ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 августа 2011 года Дело № А48-1888/2009
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Безбородова Е.А.,
Потаповой Т.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вакало И.А.,
при участии:
от МИФНС №2 по Орловской области: 1) ФИО1, представитель по доверенности б/н 10.11.2010; 2) ФИО2, представитель по доверенности б/н от 09.11.2010;
от конкурсного управляющего ЗАО «Трактормаш» ФИО3: ФИО3, паспорт РФ; ФИО4, представитель б/н по доверенности 11.05.2011, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России в лице МИ ФНС России №2 по Орловской области на определение Арбитражного суда Орловской области от 27.05.2011 г. по делу №А48-1888/2009 (судья Игнатова Н.И.) по ходатайству конкурсного управляющего ЗАО «Трактормаш» (ИНН <***>, ОГРН <***>) ФИО3 об увеличении размера лимита расходов по делу о банкротстве,
УСТАНОВИЛ :
Решением Арбитражного суда Орловской области по делу №А48-1888/2009 от 05.11.2009 года ЗАО «Трактормаш» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО5
Определением Арбитражного суда Орловской области от 26.07.2010 года ФИО5 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ЗАО «Трактормаш».
Определением Арбитражного суда Орловской области от 19.08.2010 года конкурсным управляющим ЗАО «Трактормаш» утвержден ФИО3.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 11.05.2011 года срок конкурсного производства продлен до 02 ноября 2011 года.
Конкурсный управляющий ЗАО «Трактормаш» ФИО3 обратился в арбитражный суд с ходатайством,, в котором просил привлечь
для обеспечения его деятельности с 01.10.2010 г. ЗАО «Инвестиционное и
юридическое консультирование» по договору №15/09 об оказании консультационных от 01.12.2009 г. с оплатой услуг согласно отчетам об оказании консультационных услуг, в размере фактически оказанных услуг, но не более 70000,0 руб. в месяц (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Орловской области от 27.05.2011 года ходатайство конкурсного управляющего ЗАО «Трактормаш» ФИО3 о привлечении специалиста и об установлении размера оплаты услуг привлеченного специалиста удовлетворено частично.
Для обеспечения деятельности конкурсного управляющего ЗАО «Трактормаш» привлечено ЗАО «Инвестиционное и юридическое консультирование» по договору № 15-09 об оказании консультационных услуг от 01.12.2009 года с оплатой услуг с 01.10.2010 года согласно отчету об оказании услуг в размере фактически оказанных услуг, но не более 50 000 руб. в месяц. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФНС России в лице МИ ФНС России №2 по Орловской области (далее - ФНС России, заявитель) обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Орловской области от 27.05.2011 года в части удовлетворения ходатайства конкурсного управляющего ЗАО «Трактормаш» и привлечения ЗАО «ИнЮрКон» отменить.
К материалам дела приобщено поступившее через канцелярию суда от ФНС России дополнение к апелляционной жалобе с приложением фотокопий об оказании консультационных услуг на 82 листах.
Кроме этого, к материалам дела приобщен поступивший по электронной почте 08.08.2011 года от конкурсного управляющего ЗАО «Трактормаш» ФИО3 отзыв на дополнение к апелляционной жалобе с приложением документов: письма № 03/08/1 от 03.08.2011 в адрес МРИ ФНС России №2 по Орловской области; отчетов об оказании консультативных услуг за период с 05.11.2009 по 30.09.2010 на 77 листах; платежных документов, подтверждающих оплату консультативных услуг на 21 листе; анализа счета 60.1 по субконту контрагенты: ЗАО «ИнЮрКон» - ЗАО «Трактормаш» за период с 01.01.2009 по 31.07.2011.
Представители ФНС России поддержали доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения), считают обжалуемое определение незаконным и необоснованным в части удовлетворения ходатайства конкурсного управляющего ЗАО «Трактормаш» и привлечения ЗАО «ИнЮрКон», просили отменить его в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт.
Представитель конкурсного управляющего ЗАО «Трактормаш» ФИО3 возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, считает определение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
По ходатайству представителя конкурсного управляющего ЗАО «Трактормаш» ФИО3 к материалам дела приобщено свидетельство об аккредитации № 370 от 01.07.2011.
В судебном заседании от 08.08.2011 года объявлялся перерыв до 15.02.2011 года.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва, заслушав пояснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу, что обжалуемое определение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит. При этом суд руководствуется следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Статьей 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.
В соответствии с положениями статьи 20.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.
В силу пункта 1 статьи 20.7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено названным законом.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 №60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» пунктами 3 и 4 статьи 20.7 Закона установлены лимиты расходов на оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности.
