ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
13 июля 2021 года Дело №А14-14089/2020
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июля 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2021 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Департамента экономического развития Воронежской области: ФИО2 – представитель по доверенности №51-11/23 от 13.01.2021, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция»;
от Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области: ФИО3 – представитель по доверенности №07-11/29281 от 19.10.2020, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция»;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Воронежской области: ФИО4 – представитель по доверенности №04-05/20367 от 01.12.2020, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция»;
от ООО «Стройсервис»: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от ФИО5: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от ФИО6: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от ФИО7: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.04.2021 по делу №А14-14089/2020, по иску Департамента экономического развития Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройсервис», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>), о расторжении договора,
третьи лица: 1. Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>), 2. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Воронежской области, г.Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>), 3. ФИО5, г. Курск (ИНН <***>), 4. ФИО6, г.Воронеж (ИНН <***>), 5. ФИО7, г. Воронеж (ИНН <***>),
УСТАНОВИЛ:
Департамент экономического развития Воронежской области (далее также – Департамент экономического развития ВО, Департамент, истец) обратился в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройсервис» (далее также – ООО «Стройсервис», ответчик) о расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите б/н от 18.08.2016.
Решением от 06.04.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО «Стройсервис» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорный договор был обеспечен договорами поручительства, кроме того, пакет документов на продление договора был передан в Департамент в установленные сроки, замечаний со стороны последнего не последовало, в связи с чем у суда не было законных оснований для удовлетворения заявленных требований. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представители ООО «Стройсервис», ФИО5, от ФИО6, ФИО7 не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что 18.08.2016 между Департаментом экономического развития ВО и ООО «Стройсервис» заключен договор б/н об инвестиционном налоговом кредите, согласно условиям которого ООО «Стройсервис» предоставлен с 01.01.2016 инвестиционный налоговый кредит по налогу на имущество организаций в сумме 48 814 835 руб. сроком на три года до 30.04.2019 на условиях уплаты процентов за пользование кредитом в размере ¾ годовой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кредит предоставлен за счет уменьшения суммы платежей по налогу на имущество организаций за каждый отчетный (налоговый) период в размере не более 50% суммы этого налога, определенной по общим правилам без учета наличия договора.
В соответствии с требованиями пунктом 5 статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации, абзацами 8, 9 пункта 2 приказа Департамента экономического развития ВО от 26.07.2016 №51-13-09/91-0 (в редакции от 07.04.2017) «О порядке принятия решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита и утверждении формы договора об инвестиционном налоговом кредите» (далее – Порядок) в обеспечение исполнения обязанности по уплате налога на имущество УФНС по Воронежской области заключены следующие договоры:
- с ФИО6 и ФИО7 - договор залога недвижимого имущества по обеспечению уплаты налогов от 20.03.2017 №17-12/026 (залоговая стоимость недвижимого имущества 32 837 000 руб.);
- с ООО «Стройсервис» - договор залога недвижимого имущества по обеспечению уплаты налогов от 20.03.2017 №17-12/027 (залоговая стоимость недвижимого имущества 7 097 000 руб.);
- с ФИО6 и с ФИО7 - договоры поручительства по обеспечению уплаты налогов от 20.03.2017 №17-12/028 и от 20.03.2017 №17-12/029, соответственно.
Таким образом, в обеспечение предоставленного Департаментом инвестиционного налогового кредита по налогу на имущество в сумме 48 814 835 руб. со сроком погашения 30.04.2019 заключены два договора залога на общую оценочную стоимость 39 934 000 руб. и в обеспечение остатка суммы кредита с учетом процентов, других платежей и затрат - два договора поручительства с учредителями организации.
С учетом дополнительного соглашения от 29.03.2019 ООО «Стройсервис» увеличен срок предоставления инвестиционного налогового кредита с трех до пяти лет и сумма кредита с 48 814 835 руб. до 78 852 558 руб., и Общество обязано было представить документы в обеспечение исполнения обязательств не позднее 29.12.2019. В указанный срок документы в Департамент не были представлены.
Письмом Департамента от 30.12.2019 №51-11/2993 ООО «Стройсервис» проинформировано о необходимости предоставления документов, подтверждающих наличие обеспечения дополнительного соглашения от 29.03.2019 к договору.
Информация об отсутствии соответствующего законодательству обеспечения подтверждается письмами УФНС России по Воронежской области в прокуратуру Воронежской области от 17.02.2020 №07-14/04571 (сопроводительное письмо прокуратуры Воронежской области от 03.03.2020 №7-33-2020), в Департамент - от 14.09.2020 №17-17/01 /25871 @.
Кроме того, согласно письму УФНС России по Воронежской области от 19.03.2020 №17-17/01/07635@, в отношении ООО «Стройсервис» в период действия договора, а также на момент заключения дополнительного соглашения от 29.03.2019 ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа проводились мероприятия налогового контроля, по результатам которых составлен акт выездной налоговой проверки от 18.02.2019 (решение от 28.06.2019); акт камеральной налоговой проверки от 04.03.2019 (решение от 29.07.2019).
В связи с установлением вышеизложенных обстоятельств, во исполнение положений абзаца 2 пункта 14 Порядка, издан приказ Департамента от 16.06.2020 №51-13-09/86-0 «О досрочном прекращении действия инвестиционного налогового кредита», направлено письмо от 18.06.2020 №51-11/1358 в адрес директора ООО «Стройсервис» с предложением подписать соглашение о расторжении договора об ИНК от 18.08.2016 б/н с приложением соглашения, подписанного руководителем Департамента.
