ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-3235/2023 от 27.07.2023 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2023 года.  В полном объеме постановление изготовлено 3 августа 2023 года. 

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Малиной Е.В.,

судей Протасова А.И., 

 ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П., 

при участии: 

от Центрально-черноземного межрегионального Управления Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования: ФИО2 – представитель  по доверенности от 23.12.2022 № Вт/1276, сроком до 31.12.2023, предъявлен  диплом о наличии высшего юридического образования по специальности  «Юриспруденция», паспорт РФ; ФИО3 – представитель по  доверенности от 03.04.2023 № Вт/345, сроком до 31.12.2023, предъявлен диплом  о наличии высшего юридического образования по специальности  «Юриспруденция», паспорт РФ; 

от общества с ограниченной ответственностью «Липецкая трубная компания  «Свободный сокол»: извещено надлежащим образом, представитель не явился; 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Центрально-черноземного межрегионального Управления Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда  Воронежской области от 28.03.2023 по делу № А14-10491/2022 по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Липецкая трубная компания  «Свободный сокол» к Центрально-черноземному межрегиональному  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о  признании ненормативного акта недействительным в части, 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Липецкая трубная компания  «Свободный сокол» (далее - ООО «ЛТК «Свободный сокол», заявитель) 


обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к  Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное  лицо, Управление) о признании недействительным п. п. 1 - 6, 8 Предписания   № 120 от 01.03.2022 ( с учетом уточнений от 07.11.2022 – т. 3 л.д. 82-90). 

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.03.2023 по  делу № А14-10491/2022 заявленные требования удовлетворены. 

Не согласившись с принятым судебным актом, Центрально-черноземное  межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования обратилось в Девятнадцатый арбитражный  апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда  первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. 

В апелляционной жалобе Центрально-черноземное межрегиональное  Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  указывает на то, что экспертным заключением № 2 от 25.02.2022  подтверждается, что расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный  воздух на источниках №№ 0102, 6105, 0103, 0121, 0122, 6125, 0128, 0313 был  осуществлен ООО «ЛТК «Свободный сокол» на основании методик расчета,  которые не входят в перечень методик, утвержденных Приказом Минприроды  России от 31.07.2018 № 341 «Об утверждении Порядка формирования и ведения  перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в  атмосферный воздух стационарными источниками». 

По мнению Управления, суд области ошибочно пришел к выводу, что  Приказ Минприроды России от 31.07.2018 № 341 «Об утверждении Порядка  формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками»  не содержит норм, устанавливающих запрет на применение методик, не  включенных в перечни. Статьей 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ  «Об охране атмосферного воздуха» и пунктом 3 Правил разработки и  утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в  атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Методики расчета),  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  16.05.2016 № 422, определено, что формирование и ведение перечня методик  расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух  стационарными источниками (далее - Перечень методик расчета)  осуществляется Минприроды России в установленном им порядке. Исходя из  изложенного, для определения величин выбросов загрязняющих веществ в  атмосферный воздух от стационарных источников выбросов расчетными  методами могут применяться только методики, включенные в Перечень  методик расчета, формируемый в установленном порядке Минприроды России. 

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Липецкая трубная компания  «Свободный сокол» ссылается на законность и обоснованность решения суда  первой инстанции. 

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ООО  «Липецкая трубная компания «Свободный сокол», извещенные о времени и  месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились. 


В связи с наличием доказательств надлежащего извещения ООО  «Липецкая трубная компания «Свободный сокол», апелляционная жалоба  рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в его отсутствие. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной  жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для  отмены судебного акта. 

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в  отношении ООО «ЛТК «Свободный сокол» на основании решения от 27.01.2022   № 120/в/Л проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой  01.03.2022 составлен Акт внеплановой выездной проверки № 120 и выдано  Предписание об устранении выявленных нарушений № 120 (далее -  Предписание N 120). 

Согласно оспариваемому предписанию Управление выявило следующие  нарушения. 

Вышеуказанное является нарушением требований природоохранного  законодательства в части использования при инвентаризации выбросов 


загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников  выбросов методики расчета выбросов, не утвержденных уполномоченным  органом исполнительной власти и не включенной в перечень методик расчета  выбросов ЗВ, который формируется и ведется Минприроды России. 

