственных архивах субъекта Российской Федерации, музеях и библиотеках субъекта Российской Федерации (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность);

2) государственных органов и организаций субъекта Российской Федерации.

К муниципальной собственности относятся архивные документы:

1) органов местного самоуправления и муниципальных организаций;

2) хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность).

К частной собственности относятся архивные документы:

1) организаций, действующих на территории Российской Федерации и не являющихся государственными или муниципальными, в том числе общественных объединений со дня их регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях и религиозных объединений после отделения церкви от государства (далее - негосударственные организации);

2) созданные гражданами или законно приобретенные ими.

Статьей 10 Закона установлено, что архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации. В случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.

Из статьи 4 Закона, определяющей полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области архивного дела, следует, что к полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела;

2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;

3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:

а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;

б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России);

в) государственных внебюджетных фондов;

г) академий наук Российской Федерации, имеющих государственный статус, и входящих в них организаций;

д) федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений (далее - федеральные организации), в том числе расположенных за пределами Российской Федерации;

4) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;

5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации (часть 1 статьи 4).

К полномочиям субъекта Российской Федерации относятся:

1) проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта Российской Федерации;

2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:

а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;

б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;

в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее - организации субъекта Российской Федерации);

3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований (часть 2 статьи 4).

К полномочиям муниципального образования относятся:

1) хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов:

а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;

б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее - муниципальные организации);

2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований (часть 3 статьи 4).

Следовательно, компетенция создаваемых органами власти, органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления архивных учреждений в области архивного дела определяется компетенцией самих этих образований, определяемой статьей 4 Федерального закона от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 4 органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Часть 5 статьи 4 установлено, что Законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.

При этом, согласно статье 31 Федерального закона № 125-ФЗ, названный Закон вступил в силу со дня его официального опубликования 27.10.2004 г., за исключением положений пункта 11 статьи 3, частей 4 и 5 статьи, части 7 статьи 6, части 1 статьи 13, пункта 2 части 1 статьи 18 Закона, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления муниципального района и городского округа и муниципальных архивах в вопросах архивного дела, которые вступили в силу с 01.01.2006 г. и до наступления этой даты применялись исключительно к правоотношениям, возникающим в связи с изменением границ либо преобразованием муниципальных образований.

До вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ действовавшими Основами законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах вопросы архивного дела относились лишь к компетенции Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статьей 6 Основ законодательства архивные документы, являющиеся федеральной собственностью, государственной собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственностью, относились к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и подлежали хранению в государственных архивах в соответствии со статьей 17 Основ; документы, находящиеся в частной собственности или собственности общественных объединений, относились к негосударственной части Архивного фонда и подлежали хранению в государственных архивах в случае, если они представляли собой историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность.

Как следует из материалов дела, акционерное общество «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций» создано в результате приватизации государственного предприятия «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций» и зарегистрировано 14.10.1996 г. регистрационной палатой города Воронежа.

Следовательно, документы, образовавшиеся в его деятельности до момента приватизации, в том числе документы по личному составу, относятся к государственной собственности, с момента приватизации – к частной собственности.

До 20.07.2005 г. акционерное общество было включено в список организаций – источников комплектования государственного архива Воронежской области, из которого исключено решением экспертно-проверочной комиссии архивного отдела Воронежской области от 20.07.2005 г., протокол № 8, в связи с ликвидацией.

Таким образом, у конкурсного управляющего акционерного общества не было оснований для сдачи на хранение документов общества в городской межведомственный архив, поскольку в силу действовавшего на момент обращения (17.02.2005 г.) законодательства названное учреждение не входило в систему государственных архивов и не обладало компетенцией по приему на хранение документов государственной или частной собственности. Компетенция городского межведомственного архива на указанный момент определялась в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ограничивающим деятельность органов местного самоуправления в области архивного дела решением вопросов местного значения.

