ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-3195/2022 от 26.08.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

                           П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«26» августа 2022 года                                                         Дело № А36-391/2022

город Воронеж                                                                                              

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи                                                                                                    Ушаковой И.В.,

без вызова сторон, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,         

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области» на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Липецкой области от 21.04.2022 по делу № А36-391/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области» к Управлению энергетики и тарифов Липецкой области об изменении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №28 от 16.12.2021 года и снижении размера административного штрафа менее минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области»  (ОГРН <***> ИНН <***>) (далее – ФКУ «ИК №4», учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению энергетики и тарифов Липецкой области (далее – Управление, административный орган) об изменении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №28 от 16.12.2021 в сумме 100 000 руб. и снижении размера административного штрафа менее минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Определением Арбитражного суда Липецкой области от 25.02.2022 заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

21.04.2022 судом области принята резолютивная часть решения по настоящему делу, ФКУ «ИК №4» отказано в удовлетворении заявления к Управлению энергетики и тарифов Липецкой области об изменении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №28 от 16.12.2021 года и снижении размера административного штрафа менее минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

11.05.2022 от ФКУ «ИК №4» поступила апелляционная жалоба на решение от 21.04.2022 по данному делу

13.05.2022 судом области по делу изготовлено мотивированное решение.

Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФКУ «ИК №4» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить и снизить размер административного штрафа менее минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Через электронный сервис подачи документов «Мой Арбитр» от Управления энергетики и тарифов Липецкой области поступил отзыв на апелляционную жалобу.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В силу части 1 статьи 268 АПК РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Из материалов дела усматривается, что ФКУ «ИК №4» является теплоснабжающей организацией, осуществляет продажу потребителям тепловой энергии по тарифам, утвержденным постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 17.12.2018 №51/35 «О тарифах на тепловую энергию, долгосрочных параметрах регулирования, нормативе удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии и нормативе технологических потерь при передаче тепловой энергии, поставляемой ФКУ «ИК №4», на 2019 - 2023 годы» (в редакции постановлений управления энергетики и тарифов Липецкой области от 17.12.2019 №46/22, от 09.12.2020 №40/7).

Приказом управления энергетики и тарифов Липецкой области утверждено задание на проведение мониторинга (наблюдения) за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» в части стандартов раскрытия информации в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет».

По результатам проведенного мониторинга выявлено неопубликавание ФКУ «ИК №4» в установленные сроки информации, предусмотренной подпункта «е», «ж» пункта 20, пунктов 16, 22, 24, 25 Стандартов № 570, а именно:

- информация, указанная в пункте 16, должна быть опубликована не позднее 08.01.2021, на момент рассмотрения дела фактически не опубликована;

- информация, указанная в подпункте «е», «ж» пункта 20, за 4 квартал 2020 года должна быть опубликована до 10-го января 2021 года, на момент рассмотрения дела фактически не опубликована;

- информация, указанная в пункте 22, за 4 квартал 2020 года должна опубликована не позднее 30.01.2021, на момент рассмотрения дела фактически не опубликована; |

 - информация, указанная в пункте 24, должна быть опубликована до 01.03.2021, на момент рассмотрения дела фактически не опубликована;

 - информация, указанная в пункте 25, должна быть опубликована не позднее 08.01.2021, на момент рассмотрения дела фактически не опубликована.

По данному факту уполномоченным должностным лицом составлен протокол №28 от 08.12.2021 о совершении ФКУ «ИК №4» административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ.

На основании протокола №28 от 08.12.2021 и материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Управления ФИО1 принято постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №28 от 16.12.2021 в сумме 100 000 руб. по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ (далее – постановление №28 от 16.12.2021).

ФКУ «ИК №4», считая, что имеются основания для снижения размера административного штрафа менее минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении постановления №28 от 16.12.2021.

Арбитражный суд Липецкой области в удовлетворении заявленных требований отказал.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

С учетом представленных в материалы дела доказательств арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений компетенции и процедуры привлечения к административной ответственности.

