ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-4912/07 от 06.12.2007 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 декабря 2007 г. Дело № А14-4748-2007

город Воронеж 199/34

Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2007 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2007 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи - Михайловой Т.Л.,

судей - Скрынникова В.А.,

ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» на решение арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2007 г. (судья Кораблева Г.Н),

принятое по заявлению Воронежской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа о признании недействительным решения

при участии в судебном заседании:

от налогового органа: ФИО3, специалиста по доверенности от 18.01.2007 г., ФИО4, специалиста по доверенности № 04-12/15868 от 01.08.2007 г.

от налогоплательщика: ФИО5, руководителя, протокол от 28.06.2007 г.,

УСТАНОВИЛ:

Воронежская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее – общественная организация, налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа (далее – налоговый орган, инспекция) от 11.05.2007 г. № 139 «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».

Решением арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2007 г. в удовлетворении требований общественной организации отказано.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общественная организация обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения по причине неправильного применения судом норм материального права и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, и о принятии нового решения об удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы налогоплательщик ссылается на отсутствие у него обязанности представлять с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость, а у налогового органа права требовать при проведении камеральной проверки декларации предоставления налогоплательщиком письменных заявлений граждан о желании вступить в члены общества, учетных данных, свидетельствующих о приеме в члены общества, справок ВТЭК об инвалидности на всех членов общества, документов, подтверждающих статус и полномочия законных представителей инвалидов, поскольку наличие у организации статуса региональной общественной организации инвалидов подтверждается его государственной регистрацией в качестве таковой, а количество членов организации – отчетностью по форме № 3-ВОИ, представляемой ежегодно в целях подтверждения права на льготы в налоговый орган.

Кроме того, в качестве подтверждения количества членов организации, являющихся инвалидами, налогоплательщик представил суду реестр членов организации по районам с указанием реквизитов справок ВТЭК об установлении группы инвалидности.

В связи с указанным, налогоплательщик считает правомерным применение им льготы по налогообложению налогом на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, и необоснованным произведенное налоговым органом доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 165709 руб. и пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 6222 руб., а также применение налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания штрафа в сумме 33142 руб.

Представители налогового органа возразили против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

По мнению налогового органа, поскольку налогоплательщик обязан представлять налоговому органу документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, но не представил по требованию налогового органа документы, обосновывающие его право на налоговую льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, им допущено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса – неуплата налога вследствие неправомерного использования налоговой льготы.

Представленный налогоплательщиком реестр членов общественной организации налоговый орган считает ненадлежащим доказательством, так как, во-первых, указанный документ представлен только суду, во-вторых, к нему не приложены документы, подтверждающие наличие у лиц, указанных в списке, статуса инвалидов (справка ВТЭК) или полномочий представителя инвалида, а также принятие этих лиц в члены общественной организации инвалидов (заявление, решение о принятии в члены организации и т.п.).

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 22.01.2007 г. Воронежская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» представила в инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2006 г., в которой стоимость реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по ставке 18 процентов, отражена в сумме 32040 руб. и с нее к уплате в бюджет исчислен налог в сумме 4887 руб.; налог, предъявленный налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, отражен в сумме 4887 руб.; стоимость товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), составила 920605 руб. (код льготы 1010272); общая сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет (возмещению из бюджета) составила 0 руб.

Для проведения камеральной проверки сданной декларации налоговым органом направлено налогоплательщику требование о предоставлении документов от 24.01.2007 г. № 11-03/1298, которым предложено представить ряд документов, в том числе: учредительные документы; свидетельство о регистрации, выданное Минюстом России; книгу продаж за июль – декабрь 2006 г.; главную книгу за 2006 г.; учетную политику на 2006 г.; первичные документы, на основании которых заполнена книга продаж за 2006 г.; бухгалтерский регистр по учету реализации за период с июля по декабрь 2006 г.; журнал регистрации полученных счетов-фактур; журнал регистрации выданных счетов-фактур; копии справок ВТЭК и копии трудовых книжек на инвалидов; штатное расписание; документы, подтверждающие оказание всесторонней материальной и моральной помощи инвалидам; другие документы, на основании которых применена налоговая льгота по налогу на добавленную стоимость; аналитические данные по распределению налоговых вычетов по облагаемым и необлагаемым оборотам; лицензии, акты выполненных работ, договоры с поставщиками и заказчиками.

