ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-396/2021 от 26.03.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

2 апреля 2021 года                                               Дело №А64-4286/2019

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 2 апреля 2021 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                                     Ушаковой И.В.,

                                                                                               Малиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е., 

при участии:

от ООО «МЕДТОРГСЕРВИС»: Орловой И.С. – представителя по доверенности №77 АГ 0740606 от 23.04.2019 (сроком на 3 года);

от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области: Краснослабодцева И.О. – представителя по доверенности №2847 от 10.12.2020, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция»,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на решение Арбитражного суд Тамбовской области от 30.12.2020 по делу №А64-4286/2019, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «МЕДТОРГСЕРВИС» (ОГРН 1165024058210, ИНН 5024169069), г.Тамбов к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тамбовской области (ОГРН 1026801158812, ИНН 6831000265), г.Тамбов о признании недействительным акта о результатах комплексной проверки деятельности общества с ограниченной ответственностью «МЕДТОРГСЕРВИС» в системе обязательного медицинского страхования от 07.02.2019, требования о восстановлении финансовых средств, использованных не по целевому назначению от 11.02.2019,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «МЕДТОРГСЕРВИС» (далее – ООО «МЕДТОРГСЕРВИС», заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта о результатах комплексной проверки деятельности ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в системе обязательного медицинского страхования от 07.02.2019, требования о восстановлении финансовых средств, использованных не по целевому назначению от 11.09.2019 №322 (с учетом уточнений от 27.06.2019).

Решением от 30.12.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Акт Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области (далее - ТФОМС Тамбовской области) о результатах комплексной проверки деятельности ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в системе обязательного медицинского страхования от 07.02.2019 в части выводов комиссии, изложенных в 1 пункте:

об установлении в проверяемом периоде нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования: 744460 руб. - оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС (оплата услуг по проведению капитального ремонта); 414090,22 руб. - расходование средств ОМС без подтверждающих документов;

о необходимости возврата в бюджет ТФОМС Тамбовской области использованных не по целевому назначению средств в размере 1497149,76 руб.; уплаты в бюджет ТФОМС Тамбовской области штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в объеме 149714,98 руб. в течение десяти рабочих дней со дня предъявления ТФОМС Тамбовской области требования признан недействительным.

Признано недействительным требование ТФОМС Тамбовской области о восстановлении финансовых средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа от 11.02.2019 № 322.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с обжалуемым судебным актом в части признания недействительным требования ТФОМС Тамбовской области от 11.02.2019 №322 в части требований (пунктов (абзацев), содержащих требования) о возврате ООО «Медторгсервис» в бюджет ТФОМС Тамбовской области использованных не по целевому назначению средств ОМС в сумме 338 599,54 руб. (триста тридцать восемь тысяч пятьсот девяносто девять рублей пятьдесят четыре копейки),полученных ООО «Медторгсервис» в рамках территориальной программы ОМС Тамбовской области и использованных названной медицинской организацией на реализацию территориальной программы ОМС другого субъекта РФ - Республики Северная Осетия - Алания на оплату основной задолженности по налогам и сборам, а так же уплату штрафных санкций и пеней, а также признания недействительным требования ТФОМС Тамбовской области от 11.02.2019 №322 вчасти требований (пунктов (абзацев), содержащих требования)об уплате ООО «Медторгсервис» в бюджет ТФОМС Тамбовской области 3385,99 руб. (трех тысяч трёхсот восьмидесяти пяти рублей девяносто девяти копеек)штрафа, составляющего 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 338 599,54 руб.,полученных ООО «Медторгсервис» в рамках территориальной программы ОМС Тамбовской области и использованных названной медицинской организацией на реализацию территориальной программы ОМС другого субъекта РФ - Республики Северная Осетия - Алания на оплату основной задолженности но налогам и сборам, а так же уплату штрафных санкций и пеней,ТФОМС обратился  в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что в данном случае суд первой инстанции применил в отношении ООО «Медторгсервис» правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в определениях от 28.09.2020 №310-ЭС20-14519; от 08.05.2020 №304-ЭС 19-26462; от 20.04.2020 №304-ЭС20-4520; от 04.06.2019 №304-ЭС 19-7389, которая не применима в рассматриваемом случае, поскольку обстоятельства рассматриваемого дела не тождественны обстоятельствам дел, по которым были вынесены вышеназванные определения Верховного Суда РФ.