Управление энергетики и тарифов Липецкой области действовало в рамках предоставленных законодательством полномочий (части 1, 2 статьи 28.1, статьи 28.3, 23.51 КоАП РФ, Положение об управлении энергетики и тарифов Липецкой области, утвержденное Распоряжением администрации Липецкой области от 27.07.2010 № 280-р). Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.

Объективная сторона выражается, в том числе, в нарушении порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации.

Субъектом административного правонарушения являются, в частности, субъекты естественных монополий.

Субъективная сторона характеризуется виной, которая заключается в том, что лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.

Частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №19 «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) закреплена обязанность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 №570 утверждены «Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» (далее – Стандарты №570).

Подпунктом «б» пункта 1 Стандартов № 570 определено, что настоящий документ устанавливает состав, порядок, сроки и периодичность представ пения информации, подлежащей раскрытию едиными теплоснабжающими организациями, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в поселениях и городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, а также функционирующими в поселениях и городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», до окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения (далее - регулируемые организации).

Под раскрытием информации в Стандарте понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения (пункт 2 Стандарта).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Стандарта регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее - информационно-аналитическая система) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), либо в случае наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения органов местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) - информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - единые форматы).

Пунктом 14 Стандарта установлено, что перечень информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, является исчерпывающим.

Согласно пункту 15 Стандарта регулируемой организацией подлежит раскрытию информация:

а) о регулируемой организации (общая информация) (пункт 18 Стандартов № 570);

б) о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги) (пункты 16, 17 Стандартов № 570);

в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности) (пункт 19 Стандартов № 570);

г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации (пункт 20 Стандартов № 570)

д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации (пункт 21 Стандартов № 570);

е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (пункты 22, 23 Стандартов № 570);

ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (пункт 24 Стандартов № 570);

з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения (пункт 25 Стандартов № 570);

и) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией (пункт 26 Стандартов № 570);

к) о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 27 Стандартов № 570).

Информация о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги) содержит сведения (пункт 16 Стандартов № 570):

а) об утвержденных тарифах на тепловую энергию (мощность);

б) об утвержденных тарифах на теплоноситель, поставляемый регулируемыми организациями потребителям, другим регулируемым организациям;

в) об утвержденных тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

г) об утвержденной плате за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

д) об утвержденной плате за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;

е) об утвержденных тарифах на горячую воду, поставляемую регулируемыми организациями потребителям, другим регулируемым организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

В отношении каждой из групп сведений, указанных в пункте 16 настоящего документа, указывается информация (пункт 17 Стандартов № 570):

а) о наименовании органа регулирования, принявшего решение об установлении цен (тарифов);

б) о реквизитах (дата и номер) такого решения;

в) о величине установленной цены (тарифа);

г) о сроке действия цены (тарифа);

д) об источнике официального опубликования решения.

В соответствии с пунктом 28 Стандартов № 570 информация, указанная в пункте 16 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования.

Информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации содержит сведения (пункт 20 Стандартов № 570):

а) о количестве аварий на тепловых сетях (единиц на километр);

б) о количестве аварий на источниках тепловой энергии (единив на
источник);

в) о показателях надежности и качества, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) о доле числа исполненных в срок договоров о подключении  (технологическом присоединении);

д) о средней продолжительности рассмотрения заявок на подключение  (технологическое присоединение) (дней);

е) о выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации;

ж) об основаниях ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случаях, предусмотренных пунктом 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Согласно пункту 12(1) Стандартов № 570 информация, указанная в подпунктах «е» и «ж» пункта 20 Стандартов № 570, подлежит размещению в информационно-аналитической системе ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения содержит сведения (пункт  22 Стандартов № 570):

а) о количестве поданных заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в течение квартала;

б) о количестве исполненных заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в течение квартала;

в) о количестве заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, по которым принято решение об отказе в подключении  (технологическом присоединении) (с указанием причин) в течение квартала;

г) о резерве мощности системы теплоснабжения в течение квартала.