По результатам проверки налоговой декларации и представленных документов составлен акт камеральной проверки от 16.03.2007 г. № 108, зафиксировавший факт неправомерного использования общественной организацией инвалидов льготы по налогообложению налогом на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации для общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в связи с тем, что в четвертом квартале 2006 г. инвалиды среди членов общественной организации составили лишь 57.2 процентов.

В связи с представлением налогоплательщиком возражений на акт камеральной проверки налоговым органом принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе осуществления которых налогоплательщику было направлено еще одно требование № 6962 от 12.04.2007 г. о представлении следующих документов: письменных заявлений о желании вступить в члены общества; учетных данных, свидетельствующих о приеме в члены общества; справок ВТЭК об инвалидности; документов, подтверждающих статус и полномочия законных представителей (если речь идет о законном представителе); документов о назначении ФИО6 директором хозрасчетного производственного строительного подразделения; документа, подтверждающего статус ФИО7 и его полномочия на заключение договоров (№ 1 от 01.01.2006 г., № 32 от 01.01.2006 г., № 4 от 01.01.2006 г.) от имени общества; книги покупок за период с 01.07.2006 г. по 13.12.2006 г. и счетов-фактур, на основании которых заявлены налоговые вычеты за указанный период, а также первичных документов, на основании которых ТМЦ (работы, услуги) приняты на учет; письменных пояснений по вопросу правомерности выполнения работ от имени общества хозрасчетным производственным строительным подразделением после 01.07.2006 г. и правомерности подписания счетов-фактур, оформленных после 01.07.2006 г., ФИО6 и ФИО8 от имени общества.

11.05.2007 г. руководителем налогового органа ФИО9 принято решение № 139 «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», которым констатирован факт непредставления налогоплательщиком ряда истребованных документов: письменных заявлений о желании вступить в члены общества; учетных данных, свидетельствующих о приеме в члены общества; справок ВТЭК об инвалидности; документов, подтверждающих статус и полномочия законных представителей.

Указанное обстоятельство явилось основанием для вывода налогового органа о том, что налогоплательщиком не подтверждена обоснованность применения льготы по налогу на добавленную стоимость согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса (код 1010272) по налоговой декларации за четвертый квартал 2006 г. на реализацию в сумме 920605 руб. 20 коп., в том числе сумма реализованных товарно-материальных ценностей в размере 11909 руб. 20 коп., которые не были самостоятельно произведены общественной организацией инвалидов.

Решением № 139 налогоплательщику доначислен к уплате в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 165709 руб. (в том числе с реализации 11909 руб. 20 коп. - 2144 руб.), пени за несвоевременную уплату налога в сумме 6222 руб., штраф за неуплату налога, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, в сумме 33142 руб.

На добровольную уплату доначисленных сумм налогоплательщику направлено требование № 201 от 29.05.2007 г.

Не согласившись с действиями налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.

В соответствии со статей 143 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В силу статьи 56 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на льготы по налогам и сборам, под которыми названной статьей понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Статьей 149 Налогового кодекса установлен перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемых от налогообложения). Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) непосредственно общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.

Учитывая, что налоговое законодательство понятие общественной организации инвалидов не определяет, в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса подлежат применению понятия, содержащиеся в Федеральном законе «Об общественных объединениях» и в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статьей 8 Федерального Закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественной организацией понимается одна из организационно-правовых форм общественных объединений, а именно объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

В соответствии со статьей 18 названного Закона общественная организация считается созданной с момента принятия учредительным съездом (конференцией, общим собранием) решения о ее создании, об утверждении устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Статьей 14 Закона установлено, что в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

В силу статьи 21 Закона государственная регистрация общероссийского общественного объединения осуществляется федеральным органом государственной регистрации. Государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой названной статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии документа о государственной регистрации общественного объединения. В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Статьей 33 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Таким образом, в целях налогообложения под общественной организацией инвалидов следует понимать созданную и действующую для защиты прав и законных интересов инвалидов организацию, среди членов которой инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, прошедшую в указанном качестве государственную регистрацию в установленном порядке.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса указанные организации имеют право на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) непосредственно ими самими.

