ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-2912/2021 от 11.06.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 июня 2021 года                                               Дело  №А48-11115/2020

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2021 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                          Малиной Е.В.,

                                                                                    ФИО1,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,   

при участии:

 от Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области: ФИО2 – представителя по доверенности №66 от 15.12.2020;

от Казенного учреждения Орловской области «Орелтранссигнал»: представитель не явился, извещён надлежащим образом;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Казенного учреждения Орловской области «Орелтранссигнал» на решение Арбитражного суд Орловской области от 29.03.2021 по делу № А48-11115/2020, по исковому заявлению Казенного учреждения Орловской области «Орелтранссигнал» (Орловская область, Орловский район, пгт. Знаменка, ул. Заречная, 22Б, ИНН <***>, ОГРН <***>) к 1) Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), 2) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области (<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,

УСТАНОВИЛ:

Казенное учреждение Орловской области «Орелтранссигнал» (далее - общество,  КУ ОО «Орелтранссигнал», истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее - ответчик 1, ГУ - ОПФР по Орловской области) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области (далее - ответчик 2, МИФНС № 8 по Орловской области) об обязании ГУ - ОПФР по Орловской области в пределах своей компетенции совершить действия по возврату КУ ОО «Орелтранссигнал» ошибочно (излишне) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии за январь 2017 года в общей сумме 61839,81 рублей, обязать МИФНС № 8 по Орловской области произвести фактический возврат КУ ОО «Орелтранссигнал» ошибочно (излишне) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии за январь 2017 года в общей сумме 61839,81 рублей и взыскать с МИФНС № 8 по Орловской области в пользу КУ ОО «Орелтранссигнал» 2474 рублей в возмещение затрат по уплате государственной пошлины (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением от 29.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с обжалуемым судебным актом, истец обратился  в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал на то, что истец 19.01.2017, 24.01.2017 ошибочно произвел уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС) за январь 2017 года на общую сумму 61839,81 рублей по ненадлежащим реквизитам, получателем которых являлось ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Орловской области. 09.02.2017 года учреждением по платежному поручению № 584043 произведена уплата страховых взносов на ОПС за январь 2017 года на сумму 229349,88 рублей по надлежащим реквизитам, получателем которых являлась Межрайонная ИФНС Росси №8 по Орловской области. Таким образом, страховые взносы на ОПС за январь 2017 года уплачены КУ ОО «Орелтранссигнал» дважды. Заявитель направил в налоговый орган по месту своего учета заявление о возврате денежных средств. ГУ Отделением Пенсионного фонда РФ по Орловской области было принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов.

Полагает, что первоначально налоговым органом допущено спорное бездействие, выразившееся в непринятии указанного решении и невозвращении заявителю страховых взносов на ОПС за январь 2017 года.

КУ ОО «Орелтранссигнал» полагает, что судебные расходы по делу следует возложить на Ответчика №2 в силу того, что решение о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на ОПС за январь 2017 года, должна была принять именно МИФНС № 8 по Орловской области. Следовательно, были нарушены права и законные интересы Общества, что привело к судебному разбирательству.

Также считает, что судом срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в налоговый орган и на подачу соответствующего заявления в суд не пропущены.

В представленных суду апелляционной инстанции отзывахГУ - ОПФР по Орловской области и МИФНС № 8 по Орловской области возражали против доводов апелляционной жалобы Общества, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В судебное заседание представители КУ ОО «Орелтранссигнал» и МИФНС № 8 по Орловской области не явились.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, КУ ОО «Орелтранссигнал» является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Заявитель 19.01.2017 года, 24.01.2017 года ошибочно произвел уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС) за январь 2017 года на общую сумму 61839,81 рублей по ненадлежащим реквизитам, получателем которых являлось ГУ -Отделение Пенсионного фонда РФ по Орловской области.

09.02.2017 Обществом по платежному поручению N584043 произведена уплата страховых взносов на ОПС за январь 2017 года на сумму 229349,88 руб. (из которых 61839,81 руб. за отчетный период январь 2017 года) по надлежащим реквизитам, получателем которых являлась Межрайонная ИФНС Росси N 8 по Орловской области.

29.11.2017 года в МИФНС № 8 по Орловской области поступило заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 61 848,30 рублей, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

В соответствии с алгоритмом взаимодействия региональных Отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и налоговых органов, доведенным совместным письмом от 04.10.2017 NНП-30-26/15844/ГД-4-8/20020@ "О возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств за периоды, истекшие до 01.01.2017, поступивших после 01.01.2017 на коды бюджетной классификации с кодом главы "182", заявление КУ ОО «Орелтранссигнал» направлено налоговыми органами в ОПФР по Орловской области (входящий от 19.12.2017 NОРГ/4212).

В целях исполнения статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и совместного письма Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы России от 04.10.2017 N НП-30-26/15844/ГД-4-8/20020@ "О возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств за периоды, истекшие до 01.01.2017 года, поступивших после 01.01.2017 на коды бюджетной классификации с кодом главы "182", Отделением 21.12.2017 был направлен запрос в УФНС России по Орловской области о предоставлении сведений о принятом налоговыми органами по состоянию на текущую дату сальдо расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, сведений, переданных в рамках регулярного обмена, а также о суммах излишне уплаченных страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, соответствующих пеней и штрафов, подлежащих возврату, с указанием кодов бюджетной классификации, на которые поступили вышеуказанные денежные средства.