Предусмотренный указанными нормами Закона лимит расходов распространяется в целом на соответствующую процедуру. При необходимости привлечения лиц, оплата услуг которых приведет к превышению общей суммы расходов на оплату привлеченных лиц, арбитражный управляющий вправе обратиться с соответствующим ходатайством в суд на основании пункта 6 статьи 20.7 Закона
Согласно положениям пункта 6 статьи 20.7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при превышении этих лимитов оплата услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, за счет имущества должника осуществляется на основании определения арбитражного суда.
Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных в настоящем пункте лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20.7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» размер оплаты лиц, привлеченных внешним управляющим или конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности от десяти миллионов рублей до ста миллионов рублей - не более трехсот девяноста пяти тысяч рублей и одного процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над десятью миллионами рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, лимит оплаты услуг лиц, привлеченных конкурсным управляющим ЗАО «Трактормаш» для обеспечения своей деятельности, рассчитанный в соответствии со статьей 20.7 Закона о банкротстве, составил 693 380 руб.
В соответствии с данными, отраженными в отчете конкурсного управляющего, ЗАО «Инвестиционное и юридическое консультирование» оказало конкурсному управляющему консультационных услуг на общую сумму 902329,57 руб., а именно:
Реквизиты отчета об оказанных консультационных услугах
Период оказания услуг согласно отчету
Стоимость оказанных услуг, оплаченных за счет имущества должника всего, руб.
№ 11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30.11.2009
124 737.10
№ 12/0000000094-ю/б/т отЗ 1.12.2009
01.12.2009-31.12.2009
77 225.75
№ 1/0000000094-ю/б/т ot31.01.2010
01.01.2010-31.01.2010
74 643.89
№ 2/0000000094-ю/б/т от 28.02.2010
01.02.2010-28.02.2010
63 907.65
№ 3/0000000094-ю/б/т от 31.03.2010
01.03.2010-31.03.2010
62 967.55
№ 4/0000000094-ю/б/т от 30.04.2010
01.04.2010-30.04.2010
46 267.81
№ 5/0000000094-ю/б/т от 31.05.2010
01.05.2010-31.05.2010
41 034.75
№ 6/0000000094-ю/б/т от 30.06.2010
01.06.2010-30.06.2010
24 739.85
№ 7/0000000094-ю/б/т от 26.07.2010
01.07.2010-26.07.2010
73 512.60
№ 7/0000000094-ю/б/т от 31.07.2010
27.07.2010-31.07.2010
25 500.00
№ 8/0000000094-ю/б/т ot31.08.2010
19.08.2010-31.08.2010
28 989.35
№ 9/0000000094-ю/б/т от 30.09.2010
01.09.2010-30.09.2010
45 198.32
№ 10/0000000094-ю/б/т от31.10.2010
01.10.2010-31.10.2010
92 700.64
№ 11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2010
01.11.2010-30.11.2010
68 494.55
№ 12/0000000094-ю/б/т от 31.12.2010
01.12.2010-31.12.2010
52 409.76
Сумма
902 329.57
Из изложенного усматривается значительное превышение лимитов, рассчитанных в соответствии с положениями ст. 20.7 Закона о банкротстве, в размере 208 949, 57 руб. (902 329,57 руб. - 693 380 руб. = 208 949,57 руб.).
Позиция налогового органа состоит в том, что часть расходов была осуществлена конкурсным управляющим вне рамок дела о банкротстве, а именно:
№ н/п
Содержание оказанных услуг
Реквизиты отчета об
оказанных
консультационных
услугах
Период оказания
услуг согласно
отчету
Пункт отчета
Стоимость оказанных
услуг, оплаченных
за счет
имущества
должника,
руб.
1
2
3
4
5
6
1
Подготовка документов для собрания кредиторов ЗАО "Трактормаш", участие в собрании кредиторов ЗАО "Трактормаш"
№ 1 1/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30.11.2009
1
1 000.00
2
Подготовка и передача документов от генерального директора ЗАО "Трактормаш" конкурсному управляющему в соответствии с действующим законодательством
№ 11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30.11.2009
3
600.00
3
Подготовка уведомления генеральному директору ЗАО "Трактормаш" о предстоящем увольнении, направление уведомления генеральному директору
№11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30.11.2009
6
600.00
4
Подготовка документов для собрания кредиторов ЗАО "Трактормаш", участие в собрании кредиторов ЗАО "Трактормаш"
№11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30.11.2009
7
1 000.00
5
Подготовка копий налоговых деклараций по НДС за 2008 год
№11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30,11.2009
И
150.00
6
Представление электронно в ИФНС корректирующих налоговых расчетов по ЕСН и ОПС за 2 кв и 3 кв 2009 г.