Как следует из имеющихся в дела документов, Воронежская областная общественная организация инвалидов является региональной организацией (отделением) Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». В состав региональной организации входят местные организации, создаваемые в соответствующих муниципальных образованиях Воронежской области, и первичные организации, создаваемые по месту жительства или по месту работы (учебы) инвалидов.

Воронежская областная организация инвалидов создана 29.12.1991 г., зарегистрирована в качестве юридического лица управлением Министерства юстиции России по Воронежской области 17.07.2002 г., внесена в Единый государственный реестр юридических лиц управлением Федеральной налоговой службы по Воронежской области 17.07.2002 г.

Факт государственной регистрации организации в качестве общественной организации инвалидов, так же как и факт соответствия ее критериям, установленным действующим законодательством для организаций такого вида, налоговым органом не оспаривается. Доказательств того, что после государственной регистрации организация перестала соответствовать критериям общественной организации инвалидов, установленным законодательством об общественных организациях инвалидов (в том числе критерию численности инвалидов или их законных представителей не менее 80 процентов от общего числа членов организации), налоговый орган суду не представил.

Из ответа управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 26.11.2007 г. № 11-35/11215дсп на запрос апелляционного суда следует, что сведения об обращении уполномоченных органов с сообщениями о несоответствии Воронежской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» или ее деятельности статусу общественной организации инвалидов, понятие которой закреплено в статье 33 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в регистрационном деле организации отсутствуют.

В соответствии со статистическими отчетами по форме № 3-ВОИ, утвержденной постановлением президиума Центрального Правления ВОИ от 01.04.2005 г. № 15-2, составленными на основании отчетов районных организаций инвалидов и представленными Воронежской областной организацией инвалидов в Центральное Правление ВОИ и в налоговый орган по месту налогового учета – инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району, по состоянию на 01.01.2006 г. численность членов областной организации инвалидов составляла 56354 человека, в том числе инвалиды и их законные представители – 55763 человека, по состоянию на 01.01.2007 г. - 56217 человек, в том числе инвалиды и их законные представители - 55793 человека, что составляет соответственно 98.95 и 99.24 процента от общей численности членов организации.

Согласно реестрам численности членов Воронежской областной организации инвалидов по районам, на момент рассмотрения настоящего дела численность членов общества составляет 56217 человек, численность инвалидов, в отношении которых организация обладает сведениями о присвоении им группы инвалидности - 52784 человека, что составляет 93.89 процента от общей численности членов организации.

В спорном периоде организацией осуществлялась строительная деятельность на основании заключенных ею договоров подряда от 01.01.2006 г. с открытым акционерным обществом «Рамоньстрой» и от 09.10.2006 г. с муниципальным учреждением здравоохранения «ЦРБ Рамонского района Воронежской области», дополнительных соглашений от 15.09.2006 г. № 2 и от 01.12.2006 г. № 3 к государственному контракту от 15.07.2005 г. № 15-К с казенным предприятием «Единая дирекция капитального строительства и газификации».

На выполненные работы организацией выставлены заказчикам счета-фактуры без выделения в них налога на добавленную стоимость:

-№ 50 от 16.10.2006 г. на сумму 143087 руб.,

-№52 от 31.10.2006 г. на сумму 101505 руб.,

-№ 53 от 30.11.2006 г. на сумму 27657 руб.,

-№ 54 от 08.12.2006 г. на сумму 473338 руб.,

-№ 57 от 20.12.2006 г. на сумму 43862 руб.

Кроме того, по счету-фактуре № 58 от 26.12.2006 г. организацией реализованы транспортные услуги на автомашине ВАЗ 21053 на сумму 847 руб., по счетам-фактурам №№ 56 от 20.12.2006 г., 59, 62, 63 от 29.12.2006 г. – носилки на сумму 1641 руб. 40 коп., ящик из-под раствора на сумму 627 руб., раствор М-100 на сумму 844 руб., бетон М-200 на сумму 8796 руб. 80 коп., произведенные организацией.

Факт выполнения строительных работ и услуг самой общественной организацией инвалидов и реализации материальных ценностей, произведенных общественной организацией, подтверждается актом выполненных работ за ноябрь 2006 г., договором аренды № 1 и № 2 от 01.01.2006 г. столярной мастерской и пилорамы, транспортных средств, машин и оборудования, калькуляциями, материальными отчетами на изготовление носилок, ящика, раствора и бетона, документами бухгалтерского учета произведенных материальных ценностей.