ООО «Стройсервис», письмом от 29.06.2020 №105/20-С (вход. от 06.07.2020 №51-10/1140) в адрес Департамента, подтвердило получение указанного письма, однако, приложенное соглашение со стороны ООО «Стройсервис» подписано не было.
В соответствии с абзацем 3 пункта 14 Порядка, пунктом 3.3 Договора, в случае неподписания и (или) невозврата организацией подписанного экземпляра соглашения договор о предоставлении ИНК подлежит расторжению в судебном порядке.
Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном главой 9 названного Кодекса. Формы изменения срока уплаты налога и сбора определены в пункте 3 статьи 61 НК РФ: отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит.
В силу пункта 5 статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Пунктом 1 статьи 66 НК РФ определено, что инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Согласно п.5 ст.67 НК РФ, решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами.
В соответствии с п. 6 ст. 67 НК РФ договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 74 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.
Частью 1 статьи 4 Закона Воронежской области от 06.11.2013 №158-ОЗ «Об инвестиционном налоговом кредите» (принят Воронежской областной Думой 31.10.2013) (далее – Закон №158-ОЗ) определено, что решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере реализации экономической политики Воронежской области по согласованию с исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим реализацию государственной политики Воронежской области в сфере финансов.
В соответствии с п.14 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 16.12.2016 №ММВ-7-8/863@, в случае, если к заявлению заинтересованного лица не приложены документы, указанные в пунктах 3, 5 - 10, 12 настоящего Порядка, уполномоченный орган выносит решение об отказе в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов в связи с отсутствием необходимых для рассмотрения указанного заявления документов.
ООО «Стройсервис» и Департаментом экономического развития Воронежской области 18.08.2016 был заключен договор об инвестиционном налоговом кредите, где ООО «Стройсервис» с 01.01.2016 был предоставлен инвестиционный налоговый кредит по налогу на имущество организаций в сумме 48 814 835 руб. сроком на три года, к данному договору были представлены договоры поручительства от 18.08.2016 и договор залога недвижимого имущества от 20.03.2017, заключенные между руководителем УФНС по Воронежской области ФИО8 и ФИО6, ФИО7, а также дополнительное соглашение №1 к договору об инвестиционном налоговом кредите от 18.08.2016.
Максимальная сумма обеспечения по всем договорам залога и поручительства составляет 48 814 835 рублей.
Из материалов дела следует, что при исчислении налоговых обязательств по налогу на имущество организаций за период с 2016 по 1 квартал 2020 года включительно, налогоплательщик использовал всю сумму предоставленного инвестиционного налогового кредита в размере 48 814 835 рублей.
Дополнительным соглашением между ООО «Стройсервис» и Департаментом экономического развития Воронежской области от 29.03.2019 к договору от 18.06.2016 сумма предоставляемого кредита увеличилась до 78 852 558 руб., а срок его предоставления продлен до 30.04.2021.
Увеличение суммы ИНК по своей правовой природе представляет собой вновь предоставленный кредит, требующий самостоятельного обеспечения на сумму увеличения (договор поручительства либо залога имущества).
При заключении дополнительного соглашения от 29.03.2019, Общество не представило договор поручительства либо залога имущества, на всю сумму ИНК, что привело к необеспечению перед бюджетом Воронежской области суммы ИНК в размере 30 037 723 руб.
Кроме того, из содержания пп.2 п.1 ст.62 НК РФ следует, что одним из обстоятельств при котором срок уплаты налога, сбора и (или) страховых взносов не может быть изменен, является проводимое производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Кроме того, пунктом 2 данной статьи установлено, что при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, решение об изменении срока уплаты налога, сбора и (или) страховых взносов не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.
Судом установлено, что в период с 25.12.2017 по 21.12.2018 в отношении ООО «Стройсервис» проводилась выездная налоговая проверка за период с 01.01.2014 по 30.09.2017. По ее результатам должностными лицами ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа 18.02.2019 был составлен акт о выявленных налоговых правонарушениях. Кроме того, ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа также была проведена камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по налогу на имущество организаций ООО «Стройсервис» за 2017 по итогам которой был составлен акт о выявленных налоговых правонарушениях от 04.03.2019 №440.
Таким образом, в период действия оспариваемого договора от 18.08.2016 и в момент заключения дополнительного соглашения от 29.03.2019 к нему, налоговым органом уже осуществлялось производство по двум налоговым правонарушениям в отношении ООО «Стройсервис», т.е. уже существовали обстоятельства предусмотренные п.1 ст.62 НК РФ при которых дополнительное соглашение к договору об инвестиционном налоговом кредите от 18.08.2016 не могло быть заключено в силу Закона, а заключенный договор подлежал расторжению.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что накопления по ИНК, условия которого были определены дополнительным соглашением от 29.03.2019 не произошло, следовательно, законные основания для расторжения договора отсутствуют, не может быть принят судом, поскольку действующий порядок, определенный Приказом Департамента экономического развития Воронежской области от 26.07.2016 №51-13-09/91-О "О Порядке принятия решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита и утверждении формы договора об инвестиционном налоговом кредите" не ставит необходимость надлежащего обеспечения Договора в зависимость от полного или частичного накопления по ИНК.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя и им оплачены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.04.2021 по делу №А14-14089/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. ФИО9
судьи Е.А. ФИО10
ФИО1