№ 11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30.11.2009
14
600.00
7
Представление электронно в ИФНС корректирующих налоговых расчетов по ЕСН и ОПС за 1 кв 2009 г.
№ 11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30.11.2009
16
300.00
8
Изучение вопроса: права и обязанности работодателя по сотрудникам, прекратившим исполнять трудовую функцию в связи с задержкой выплаты заработной платы. Начисление пени на не выплаченную зар. плату сотруднику за период 9 месяцев 2009г.
№ 11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30.11.2009
41
1 200.00
9
Анализ арбитражной практики по увольнению самоотстраненного сотрудника в соответствии с действующим заонодательством о банкротстве. Консультирование с трудовой инспекцией по данному вопросу
№ 11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30.11.2009
45
600.00
10
Анализ действующего законодательства и арбитражной практики по задержке выплаты заработной платы сотрудникам. Сроки исковой давности для обжалования незаконного увольнения. Расчеты при самоотстранении при задержке выплаты зар. платы
№ 11/0000000094-ю/б/т от 30. И.2009
01.11.2009-30.11.2009
49
600.00
11
Ведение журнала регистрации входящих и исходящих документов
№11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30.11.2009
51
600.00
12
Анализ действующего законодательства по вопросам начисления процентов на требования кредиторов до введения процедуры банкротства, в процессе наблюдения, в процессе конкурсного производства
№11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30.11.2009
53
600.00
13
Консультации ген. директору по вопросам порядка, срокам передачи имущества должника, финансово-хозяйственных документов в процедуре конкурсного производства
№ 11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30.11.2009
58
3 000.00
14
Консультации ген. директору по видам и основаниям
ответственности органов управления должника в процедуре банкротства
№ 11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2009
01.11.2009-30.11.2009
62
3 000.00
15
Подготовка сообщения об открытии расчетного счета в АКБ ОАО "Авангард". Подача в ИФНС России уведомления об открытии расчетного счета
№ 12/0000000094-ю/б/т от 31.12.2009
01.12.2009-31.12.2009
3
600.00
16
Ведение журнала регистрации входящих и исходящих документов
№ 12/0000000094-ю/б/т от 31.12.2009
01.12.2009-31.12.2009
4
600.00
17
Подготовка сообщения о закрытии расчетного счета в АКБ ОАО "СВЯЗЬ-БАНК". Подача в ИФНС России уведомления о закрытии расчетного счета
№ 12/0000000094-ю/б/т от 31.12.2009
01.12.2009-31.12.2009
27
600.00
18
Подготовка сообщения о закрытии расчетного счета в ОАО "Россельхозбданк". Подача в ИФНС России уведомления о закрытии расчетного счета
№ 12/0000000094-ю/б/т от 31.12.2009
01.12.2009-31.12.2009
28
600.00
19
Ведение журнала регистрации входящих и исходящих документов
№ 1/0000000094-ю/б/т от 31.01.2010
01.01.2010-3101.2010
3
600.00
20
Подготовка акта приема-передачи документов от 15.01.2010г.
№ 1/0000000094-ю/б/т от 31.01.2010
01.01.2010-31.01.2010
4
600.00
21
Уведомления о проведении собрания кредиторов. Оформление почтовых отправлений. Направление уведомлений кредиторам.
№ 1/0000000094-ю/б/т ot31.01.2010
01.01.2010-31.01.2010
6
1 800.00
22
Формирование сведений для отчета конкурсного управляющего
№ 1/0000000094-ю/б/т от 31.01.2010
01.01.2010-31.01.2010
7
1 200.00
23
Поездка в ФСС в целях представления расчетной ведомости за 2009г.
№ 1/0000000094-ю/б/т от 31.01.2010
01.01.2010-31.01.2010
9
150.00
24
Представление в ИФНС отчетности в электронном виде
№ 1/0000000094-ю/б/т от 31.01.2010
01.01.2010-31.01.2010
11
300.00
25
Поездка в пос. Нагорный Ливенского района для проведения инвентаризаци
№ 1/0000000094-ю/б/т от 31.01.2010
01.01.2010-31.01.2010
21
450.00
26
Подготовка запроса о наличии счетов Заказчика в ИФНС. Направление подготовленного запроса
№ 1/0000000094-ю/б/т от 31.01.2010
01.01.2010-31.01.2010
28
600.00
27
Получение сведений в МРИ ФНС № 2 по Орловской области по имеющимся счетам
№ 1/0000000094-ю/б/т от 31.01.2010
01.01.2010-31.01.2010
34
600.00
28
Составление реестра требований кредиторов ЗАО "Трактормаш"
№ 1/0000000094-ю/б/т от 31.01.2010
01.01.2010-31.01.2010
37
3 000.00
29
Подготовка и направление запросов в Гостехнадзор и Администрацию Северного района г.Орла об имуществе Заказчика.