С 01.01.2006 г. городской межведомственный архив как структурное подразделение органа местного самоуправления – администрации городского округа город Воронеж, является муниципальным архивом в том понятии, какое в него вкладывается Федеральным законом № 125-ФЗ.

В то же время, при рассмотрении спора у суда области не имелось оснований для возложения на названную организацию обязанностей по принятию на хранение документов государственной и частной собственности, так как согласно части 5 статьи 4 Федерального закона № 125-ФЗ отдельными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности, муниципальный архив может наделяться только соответствующим законом (в том числе законом субъекта) с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.

В материалах дела отсутствуют доказательства передачи таких полномочий, так же как и доказательства передачи соответствующего финансирования на осуществление указанной деятельности. Из ответов на запросы суда апелляционной инстанции о финансировании деятельности городского межведомственного архива управления учета и отчетности администрации города Воронежа и архивного отдела Воронежской области следует, что финансирование деятельности архива осуществляется лишь за счет средств местного бюджета.

Ссылка акционерного общества на норму пункта 10 статьи 23Федерального закона № 125-ФЗ, устанавливающую, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив, необоснованно истолкована судом первой инстанции как норма, обязывающая городской межведомственный архив принять на хранение документы по личному составу и документы временного хранения акционерного общества, так как в рассматриваемой ситуации названное учреждение не может считаться соответствующим муниципальным архивом, поскольку соответствующие полномочия и финансирование соответствующим законом ему не переданы.

В то же время, в силу пункта 3.9 постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 г. № 03-33/пс (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.08.2003 г.) «Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ», устанавливающего, что в случае ликвидации общества, если оно имело договор с учреждением системы Федеральной архивной службы России и часть его документов отнесена к составу Архивного фонда Российской Федерации, документы постоянного срока хранения и по личному составу передаются в соответствующий государственный архив, а если таких отношений с архивом не имелось, то государственный архив обязан принять на хранение только документы по личному составу работников общества, соответствующим архивом для акционерного общества в отношении документов по личному составу будет являться государственный архив Воронежской области, источником комплектования которого общество являлось до своей ликвидации.

В отношении документов временного хранения 2000-2003 г.г. арбитражный управляющий вправе заключить договор о передаче их на хранение в государственный либо муниципальный архив в порядке, установленном гражданским законодательством исходя из принципа свободы заключения договора.

Ссылка представителей конкурсного управляющего и государственного архива на то, что городской межведомственный архив является специализированным учреждением по приему и хранению документов по личному составу в силу положения о нем и нормативных актов Воронежской области, не может быть принята судом во внимание при рассмотрении настоящего спора, так как она противоречит нормам законодательства об архивном деле, исключающим возможность возложения на муниципальный архив функций, не связанных с разрешением вопросов местного значения, определяемых уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством о местном самоуправлении, за исключением передачи им отдельных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов в установленном порядке и с передачей необходимых для осуществления этих полномочий материально-технических и финансовых средств.

Положение об архиве в той части, в какой оно расширяет компетенцию городского межведомственного архива как муниципального архива, не соответствует законодательству об архивном деле и применяется судом с учетом названного законодательства.

Также не соответствуют законодательству об архивном деле нормативные акты Воронежской области - постановление от 02.12.1992 г. № 747 «О мерах по упорядочению регистрации предприятий» и распоряжение от 18.05.2003 г. № 1101-р «Об обеспечении сохранности документов организаций и предприятий, ликвидированных в ходе банкротства», в связи с чем в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ они не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы признаются судом обоснованными, а решение суда первой инстанции об удовлетворении требований конкурсного управляющего акционерного общества «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций» подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы относятся на конкурсного управляющего.

Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу администрации городского округа город Воронеж удовлетворить.

Решение арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2006 г. по делу №А14-6876/2005/274/13 отменить, в удовлетворении требований конкурсному управляющему открытого акционерного общества «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций» отказать.

Взыскать с конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций» Карякина Алексея Федоровича государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 50 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: Т.Л. Михайлова

Судьи: Ж.Н. Потихонина

В.А. Скрынников