Вышеуказанное является нарушением требований природоохранного  законодательства в части разработки программы производственного  экологического контроля на основе недостоверных данных инвентаризации  выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о качественном и  количественном составе выбросов). 


Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной  власти Минприроды России, а именно: 

Вышеуказанное является нарушением требований природоохранного  законодательства в части расчета нормативов допустимых выбросов  загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе недостоверных данных  инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о  качественном и количественном составе выбросов). 


оборудованием», Гипроавтопром нииогаз, Машиностроение, 1999. 

Вышеуказанное является нарушением требований природоохранного  законодательства в части осуществления деятельности, связанной с выбросами  загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рассчитанных на основе  недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в  атмосферный воздух (о количественном качественном составе воздуха). 

Вышеуказанное является нарушением требований природоохранного  законодательства в части осуществления производственного экологического  контроля, содержащего недостоверные сведения в области охраны  атмосферного воздуха, предусмотренные программой ПЭК в 2021 году. 


1) Расчет выбросов загрязняющих веществ от источников № 0102 и 6105  был произведен на основе методики – «Сборник методик по расчету выбросов в  атмосферу загрязняющих веществ различными производствами»,  Гидрометеоиздат, 1987. 

Вышеуказанное является нарушением требований природоохранного  законодательства в части предоставления сведений об объемах выбросов  загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух) за 2021  г., основанных на недостоверных данных инвентаризации выбросов  загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и  качественном составе выбросов). 

Отбор проб промышленных выбросов осуществлялся на входе  загрязненных промышленных выбросов в ГОУ и на выходе. 

Согласно Экспертному заключению от 11.02.2022 N 30 (к протоколу  испытаний N 1703) КПД очистки на ГОУ от установки модифицирования  чугуна, per. номер 2176, составила 98,8%. 

Согласно паспорту ГОУ от установки модифицирования жидкого чугуна,  per. N 2176, проектное КПД (эффективность) очистки составляет 99,80%. Таким  образом, установлено, что на ГОУ от установки модифицирования чугуна,  регистрационный номер 2176 (ВЗП-1200 + Рукавный фильтр РП-2) не  обеспечивает очистку выбросов от технологического оборудования на уровне  технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ. 


Выбросы загрязняющих веществ от источника № 0127 рассчитаны  произведены ориентируясь на предельно допустимые концентрации  загрязняющих веществ в рабочей зоне, что не позволяет оценить реальные  выбросы от данного источника. Достоверность произведенного расчета  выбросов загрязняющих веществ от источников №№ 0127, 0102, 0103, 6105,  0121, 0122, 6125, 0128, 0313 оценить в полном объеме не представилось  возможным, в связи с тем, что расчеты в представленной проектной  документации произведены ориентируясь на предельно-допустимые  концентрации загрязняющих веществ в рабочей зоне (ИЗА № 0127), а также не  учитывая утвержденные Приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341  методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный  воздух стационарными источниками. 

В отношении источников №№ 0127, 0102, 0103, 6105, 0121, 0122, 6125,  0128, 0313 отбор проб и проведение лабораторных исследований  выбрасываемых загрязняющих веществ возможны, что является приоритетным  для более объективной оценки воздействия на окружающую среду, приказ  Министерства природных ресурсов и экологии от 07.08.2018 № 352 «Об  утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и  выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,  корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в  результате проведения таких инвентаризации и корректировки». 

Не согласившись с п. п. 1 - 6, 8 Предписания № 120, Общество обратилось  в арбитражный суд с рассмотренным заявлением. 

Суд области, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о  том, что выдавая оспариваемое предписание в части оспариваемых пунктов,  административный орган ссылался на нарушения требований Приказа  Минприроды России от 31.07.2018 № 341 «Об утверждении Порядка  формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».  Вместе с тем, проект нормативов ПДВ, выполненный Обществом 18 июля 2019  году, был представлен в Управление, которое, проверив его, выдало разрешение  на выброс вредных веществ, не указав на неправильное применение методик.  Кроме того, приказ Минприроды России от 31.07.2018 № 341, регулируя  порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов, напрямую  не регулирует вопрос установления нормативов ПДВ и не содержит норм,  устанавливающих запрет на применение методик, не включенных в перечни. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд  апелляционной инстанции приходит к следующему. 

