ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-3325/2016 от 08.07.2016 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 июля   2016 года                                                      Дело №А35-8460/2015

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 8  июля 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено 14  июля 2016 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                           Донцова П.В.,       

                                                                                     ФИО1,        

при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю.А.,

при участии:

от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска: ФИО2, по доверенности от 14.03.2016;

от Территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Курской области: ФИО3, по доверенности от 16.05.2016, ФИО4, по доверенности от 04.07.2016;

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы  видеоконференц-связи апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 22.04.2016 по делу № А35- 8460/2015 (судья Морозова М.Н.) по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области о признании недействительным пункта 1 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 12.08.2015 №44-06-09/1651 в части нецелевого использования бюджетных средств в размере 963 000 руб., выразившиеся в оплате части стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...>,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее – Комитет, заявитель, ОГРН <***>, ИНН <***>) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее – Территориальное управление, ТУ ФС ФБН) о признании недействительным пункта 1 Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 12.08.2015 № 44-06- 09/1651 в части нецелевого использования бюджетных средств в размере 963 000 руб., выразившиеся в оплате части стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...>.

Решением суда от 22.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что комитет является отраслевым подразделением администрации  г. Курска,  вместе с тем, указанное представление вынесено не в адрес Администрации. Решение суда не содержит правового обоснования, как на Комитет  законом возложена обязанность  по софинансированию расходных обязательств муниципального образования «город Курск» по приобретению спорного земельного участка; в чем заключается нарушение порядка софинансирования; на основании каких норм должно быть приобретено здание  детского сада без земельного участка. В случае приобретения  здания без земельного участка, цель,  предусмотренная Планом мероприятий, не была бы достигнута.

В отзыве на жалобу  Территориальное управление Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Курской области указывает, что Комитет обязан был обеспечить целевой характер использования  средств субсидий, соблюдая при этом положения всех отраслей действующего законодательства.

Как видно из материалов дела, приказом заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области ФИО5 «О назначении внеплановой выездной проверки» от 21.07.2015 № 82-р назначено проведение внеплановой выездной проверки использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных в 2013 году бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в Комитете по управлению муниципальным имуществом города Курска за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.

В ходе внеплановой выездной проверки было установлено, что Постановлением Администрации г. Курска от 15.08.2013 № 2668 (в редакции Постановления Администрации г. Курска от 10.12.2013 № 4411) утвержден план мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования города Курска», содержащий Перечень объектов реконструкции дошкольных образовательных учреждений и приобретаемых зданий (помещений) для реализации программ дошкольного образования в городе Курске, который предусматривает обязательное софинансирование расходов из местного бюджета.

Между Муниципальным образованием «город Курск» Курской области в лице Главы города Курска и Комитетом образования и науки Курской области заключено Соглашение от 26.08.2013 № 269 о предоставлении  субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию комплекса мер в рамках модернизации муниципальных систем дошкольного образования, предметом которого является осуществление совместных действий по реализации комплекса мер, предусмотренных постановлением Администрации Курской области от 26.04.2013 № 234-па «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Курской области».

Решением Курского городского Собрания от 12.10.2012 № 268-4-РС (в редакции решения Курского городского Собрания от 17.12.2013 №52-5- РС) «О бюджете города Курска на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в Приложении №7 «Ведомственная структура расходов бюджета города Курска на 2013 год» предусмотрены расходы бюджета города Курска на модернизацию региональных систем дошкольного образования, в том числе по КБК: главе 911 «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска», разделу, подразделу 0701 «дошкольное образование», целевой статье 4362700 «Модернизация региональных систем дошкольного образования», виду расходов 441 «бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества казенным учреждениям» в сумме 193443,9 тыс. руб. – софинансирование расходов за счет средств федерального бюджета на приобретение здания детского сада по ул.Запольная, 39 а - 46411,9 тыс. руб.

Между открытым акционерным обществом «Прибор», именуемым «продавец» и Комитетом, именуемый «покупатель», в лице и.о. заместителя главы Администрации города Курска - Председателя Комитета заключен договор от 18.12.2013 №19/1354, в соответствии с которым продавец обязался передать в собственность муниципального образования «город Курск» здание с пристройкой общей площадью 2550,4 кв.м. и земельный участок площадью 7822 кв.м., расположенные по адресу: <...> а.