№ 1/0000000094-ю/б/т ot31.01.2010
01.01.2010-31.01,2010
38
600.00
30
Подготовка отчета
конкурсного
управляющего
№ 1/0000000094-ю/б/т от31.01.2010
01.01.2010-31 01.2010
39
2 000.00
31
Уведомления кредиторам о проведении повторного собрания кредиторов. Оформление документов. Направление уведомлений
№ 2/0000000094-ю/б/т от 28.02.2010
01.02.2010-28.02.2010
1
1 800.00
32
Ведение журнала регистрации входящих и исходящих документов
№ 2/0000000094-ю/6/т от 28.02.2010
01.02.2010-28.02.2010
8
600.00
33
Поездка на территорию ЗАО "Трактормаш". Представление на обозрение представителю ЗАО "Райффайзенбанк" имущества, выявленного после проведения инвентаризации в г.Орле
№ 2/0000000094-ю/б/т от 28.02.2010
01.02.2010-28.02.2010
9
1 200.00
34
Уведомления кредиторам о проведении повторного собрания кредиторов 11.03.2010. Направление уведомлений
№ 2/0000000094-ю/б/т от 28.02.2010
01.02.2010-28.02.2010
20
1 800.00
35
Представление электронно отчетов в ИФНС
№ 3/0000000094-ю/б/т от 31.03.2010
01.03.2010-31.03 2010
8
750.00
36
Ведение журнала регистрации входящих и исходящих документов
№ 3/0000000094-ю/б/т от 31.03.2010
01.03.2010-31.03.2010
10
1 200.00
37
Подготовка и направление уведомлений о проведении собрания кредиторов
№ 3/0000000094-ю/б/т от 31.03.2010
01.03.2010-31.03.2010
15
1 800.00
38
Получение телефонограммы от Администрации Северного района г.Орла о проведении совещания. Дача пояснений о смене руководителя и процедуре конкурсного производства
№ 3/0000000094-ю/б/т от 31.03.2010
01.03.2010-31.03.2010
17
600.00
39
Подготовка и направление писем в администрацию г.Ливны и администрацию Ливенского района по оказанию помощи в ремонте воздушной ЛЭП (фидер №16)
№ 3/0000000094-ю/б/т от 31.03.2010
01.03.2010-31 03.2010
18
600.00
40
Представление электронно отчетов в ИФНС
№ 4/0000000094-ю/б/т от 30.04.2010
01.04.2010-30.04.2010
10
750.00
41
Ведение журнала регистрации входящих и исходящих документов
№ 4/0000000094-ю/б/т от 30.04.2010
01.04.2010-30.04.2010
14
600.00
42
Уведомления кредиторам о проведении повторного собрания кредиторов. Оформление документов. Направление уведомлений
№ 4/0000000094-ю/б/т от 30.04.2010
01.04.2010-30.04.2010
19
1 800.00
43
Подготовка информации и документов к отчету конкурсного управляющего
№ 4/0000000094-ю/б/т от 30.04.2010
01.04.2010-30.04.2010
24
1 200.00
44
Осмотр имущества ЗАО "Трактормаш", находящегося на хранении по договору от 01 08.2009г.
N° 4/0000000094-ю/б/т от 30.04.2010
01.04.2010-30.04.2010
26
1 800.00
45
Подготовка документов к составлению отчета конкурсного управляющего.
№ 4/0000000094-ю/б/т от 30.04.2010
01.04.2010-30.04.2010
33
1 000.00
46
Осмотр имущества ЗАО "Трактормаш", находящегося на хранении по договору от 01.08.2009г.