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица  вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если  полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их  права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной 


экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо  обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и  действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух  условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и  нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской  или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6  совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О  некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского  кодекса Российской Федерации". 

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий,  необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия,  решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении  заявленных требований. 

Доводы Центрально-черноземного межрегионального Управления  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о законности п. п.  1 - 6, 8 Предписания № 120, сводятся к тому, что ООО «ЛТК «Свободный  сокол» был произведен расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный  воздух на источниках №№ 0102, 6105, 0103, 0121, 0122, 6125, 0128, 0313 на  основании методик расчета, которые не входят в перечень методик,  утвержденных Приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341 «Об  утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета  выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух  стационарными источниками», что подтверждено экспертным заключением № 2  от 25.02.2022. 

Апелляционный суд, соглашаясь с судом первой инстанции, исходит из  следующего. 

На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от  04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и  индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники  выбросов, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов  загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно  допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного  физического воздействия на атмосферный воздух. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона об охране атмосферного  воздуха, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих  веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными  методами. 

Согласно пункту 4 статьи 22 Закона об охране атмосферного воздуха,  инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в  атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение  данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и  корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным 


Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной  власти. 

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ в  целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в  атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы,  предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на  атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические  нормативы выбросов. 

Пунктом 12 Положения о предельно допустимых выбросах, временно  разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных  физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы  загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Постановлением  Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 (далее - Положение № 2055)  предусмотрено, что разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов  обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем,  имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в  атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении  планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию  новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах  инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в  атмосферный воздух (в отношении действующих объектов). 

В соответствии с п.21 Положения № 2055 основаниями для отказа в  установлении нормативов допустимых выбросов являются представление  недостоверной или искаженной информации, а также: а) наличие  подтвержденных результатами государственного надзора в области охраны  атмосферного воздуха сведений о недостоверности представленных данных  инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о  количественном и качественном составе выбросов, а также о характеристиках  источников выбросов); б) несоответствие данных, используемых при разработке  проекта нормативов допустимых выбросов, данным проектной документации (в  отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или)  реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) или данным  инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в  отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности), в том  числе указание неполного перечня выбрасываемых загрязняющих веществ; в)  наличие арифметических ошибок в разработанных проектах нормативов  допустимых выбросов (с учетом погрешности измерений); г) наличие в  разработанных проектах нормативов допустимых выбросов веществ, объем или  масса выбросов которых превышают нормативы допустимых выбросов; д)  непредставление документов, отсутствие либо ненадлежащее оформление  которых послужило основанием для приостановления рассмотрения материалов  на получение разрешения на выбросы; е) отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов допустимых  выбросов санитарным правилам. 

Административным регламентом Федеральной службы по надзору в  сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по 


установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных  выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в  атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), утвержденным  Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 N 776 в пункте 12.2 предусмотрено,  что для установления нормативов допустимых выбросов, временно  разрешенных выбросов и выдачи разрешения на выбросы заявитель  представляет заявление по форме согласно приложению 2 к Регламенту, а также  следующие документы: 1) данные инвентаризации выбросов загрязняющих  веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов  хозяйственной и иной деятельности, либо данные проектной документации - в  отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных  объектов хозяйственной и иной деятельности; 2) проект нормативов  допустимых выбросов; 3) сведения о фоновом загрязнении атмосферного  воздуха, на основании которых производился расчет концентраций  загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; 4) проект плана мероприятий по  снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее -  План снижения выбросов), оформленный согласно прил.8 к Регламенту, с  указанием на сроки поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов;  5) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление (в  случае подписания заявления уполномоченным представителем Заявителя). В  силу п.19 Административного регламента основаниями для отказа в  предоставлении государственной услуги по установлению нормативов  допустимых выбросов, выдаче разрешения на выбросы являются: 1)  несоответствие Заявителя требованиям, установленным п.2 Регламента; 2)  представление заявления, не соответствующего требованиям п.12.1 Регламента;  3) представление документов, указанных в п.12.1 Регламента, не в полном  объеме (некомплектность документов) 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  18.03.2019 обществом заключен договор с ООО «Экоаналитическое агентство»  на выполнение работ по проведению инвентаризации 9 источников выбросов  загрязняющих веществ, по разработке проекта нормативов допустимых  выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Работы по указанному договору  приняты по Акту от 09.07.2019. 

