ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 июля 2016 года город Воронеж | Дело № А35-11157/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей | Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Протасова А.И. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу: от ОАО Спиртзавод «Бекетовский»: | Воронов А.В., представитель по доверенности от 28.12.2015, Стрелец В.В., представитель по доверенности от 20.04.2016, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Курской области от 18.05.2016 по делу № А35-11157/2015 (судья Силакова О.Н.), принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158, город Москва) к открытому акционерному обществу Спиртзавод «Бекетовский» (ОГРН 1054600006120, ИНН 4604004206, поселок Бекетовский Горшеченского района Курской области) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, об изъятии из незаконного оборота спиртосодержащей жидкости согласно протоколу ареста от 10.07.2015 № 07-15/1757-3,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, административный орган или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к открытому акционерному обществу Спиртзавод «Бекетовский» (далее – ОАО Спиртзавод «Бекетовский» или заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, об изъятии из незаконного оборота спиртосодержащей жидкости согласно протоколу ареста от 10.07.2015 № 07-15/1757-3.
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.05.2016 по делу № А35-11157/2015 в удовлетворении требований МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу отказано в полном объеме. При этом решением суда изъята из незаконного оборота спиртосодержащая жидкость согласно протоколу ареста от 10.07.2015 № 07-15/1757-3, а именно: жидкость с характерным запахом спирта, находящуюся в ёмкости б/н объемом 7 620 дал., жидкость с характерным запахом спирта, находящуюся в двух соединенных ёмкостях б/н объемом 1 000 дал.
Не согласившись с указанным судебным актом, МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что хранение алкогольной продукции в месте не указанном в лицензии, так и хранение алкогольной продукции, не являющейся собственностью организации, являются нарушением законодательства.
В судебном заседании представитель административного органа МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель заинтересованного лица ОАО Спиртзавод «Бекетовский» в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив апелляционную жалобу и материалы дела, приходит к следующему.
В МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному Федеральному округу поступило обращение от 25.05.2015, доведенное письмом Росалкогольрегулирования от 06.07.2015 №12489/02-02, содержащем информацию о нарушении ОАО Спиртзавод «Бекетовский» действующего законодательства Российской Федерации в части производства и оборота этилового спирта без товаросопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта.
09.07.2015 консультантом отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу Водолажским В.А. на основании статей 28.1 и 28.7 КоАП РФ вынесено определение № 07-15/1757-1 о возбуждении в отношении ОАО Спиртзавод «Бекетовский» дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, и о проведении административного расследования. С данным определением и.о. генерального директора ОАО Спиртзавод «Бекетовский» Мотренко С.М. ознакомлен 10.07.2015, что подтверждается подписью лица на определении (т. 2, л.д. 4).
10.07.2015 должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, в присутствии двух понятых: Стрелец Н.В., Гурущук И.В., и и.о. генерального директора ОАО Спиртзавод «Бекетовский» проведен осмотр территории и находящихся там вещей и документов (осмотр складских помещений), принадлежащих ОАО Спиртзавод «Бекетовский», расположенных по адресу: Курская область, Горшеченский район, поселок Бекетовский, улица Заводская, дом 1, о чем составлен протокол осмотра от 10.07.2015 № 07-15/1757-2 (т. 2, л.д. 7–16).
Перед проведением осмотра и.о. генерального директора ОАО Спиртзавод «Бекетовский» Мотренко С.М. предоставлены остатки производимой продукции на ОАО Спиртзавод «Бекетовский» (оборотно-сальдовая ведомость по счету № 43 на 10.07.2015), согласно которой на остатках имеется следующая продукция:
– сивушное масло – 788 дал.;
– спирт этиловый ректификованный «Люкс» – 9549,99 дал.;
– фракция головная этилового спирта – 3928,18 дал.
В ходе осмотра территории и помещений ОАО Спиртзавод «Бекетовский» установлено следующее.
В здании старого спиртохранилища, принадлежащего ОАО Спиртзавод «Бекетовский», находится 3 емкости:
– ёмкость б/н объемом 4 925 дал. – пуста;
– ёмкость б/н объемом 12 103,5 дал. – находится жидкость с характерным запахом спирта в объеме 7 620 дал. (данная жидкость не отражена в оборотно-сальдовой ведомости на остатках завода);
– ёмкость б/н объемом 1 229 дал. – находится сивушное масло в объеме 788 дал.