№ 4/0000000094-ю/б/т от 30.04.2010
01.04.2010-30.04.2010
36
4 200.00
47
Подготовка копий документов в Прокуратуру по Советскому р-ну г.Орла
№ 4/0000000094-ю/б/т от 30.04.2010
01.04.2010-30.04.2010
37
900.00
48
Подготовка письма в МРИ ФНС России №2 по Орловской области о продлении срока представления пояснений по сообщению. Направление адресату
№ 5/0000000094-ю/б/т от 31.05.2010
01.05.2010-31.05.2010
4
600.00
49
Ведение журнала регистрации входящих и исходящих документов
№ 5/0000000094-ю/б/т ot31.05.2010
01.05.2010-31.05.2010
5
600.00
50
Уведомления кредиторам о проведении собрания кредиторов. Оформление документов. Направление уведомлений
№ 5/0000000094-ю/б/т от 31.05.2010
01.05.2010-31.05.2010
8
1 800.00
51
Ходатайство о выдаче копий определений. Направление в суд. Получение документов нарочно.
№ 5/0000000094-ю/б/т от 31.05.2010
01.05.2010-31.05.2010
9
600.00
52
Поездка в Арбитражный суд Орловской области.
№ 5/0000000094-ю/б/т от 31.05.2010
01.05.2010-31.05.2010
17
300.00
53
Поездка в МРИ ФНС России № 2 по Орловской области
№ 5/0000000094-ю/б/т от 31.05.2010
01.05.2010-31.05.2010
18
450.00
54
Ведение журнала регистрации входящих и исходящих документов
№ 6/0000000094-ю/б/т от 30.06.2010
01.06.2010-30.06.2010
2
1 200.00
55
Подготовка сведений к отчету конкурсного управляющего. Подготовка приложения к отчету
№ 6/0000000094-ю/б/т от 30.06.2010
01.06.2010-30.06.2010
3
4 800.00
56
Подготовка, оформление и направление кредиторам уведомления о проведении собрания кредиторов
№ 6/0000000094-ю/б/т от 30.06.2010
01.06.2010-30.06.2010
5
1 800.00
57
Отправка почтовой корреспонденции
№ 6/0000000094-ю/б/т от 30.06.2010
01.06.2010-30.06.2010
8
450.00
58
Поездка в МРИ ФНС России № 2 по Орловской области
№ 6/0000000094-ю/б/т от 30.06.2010
01.06.2010-30.06.2010
10
450.00
59
Поездка в Арбитражный суд Орловской области.
№ 6/0000000094-ю/б/т от 30.06.2010
01.06.2010-30.06.2010
13
150.00
60
Отправка налоговой декларации по налогу на имущество за 1 полугодие 2010 г.
№ 7/0000000094-ю/б/т от 26.07.2010
01.07.2010-26.07.2010
7
150.00
61
Отправка налоговой декларации по налогу на и прибыль за 1 полугодие 2010 г. в электронном виде
№ 7/0000000094-ю/б/т от 26.07.2010
01.07.2010-26.07.2010
10
150.00
62
Ведение журнала регистрации входящих и исходящих документов
№ 7/0000000094-ю/б/т от 26.07.2010
01.07.2010-26.07.2010
46
600.00
63
Подготовка реестра договоров к анализу сделок должника
№ 7/0000000094-ю/б/т от 26.07.2010
01.07.2010-26.07.2010
50
12 000.00
64
Поездка в МРИ ФНС России № 2 по Орловской области
№ 7/0000000094-ю/б/т от 26.07.2010
01.07.2010-26.07.2010
51
300.00
65
Подготовка, оформление и направление кредиторам уведомления о проведении собрания кредиторов
№ 7/0000000094-ю/б/т от 26.07.2010
01.07.2010-26.07.2010
52
1 800.00
66
Отправка налоговой декларации по налогу на имущество (корректирующей) за 2009
№ 7/0000000094-ю/б/т от 31.07.2010
27.07.2010-31.07.2010
8
150.00
67
Отправка налоговой декларации по ЕСН (корректирующей) за 2009 г. в электронном виде
№ 7/0000000094-ю/б/т от 31.07.2010
27.07.2010-31.07.2010
11
150.00
68
Отправка налоговых деклараций по НДС(корректирующих) за 1-4 кв. 2009 г. в электронном виде
№ 7/0000000094-ю/б/т от 31.07.2010
27.07.2010-31.07.2010
14
600.00
69
Отправка налоговых деклараций по налогу на прибыль(корректирующих) за 1-4 кв. 2009 г. в электронном виде
№ 7/0000000094-ю/б/т от 31.07.2010
27.07.2010-31.07.2010
19
600.00
70
Ведение журнала регистрации входящих и исходящих документов
№ 8/0000000094-ю/б/т от 31.08.2010
19.08.2010-31.08.2010
1
600.00
71
Подготовка, оформление и направление кредиторам уведомления о проведении собрания кредиторов
№ 8/0000000094-ю/б/т ot31.08.2010
19.08.2010-31.08.2010
5
1 800.00
72
Подготовка сведений к отчету конкурсного управляющего. Подготовка сведений по реестру требований кредиторов.