Отчет по инвентаризации выбросов был направлен в Центрально-черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в  сфере природопользования. Данные Отчета об инвентаризации выбросов  использованы обществом в качестве основы для разработки проекта нормативов  ПДВ, направлены в адрес Управления, и 13.08.2019 ООО «ЛТК «Свободный  сокол» выдано разрешение № В22193005 на выброс вредных (загрязняющих)  веществ в атмосферный воз дух на период с 13.08.2019 по 31.12.2024. 

Обосновывая законность выданного предписания в части оспариваемых  пунктов. Управление ссылается на Приказ Минприроды России от 31.07.2018  N 341 "Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик  расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух  стационарными источниками". 


Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и  выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,  корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в  результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден  приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (далее также - Порядок,  утвержденный приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352). 

Согласно абзацу 1 пункта 28 Порядка N 352, для определения показателей  выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов,  включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ,  который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской  Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - методики  расчета выбросов). 

Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов  вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными  источниками утвержден приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341  (далее также - приказ N 341, Порядок). 

Пунктом 2 приказа N 341 установлено, что Методики расчета выбросов  вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными  источниками, утвержденные уполномоченными федеральными органами  исполнительной власти до вступления в силу Постановления Правительства  Российской Федерации от 16.05.2016 N 422 "Об утверждении Правил  разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих)  веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" и  применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных  (загрязняющих) веществ расчетными методами, включаются в перечень  методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный  воздух стационарными источниками на основании предоставленных  Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений, согласно пункту 3 Порядка,  утвержденного настоящим приказом. 

Из положений пункта 2 Порядка N 341 следует, что формируемый  Минприроды России перечень методик расчета выбросов вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками  (далее - Перечень) ведется в табличном виде, является открытым и  общедоступным. Порядок N 341 вступил в силу 04.11.2018. 

Таким образом, на основании пункта 28 Порядка, утвержденного  приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, для определения  показателей выбросов при инвентаризации выбросов расчетными методами  допустимо применять только такие методики расчета выбросов, которые  включены в сформированный и размещенный на официальном сайте  Минприроды России Перечень методик расчета выбросов вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. 

При этом не допускается определение показателей выбросов при  инвентаризации выбросов расчетными методами с использованием методик  расчета выбросов, которые отсутствуют в сформированном и размещенном на  официальном сайте Минприроды России Перечне методик расчета выбросов 


вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными  источниками. 

С учетом изложенного, до 04.11.2018 у Минприроды России  отсутствовала объективная возможность формирования и ведения перечня  методик расчета выбросов. 

При этом, данным документом утвержден только Порядок формирования  и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ  в атмосферный воздух стационарными источниками, а не сам Перечень  методик. 

Учитывая изложенное, датой формирования Перечня методик можно  считать дату включения в данный перечень первой методики выбросов24.06.2019. До 24.06.2019 Перечень методик Минприроды России не был  сформирован. 

Вместе с тем, окончательно указанный Перечень методик расчета  выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух был утвержден только  лишь распоряжением Минприроды России от 28.06.2021 N 22-р. 

При этом в случае, если инвентаризация выбросов с использованием  расчетных методов проводилась ранее даты формирования Минприроды России  Перечня методик, то есть ранее 24.06.2019, обязательное требование,  установленное в абзаце 1 пункта 28 Порядка N 352, не могло быть соблюдено. 

До 24.06.2019 у хозяйствующих субъектов отсутствовала объективная  возможность определять показатели выбросов при инвентаризации выбросов  расчетными методами с использованием методик расчета выбросов, которые  включены в сформированный и размещенный на официальном сайте  Минприроды России Перечень методик. 

Согласно абзацу 3 пункта 28 Порядка N 352, если перечень методик  расчета выбросов, указанный в абзаце первом данного пункта, не содержит  соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей  выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических  закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных  величин выбросов от однотипного оборудования. 

Следовательно, в случае, если Перечень методик не содержит  соответствующей методики расчета выбросов, инвентаризация осуществляется  на основе: материально-сырьевого баланса технологического процесса; физико-химических закономерностей процессов образования выбросов; показателей  удельных величин выбросов от однотипного оборудования. 