У производственного здания находятся две ёмкости соединенные между собой металлической трубой, наполненные жидкостью с запахом фракции головной этилового спирта и этилового спирта в объеме 1 000 дал. (данная жидкость не отражена в оборотно-сальдовой ведомости на остатках завода).
В здании нового спиртохранилища располагается шесть ёмкостей:
– ёмкости №№ 1–4 – пусты;
– ёмкость № 5 – находится спирт этиловый ректификованный крепостью 96,8% (при температуре + 20С) в объеме 9 549,99 дал.;
– ёмкость № 6 – находится фракция головная этилового спирта в объеме 3 928,18 дал., крепость 94,49%;
– мерники №№ 8–10 – пусты.
На территории ОАО Спиртзавод «Бекетовский» без государственных регистрационных знаков располагается трактор с полуприцепом-автоцистерна, в которой находится жидкость с запахом спирта в объеме 1 000 дал. (данная жидкость не отражена в оборотно-сальдовой ведомости на остатках завода).
Данные обстоятельства отражены в протоколе осмотра территории и помещений, принадлежащих ОАО Спиртзавод «Бекетовский», с приложением фототаблиц.
Для проведении экспертизы произведено изъятие образцов жидкости с характерным запахом спирта на определенные объемной доли этилового спирта в содержащейся жидкости с характерным запахом спирта, а именно:
– жидкость с характерным запахом спирта, находящаяся в ёмкости б/н объемом 7 620 дал., общий объем отобранного спирта – 1,0 л, количество бутылок 2;
– жидкость с характерным запахом спирта, находящаяся в двух соединенных ёмкостях б/н объемом 1 000 дал., общий объем отобранного спирта – 1,0 л, количество бутылок 2;
– жидкость с характерным запахом спирта, находящаяся в ёмкости б/н объемом 1 000 дал., общий объем отобранного спирта – 1,0 л, количество бутылок – 2.
Взятые образцы упакованы в 1 картонную коробку, заклеены скотчем, коробка опечатана в установленном порядке и скреплена подписями понятых, представителя ОАО Спиртзавод «Бекетовский» и должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу.
Данные обстоятельства отражены в протоколе изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 10.07.2015 № 07-15/1757-4 (т. 2, л.д. 21–23).
Одновременно на жидкость с характерным запахом спирта, находящуюся в ёмкости б/н объемом 7 620 дал., жидкость с характерным запахом спирта, находящуюся в двух соединенных ёмкостях б/н объемом 1 000 дал., и жидкость с характерным запахом спирта, находящуюся в ёмкости б/н (автоцистерне) объемом 1 000 дал., наложен арест, о чем составлен протокол ареста от 10.07.2015 № 07-15/175-3 (т. 2, л.д. 17–20).
10.07.2015 консультантом отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу Водолажским В.А. вынесено определение о назначении экспертизы № 02-14/1757-5 (т. 2, л.д. 24–26), согласно которому назначена экспертиза жидкости с запахом спирта, взятой на ОАО Спиртзавод «Бекетовский». Проведение экспертизы отобранных образцов жидкости с запахом спирта поручено Экспертно- аналитическому отделу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округ.
Перед экспертом поставлен следующий вопрос: «Определить объемную долю этилового спирта в содержащихся образцах жидкости с характерным запахом спирта (пробы № 1, 2, 3).
С определением о назначении экспертизы от 10.07.2015 № 02-14/1757-5 ознакомлен и.о. генерального директора ОАО Спиртзавод «Бекетовский» Мотренко С.М. ознакомлен 10.07.2016, о чем имеется отметка на определении.
Одновременно вынесено определение об истребовании сведений от 10.07.2015 № 07-15/1757-6 (т. 2, л.д. 27, 28), согласно которому у ОАО Спиртзавод «Бекетовский» истребованы оригиналы документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на арестованную жидкость с характерным запахом спирта (протокол изъятия от 10.07.2015 № 07-15/17257-3); копии договоров поставки/закупки и копии лицензии контрагента поставщика изъятой жидкости с характерным запахом спирта.
Данное определение вручено и.о. генерального директора ОАО Спиртзавод «Бекетовский» Мотренко С.М. 10.07.2015, о чем имеется отметка на определении.
29.07.2015 консультантом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы Ивановой Е.В. вынесено определение об истребовании сведений от 29.07.2015 (т. 2, л.д. 96, 97), согласно которому принято решение истребовать у ОАО Спиртзавод «Бекетовский» оригиналы сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на арестованную жидкость с характерным запахом спирта (протокол изъятия от 10.07.2015 № 07-15/17257-3).
