ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 мая 2017 года Дело № А14-17308/2016
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
Кораблевой Г.Н.,
судей
Колянчиковой Л.А.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
от саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Региональное объединение строителей «Развитие»: ФИО2, представитель по доверенности от 17.11.2016;
от общества с ограниченной ответственностью «РемГрад»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РемГрад» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.02.2017 по делу № А14- 17308/2016 (судья Щербатых И.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью «РемГрад» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Региональное объединение строителей «Развитие» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными решений Правления Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Региональное объединение строителей «Развитие»,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «РемГрад» (далее – ООО «РемГрад», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Региональное объединение строителей «Развитие» (далее – СРО НП «РОС «Развитие», саморегулируемая организация, ответчик) о признании недействительными решения Правления СРО НП «РОС «Развитие», изложенного в протоколе № 0816/10 от 24.08.2016 в части прекращении действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 0413-2011- <***>-С-204, выданное члену партнерства ООО «РемГрад» (ОГРН <***>, ИНН <***>), а также 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.02.2017 в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО «РемГрад» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
ООО «РемГрад» явку представителей в судебное заседание не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалоб и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной налоговой службы по Воронежской области 30.09.2008 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица СРО НП «РОС «Развитие», ОГРН <***>.
Из представленной истцом выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 24.11.2016 следует, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Липецкой области 27.06.2014 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица ООО «РемГрад», ОГРН <***>.
ООО «РемГрад» 20.10.2011 обратилось в СРО НП «РОС «Развитие» с заявлением о приеме в члены указанной организации и выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в котором указало свой юридический и фактический адрес: 399774 <...>; адрес электронной почты: remgrad@bk.ru.
По результатам рассмотрения указанного заявления, на основании решения правления СРО НП «РОС «Развитие», оформленного протоколом от 24.10./2011 №1011/04, ООО «РемГрад» принято в члены партнерства, выдано свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 0413-2011-<***>-С-204 от 24.10.2011.
В соответствии с актом плановой проверки №18/1110 от 23.09.215 в ходе проверки установлено, что у ООО «РемГрад» на момент проверки выявлены следующие нарушения: отсутствует надлежащим образом заверенная копия трудовой книжки на ФИО3, а также отсутствует запись организации в трудовой книжке ФИО4, ООО «РемГрад» соответствует минимальным требованиям действующего законодательства и нормативным требованиям СРО НП «РОС «Развитие» к выдаче свидетельства о допуске и которые указаны в приложении к свидетельству о допуске №0413-2011-<***>-С-204 от 24.10.2011.
Согласно представленной в материалы дела представителем ответчика копии плана мероприятий в области контроля за соблюдением членами СРО НП «РОС «Развитие» требований к выдаче свидетельств о допуске, технических регламентов и внутренних документов на 2016 год, утвержденного правлением СРО НП «РОС «Развитие» 28.12.2015 (протокол №1215/04 от 28.12.2015) (далее – план мероприятий в области контроля на 2016 год), плановая проверка в отношении истца была запланирована ответчиком в 3 квартале 2016 года.
Указанный план мероприятий в области контроля на 2016 год был опубликован на сайте СРО НП «РОС «Развитие» в сети Интернет, что подтверждается представленным в материалы дела представителем ответчика скриншотом страницы сайта СРО НП «РОС «Развитие» от 26.12.2016.
Правлением СРО НП «РОС «Развитие» принято решение, оформленное протоколом №0716/01-01 от 05.07.2016, о проведении плановой проверки членов саморегулируемой организации, утверждены срок проведения обязательной проверки деятельности членов СРО НП «РОС «Развитие» с 01.08.2016 по 10.08.2016, включительно, перечень членов СРО НП «РОС «Развитие», подлежащих проверке, в том числе ООО «РемГрад», а также утверждены дата и время (12.08.2016 в 12 час 00 мин) проведения заседания дисциплинарной комиссии СРО НП «РОС «Развитие», на котором будут рассматриваться результаты проведенной проверки и вопросы применения мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований положений СРО НП «РОС «Развитие».
