ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
10 декабря 2007 года А14-4749-2007
г. Воронеж 190/28
Резолютивная часть постановления объявлена 06.12.2007г.
Полный текст постановления изготовлен 10.12.2007г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2007 года по делу № А14-4749-2007/190/28 (судья Соболева Е.П.) по заявлению ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» к ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа о признании недействительным ее решения № 138 от 11.05.2007г.,
при участии:
от налогоплательщика: ФИО3, председателя, протокол от 28.06.2007г., паспорт серии <...> выдан ОВД Советского района г. Воронежа 22.03.20007г.,
от налогового органа: ФИО4, специалиста 1 категории, доверенность № 04-04/704 от 18.01.2007г., удостоверение УР № 138099 выдано 16.02.2007г., ФИО5, специалиста 1 разряда юридического отдела, доверенность № 04-12/15868 от 01.08.2007г., удостоверение УР № 288310 действительно до 31.12.2009г.,
УСТАНОВИЛ:
ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа о признании недействительным решения № 138 от 11.05.2007г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2007г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрение дела откладывалось.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 20.10.2006г. ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» в ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа была представлена налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2006 года, согласно которой сумма НДС, начисленная по реализации товаров (работ, услуг) составила 8776 руб., налоговые вычеты заявлены в сумме 8776 руб., сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет составила – 0 руб. В разделе 4 данной декларации «Операции, не подлежащие налогообложению» была отражена стоимость реализованных товаров (работ, услуг) в сумме 9426966 руб.
11 апреля 2007 года налоговым органом было принято решение № 73/1 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа направила в адрес налогоплательщика требование № 11-03/6862 (436) от 12.04.2007г. о представлении документов, в том числе: письменных заявлений о желании вступить в члены общества; учетных данных, свидетельствующих о приеме в члены общества; справок ВТЭК об инвалидности; документов, подтверждающих статус и полномочия законных представителей (если речь идет о законном представителе); документов о назначении ФИО6 директором хозрасчетного производственного строительного подразделения; документа, подтверждающего статус ФИО7 и его полномочия на заключение договоров (№ 1 от 01.01.2006г., № 32 от 01.01.2006г., № 4 от 01.01.2006г.) от имени общества; книги покупок за период с 01.07.2006 г. по 13.12.2006 г. и счетов-фактур, на основании которых заявлены налоговые вычеты за указанный период, а также первичных документов, на основании которых ТМЦ (работы, услуги) приняты на учет; письменных пояснений по вопросу правомерности выполнения работ от имени общества хозрасчетным производственным строительным подразделением после 01.07.2006г. и правомерности подписания счетов-фактур, оформленных после 01.07.2006г., ФИО6 и ФИО8 от имени общества.
В срок, установленный в требовании, названные документы и пояснения налогоплательщиком представлены не были.
По результатам камеральной проверки указанной декларации и представленных налогоплательщиков документов налоговым органом было вынесено решение № 138 от 11.05.2007г. о привлечении ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 339371 руб. Кроме того, данным решением налогоплательщику предложено уплатить НДС в сумме 1696854 руб. и пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 122402 руб.
Основанием для доначисления указанных сумм налога, пени и штрафов послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком льготы, предусмотренной подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, в связи с тем, что налогоплательщиком документально не подтверждено, что среди членов Общества инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Не согласившись с выводами налогового органа, ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом суд исходил из того, что налогоплательщиком не соблюдены необходимые условия для предоставления льготы по налогу на добавленную стоимость, а именно не представлены документы, подтверждающие, что среди членов Общества инвалиды и их законные представители составляют не мене 80 процентов.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 143 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Пунктом 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу ст. 56 НК РФ налогоплательщики имеют право на льготы по налогам и сборам, под которыми названной статьей понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Статьей 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемых от налогообложения). Согласно подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) непосредственно общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Учитывая, что налоговое законодательство понятие общественной организации инвалидов не определяет, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ подлежат применению понятия, содержащиеся в Федеральном законе «Об общественных объединениях» и в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьей 8 Федерального Закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественной организацией понимается одна из организационно-правовых форм общественных объединений, а именно объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
В соответствии со ст. 18 названного Закона общественная организация считается созданной с момента принятия учредительным съездом (конференцией, общим собранием) решения о ее создании, об утверждении устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Статьей 14 Закона установлено, что в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
В силу ст. 21 Закона государственная регистрация общероссийского общественного объединения осуществляется федеральным органом государственной регистрации. Государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой названной статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии документа о государственной регистрации общественного объединения. В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
Статьей 33 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Таким образом, в целях налогообложения под общественной организацией инвалидов следует понимать созданную и действующую для защиты прав и законных интересов инвалидов организацию, среди членов которой инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, прошедшую в указанном качестве государственную регистрацию в установленном порядке.