10.08.2015 врио руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу Поликарповой Т.Е. вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования (т. 2, л.д. 112, 113), согласно которому срок проведения административного расследования по делу от 10.07.2015 № 07-15/1757 по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ продлен до 10.09.2015.
Согласно экспертному заключению от 18.08.2015 № 101 (т. 2, л.д. 115-118) объемная доля этилового спирта в представленном на испытание образце № 1102 составляет 96,6% об.; объемная доля этилового спирта в представленном на испытание образце № 1103 составляет 56,2% об.; образец № 1104 представляет собой маслянистую жидкость, нерастворимую в воде.
Методы испытаний в области аккредитации отдела по определению объемной доли этилового спирта распространяются на водно-спиртовые жидкости.
Определить содержание этилового спирта в данном образце не представляется возможным в виду отсутствия в области аккредитации методик для данного вида жидкости.
09.09.2015 в адрес ОАО Спиртзавод «Бекетовский» направлено извещение о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
10.09.2015 извещение получено представителем ОАО Спиртзавод «Бекетовский» Стрелец В.В. (по доверенности от 01.08.2014 № 01/14), что подтверждается подписью представителя на извещении.
25.09.2015 консультантом отдела по контролю за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу Ивановой Е.В. в рамках дела об административном правонарушении № 02-15/2209, возбужденного в отношении ОАО Спиртзавод «Бекетовский» по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, вынесено определение о приобщении к материалам дела об административном правонарушении № 02-15/2209, согласно которому к материалам дела об административном правонарушении от 25.09.2015 № 02-15/2209 приобщены документы, полученные в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении № 07-15/1757 по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
25.09.2015 консультантом отдела по контролю за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу Ивановой Е.В. в отношении ОАО Спиртзавод «Бекетовский», в присутствии представителя ОАО Спиртзавод «Бекетовский» по доверенности от 24.09.2015 № 09-15-3 Крыжевич В.Е., составлен протокол № 02-15/2209-01 об административном правонарушении по признакам наличия в действиях юридического состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
01.12.2015 заместителем начальника отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу Ивановой Е.В. вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 07-15/1757, согласно которому производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Основанием для вынесения данного постановления послужил вывод административного органа об отсутствии в действиях ОАО Спиртзавод «Бекетовский» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16, и наличием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО Спиртзавод «Бекетовский» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, и об изъятии из незаконного оборота спиртосодержащей жидкости согласно протоколу ареста от 10.07.2015 №07-15/1757-3.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что административным органом допущена неправильная квалификация выявленного административного правонарушения. При изложенных обстоятельства требования административного органа о привлечении к административной ответственности не могут быть удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление, составивший протокол.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43–14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, частью 3 статьи 14.43 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частями 3 и 4 статьи 15.12, статьей 15.13, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) КоАП РФ.
В соответствии с положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154 (далее – Положение), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Согласно пункту 4 Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что протокол об административном правонарушении от 25.09.2015 № 02-15/2209-01 составлен уполномоченным должностным лицом – консультантом отдела по контролю за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу Ивановой Е.В.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 150 000 рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, заключается в нарушении условий, предусмотренных лицензией.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, являются юридические лица, ответственные за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в том числе, организация и проведение государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ предусмотрено, что под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:
– производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;
–перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций;
– производства и оборота виноградного сусла, произведенного сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
– производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
– производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
– хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
– закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
– производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
– розничная продажа алкогольной продукции;
– перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
– производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
Исходя из буквального толкования указанных норм права, хранение тем или иным юридическим лицом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая произведена иным юридическим лицом, является самостоятельным лицензируемым видом деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются:
– производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
– оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Административным органом в рамках проверки установлено, что в здании старого спиртохранилища, принадлежащего ОАО Спиртзавод «Бекетовский»:
– в ёмкости б/н объемом 12 103,5 дал. – находится жидкость с характерным запахом спирта в объеме 7 620 дал. (данная жидкость не отражена в оборотно-сальдовой ведомости на остатках завода);
– у производственного здания находятся две ёмкости соединенные между собой металлической трубой, наполненные жидкостью с запахом фракции головной этилового спирта и этилового спирта в объеме 1 000 дал. (данная жидкость не отражена в оборотно-сальдовой ведомости на остатках завода);
– на территории ОАО Спиртзавод «Бекетовский» без государственных регистрационных знаков располагается трактор с полуприцепом-автоцистерна, в которой находится жидкость с запахом спирта в объеме 1 000 дал. (данная жидкость не отражена в оборотно-сальдовой ведомости на остатках завода).