В сданной налоговому органу налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2006 г. налогоплательщик отразил оборот от реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в сумме 920605 руб. (код льготы 1010272), в том числе реализация товаров собственного производства - 11909 руб. 20 коп.

Таким образом, материалами дела доказано соблюдение налогоплательщиком всех необходимых условий для получения налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для отказа налогоплательщику в праве на получение налоговой льготы и для доначисления налога, пеней и санкций по обороту от реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению.

В  соответствии с разъяснением, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, под которой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны, если налоговым органом не доказано обратное.

При рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). При этом вывод о необоснованности налоговой выгоды должен быть основан на объективной информации, с бесспорностью подтверждающей, что действия налогоплательщика не имели разумной деловой цели, а были направлены исключительно на создание благоприятных налоговых последствий.

Действующее законодательство возлагает на налоговые органы обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщика, однако, налоговым органом не представлено суду доказательств неправомерного использования налогоплательщиком льготы по налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Ссылка налогового органа на то, что налогоплательщиком не представлен ряд первичных документов, подтверждающих прием в организацию в качестве членов лиц, являющихся инвалидами, не может быть принята судом как необоснованная.

В силу статьи 21 Налогового кодекса (в действующей редакции) налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Статья 88 Налогового кодекса (в действующей редакции) устанавливает, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (пункт 1 статьи 88) и предоставляет налоговому органу право истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88). Одновременно пункт 7 названной статьи устанавливает, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено названной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

Налоговый кодекс Российской Федерации не называет в качестве документов, необходимых для подтверждения численности инвалидов в общественной организации инвалидов, заявления о вступлении инвалидов в члены организации и документы о приеме инвалидов в члены организации, а также документы о признании граждан инвалидами и присвоении им группы инвалидности, следовательно, указанные документы не являются теми документы, которые должны быть приложены к налоговой декларации, или теми документами, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительно при проведении камеральной проверки.

Из акта камеральной проверки и решения налогового органа следует, что для камеральной проверки налогоплательщиком были представлены уставные документы организации и статистические документы о численности членов организации инвалидов. Доказательств наличия у налогового органа документов, опровергающих представленные налогоплательщиком сведения о численности инвалидов, и, как следствие, обосновывающих необходимость истребования дополнительных документов для проверки численности инвалидов, налоговым органом суду не представлено.

При таких обстоятельствах, непредставление налогоплательщиком истребованных у него документов не могло служить основанием для доначисления ему спорных сумм налога и пеней, так как налоговым органом факт неправильного исчисления налога в результате неправомерного применения налоговой льготы не доказан.

Также не имелось у налогового органа и оснований для применения налоговой ответственности за неуплату налога.

В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В силу пункта 1 статьи 110 Налогового кодекса виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Согласно статье 109 Налогового кодекса лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

При этом, согласно пункту 6 статьи 108 Налогового кодекса обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату налога, допущенную в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), однако, налоговым органом не представлено доказательств вины общества в неполной уплате налога на добавленную стоимость в сумме 165709 руб. в результате именно тех действий, которые составляют объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена названной статьей.

Само по себе непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса. Аналогичное последствие неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа о предоставлении документов, необходимых для проверки, предусмотрено пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым учесть при рассмотрении апелляционной жалобы следующее.

Порядок проведения налоговой проверки и принятия решения по результатам налоговой проверки регулируется главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации «Налоговый контроль».

В соответствии с пунктом 13 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, начавшиеся после 31 декабря 2006 года, проводятся в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона).

Пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2007 г.), регулирующим с 01.01.2007 г. порядок оформления результатов камеральной проверки в силу пункта 5 статьи 8 Налогового кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007 г.), установлено, что по результатам проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (пункт 5 статьи 100 Налогового кодекса).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (пункт 6 статьи 100 Налогового кодекса).

На основании подпункта 1 статьи 101 Налогового кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007 г.), акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Обязанность руководителя (заместитель руководителя) налогового органа заблаговременно уведомлять лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, установлена пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Пунктами 3,4,5,6,7 статьи 101 Налогового кодекса закреплена процедура рассмотрения материалов проверки и принятия решения по результатам рассмотрения.