Указанное решение 05.07.2016 было опубликовано на сайте СРО НП «РОС «Развитие» в сети Интернет, что подтверждается представленным в материалы делапредставителем ответчика скриншотом страницы сайта СРО НП «РОС «Развитие» от 02.11.2016.
Уведомление о датах начала и окончания проверки, предмете и форме проверки, с указанием переченя документов, которые должны быть представлены ООО «РемГрад» в контрольный комитет до начала проверки, а также о дате заседания дисциплинарной комиссии СРО НП «РОС «Развитие», направленное 20.07.2016 ответчиком в адрес истца, указанный в заявлении о приемы в члены саморегулируемой организации, получено истцом 03.08.2016, что подтверждается копией накладной на отправку почтовой корреспонденции от 20.07.2016 и отчетом об отслеживании почтового отправления, сформированным 19.12.2016 с использованием официального сайта Почты России, а также подтверждается представителем истца в судебном заседании 26.12.2016.
Кроме того, из представленного представителем ответчика скриншота электронной почты СРО НП «РОС «Развитие следует, что ответчик 21.07.2016 направил данное уведомление на электронный адрес истца, указанный последним в заявлении о приемы в члены саморегулируемой организации.
Как следует из скриншота электронной страницы СРО НП «РОС «Развитие» от 22.12.2016, 01.08.2016 ответчиком на электронный адрес истца направлены разъяснения о порядке и форме предоставления документов для проведения обязательной проверки, из которых следует, что документы предоставляются на бумажном носителе в установленные сроки проведения обязательной проверки (с 01.08.2016 по 10.08.2016). Копии документов должны быть надлежащим образом заверены. Допускается предоставлять копии документов, заверенные руководителем организации и печатью. В случае не предоставления документов в установленный срок будет рассматриваться вопрос о дополнительном сроке предоставления документов по каждой организации.
Согласно акту плановой проверки №18/11101 от 12.08.2016 в ходе проверки установлено, что ООО «РемГрад» на момент проверки не соответствует минимальным требованиям действующего законодательства и нормативным требованиям СРО НП «РОС «Развитие» к выдаче свидетельства о допуске, поскольку истцом не представлены надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие соответствие организации требованиям к выдаче свидетельства о допуске.
Из представленной в материалы дела представителем ответчика копии выписки из протокола №0816/01 от 12.08.2016 усматривается, что дисциплинарной комиссией СРО НП «РОС «Развитие» рекомендовано правлению СРО НП «РОС «Развитие» применить меру дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия свидетельства о допуске на период до устранения выявленных нарушений к ООО «РемГрад».
Правлением партнерства принято решение, оформленное протоколом №0816/03 от 12.08.2016, о применении меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия свидетельства о допуске на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на 10 календарных дней с 12.08.2016, в связи с нарушением членом саморегулируемой организации – ООО «РемГрад» требований Стандарта саморегулирования «Требования к выдаче и условия выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Указанное решение 12.08.2016 было опубликовано на сайте СРО НП «РОС «Развитие» в сети Интернет, что подтверждается представленным в материалы дела представителем ответчика скриншотом страницы сайта СРО НП «РОС «Развитие» от 02.11.2016.
Уведомление о приостановке действия свидетельства о допуске с приложением выписок вышеуказанных протоколов заседания правления и дисциплинарной комиссии СРО НП «РОС «Развитие», направленное 12.08.2016 ответчиком в адрес истца, указанный в заявлении о приемы в члены саморегулируемой организации, получено адресатом 29.08.2016, что подтверждается копией накладной на отправку почтовой корреспонденции от 12.08.2016 и отчетом об отслеживании почтового отправления, сформированным 19.12.2016 официальным сайтом Почты России. Кроме того, из представленного представителем ответчика скриншота электронной почты СРО НП «РОС «Развитие» следует, что ответчик 12.08.2016 направил данное уведомление на электронный адрес истца, указанный последним в заявлении о приемы в члены саморегулируемой организации.
Из протокола №0816/08 от 24.08.2016 следует, что правлением партнерства принято решение прекратить на основании пункта 3 части 15 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие свидетельства о допуске № 0413-2011-<***>-С-204 от 24.10.2011, выданное члену партнерства ООО «РемГрад», а также, руководствуясь частью 3 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исключить из членов СРО НП «РОС «Развитие» на основании пункта 5 части 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации ООО «РемГрад».