Цена недвижимого имущества составила 53662000 руб. в том числе: стоимость здания с учетом НДС - 45448900 руб., стоимость земельного участка - 8213100,00 руб.

В ходе внеплановой выездной проверки было установлено, что в 2013 году денежные средства из бюджета г.Курска в сумме 963000 рублей направлены Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Курска использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, а именно на оплату части стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...> а.

Начальником отдела Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области ФИО6 31.07.2015  был составлен акт проверки, который в этот же день был вручен заместителю главы Администрации г. Курска ФИО7

И.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области ФИО8 12.08.2016 вынесено Представление о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения № 44-06- 09/1651.

В срок до 15.09.2015 Комитету предложено рассмотреть информацию об указанных в Представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и принять следующие меры по устранению выявленных нарушений: 1.1. Использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета, предоставленные на модернизацию региональных систем дошкольного образования. осуществлять в соответствии с действующим законодательством.

1.2. Обеспечить ведение бюджетного учета в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н. Инструкции по  применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 №162н.

2. Устранить причины и условия выявленных нарушений, разработав мероприятия по недопущению в дальнейшем нарушений действующего законодательства.

3. О результатах исполнения настоящего Представления следует проинформировать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области в срок до 22.09.2015.

Считая пункт 1 Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 12.08.2015 №44-06-09/1651 в части нецелевого использования бюджетных средств в размере 963000 руб., выразившиеся в оплате части стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...>, недействительным, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска обратился в Арбитражный суд Курской области с настоящим  заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что оспариваемое Представление от 12.08.2015 №44-06-09/1651, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области, принято в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу чего не нарушает права и законные интересы заявителя – Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска.

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Оспариваемое представление вынесено в пределах полномочий и компетенции органа в силу требований ст. 265, ст. 166.2, п.1 статьи 269.2 БК РФ, п. 2 ст. 262.2, п.1 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.п. 5.1., 5.2. Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 №77, пп. «г» п. 10, п. 68 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово- бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово- бюджетной сфере».

Под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (п. 2 ст. 270.2 БК РФ).

Представление от 12.08.2015 № 44-06-09/1651 составлено в соответствии с Формой Представления (приложение № 10), утвержденной приказом Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора от 20.11.2014 № 437 «Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».

В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет (пункт 3 статьи 132).

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, расходуются в порядке, установленном федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 133).

Материалы дела свидетельствуют, что по соглашению от 26.08.2013 № 269 Комитету были предоставлены субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию комплекса мер в рамках модернизации муниципальных систем дошкольного образования.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевое использование бюджетных средств является одним из видов бюджетных нарушений.

В силу статьи 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 289 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В ходе проверки было выявлено, что в нарушение требований ст. 306.4 БК РФ Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска допущено нецелевое использование средств субсидии из федерального бюджета на сумму 963000 рублей, выразившееся в приобретении земельного участка, не предусмотренное в Плане мероприятий, утвержденных Постановлением Администрации Курской области от 26.04.2013 №234-па (в редакции планом мероприятий, утвержденных Постановлением Администрации г. Курска от 15.08.2013 №2668 (в редакции Постановления Администрации г. Курска от 10.12.2013 № 4411).

Основанием для выдачи оспариваемого в рамках настоящего дела Представления от 12.08.2015 №44-06-09/1651 послужил факт нарушений, выявленных при проведении проверки Территориальным управлением Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Курской области.

При рассмотрении дела в суде области было установлено, что Постановления мирового судьи судебного участка №4 судебного района Центрального округа г. Курска ФИО9 от 12.10.2015 №5-665/2014, вступившим в законную силу, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного административного дела было установлено, что 15.09.2015 и.о. прокурора г. Курска советником юстиции Москалевой С.Ю. в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, согласно которому в ходе проведенной прокуратурой города Курска проверки установлено, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска допущено использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольног о образования на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Курской области», утвержденным Постановлением Администрации Курской области от 26.04.2013 № 234-па (в редакции Постановления Администрации Курской области от 06.12.2013 №913-па) (далее - план мероприятий, утвержденный постановлением Администрации Курской области от 26.04.2013 №234-па), планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования города Курска», утвержденным Постановлением Администрации г. Курска от 15.08.2013 № 2668 (в редакции Постановления Администрации г. Курска от 10.12.2013 № 4411) (далее - план мероприятий, утвержденный постановлением Администрации г.Курска от 15.08.2013 № 2668) в сумме 963000 руб. 00 коп.