В силу подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ указанные организации имеют право на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) непосредственно ими самими.
Как следует из имеющихся в дела документов, Воронежская областная общественная организация инвалидов является региональной организацией (отделением) Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». В состав региональной организации входят местные организации, создаваемые в соответствующих муниципальных образованиях Воронежской области, и первичные организации, создаваемые по месту жительства или по месту работы (учебы) инвалидов.
Воронежская областная организация инвалидов создана 29.12.1991г., зарегистрирована в качестве юридического лица управлением Министерства юстиции России по Воронежской области 17.07.2002г., внесена в Единый государственный реестр юридических лиц управлением Федеральной налоговой службы по Воронежской области 17.07.2002г.
Факт государственной регистрации организации в качестве общественной организации инвалидов, так же как и факт соответствия ее критериям, установленным действующим законодательством для организаций такого вида, налоговым органом не оспаривается. Доказательств того, что после государственной регистрации организация перестала соответствовать критериям общественной организации инвалидов, установленным законодательством об общественных организациях инвалидов (в том числе критерию численности инвалидов или их законных представителей не менее 80 процентов от общего числа членов организации), налоговый орган суду не представил.
Из ответа управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 26.11.2007г. № 11-35/11212дсп на запрос апелляционного суда следует, что сведения об обращении уполномоченных органов с сообщениями о несоответствии Воронежской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» или ее деятельности статусу общественной организации инвалидов, понятие которой закреплено в ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в регистрационном деле организации отсутствуют.
В соответствии со статистическими отчетами по форме № 3-ВОИ, утвержденной постановлением президиума Центрального Правления ВОИ от 01.04.2005г. № 15-2, составленными на основании отчетов районных организаций инвалидов и представленными Воронежской областной организацией инвалидов в Центральное Правление ВОИ и в налоговый орган по месту налогового учета – инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району, по состоянию на 01.01.2006г. численность членов областной организации инвалидов составляла 56354 человека, в том числе инвалиды и их законные представители – 55763 человека, по состоянию на 01.01.2007 г. - 56217 человек, в том числе инвалиды и их законные представители - 55793 человека, что составляет соответственно 98,95 и 99,24 процента от общей численности членов организации.
Согласно реестрам численности членов Воронежской областной организации инвалидов по районам, на момент рассмотрения настоящего дела численность членов общества составляет 56217 человек, численность инвалидов, в отношении которых организация обладает сведениями о присвоении им группы инвалидности - 52784 человека, что составляет 93,89 процента от общей численности членов организации.
В спорном периоде организацией осуществлялась строительная деятельность на основании заключенных ею договоров подряда от 01.01.2006г. с ОАО «Рамоньстрой» и от 09.10.2006г. с МУЗ «ЦРБ Рамонского района Воронежской области», дополнительных соглашений от 15.09.2006г. № 2 и от 01.12.2006г. № 3 к государственному контракту от 15.07.2005г. № 15-К с казенным предприятием «Единая дирекция капитального строительства и газификации».
На выполненные работы, указанные услуги и поставленные товары налогоплательщиком выставлены заказчикам счета-фактуры без выделения в них НДС: № 22 от 31.07.2006г. на сумму 2677 руб. 39 коп., № 23 от 31.07.2006г. на сумму 377114 руб., № 24 от 31.07.2006г. на сумму 6670000 руб., № 28 от 31.08.2006г. на сумму 136320 руб., № 29 от 31.08.2006г. на сумму 679126 руб., № 30 от 31.08.2006г. на сумму 249650 руб., № 31 от 29.09.2006г. на сумму 573643 руб., № 47 от 30.09.2006г. на сумму 51401 руб., № 48 от 30.09.2006г. на сумму 62705 руб., № 49 от 30.09.2006г. на сумму 234913 руб., № 32 от 29.09.2006г. на сумму 26399 руб. 57 коп., № 33 от 29.09.2006г. на сумму 55304 руб. 16 коп., № 34 от 29.09.2006г. на сумму 52182 руб. 40 коп., № 35 от 29.09.2006г. на сумму 33934 руб. 13 коп., № 36 от 29.09.2006г. на сумму 38176 руб. 59 коп., № 37 от 29.09.2006г. на сумму 42812 руб., № 38 от 29.09.2006г. на сумму 23616 руб. 44 коп., № 39 от 29.09.2006г. на сумму 16598 руб. 18 коп., № 40 от 29.09.2006г. на сумму 1240 руб., № 42 от 29.09.2006г. на сумму 19671 руб. 34 коп., № 43 от 29.09.2006г. на сумму 42437 руб. 18 коп., № 44 от 29.09.2006г. на сумму 37044 руб. 80 коп.