№ 8/0000000094-ю/б/т от 31.08.2010
19.08.2010-31.08.2010
6
2 400.00
73
Подготовка заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ (смена конкурсного управляющего).
№ 8/0000000094-ю/б/т от 31.08.2010
19.08.2010-31.08.2010
7
1 200.00
74
Подготовка актов-приема передачи документов
№ 8/0000000094-ю/б/т ot31.08.2010
19.08.2010-31.08.2010
8
6 000.00
75
Подготовка актов-приема передачи бухгалтерских документов
№ 8/0000000094-ю/б/т ot31.08.2010
19.08.2010-31.08.2010
9
2 400.00
76
Поездка в ИФНС для представления заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ
№ 8/0000000094-ю/б/т от 31.08.2010
19.08.2010-31.08.2010
10
150.00
77
Ведение журнала регистрации входящих и исходящих документов
№ 9/0000000094-ю/б/т от 30.09.2010
01.09.2010-30.09.2010
1
600.00
78
Получение в МРИ ФНС России № 2 по Орловской области свидетельства о внесении изменений в ЕГРЮЛ, получение выписки из ЕГРЮЛ
№ 9/0000000094-ю/б/т от 30.09.2010
01.09.2010-30.09.2010
9
600.00
79
Поездка на ЗАО "Трактормаш"
№ 9/0000000094-ю/б/т от 30.09.2010
01.09.2010-30.09.2010
10
150.00
80
Осмотр имущества ЗАО "Трактормаш", по запросу кредиторов в г.Орле с участием представителей ЗАО "Райффайзенбанк", ОАО "Мособлагроснаб"
№ 9/0000000094-ю/б/т от 30.09.2010
01.09.2010-30.09.2010
12
1 200.00
81
Подготовка акта приема-передачи имущества
№ 9/0000000094-ю/б/т от 30.09.2010
01.09.2010-30.09.2010
19
1 800.00
82
Поездка в банк для подачи/получения платежных документов, выписок банка
№ 9/0000000094-ю/б/т от 30.09.2010
01.09.2010-30.09.2010
26
150.00
83
Поездка в банк. Сданы документы, содержащие сведения о вновь назначенном конкурсном управляющем
№ 9/0000000094-ю/б/т от 30.09.2010
01.09.2010-30.09.2010
28
150.00
84
Поездка в банк. Сданы.поручения на оплату
№ 9/0000000094-ю/б/т от 30.09.2010
01.09.2010-30.09.2010
30
150.00
85
Ведение журнала регистрации входящих и исходящих документов
№ 10/0000000094-ю/б/тот 31.10.2010
01.10.2010-31.10.2010
2
600.00
86
Поездка в банк для подачи/получения платежных документов, выписок банка
№ 10/0000000094-ю/б/т от 31.10.2010
01.10.2010-31.10.2010
9
150.00
87
Представление отчетности в ФСС (поездка)
№ 10/0000000094-ю/б/т ot31.10.2010
01.10.2010-31.10.2010
11
150.00
88
Представление отчетности в ПФ (поездка)
№ 10/0000000094-ю/б/т ot31.10.2010
01.10.2010-31.10.2010
12
150.00
89
Подготовка, оформление и направление кредиторам уведомления о проведении собрания кредиторов
№11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2010
01.11.2010-30.11.2010
1
1 800.00
90
Подготовка сведений к отчету конкурсного управляющего на 22.11.2010г. Оформление приложения.
№11/0000000094-ю/б/т от 30.11.2010
01.11.2010-30.11.2010
36
1 200.00
91
Ведение журнала регистрации входящих и исходящих документов
№ 12/0000000094-ю/б/т ot31.12.2010
01.12.2010-31.12.2010
1
600.00
92
Обзор практики ФАС и ВАС по фидерам. Подготовка и оформление приложения к апелляционной жалобе. Подготовка, оформление и направление почтовой корреспонденции по алел. Жалобе
№ 12/0000000094-ю/б/т ot31.12.2010
01.12.2010-31.12.2010
3
1 800.00
93
Поездка в банк для подачи/получения платежных документов, выписок банка
№ 12/0000000094-ю/б/т ot31.12.2010
01.12.2010-31.12.2010
6
150.00
94
Осмотр имущества ЗАО "Трактормаш" по договору хранения
№ 12/0000000094-ю/б/т ot31.12.2010
01.12.2010-31.12.2010
9
6 000.00
95
Осмотр имущества ЗАО "Трактормаш" по договору хранения
№ 12/0000000094-ю/б/т ot31.12.2010
01.12.2010-31.12.2010
20
6 000.00
Сумма произведенных выплат:
118 400.00
Вместе с тем, исходя из размера превышения над лимитом в сумме 208 949,57 руб. несогласие уполномоченного органа с суммой расходов в 118 400 руб. не влияет на вывод суда области о превышении лимита 693 380 руб. и правильность принятого судебного акта, так как и при методике подсчета, предложенной налоговым органом, имеется превышение лимита на 90549,57 руб. (902 329,57 руб. - 693 380 руб. - 118 400 руб. = 90549,57 руб.)