Уведомление об исключении из состава членов партнерства, направленное 25.08.2016 ответчиком в адрес истца, указанный в заявлении о приемы в члены саморегулируемой организации, получено последним 07.09.2016, что подтверждается копией почтовой квитанции от 25.08.2016 и отчетом об отслеживании почтового -7- отправления, сформированным 19.12.2016 с использованием официального сайта Почты России.
В соответствии с разделом I Устава СРО НП «РОС «Развитие», утвержденного решением очередного общего собрания членов СРО НП «РОС «Развитие» 27.04.2012, протокол №01/0412 (далее – Устав), СРО НП «РОС «Развитие» является некоммерческой организацией в форме некоммерческого партнерства, основанной на членстве, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, созданное в целях координации и саморегулирования предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
Согласно подпунктам 4.4.4, 4.4.6 пункта 4.4 Устава в обязанности партнерства, в том числе входят:обязанность по осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов, правил партнерства, условий членства в партнерстве; обязанность по применению мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации и внутренними документами партнерства, в отношении своих членов.
Пунктом 5.1 Устава предусмотрено, что членами партнерства могут быть юридические лица, в том числе иностранные юридические лица, и (или) физические лица – индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и которые отнесены решением общего собрания членов к сфере деятельности партнерства.
В соответствии с подпунктом 5.12.3 пункта 5.12 Устава с момента приобретения партнерством статуса саморегулируемой организации и до момента прекращения указанного статуса исключение члена партнерства, помимо случаев, установленных пунктом 5.11 Устава, осуществляется, в том числе, в случае отсутствия у члена партнерства свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в пункте 5.8 Устава.
Пунктом 5.14 Устава предусмотрено, что решение об исключении из числа членов партнерства принимается общим собранием членов партнерства, за исключением случая указанного в пункте 5.12.3 Устава, когда решение об исключении принимает правление партнерства.
В соответствии с пунктом 12.2 Устава контрольный комитет создается в целях обеспечения соблюдения членам партнерства нормативно установленных требований стандартов и правил, а также качества деятельности членов партнерства.
Согласно пунктам 12.3, 12.4 и 12.6 Устава дисциплинарная комиссия является специализированным органом партнерства созданным в целях рассмотрения и разрешения жалоб на нарушения членами партнерства требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов партнерства.
В своей деятельности специализированные органы партнерства руководствуются нормами законодательства РФ, настоящим Уставом и внутренними документами партнерства, а также федеральными правилами профессиональной деятельности (техническими регламентами, стандартами и правилами). Каждый созданный правлением партнерства специализированный орган действует на основании соответствующего положения, утвержденного правлением партнерства.
В соответствии с пунктом 1.1 Регламента осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП «РОС «Развитие», утвержденного решением правления СРО НП «РОС «Развитие» 01.04.2011, протокол №0411/01 (далее – Регламент), регламент осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП «РОС «Развитие» устанавливает основания, формы, сроки осуществления контроля специализированным органом СРО НП «РОС «Развитие» – контрольным комитетом – за деятельностью членов партнерства в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требований стандартов партнерства и правил саморегулирования, Устава партнерства, положений и иных внутренних документов Партнерства.
Согласно пункту 1.5 Регламента проведение проверок включает в себя следующие действия: принятие решения о проведении проверки (подпункт 1.5.1 Регламента); проведение проверки (подпункт 1.5.2 Регламента); оформление результата проверки и принятие мер по результатам проверки (подпункт 1.5.3 Регламента).
Пунктом 1.8 Регламента предусмотрено, что контроль за деятельностью членов партнерства в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, а также контроль за соблюдением членами партнерства требований стандартов партнерства и правил саморегулирования осуществляется при приеме в члены партнерства, а также не реже чем один раз в год.
Из пункта 1.9 Регламента следует, что продолжительность проверки не должна превышать одного месяца.