Полагает, что в данном случае необходимо руководствоваться правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 19.08.2020 №307-ЭС20-11065 по делу №А05-4121/2019 с тождественными обстоятельствами. Из которой можно сделать вывод о том, что «Медторгсервис» допустило нецелевое использование средств ОМС в 2017-2018 годах, а восстановило их на принадлежащий Тамбовскому филиалу данной медицинской организации банковский счет, предназначенный для отдельного учёта полученных по территориальной программе ОМС Тамбовской области средств, только спустя полмесяца после окончания проверки ТФОМС в 2019 году и через 11 дней после получения (11.02.2019) требования ТФОМС Тамбовской области об уплате штрафа и возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС в бюджет Фонда (то есть почти через два года после первого случая нецелевого использования средств ОМС). Полагает, что данный факт свидетельствует о том, что ООО «Медторгсервис» возвращая деньги на счёт ТФОМС Тамбовской области не стремилось прекратить правонарушение с целью соблюдения требований Закона и руководствовалось не принципом добросовестности при исполнении возложенных на него Законом обязанностей, а преследовало цель уклониться от ответственности, предусмотренной законодательством РФ за умышленно совершённое правонарушение, выявленное комиссией ТФОМС Тамбовской области в ходе проверки. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

В представленном суду апелляционной инстанции отзывеООО «МЕДТОРГСЕРВИС» возражало против доводов апелляционной жалобы ТФОМС Тамбовской области, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Возражений не поступило.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, в период 28.01.2019 по 08.02.2019 на основании приказа от 23.01.2019 №9 Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Тамбовской области проведена комплексная проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании (ОМС) и использования средств обязательного медицинского страхования ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» (далее - по месту нахождения Филиала ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в г. Тамбове за период с 01.09.2017 по 31.12.2018, по результатам которой составлен акт от 07.02.2019.

По результатам проведения проверки в действиях общества были выявлены признаки нецелевого использования средств ОМС на общую сумму 1 497 149,76 руб. (пункт 1 акта), из которых:

1.744 460 руб. - оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС (оплата услуг по проведению капитального ремонта);

2.338 599,54 руб. - расходование средств ОМС на цели реализации территориальной программы ОМС другого субъекта РФ (Филиал ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в г. Владикавказ);

3.   414 090,22 руб. - расходование средств ОМС без подтверждающих
документов (п.1 акта).

В качестве указанных действий квалифицировано расходование средств на оплату капитального ремонта и уплата штрафов на основании предписаний государственных органов, за допущенные Обществом административные правонарушения.

Так, в ходе проверки оправдательных документов, подтверждающих законность использования в 2017 - 2018 средств обязательного медицинского страхования на оплату услуг по ремонту Филиала ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в г.Тамбов установлено следующее.

В рамках договора на выполнение монтажных работ от 18.10.2017 №02-30-17 пм, заключенного с ООО «ВДКС-Групп», платежными поручениями от 18.10.2017 №116 на сумму 70 000 руб. и от 25.12.2017 №354 на сумму 84 800 руб. Филиалом ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в г.Тамбов осуществлена оплата за монтаж охранной и пожарной сигнализации.

В рамках договора о возмездном оказании услуг от 04.09.2017 №МТС2/ИП, заключенного с ООО «Интерстрой», Филиалом ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в г. Тамбов осуществлялись расходы по оплате услуг по проведению следующих видов ремонтных работ: платежным поручением от 23.10.2017 №141 на сумму 95 000 руб. осуществлена оплата услуг по устройству входной группы (крыльцо центрального входа); платежным поручением от 23.10.2017 №142 на сумму 22 100 руб. осуществлена оплата услуг по устройству канализации 1 и 2 зала диализа; платежным поручением от 14.11.2017 №200 на сумму 98 500 руб. осуществлена оплата услуг по устройству железобетонной площадки под генератор, пуско-наладке генератора; платежным поручением от 04.12.2017 №258 на сумму 32 015 руб. осуществлена оплата услуг по устройству навеса; платежным поручением от 27.10.2017 №150 на сумму 42 000 руб. осуществлена оплата услуг по озеленению территории; платежным поручением от 31.01.2018 №52 на сумму 76000 руб. осуществлена оплата услуг по проведению электромонтажных работ, устройству канализации; платежным поручением от 16.02.2018 №133 на сумму 24 500 руб. осуществлена оплата услуг по установке забора; платежным поручением от 08.05.2018 №455 на сумму 26 000 руб. осуществлена оплата услуг по установке оконных решеток в складском помещении; платежным поручением от 08.05.2018 №454 на сумму 41 000 руб. осуществлена оплата услуг по проведению электромонтажных работ; платежным поручением от 30.05.2018 №529 на сумму 34 300 руб. осуществлена оплата услуг по ремонту дверей и устройству домофона; платежным поручением от 08.06.2018 №595 на сумму 7 981 руб. осуществлена оплата услуг по прокладке кабеля и устройству розеток.