Таким образом, в ситуации, когда 24.06.2019 не был сформирован  Перечень методик, хозяйствующими субъектами, в том числе обществом, при  проведении инвентаризации выбросов не могло быть исполнено требование,  установленное абзацем 1 пункта 28 Порядка N 352, а также не являлось и не  могло являться нарушением обязательных требований определение показателей  выбросов при инвентаризации выбросов расчетными методами с применением  любых методик расчета выбросов. 

Согласно п. 7.3.1 ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов  допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и 


действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих  нормативов» контроль за выбросами ЗВ и соблюдением допустимых выбросов  на источниках выбросов следует проводить по методике, используемой при  проведении инвентаризации. 

Как следует из материалов дела, 18.03.2019 ООО «ЛТК «Свободный  сокол» заключило договор № 1/94 с ООО «Экоаналитическое агентство» на  выполнение работ по проведению инвентаризации источников выбросов  загрязняющих веществ, по разработке проекта нормативов допустимых  выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. 

Работы по указанному договору приняты по Акту от 09.07.2019.

Таким образом, на момент осуществления ООО «ЛТК «Свободный  сокол» работ по проведению инвентаризации источников выбросов  загрязняющих веществ и разработке проекта нормативов допустимых выбросов  загрязняющих веществ в атмосферу, Перечень методик расчета выбросов  загрязняющих веществ в атмосферный воздух еще не был утвержден, в связи с  чем, ООО «ЛТК «Свободный сокол» осуществило инвентаризацию выбросов  загрязняющих веществ по действующей на тот момент нормативной базе. 

Правомерность такого использования подтверждена письмами  Минприроды России № 12-50/01239-ОГ от 13.02.2019 и № 12-50/12483-ОГ от  10.10.2019. 

При этом, пунктом 3 ст. 22 Федерального закона «Об охране  атмосферного воздуха» не установлено проведение корректировки  инвентаризации при изменении и дополнении Перечня расчетных методик,  формируемого Минприроды России. 

В соответствии с Приложением № 18 к Постановлению Правительства  Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений  и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году»  установлены особенности применения разрешительных режимов,  предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»  и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, до 01 июля  2021 г. при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и  выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки  ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических  разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный  воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии  на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов  загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без  включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками,  формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных  ресурсов и экологии Российской Федерации. 

Из материалов дела следует, что отчет по инвентаризации выбросов был  направлен обществом в Центрально-черноземное межрегиональное Управление  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. 

Данные Отчета об инвентаризации выбросов общество использовало в 


качестве основы для разработки проекта нормативов ПДВ, который был  утвержден 18.07.2019. 

Следовательно, суд первой инстанции делает верный вывод, что проект  нормативов ПДВ, выполненный Обществом в 2019 году, был представлен в  Управление, которое, проверив его, выдало разрешение на выброс вредных  веществ, не указав на неправильное применение методик. 

Учитывая вышеизложенное, судом не усматривается нарушение  заявителем обязательных требований определения показателей выбросов при  проведении инвентаризации выбросов путем применения другой методики  расчета выбросов. 

В связи с чем, вывод Управления о недостоверности данных  инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не  подтвержден имеющими в деле доказательствами. 

Доводы Управления о том, что на дату проведения проверки методики  были утверждены, и имелось иное действующее нормативное правовое  регулирование, отклоняются судебной коллегией, поскольку как уже  указывалось выше, инвентаризация стационарных источников и выбросов  загрязняющих веществ проводилась обществом в марте 2019 г. с соблюдением  действующих в тот период времени требований. 

 Также судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что  указывая на применение Методик, не включенных в утвержденные Перечни,  управление не мотивирует, как это ведет к представлению недостоверной или  искаженной информации, при условии проверки данных исследований самим  Управлением и выдачей разрешения на выброс вредных веществ. 

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно  удовлетворил заявленные обществом требования. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4  статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом  апелляционной инстанции не установлено. 

Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается,  поскольку Управление в силу положений ст. 333.37 НК РФ освобождены от ее  уплаты. 

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.03.2023 по делу   № А14-10491/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу  Центрально-черноземного межрегионального Управления Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть  обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в  двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 


статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.В. Малина

Судьи А.И. Протасов 

 ФИО1