Суд установил факт нарушения Комитетом ст.306.4 БК РФ. Выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых явились субсидии из федерального бюджета, предоставленные на модернизацию региональных систем дошкольного образования: Комитетом допущено использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета, предоставленные на модернизацию региональных систем дошкольного образования, в сумме 963000 руб. по главе 911 «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска», разделу, подразделу 0701 «Дошкольное образование», целевой статье 4362700 «Модернизация региональных систем дошкольного образования», виду расходов 441 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества казенным учреждениям», статье КОСГУ 310 «увеличение стоимости основных средств» на оплату части стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...> а, приобретение которого не предусмотрено Планом мероприятий, утвержденным Постановлением Администрации Курской области от 26.04.2013 №234-па (в редакции Постановления Администрации Курской области от 06.12.2013 №913-па), планом мероприятий, утвержденным Постановлением Администрации г. Курска от 15.08.2013 №2668 (в редакции Постановления Администрации г. Курска от 10.12.2013 №4411).

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 судебного района Центрального округа г. Курска ФИО9 от 12.10.2015 № 5- 665/2014 в силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ имеет преюдициальное значения для рассмотрения требования о признании недействительным пункта 1 Представления от 12.08.2015 № 44-06-09/1651 в рамках настоящего дела № А35-8460/2015.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что Постановление мирового судьи судебного участка №4 судебного района Центрального округа г.Курска ФИО9 от 12.10.2015 №5-665/2014 не имеет отношение к настоящему спору является несостоятельным.

На основании вышеизложенного, факт нарушения Комитетом требований ст. 306.4 БК РФ является доказанным, в связи с чем, оспариваемое в настоящем споре представление вынесено на законных основаниях.

В качестве довода жалобы указывается, что комитет является отраслевым подразделением администрации г.Курска, вместе с тем, указанное представление вынесено не в адрес Администрации.

Данный довод жалобы подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм должностных функций органов государственной власти, поскольку именно Комитет является участником бюджетного процесса, главным  распорядителем и одновременно получателем  бюджетных средств в соответствии со ст.ст. 132, 158, 162 БК РФ,  следовательно именно Комитет должен был обеспечить  целевой характер  использования  средств субсидии, предоставленной  из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, соблюдая требования действующего законодательства.

В качестве довода жалобы указывается, что в случае приобретения  здания без земельного участка, цель,  предусмотренная Планом мероприятий, не была бы достигнута.

Данный довод жалобы подлежит отклонению за несостоятельностью, поскольку, обладая бюджетными полномочиями, комитет имел возможность предусмотреть  в бюджет г. Курска  на 2013 год средства для оплаты  части стоимости земельного участка,  не допустив использования бюджетных средств, источником финансового обеспечения  которых являлись  субсидии из федерального бюджета, на цели, не соответствующие  условиям их получения.

Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат новых  фактов, которые не были исследованы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, они не опровергают выводов суда области, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области  о законности пункта 1 Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 12.08.2015 № 44-06- 09/1651 в части нецелевого использования бюджетных средств в размере 963 000 руб., выразившиеся в оплате части стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...>.

Кроме того судебная коллегия отмечает, что  в силу ч. 2 ст. 270.2 БК РФ оспариваемое представление не нарушает права и законные интересы Комитета в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на Комитет каких-либо незаконных обязанностей, не создает Комитету иные последствия для осуществления экономической деятельности и не несет каких-либо негативных последствий для Комитета.

Доказательств обратного суду не представлено.

Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Комитетом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Курской области от 22.04.2016 по делу №А35-8460/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                   А.И. ФИО10

судьи                                                                                     П.В. Донцов        

                                                                                              ФИО1