В соответствии с пунктами 4.1 - 4.4 Регламента плановые проверки членов партнерства проводятся один раз в год в отношении каждого члена партнерства, в соответствии с планом мероприятий в области контроля, утвержденным приказом генерального директора.
Уведомление члена партнерства о проведении плановой проверки доводится до его сведения не менее чем за 5 рабочих дней до назначенной даты проверки телефонограммой или факсимильным сообщением или заказным письмом с уведомлением по адресам, указанным в реестре членов партнерства.
В уведомлении указываются даты начала и окончания проверки, предмет и форма проверки, перечень документов, которые должны быть представлены в контрольный комитет до начала проверки (пункт 4.2 Регламента).
Продолжительность плановой проверки не должна превышать 3 календарных дней. Генеральный директор может принять решение о необходимости продления сроков проверки, но не более чем на 14 дней (пункт 4.3 Регламента).
В ходе плановой проверки изучаются и проверяются, в том числе следующие документы: пакет документов члена партнерства, имеющийся в партнерстве, сформированный в ходе первичной проверки в соответствии с действующим законодательством и внутренними документами партнерства (подпункт 4.4.1 пункта 4.4 Регламента); документы и сведения, предоставляемые членами партнерства в контрольный комитет по запросу при проведении в отношении них плановой проверки на дату начала проверки: свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; сведения об изменениях в учредительных, если такие изменения произошли на момент проверки; сведения о квалификации руководителей и сотрудников; информация о наличии необходимого имущества (помещение, техника, оборудование, инструмент) с предоставлением подтверждающих документов; документы, подтверждающие функционирование деятельности заказчика-застройщика и генерального подрядчика (при осуществлении данных функций и наличия свидетельства о допуске к данным видам работ); перечень объектов строительства за отчетный период с указанием фактически выполнявшихся (выполняемых) работ; договор (полис) страхования гражданской ответственности в соответствии с требованиями статьи 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; документы, подтверждающие повышение квалификации, а также аттестации специалистов с момента последней проверки; оценка квалификации по рабочим специальностям при наличии допусков на выполнение работ на особо опасных, технически сложных или уникальных объектах; наличие лицензий и разрешений к выполнению специальных видов работ, выданных уполномоченными федеральными органами.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения «О системе мер дисциплинарного воздействия за несоблюдением членами СРО НП «РОС «Развитие» требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов и правил саморегулирования», утвержденной решением общего собрания членов СРО НП «РОС «Развитие» 27.04.2012, протокол №01/0412 (далее – Положение о системе мер дисциплинарного воздействия), меры дисциплинарного воздействия применяются к члену партнерства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Уставом партнерства за несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов, положений партнерства, правил саморегулирования (дисциплинарные правонарушения).
Согласно пункту 2.2 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия мерами дисциплинарного воздействия, в том числе, являются: приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ (подпункт 2.2.4 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия); прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ (подпункт 2.2.5 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия); исключение из членов партнерства (подпункт 2.2.6 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия).
Пунктом 2.5 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия предусмотрено, что приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, применяется в качестве меры дисциплинарного воздействия в случае несоблюдения членом партнерства требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов партнерства, внутренних документов партнерства на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на шестьдесят календарных дней.
В этот период член партнерства вправе выполнять самостоятельно из числа указанных работ только работы, необходимые для устранения выявленных нарушений. До окончания срока приостановления действия свидетельства о допуске член обязан направить в партнерство в письменном виде уведомление об устранении нарушений, являвшихся основанием приостановления действия свидетельства о допуске, а также в обязательном порядке заявление о возобновлении действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. К уведомлению и заявлению прилагаются документы, доказывающие устранение выявленных нарушений.
Из пункта 2.6 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия следует, что одним из оснований к прекращению действия свидетельства о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является не устранение членом партнерства в установленный срок выявленных ранее нарушений, повлекших применение к виновному лицу в качестве меры дисциплинарного воздействия приостановление действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (подпункт 2.6.1 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия).