Факт выполнения строительных работ и услуг самой общественной организацией инвалидов и реализации материальных ценностей, произведенных общественной организацией, подтверждается актами выполненных работ за июль, сентябрь 2006 года, договорами аренды № 1 и № 2 от 01.01.2006г. столярной мастерской и пилорамы, транспортных средств, машин и оборудования, калькуляциями, материальными отчетами, документами бухгалтерского учета произведенных материальных ценностей.
В сданной налоговому органу налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2006 года налогоплательщик отразил оборот от реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в сумме 9426966 руб. (код льготы 1010272), в том числе реализация товаров собственного производства - 392094 руб. 18 коп.
Таким образом, материалами дела доказано соблюдение налогоплательщиком всех необходимых условий для получения налоговой льготы, установленной подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для отказа налогоплательщику в праве на получение налоговой льготы и для доначисления налога, пеней и санкций по обороту от реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению.
В соответствии с разъяснением, данным в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, под которой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны, если налоговым органом не доказано обратное.
При рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). При этом вывод о необоснованности налоговой выгоды должен быть основан на объективной информации, с бесспорностью подтверждающей, что действия налогоплательщика не имели разумной деловой цели, а были направлены исключительно на создание благоприятных налоговых последствий.
Действующее законодательство возлагает на налоговые органы обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщика, однако, налоговым органом не представлено суду доказательств неправомерного использования налогоплательщиком льготы по налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Ссылка налогового органа на то, что налогоплательщиком не представлен ряд первичных документов, подтверждающих прием в организацию в качестве членов лиц, являющихся инвалидами, не может быть принята судом апелляционной инстанции.
В силу ст. 21 НК РФ (в действующей редакции) налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Статья 88 НК РФ (в действующей редакции) устанавливает, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88) и предоставляет налоговому органу право истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88). Одновременно пункт 7 названной статьи устанавливает, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено названной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
Налоговый кодекс РФ не называет в качестве документов, необходимых для подтверждения численности инвалидов в общественной организации инвалидов, заявления о вступлении инвалидов в члены организации и документы о приеме инвалидов в члены организации, а также документы о признании граждан инвалидами и присвоении им группы инвалидности, следовательно, указанные документы не являются теми документы, которые должны быть приложены к налоговой декларации, или теми документами, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительно при проведении камеральной проверки.
Из акта камеральной проверки и решения налогового органа следует, что для камеральной проверки налогоплательщиком были представлены уставные документы организации и документы о численности членов организации инвалидов. Доказательств наличия у налогового органа документов, опровергающих представленные налогоплательщиком сведения о численности инвалидов, и, как следствие, обосновывающих необходимость истребования дополнительных документов для проверки численности инвалидов, налоговым органом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, непредставление налогоплательщиком истребованных у него документов не могло служить основанием для доначисления ему спорных сумм налога и пеней, так как налоговым органом факт неправильного исчисления налога в результате неправомерного применения налоговой льготы не доказан.
Также не имелось у налогового органа и оснований для применения налоговой ответственности за неуплату налога.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В силу п. 1 ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
При этом, согласно п. 6 ст. 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Пункт 1 ст. 122 НК РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату налога, допущенную в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), однако, налоговым органом не представлено доказательств вины общества в неполной уплате налога на добавленную стоимость в сумме 1696854 руб. в результате именно тех действий, которые составляют объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена названной статьей.
Само по себе непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Аналогичное последствие неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа о предоставлении документов, необходимых для проверки, предусмотрено п. 2 ст. 93 НК РФ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
В соответствии с п. 14 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Однако, исходя из содержания положений ст. 100 НК РФ, которая как в редакции до 01.01.2007г., так и в редакции после указанной даты именуется «Оформление результатов (до 01.01.2007г. - «выездной») налоговой проверки», а также в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 12.07.2006г. № 267-О, от 03.10.2006 г. № 442-О, процедура вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки не относится к понятию «оформление результатов налоговой проверки».
Следовательно, положения ст. 101 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» подлежат применению к процедуре вынесения решения по результатам налоговых проверок, которые были начаты до 01.01.2007 г., в случае, если такие решения приняты налоговым органом после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ .
В рассматриваемом случае решение по результатам камеральной налоговой проверки ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» вынесено 11.05.2007г. Следовательно, при рассмотрении материалов налоговой проверки и вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности ИФНС Ленинскому району г.Воронежа была обязана соблюсти требования ст. 101 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ.