В рамках договора купли-продажи от 09.07.2018 №65, заключенного с ИП Кобзевым К.В., платежным поручением от 11.07.2018 №740 на сумму 43870 руб. Филиалом ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в г.Тамбов осуществлена оплата за монтаж перегородки из ПВХ с раздвижной дверью.

В рамках договора купли-продажи от 09.07.2018 №65, заключенного с ИП Кобзевым К.В. платежным поручением от 11.07,2018 №741 на сумму 46394 руб. Филиалом ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в г. Тамбов осуществлена оплата за створки ПВХ и москитную сетку.

Посчитав, что указанные работы относятся к капитальному ремонту, фонд пришел к выводу о том, что филиалом ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в г.Тамбов допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на общую сумму 744 460 руб.

Также в проверяемом периоде ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» за счет средств, полученных в рамках реализации территориальной программы ОМС Тамбовской области в 2017 - 2018 годах осуществлена оплата налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафных санкций в МИФНС по г.Владикавказу, на общую сумму 338 597,28 руб.

Расходование средств ОМС на указанные цели фонд посчитал неправомерным, нецелевым использованием средств ОМС.

В 2018 году Филиалом ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в г.Тамбов также осуществлена оплата пеней, штрафных санкций в ИФНС России по Тамбовской области и ГУ Тамбовское региональное отделение ФСС России на общую сумму 414 090,22 руб.

При этом документы, подтверждающие требование ИФНС России по Тамбовской области и ГУ Тамбовское региональное отделение ФСС РФ об уплате Филиалом ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в г.Тамбов штрафов, пеней и других финансовых санкций, на момент окончания проверки не представлены.

На основании изложенного, фонд пришел к выводу, что филиалом ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в г.Тамбов допущено нецелевое использование средств ОМС в сумме 414 090,22 руб. по уплате задолженности по налогам и сборам, штрафных санкций без подтверждающих документов.

Согласно п. 1 акта филиалу ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в г.Тамбов в течение десяти рабочих дней со дня предъявления ТФОМС Тамбовской области требования необходимо возвратить в бюджет ТФОМС Тамбовской области использованные не по целевому назначению средства в размере 1 497 149,76 руб.; уплатить в бюджет ТФОМС Тамбовской области штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в объеме 149 714,98 руб.

Комиссия фонда также пришла к выводам о том, что отсутствует контроль со стороны ответственных лиц медицинской организации за: своевременным представлением авансового отчета работниками о полученных ими под отчет денежных средствах, а также при возвращении ими из служебной командировки; отражением достоверных данных в форме федерального статистического наблюдения №14-Ф (ОМС) «Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями» в соответствии с данными регистров бухгалтерского учета, представляемой в ТФОМС Тамбовской области (п. 2 акта). Не предоставляется возможным определить размер кредиторской и дебиторской задолженности Филиала ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» г.Тамбов по состоянию на 01.01,2019 в связи с не предоставлением подтверждающих документов (п. 3 акта). В срок до 25.02.2019 Обществу необходимо было в ТФОМС Тамбовской   области   представить   план   мероприятий   по   устранению   нарушений, выявленных проверкой, и ежеквартально, в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, информировать о выполнении намеченных мероприятий (п. 4 акта).

11.02.2019 фондом в адрес Общества выставлено требование № 322 о возврате в бюджет ТФОМС Тамбовской области, использованных не по целевому назначению средств в размере 1 497 149, 76 рублей., а так же уплате в бюджет ТФОМС Тамбовской области штрафа в размере десяти процентов от суммы нецелевого использования средств в объеме 149 714,98 рублей.

Не согласившись с указанным требованием и актом, Обществом в адрес фонда были направлены возражения на Акт.

По результатам рассмотрения указанных возражений фонд не принял доводы Общества, о чем сообщил Обществу письмом № 544 от 07.03.2019, указав, что Общество не оспаривает запрет на расходование средств ОМС на оплату капитального ремонта.

В представленных Обществом сметах ремонтных работ, проведенных в 2018 году, указаны виды работ, отнесённые Ведомственными строительными нормами «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312, к работам по капитальному ремонту.

При этом характеристики указанных работ соответствуют характеристикам работ, поименованным в определении понятия «капитальный ремонт», содержащегося в п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, и характеристикам, указанным в п. 21 ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

На основании изложенного, указанные работы квалифицированы фондом в качестве капитального ремонта.