Как следует из ходатайства, конкурсный управляющий просил привлечь
для обеспечения его деятельности с 01.10.2010 года ЗАО «Инвестиционное и
юридическое консультирование» по договору №15/09 об оказании консультационных от 01.12.2009 года с оплатой услуг согласно отчетам об оказании консультационных услуг, в размере фактически оказанных услуг, но не более 70 000 руб. в месяц.
Согласно материалам дела ЗАО «Трактормаш» характеризуется как предприятие с большим объемом документооборота (было передано, получено и обработано 202 папки на 64591 листе, 350 документов по акту №1 приема-передачи, 242 документа по акту №2 приема-передачи документов), большим количеством и ассортиментом материальных и иных ценностей (более 4000 наименований); имеет в наличии две производственные площадки, расположенные на различных территориях: в г. Орле и в г. Ливны.
Конкурсная масса ЗАО «Трактормаш» составляет 34 459 тыс. руб., в том числе: основные средства в сумме 7 961 325,63 руб., товарно-материальные ценности: 9 465 182,18 руб., дебиторская задолженность 7 604 244,72 руб. (28 дебиторов), полуфабрикаты - 1 791 406,69 руб., готовая продукция - 776 113,28 руб. Выявленная недостача – 1 556 933,31 руб. по договору хранения от 01.08.2009 г.
На дату рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции конкурсная масса не реализована в полном объеме.
Исходя из отчета конкурсного управляющего, ФИО3 в целях исполнения возложенных на него обязанностей ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и завершения процедуры банкротства необходимо привлечение специалистов для оказания бухгалтерских и юридических услуг, так как в штате ЗАО «Трактормаш» данные сотрудники отсутствуют.
Привлечение специалистов на договорной основе обусловлено необходимостью осуществления ряда мероприятий, направленных на пополнению конкурсной массы (в том числе за счет взыскания дебиторской задолженности; выявление иного имущества предприятия-должника, его инвентаризацию, оценку и последующую реализацию; исполнения обязанностей по сохранности и возврату имущества предприятия должника). Все поименованные выше, а также сопутствующие мероприятия могут быть осуществлены с большей степенью эффективности с использованием специальных познаний.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что реализация полномочий конкурсного управляющего с привлечением сторонней организации отвечает требованиям действующего законодательства РФ при проведении процедуры конкурсного производства ЗАО «Трактормаш».
Привлечение специалиста в области бухгалтерских услуг необходимо в том числе, для оформления (создания) платежного поручения с доставкой в банк; обработки банковских выписок; ведения кассовых операций, отработки
авансовых отчетов; отработки первичных учетных документов; выставления
счетов, счетов-фактур, актов на оказанные услуги, актов приема-передачи
основных средств при реализации; составления книг покупок и продаж;
составления расчетно-платежных ведомостей; начисления амортизации; составления сводных бухгалтерских регистров (оборотно-сальдовых ведомостей).
Кроме того, оказание бухгалтерских услуг в рамках данного договора предусматривает составление и предоставление налоговой отчетности, а также ведение бухгалтерского учета основных средств, ТМЦ, дебиторской задолженности, в том числе работу с электронными программами для ведения бухгалтерского и налогового учета, работу по электронным каналам связи для передачи бухгалтерской отчетности.
Как правильно указал суд первой инстанции, оказание указанных услуг обусловлено тем, что введение в отношении ЗАО «Трактормаш» процедуры конкурсного производства не освобождает конкурсного управляющего должника от предоставления в установленные сроки бухгалтерской и налоговой отчетности и ведения бухгалтерского учета.
Неисполнение и/или ненадлежащее обязанностей, возложенных на предприятие, влечёт применение мер ответственности, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ в виде штрафа. Его наложение и последующее взыскание приведут к уменьшению конкурсной массы, что ущемит права и законные интересы как самого предприятия, так и его кредиторов.