В соответствии подпунктом 2.7.1 пункта 2.7 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия действие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращается в отношении определенного вида или видов работ, в том числе, по решению правления партнерства в случае не устранения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок в соответствии с подпунктом 2.2.4 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия выявленных нарушений, если действие свидетельства о допуске индивидуального предпринимателя или юридического лица к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, приостановлено (данное решение не является мерой дисциплинарного воздействия).
Согласно подпункту 2.8.5 пункта 2.8 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия решение об исключении из членов партнерства принимается, в том числе, в случае отсутствия у члена партнерства свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в законе.
Основания и порядок применения мер дисциплинарного воздействия предусмотрены разделом 3 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия, из которого следует, что: основаниями для рассмотрения дисциплинарной комиссией вопроса о применении мер дисциплинарного воздействия к члену партнерства являются данные проверок, проводимых специализированным органом партнерства, заявления и жалобы граждан и юридических лиц, предписания государственных органов, решения органов управления партнерства (пункт 3.1 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия); дисциплинарная комиссия партнерства обязана рассмотреть материалы проверки и вынести решение в разумный срок, но не более 30 рабочих дней с момента поступления в дисциплинарную комиссию от специализированного органа партнерства материалов проверки деятельности члена партнерства, проведенной специализированным органом партнерства (пункт 3.2 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия); действующий на основании доверенности или учредительных документов полномочный представитель члена партнерства, в отношении которого рассматривается дело, а также представитель лица, в связи с обращением которого рассматривается данное дело, вправе принять участие в заседании дисциплинарной комиссии при предоставлении документа (документов), удостоверяющего его полномочия. Дисциплинарная комиссия приглашает на свои заседания вышеуказанных лиц, направляя им соответствующие уведомления в разумные сроки (пункт 3.3 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия); неявка полномочного представителя члена партнерства, в отношении которого рассматривается дело, на заседание дисциплинарной комиссии или лица, в связи с обращением которого рассматривается данное дело, а также его представителя, не препятствует рассмотрению дела о привлечении члена партнерства к дисциплинарной ответственности и вынесению решения о наложении дисциплинарного взыскания или иного решения (пункт 3.4 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия); заверенная партнерством копия решения дисциплинарной комиссии, вынесенного в соответствии с настоящим положением в срок, не позднее двух дней со дня вынесения, вручается или направляется заказным письмом с уведомлением члену партнерства, в отношении которого вынесено данное решение, а также лицу, направившему обращение в партнерство, в связи с которым принято решение (в случае, если проверка деятельности члена партнерства, по результатам которой принято данное решение, была проведена контрольным комитетом партнерства в связи с таким обращением) (пункт 3.13 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия).
Ссылаясь на то, что ответчиком не истребовались документы, отсутствие которых послужило основанием исключения, неизвещение истца о дате и времени рассмотрения вопроса о прекращении действия свидетельства и исключения из членов партнерства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав.
На основании статьи 225.1 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом, в том числе споры об обжаловании решений органов управления юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – ФЗ «О саморегулируемых организациях») саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
При этом, согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
В соответствии со статьей 6 ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация обязана осуществлять предусмотренные законом функции, в том числе: разрабатывать и устанавливать условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации; применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов; осуществлять контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации; рассматривать жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
В силу пункта 2 статьи 1 ФЗ «О саморегулируемых организациях» особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2.1 указанной статьи особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В силу части 1 статьи 55.6 ГрК РФ в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
В соответствии с положениями части 2 статьи 55.1, части 1 статьи 55.5 ГрК РФ содержанием деятельности саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются разработка и утверждение, в том числе, требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; правил контроля в области саморегулирования; документа, устанавливающего систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования; а также контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований этих документов.
Статьей 55.5 ГрК РФ установлены минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, предусматривающие наличие определенного количества работников, имеющих соответствующие образование и стаж работы по специальности.
В силу статьи 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования. Контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.
В соответствии со статьей 9 ФЗ «О саморегулируемых организациях» контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Член саморегулируемой организации обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу саморегулируемой организации в порядке, определяемом саморегулируемой организацией.
В случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
В соответствии со статьей 10 ФЗ «О саморегулируемых организациях» орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, условий членства в саморегулируемой организации. Процедура рассмотрения указанных жалоб и дел, содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации.