Доводы Общества о правомерности уплаты за счёт средств ОМС административных штрафов также не учтены.

Законодательством РФ предусмотрено раздельное финансовое обеспечение исполнения территориальных программ ОМС на территории каждого субъекта РФ, что соответствует особому публичному предназначению средств ОМС, сформулированному в Определениях Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 №1648-0 и от 27.10.2015 №2499­0.

Соответственно финансовое обеспечение исполнения территориальной программы ОМС субъекта РФ (г. Владикавказ) за счет денежных средств, полученных медицинской организацией за медицинскую помощь, оказанную в рамках реализации территориальной программы ОМС другого субъекта РФ (Тамбовской области), является неправомерным.

Посчитав акт от 07.09.2019, составленный по результатам проверки, а также требование от 11.09.2019 №322 о восстановлении финансовых средств, использованных не по целевому назначению, незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Судебная коллегия, при разрешении данного спора руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Федеральным законом от 29.11.2010 N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон о медицинском страховании) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона о медицинском страховании медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона о медицинском страховании средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о медицинском страховании территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.

Согласно пункту 2 части 7 статьи 34 Закона о медицинском страховании территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.

На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона о медицинском страховании, подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона о медицинском страховании, средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф.

При этом, из буквального содержания указанной правовой нормы права следует, что средства не по целевому назначению медицинской организацией должны быть именно использованы, т.е. организация самостоятельно (по своей воле) должна распорядиться средствами на иные, не предусмотренные для этого цели.

Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде филиал ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» в г.Тамбов финансировался на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного со страховой медицинской компанией от 01.09.2017 №100-С.

Оплата медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией по территориальной программе обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, осуществлялась: по тарифам, утвержденным Генеральным тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Тамбовской области от 17.01.2017 (с учетом дополнительных соглашений) - на 2017 год; от 27.12.2017 (с учетом дополнительных соглашений) - на 2018 год; в соответствии с объемами медицинской помощи, утвержденными решениями Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Согласно пункта 158 Правил ОМС, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 №158н, в состав тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи.

Уплата налогов, страховых взносов, пеней и штрафов входит в статьи расходов, учитываемых при расчете тарифа на медицинскую помощь в системе ОМС.

Согласно части 4 пункта 4.2. подпункта 4.42.5 Генерального тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2017 год от 17.01.2017 и Генерального тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2018 год от 27.12.2017, средства, заработанные медицинской организацией по территориальной программе ОМС расходуются, в том числе, на прочие расходы, которые включают в себя: расходы по уплате налога на имущество, других налогов и сборов в бюджеты всех уровней (кроме начислений на оплату труда), государственные пошлины и иных обязательных платежей, штрафов и пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов.

Таким образом, само по себе расходование средств ОМС на оплату налогов, страховых взносов, пеней и штрафов не может быть признано неправомерным, поскольку возможность их расходование за счет средств ОМС предусмотрено действующим законодательством.

Кроме этого, в рассматриваемом случае самостоятельная и непосредственная уплата штрафных санкций и пеней с расчетного счета заявителем не осуществлялась.

Денежные средства в сумме 338 597,28 руб. были списаны с расчетного счета, открытого для учета операций со средствами ОМС, и предусмотренного для оплаты медицинской помощи в рамках финансового обеспечения Территориальной программы на 2017 и 2018 год - Филиалом налогового органа - МИФНС по г.Владикавказу в безакцептном порядке, то есть без волеизъявления заявителяна основании решений о взыскании налога, сбора, страховых сборов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.

Кроме того, фактическое восстановление ООО «МЕДТОРГСЕРВИС» на счете ОМС спорных средств в указанном размере исключает возможность их повторного перечисления в бюджет фонда, поскольку иное будет означать изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены, что противоречит компенсационному характеру нормы, установленной в части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ.

Удовлетворение требований ТФОМС Тамбовской области  в данной части повлечет получение Фондом спорных денежных средств в двойном размере.

Ссылка в апелляционной жалобе ТФОМС Тамбовской области на судебную практику отклоняется, поскольку по каждому из указанных споров суды исходили из конкретных обстоятельств дела, не тождественных обстоятельствам рассмотренного дела.

При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.12.2020 по делу №А64-4286/2019 в обжалуемой части, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента  его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                   А.И. Протасов

судьи                                                                                     И.В. Ушакова                                                            

                                                                                              Е.В. Малина