На основании подп. 1 ст. 101 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007г.), акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Обязанность руководителя (заместитель руководителя) налогового органа заблаговременно уведомлять лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, установлена п. 2 ст. 101 НК РФ. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Согласно п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;
3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
В силу п. 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан установить:
1) совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
2) образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
3) имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 настоящего Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы (пункт 6 статьи 101).
Пунктом 7 ст. 101 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, из смысла взаимосвязанных положений ст.ст. 100 и 101 НК РФ следует, что рассмотрение материалов налоговой проверки и принятие решения по ним осуществляется непосредственно руководителем налогового органа или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещен налогоплательщик или его представитель, в присутствии налогоплательщика или его представителя, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.
При этом обязанность налоговых органов уведомлять налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа является важнейшей гарантией соблюдения прав налогоплательщика при разрешении вопроса о привлечении к налоговой ответственности.
Существенные нарушения процедуры проверки, в числе которых законодатель особо выделил обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, являются основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Учитывая, что полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля сведения относятся к материалам налоговой проверки и дают основания для вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности или об освобождении его от ответственности, они, должны быть предоставлены налогоплательщику для ознакомления в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 100 НК РФ, во-вторых, налоговый орган должен обеспечить налогоплательщику возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки с учетом полученных результатов дополнительных мероприятий налогового контроля в порядке, установленном п. 2 ст. 101 НК РФ.
В случае, если по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик не извещается о месте и времени рассмотрения всех материалов налоговой проверки, в том числе полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, и ему не предоставляется возможность представить пояснения (возражения), в том числе и устные, при принятии руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения в соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ, права налогоплательщика следует признать существенно ущемленными.
Как следует из материалов дела, камеральная налоговая проверка в отношении общественной организации инвалидов начата 24.01.2007г., окончена 14.03.2007г., акт по итогам проверки был составлен 16.03.2007г., следовательно, в силу положений ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ, оформление результатов проверки и рассмотрение материалов проверки должно было быть произведено налоговым органом в порядке, установленном Налоговым кодексом в редакции Федерального закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ.
Из акта камеральной проверки от 16.03.2007г. № 107 и имеющегося в деле протокола рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки усматривается, что рассмотрение материалов проверки было назначено и производилось заместителем начальника инспекции ФИО9 09.04.2007г. в присутствии представителя организации ФИО10
Однако, в нарушение порядка, установленного статьей 101 Кодекса, в указанный день лицом, рассматривающим материалы проверки, решения по результатам проверки о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности принято не было, также как не было принято и решений об отложении рассмотрения материалов проверки либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, а 11.04.2007г. руководителем налогового органа ФИО11 принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля № 73/1. Сведения об ознакомлении с указанным решением налогоплательщика налоговым органом суду не представлены, так же как не представлены и сведения о предоставлении налогоплательщику возможности ознакомления с материалами, полученными в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности № 138 было принято 11.05.2007г. руководителем налогового органа ФИО11, не участвовавшим в рассмотрении материалов проверки согласно протоколу о рассмотрении материалов проверки от 09.04.2007г., без извещения налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки в указанное время.
Оценив все изложенные обстоятельства в совокупности, суд апелляционной инстанции считает нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, допущенные налоговым органом при привлечении к ответственности Воронежской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», существенными, что в силу положений п. 14 ст. 101 НК РФ влечет недействительность оспариваемого ненормативного акта.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, принявший акт, решение.
В данном случае налоговый орган не представил суду надлежащих доказательств совершения общественной организацией инвалидов действий, направленных на необоснованное получение налоговой выгоды, также как не представила и доказательств соблюдения процедуры оформления результатов камеральной проверки и принятия решения по результатам проверки.
В свою очередь, общественная организация инвалидов представила документы, подтверждающие ведение ею своими силами хозяйственной деятельности, в результате которой были совершены операции по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Представленные налогоплательщиком документы соответствуют требованиям налогового законодательства, содержат непротиворечивые сведения и подтверждают доводы налогоплательщика, приводимые им в обоснование права на налоговую льготу по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2006 года, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для доначисления ему 1696854 руб. налога, 122402 руб. пеней за несвоевременную уплату налога, 339371 руб. штрафа за неуплату налога.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2007г. по делу № А14-4749-2007/190/28 отмене.
Нарушение требований процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о судебных расходах по делу судом не решается, так как налогоплательщик при обращении в арбитражный суд расходов по уплате государственной пошлины не понес в связи с освобождением от ее уплаты в силу подп. 1 п. 2 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу ВООООО «Всероссийское общество инвалидов» удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2007 года по делу № А14-4749-2007/190/28 отменить.
Признать недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа № 138 от 11.05.2007г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Воронежа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ВООООО «Всероссийское общество инвалидов».
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья: В.А.Скрынников
Судьи: Т.Л.Михайлова
ФИО1