Согласно статье 55.15 ГрК РФ саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов предусмотренные такой саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования. В качестве мер дисциплинарного воздействия применяются: вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки; вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения; приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ; прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ; исключение из членов саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55.7 ГрК РФ, в случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации такого лица.
В силу положений части 5 статьи 55.7, части статьи 55.15 ГрК РФ решение саморегулируемой организации о применении меры дисциплинарного воздействия, в том числе исключении из членов саморегулируемой организации, может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение.
Исходя из установленных судом области обстоятельств дела следует признать, что ответчиком была проведена плановая проверка истца на предмет его соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Решение о проведении проверки принято компетентным органом саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 5.1.4 Регламента осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП «РОС «Развитие».
Истец был надлежащим образом заблаговременно извещен о проведении проверки, подлежащих проверки обстоятельств, перечне документов, которые необходимо представить. Данное обстоятельство подтверждается представленными ответчиком доказательствами публикации на сайте в сети интернет соответствующей информации, направления истцу уведомлений с использованием средств почтовой связи и электронной почты. Получение соответствующего уведомления по почте также подтверждается истцом.
Из представленных ответчиком доказательств следует, что уведомление о приостановке действия свидетельства о допуске и необходимости предоставления всаморегулируемую организацию в 10-деневный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, а также копия акта проверки № 18/11101 от 12.08.2016 и выписка из протокола № 0816/01 заседания дисциплинарной комиссии от 12.08.2016, выписка из протокола № 0816/03 заседания правления от 12.08.2016 были направлены в адрес истца посредством почтовой связи 16.08.2016, указанное почтовое отправление прибыло в место вручения 19.08.2016 и было получено адресатом 29.08.2016. Протокол № 0816/01 заседания дисциплинарной комиссии от 12.08.2016 и протокол № 0816/03 заседания правления от 12.08.2016 были также 12.08.2016 опубликованы на сайте саморегулируемой организации.
Истец доказательств наличия уважительных причин непредоставления в ходе проведения проверки необходимых сведений и документов суду не представил.
Заявление истца об отказе представителя ответчика в г.Липецке в приеме документов соответствующими доказательствами не подтверждено, ответчиком не признается.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неисполнении истцом установленной пунктом 7 статьи 9 ФЗ «О саморегулируемых организациях» обязанности по предоставлению необходимой для проведения проверки информации.
Истец также не представил доказательств принятия необходимых мер для устранения в установленный срок нарушений, послуживших основанием для приостановления действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Довод истца о нахождении руководителя организации в отпуске в указанный период не может быть признано уважительной причиной непринятия необходимых мер, поскольку не свидетельствует о прекращении деятельности юридического лица. В данном случае лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа юридического лица, действуя разумно и добросовестно, должно было решить вопрос о возложении соответствующих обязанностей на других работников юридического лица.
Истец не был лишен права также известить саморегулируемую организацию о возникших затруднениях в представлении соответствующих документов и необходимости продления сроков проведения проверки либо устранения недостатков.
Истцом предписаний, установленных законом либо внутренними документами саморегулируемой организации, предусматривающих обязательное извещение члена партнерства о дате и времени рассмотрения вопроса о прекращении действия свидетельства о допуске и исключении из членов саморегулируемой организации, не указано.
В этой связи, учитывая надлежащее извещение истца о проводимой плановой проверке и ее результатах, наличие у истца возможности представить в саморегулируемую организацию необходимые пояснения и документы в письменном виде посредством имеющихся общедоступных средств связи, доводы истца о его неизвещении о дате и времени рассмотрения вопроса о прекращении действия свидетельства и исключения из членов партнерства признаются неправомерными.
При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, судом первой инстанции в иске отказано обоснованно.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
По настоящему спору доказательства судом первой инстанции оценены правильно, нарушений статей 67, 68, 71 АПК РФ не допущено. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ООО «РемГрад» о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 28.02.2017 не имеется.
В силу положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.02.2017 по делу № А14-17308/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РемГрад» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Г.Н. Кораблева
Судьи. Л.А Колянчикова
ФИО1