УФНС России по Орловской области подтвердило факт переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и наличие задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 101,23 руб. (ответ УФНС России по Орловской области от 25.12.2017 N 09-17/5293дсп@).

На основании информации, полученной от налоговых органов, в отношении КУ ОО «Орелтранссигнал» Отделением 19.01.2017 вынесено решение N 067F07180000053 от 19.01.2018 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 61 848,00 рублей, в связи с несоблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ от 03.07.2016.

06.08.2020 в МИФНС № 8 по Орловской области повторно поступили заявления от КУ ОО "Орелтранссигнал" о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных, подлежащих возмещению) налогов (сборов, страховых взносов, пеней и 3 штрафов) на общую сумму 86 222,39 руб., в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 61 931,31 рубля.

Заявление КУ ОО «Орелтранссигнал» направлено налоговыми органами в ОПФР по Орловской области (входящий от 14.08.2020 NОРГ/3254).

Отделением 17.08.2020 направлен запрос в УФНС России по Орловской области о представлении сведений о принятом налоговыми органами по состоянию на текущую дату сальдо расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, сведений, переданных в рамках регулярного обмена, а также о суммах излишне уплаченных страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, соответствующих пеней и штрафов, подлежащих возврату, с указанием кодов бюджетной классификации, на которые поступили вышеуказанные денежные средства.

УФНС России по Орловской области подтвердило факт переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и наличие задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 101,23 руб. (ответ УФНС России по Орловской области от 19.08.2020 N 13-34/3802дсп@).

На основании информации, полученной от налоговых органов, в отношении КУ ОО «Орелтранссигнал» отделением 27.08.2020 вынесено решение N 067F07200002138 от 27.08.2020 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, в связи с несоблюдения срока, предусмотренного частью 13 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно которой, заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (т.е. не позднее 19.01.2020, 24.01.2020).

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дни вступлении в силу Федерального закона N250-ФЗ.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 регламентировал Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в соответствии с которым организации признавались плательщиками страховых взносов (ст. 5 Закон N 212-ФЗ), а органами контроля за уплатой страховых взносов являлись Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (ст. 3 Закон N 212-ФЗ)

Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Закона N 250-ФЗ, согласно которому с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй НК РФ, а полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В ч. 3 ст. 79 НК РФ сказано, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 79 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" разъяснил, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что п. 7 ст. 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.

В ч. 3 ст. 79 НК РФ сказано, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 79 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" разъяснил, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что п. 7 ст. 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.

В то же время применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.

Законодательство связывает начало течения срока давности для обращения в суд с моментом, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, а также и с моментом, когда оно должно было, то есть имело юридическую возможность узнать о нарушении права.

Порядок применения срока, установленного ст. 78 НК РФ, разъяснен Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 N 173-О, положения ст. 78 НК РФ не препятствуют гражданину в случае пропуска установленного ею срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

При этом бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на заявителя.

Как установлено судом первой инстанции и материалами дела подтверждается, что переплата по страховым взносам у истца возникла в момент ее перечисления за отчетный период январь 2017 года в налоговый орган 09.02.2017, что заявителем не оспаривается.

Заявитель указал, что начало течения трехгодичного срока для возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов приходится на дату отказа в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов от 09.01.2018 N067F02180000053, то есть не ранее 23.01.2018 (уведомление органа ПФР о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных денежных средств N 15-43/64).

Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08, от 13.04.2010 N 17372/09).

При этом, следует отметить, что моментом, когда страхователь узнал о факте излишней уплаты страховых взносов, не может считаться момент вынесения решения об отказе в возврате уплаченных страховых взносов.

В силу ст. 32 НК РФ, а также соответствующих положений действовавшего до 01.01.2017 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусматривается обязанность налогоплательщика по ведению учета, необходимого для исчисления налогов (страховых взносов).

Таким образом, именно заявитель по делу должен организовать свою деятельность таким образом, который обеспечит, в том числе, правильное исчисление страховых взносов и (или) своевременное выявление и устранение допущенных ошибок. При этом учреждение самостоятельно и своевременно должно исправлять свои ошибки.

С учетом того, что о факте излишней уплаты страховых взносов заявитель знал не позднее 09.02.2017, в налоговый орган с заявлениями о возврате обратился 29.11.2017 и 06.08.2020, в арбитражный суд с настоящим требованием - 22.12.2020, следует согласиться с выводом суда области, что срок на подачу соответствующего заявления в суд КУ ОО «Орелтранссигнал» пропущены.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд области пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском Обществом трехгодичного срока на подачу заявления.

Иные доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены ввиду их несостоятельности.

Доводы апеллянта сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены принятого судебного акта.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Орловской  области от 29.03.2021 по делу №А48-11115/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента  его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                    А.И. Протасов

судьи                                                                            Е.В. Малина                                                               

                                                                                     ФИО1