Согласно экспертному заключению от 18.08.2015 № 101 объемная доля этилового спирта в представленном на испытание образце № 1102 составляет 96,6% об.; объемная доля этилового спирта в представленном на испытание образце № 1103 составляет 56,2% об.; образец № 1104 представляет собой маслянистую жидкость, нерастворимую в воде.
Как следует из письменных объяснений и.о. генерального директора ОАО Спиртзавод «Бекетовский» Мотренко С.М. от 30.07.2015 (т. 1, л.д. 94–96), в конце июня 2015 года к Мотренко С.М. обратился его знакомый (гражданин Украины) – руководитель ООО «Интеграл-Агро-1» Гремякин Н., с просьбой временно разместить какую-то жидкость с эфирным запахом, приобретенную им в Российской Федерации (предположительно для производства чистящей, моющей жидкости) на время оформления разрешительных документов.
Как следует из пояснений Мотренко С.М., он согласился на данную просьбу, в связи с чем, жидкость с эфирным запахом была оставлена в старом неиспользуемом складе, в отдельной пустующей емкости, не связанной физически и технологически с производственным циклом.
Согласно объяснениям Мотренко С.М. от 07.08.2015 (т. 1, л.д. 98, 99), жидкость на которую наложен арест от 10.07.2015 № 07-15/1757-3, по его инициативе взята на хранение с дальнейшим возвратом собственнику, принятие данной жидкости осуществлялось по документам «Интеграл-Агро-1» от 24.06.2015 № 318. При приемке жидкости, объем не измерялся, в связи с чем, объемы, указанные в документах на приемку и протоколе ареста могут не совпадать. Мотренко С.М. пояснил, что собственником данной жидкости является «Интеграл-Агро-1», расположенный по адресу: 38813, Украина, Полтавская область, Чувский район, пгт Артемовка, улица Мира, дом 27.
В материалы дела представлено письмо «Интеграл-Агро-1» от 24.06.2016 № 318, адресованное генеральному директору ОАО Спиртзавод «Бекетовский» Ханину С.В., согласно которому «Интеграл-Агро-1» просит принять на хранение ФГС в количестве 7 600 дал., для производства моющих средств (т. 1, л.д. 100–103).
Судом первой инстанции также установлено, что ОАО Спиртзавод «Бекетовский» имеет лицензию Б 068250 (регистрационный номер 2045 от 07.08.2007) на осуществление следующего вида деятельности: хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), в том числе, головной фракции этилового спирта; адрес производства, хранения и поставок: Курская область, Горшеченский район, поселок Бекетовский, улица Заводская, дом 1.
На момент проведения проверки и выявления административного нарушения, а именно по состоянию на 10.07.2015 данная лицензия являлась действующей.
С учетом установленных обстоятельств, административный орган пришел к выводу о том, что юридическим лицом допущено хранение спиртосодержащей продукции, не являющейся результатом производства ОАО Спиртзавод «Бекетовский», а полученной от иного юридического лица, что в свою очередь, является нарушением имеющейся лицензии.
Данные обстоятельства, послужили основанием для составления в отношении ОАО Спиртзавод «Бекетовский» протокола об административном правонарушении № 02-15/2209-01 по признакам наличия в действиях ОАО Спиртзавод «Бекетовский» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Доводы ОАО Спиртзавод «Бекетовский» о том, что изъятая жидкость не принималась на ответственное хранение непосредственно ОАО Спиртзавод «Бекетовский», а была принята на личное хранение Мотренко Д.А., правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.
В соответствии с пунктом 8.1 Устава ОАО Спиртзавод «Бекетовский», утвержденного решением единственного акционера от 30.08.2014 № 3/14, руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – генеральным директором.
Согласно приказу от 01.07.2015 № 18 генерального директора ОАО Спиртзавод «Бекетовский», на время отпуска без сохранения заработной платы генерального директора Ханина С.В. с 01.07.2015 по 31.07.2015 временно исполнение обязанностей генерального директора возложено на начальника хозяйственного отдела Мотренко С.М.
Таким образом, Мотренко С.М. в период с 01.07.2015 по 31.07.2015 исполнял обязанности генерального директора ОАО Спиртзавод «Бекетовский», а соответственно осуществлял функции единоличного исполнительного органа Общества.