Бухгалтерские услуги оказываются на протяжении всей процедуры банкротства, в том числе: обработка первичной документации, подготовка и оформление бухгалтерской и налоговой отчетности в полном объеме: декларации по НДС, декларации по налогу на прибыль, декларации по налогу на имущество, бухгалтерская отчетность (форма № 1, форма №2) за 3 отчетных периода, отчетность (форма № 1, форма № 2, форма № 3, форма № 4 , форма № 5) за налоговый период.
По результатам оказанных услуг ежемесячно составляется отчет о проделанной работе, содержащий перечень фактически оказанных услуг.
Из материалов дела следует, что прейскурант цен по договору оказания консультационных услуг от 01.12.2009 года, заключенному между ЗАО «Трактормаш» и ЗАО «Инвестиционное и юридическое консультирование», гораздо ниже прейскуранта цен, предусмотренных НП МСРО «Содействие», Адвокатской палаты Орловской области, НП «Областной коллегии адвокатов-2», ООКА «Межрегионюрцентр».
Кроме того, привлечение специалиста по указанному договору предполагает более экономичное расходование иных средств на проведение процедуры в связи с тем, что дополнительные расходы: канцтовары, почтовые расходы, ГСМ, оргтехника, транспортные средства оплачиваются привлеченным специалистом за свой счет без возмещения банкротным предприятием.
Конкурсным управляющим 30.04.2011 года было подписано дополнительное соглашение №1 к договору № 15/09 об оказании консультационных услуг от 01.12.2009 года.
Согласно положениям договора (с учетом дополнительного соглашения) все бухгалтерские услуги оказываются привлеченным лицом при возникновении необходимости их оказания; оплата по оказанию услуг будет производиться при фактическом их оказании исходя из объема оказанных услуг.
В обоснование заявленных требований конкурсным управляющим должника ФИО3 в материалы дела представлены доказательства, на которых он основывает свои доводы, в том числе дополнительное соглашение № 1 к спорному договору, в котором скорректированы услуги привлеченного специалиста, доказательства поиска альтернативных вариантов оказания необходимых услуг по более низким ценам. Прейскурант цен по договору оказания консультационных услуг от 01.12.2009 года между ЗАО «Трактормаш» и ЗАО «Инвестиционное и юридическое консультирование», гораздо ниже прейскуранта цен, предусмотренных НП МСРО «Содействие», Адвокатской палаты Орловской области, НП «Областной коллегии адвокатов-2», ООКА «Межрегионюрцентр».
Довод уполномоченного органа о том, что размер оплаты услуг лиц, привлеченных конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности, должен быть определен арбитражным судом в конкретной сумме, несостоятелен, поскольку в силу буквального толкования, пункт 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве не содержит обязательного условия определения вознаграждения именно в общей сумме расходов.
Период проведения конкурсного производства также определяется на основании судебного акта, что позволяет сделать вывод о том, что общая сумма лимита и размер превышения может быть определён с учётом срока проведения процедуры и ежемесячного вознаграждения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости привлечения специалиста в рамках дела о банкротстве с учетом того, что стоимость оказанных привлеченным специалистом услуг ежемесячно рассчитывается исходя из фактически оказанных услуг (их объема).
Судебная коллегия соглашается также с позицией суда первой инстанции относительно возможности установления размера ежемесячноговознаграждения привлеченному специалисту исходя из фактически оказанных услуг (их объема), не более 50 000 руб., как дифференцирующей суммы в зависимости от оказанных и принятых услуг. Надлежащее оформление объема фактически оказанных услуг позволит кредиторам осуществить контроль за их обоснованностью, разумностью и необходимостью в рамках осуществления процедуры банкротства по настоящему делу, что также является обстоятельством, свидетельствующем о законности вынесенного судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о возможности оказания услуг привлеченным специалистом по цене, ниже расценок, указанных в представленном конкурсным управляющим ФИО3 договоре.
Так, при совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает определение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами арбитражного суда области и не содержат фактов, которые опровергали бы выводы арбитражного суда области, в связи с чем признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных убедительных доводов, способных привести к отмене обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, а потому удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела установлено судом первой инстанции верно, оснований к отмене вынесенного судебного акта не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом области нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, определение Арбитражного суда Орловской области от 27.05.2011 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Орловской области от 27.05.2011 года по делу №А48-1888/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФНС России в лице МИ ФНС России №2 по Орловской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья А.А. Сурненков
Судьи Е.А. Безбородов
Т.Б. Потапова