В соответствии с пунктом 32 Стандартов № 570 информация, указанная в пункте 22 Стандартов № 570, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.

Информация об условиях, на которых осуществляется поставка товаров (оказание услуг), содержит сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров (оказания регулируемых услуг), а также сведения о договорах, заключенных в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона «О теплоснабжении» (пункт 24 Стандартов № 570).

Информация, указанная в пунктах 24 Стандартов № 570, подлежит размещению в информационно-аналитической системе ежегодно, до 1 марта текущего года (пункт 12.1 Стандартов № 570).

Информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения, содержит (пункт 25 Стандартов № 570):

а) форму заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;

б) перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;

в) реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки на подключение (технологическое присоединение) к сиртеме теплоснабжения (в том числе в форме электронного документа), принятии по результатам рассмотрения указанной заявки решения и уведомлении о принятом решении, основания аннулирования заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, отказа в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения, отказа в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения;

г) телефоны, адреса и график работы службы, ответственной за прием и обработку заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;

д) регламент подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, утверждаемый регулируемой организацией, включающий сроки,  состав и последовательность действий при осуществлении подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, сведения о размере платы за услуги по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения, информацию о месте нахождения и графике работы, справочных телефонах, адресе официального сайта регулируемой организации в сети  «Интернет» и блок-схему, отражающую графическое изображение последовательности действий, осуществляемых при подключении  (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения.

Информация, указанная в пункте 25 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования (пункт 28 Стандартов № 570).

Приказом ФАС России от 13.09.2018 № 1288/18 утверждены формы размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжении и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования».

Из фактических обстоятельств дела, подтвержденных достаточной совокупностью представленных Управлением энергетики и тарифов Липецкой области доказательств, усматривается, что основанием привлечения ФКУ «ИК №4» к административной ответственности явились эпизоды нарушения Стандарта, выразившиеся в неопубликовании в установленные сроки информации за 1 квартал 2021 года, предусмотренной пунктами «е», «ж», пункта 20, пунктами 16, 22, 24, 25 Стандартов № 570.

Приведенные нормативные положения применительно к фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным представленными материалами производства по делу об административном правонарушении, свидетельствуют о доказанности наличия объективных признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ФКУ «ИК №4» в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в неисполнении возложенной на него законодательством о теплоснабжении обязанности по раскрытию информации. У заявителя имелась возможность соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административном правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии субъективных признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает установленными наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, что свидетельствует о правомерности привлечения ФКУ «ИК №4» к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении не истек. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

Исходя из правовых позиций высших судов, изложенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Между тем какие-либо обстоятельства, свидетельствующие об исключительности в данном случае вменяемого правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела не установлены, соответствующие доказательства суду не представлены.

При этом суд апелляционной инстанции учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06.06.2017 № 1167-О, согласно которой освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении субъекта естественной монополии к возлагаемым на него публичным обязанностям.

В этой связи суд области правомерно не усмотрел оснований для признания совершенного ФКУ «ИК №4» деяния малозначительным.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).

В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 № 349-О разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП).

Наказание назначено ФКУ «ИК №4» в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ (100 000 руб.), что признается судом апелляционной инстанции справедливым и соразмерным совершенному деянию.

В рассматриваемой ситуации применение положений статьи 4.1.1 в совокупности с положениями части 3 статьи 3.4 КоАП РФ исключается в силу прямого указания части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В отсутствие доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, оснований для снижения назначенного штрафа ниже низшего предела в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ суд апелляционной инстанции также не усматривает, в том числе с учетом того обстоятельства, что совершенное административное правонарушение посягает на основы экономической деятельности.

Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Липецкой области от 21.04.2022 по делу № А36-391/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                  И.В. Ушакова