Довод ОАО Спиртзавод «Бекетовский» о том, что Мотренко С.М. принятие решения о хранении жидкости в помещениях завода не согласовывал с генеральным директором ОАО Спиртзавод «Бекетовский» Ханиным С.В., не имеют правового значения, поскольку в период получения продукции Мотренко С.М. являлся исполняющим обязанности генерального директора, а следовательно осуществлял функции исполнительного органа юридического лица.
То обстоятельство, что изъятая жидкость была обнаружена непосредственно на территории ОАО Спиртзавод «Бекетовский», в том числе, в спиртохранилище, принадлежащем ОАО Спиртзавод «Бекетовский» на праве собственности, свидетельствуют о том, что хранение данной жидкости допущено непосредственно юридическим лицом.
В связи с этим подлежат отклонению доводы ОАО Спиртзавод «Бекетовский» о том, что изъятая жидкость была принята на хранение Мотренко С.М. как физическим лицом. Доводы о том, что жидкость была обнаружена в помещениях, которые не задействованы в технологическом и производственном процессе не имеют правового значения, поскольку данные помещения являются собственностью и территорией ОАО Спиртзавод «Бекетовский».
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что письмо «Интеграл-Агро-1» от 24.06.2016 № 318, в котором содержится просьба о принятии на хранение ФГС в количестве 7 600 дал., для производства моющих средств, адресовано непосредственно генеральному директору ОАО Спиртзавод «Бекетовский» Ханину С.В.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что ОАО Спиртзавод «Бекетовский» было допущено хранение спиртосодержащей продукции, произведенной иным юридическим лицом, в отсутствии на то соответствующей лицензии.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, заключается в нарушении условий, предусмотренных лицензией.
Однако частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой, за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Принимая во внимание, что ОАО Спиртзавод «Бекетовский» имеет лицензию Б 068250 (регистрационный номер 2045 от 07.08.2007) на осуществление такого вида деятельности как хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), в том числе, головной фракции этилового спирта, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что административным органом допущена неправильная квалификация выявленного административного правонарушения.
В силу положений части 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ лицензированию подлежат такие самостоятельные виды деятельности как хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ спиртосодержащая продукция определена как пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
Учитывая разъяснения, данные в пункте 1 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”», при решении вопроса о том, выполнила ли организация требования Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ в части лицензирования своей деятельности, судам надлежит исходить из того, что имеющаяся у нее лицензия на производство (закупку), хранение и поставку либо на розничную продажу соответствующей продукции не охватывает оказание услуг третьим лицам по хранению принадлежащей им одноименной продукции. На осуществление деятельности по оказанию такого рода услуг организации необходимо иметь отдельную лицензию, предусмотренную абзацем 5 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ. При этом по смыслу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ хранение продукции, являющейся собственностью другого лица, возможно только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, осуществление ОАО Спиртзавод «Бекетовский» хранения спиртосодержащей продукции, не являющейся производством спиртзавода, нельзя расценивать как нарушение лицензионных требований имеющейся у него лицензии на хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), в том числе, головной фракции этилового спирта.
Поскольку лицензия на такой вид деятельности как хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, либо закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, у ОАО Спиртзавод «Бекетовский» отсутствует, в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении от 25.09.2015 № 02-15/2209-01 содержит неправильную квалификацию совершенного ОАО Спиртзавод «Бекетовский» правонарушения.
Учитывая разъяснения, данные в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией продукции, то есть более строгий вид административного наказания по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, а именно в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 150 000 рублей с конфискацией продукции.
Поэтому переквалификация действий ОАО Спиртзавод «Бекетовский» с части 1 статьи 14.17 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.17 КоАП РФ повлечет ухудшение положение лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем, является недопустимой.
Ссылки административного органа на положения пунктов 6, 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
С учетом положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, части 6 статьи 205, частей 1, 2 статьи 206 АПК РФ, отсутствие состава вменяемого ОАО Спиртзавод «Бекетовский» административного правонарушения по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ является основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении лица к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования административного органа не подлежали удовлетворению.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
В пункте 23.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо.
Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Суд принимает во внимание, что ОАО Спиртзавод «Бекетовский» не оспаривает арест спиртосодержащей жидкости согласно протоколу от 10.07.2015 № 07-15/1757-3, доказательств законного хранения (владения) которой суду не представлено.
В судебном заседании представитель ОАО Спиртзавод «Бекетовский» просил удовлетворить ходатайство заявителя об изъятии арестованной продукции.
С учетом изложенной правовой позиции и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота.
Аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 18.05.2016 по делу № А35-11157/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья | П.В. Донцов |
Судьи | Н.Д. Миронцева |
А.И. Протасов |