Согласно пункту 3 названной статьи перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;

3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Пунктом 4 статьи 101 установлено, что при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

В силу пункта 5 статьи 101 в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан установить:

1) совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 настоящего Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы (пункт 6 статьи 101).

Пунктом 7 статьи 101 установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, из смысла взаимосвязанных положений статей 100 и 101 Налогового Кодекса следует, что рассмотрение материалов налоговой проверки и принятие решения по ним осуществляется непосредственно руководителем налогового органа или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещен налогоплательщик или его представитель, в присутствии налогоплательщика или его представителя, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.

При этом обязанность налоговых органов уведомлять налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа является важнейшей гарантией соблюдения прав налогоплательщика при разрешении вопроса о привлечении к налоговой ответственности.

Существенные нарушения процедуры проверки, в числе которых законодатель особо выделил обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, являются основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом (пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса).

Учитывая, что полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля сведения относятся к материалам налоговой проверки и дают основания для вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности или об освобождении его от ответственности, они, во-первых, должны быть предоставлены налогоплательщику для ознакомления в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса, во-вторых, налоговый орган должен обеспечить налогоплательщику возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки с учетом полученных результатов дополнительных мероприятий налогового контроля в порядке, установленном пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае, если по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик не извещается о месте и времени рассмотрения всех материалов налоговой проверки, в том числе полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, и ему не предоставляется возможность представить пояснения (возражения), в том числе и устные, при принятии руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения в соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса, права налогоплательщика следует признать существенно ущемленными.

Как следует из материалов дела, камеральная налоговая проверка в отношении общественной организации инвалидов начата 24.01.2007 г., окончена 09.03.2007 г., акт по итогам проверки был составлен 16.03.2007 г., следовательно, в силу положений статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ, оформление результатов проверки и рассмотрение материалов проверки должно было быть произведено налоговым органом в порядке, установленном Налоговым кодексом в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ.

Из акта камеральной проверки от 16.03.2007 г. № 108 и имеющегося в деле протокола рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки усматривается, что рассмотрение материалов проверки было назначено и производилось заместителем начальника инспекции ФИО10 09.04.2007 г. в присутствии представителя организации ФИО11

Однако, в нарушение порядка, установленного статьей 101 Кодекса, в указанный день лицом, рассматривающим материалы проверки, решения по результатам проверки о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности принято не было, также как не было принято и решений об отложении рассмотрения материалов проверки либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, а 11.04.2007 г. руководителем налогового органа ФИО9 принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля № 73/1. Сведения об ознакомлении с указанным решением налогоплательщика налоговым органом суду не представлены, так же как не представлены и сведения о предоставлении налогоплательщику возможности ознакомления с материалами, полученными в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности № 139 было принято 11.05.2007 г. руководителем налогового органа ФИО9, не участвовавшим в рассмотрении материалов проверки согласно протоколу о рассмотрении материалов проверки от 09.04.2007 г., без извещения налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки в указанное время.

Оценив все изложенные обстоятельства в совокупности, суд апелляционной инстанции считает нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, допущенные налоговым органом при привлечении к ответственности Воронежской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», существенными, что в силу положений пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса влечет недействительность оспариваемого ненормативного акта.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, принявший акт, решение.

В данном случае инспекция не представила суду надлежащих доказательств совершения общественной организацией инвалидов действий, направленных на необоснованное получение налоговой выгоды, также как не представила и доказательств соблюдения процедуры оформления результатов камеральной проверки и принятия решения по результатам проверки.

В свою очередь, общественная организация инвалидов представила документы, подтверждающие ведение ею своими силами хозяйственной деятельности, в результате которой были совершены операции по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Представленные налогоплательщиком документы соответствуют требованиям налогового законодательства, содержат непротиворечивые сведения и подтверждают доводы налогоплательщика, приводимые им в обоснование права на налоговую льготу по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2006 г., в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для доначисления ему 165709 руб. налога, 6222 руб. пеней за несвоевременную уплату налога, 33142 руб. штрафа за неуплату налога.

В связи с изложенным, апелляционная жалоба налогоплательщика признается судом апелляционной инстанции обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2007 г. – подлежащим отмене как принятое с неправильным применением норм материального права и с несоответствием выводов, изложенных в нем, фактическим обстоятельствам дела.

Вопрос о судебных расходах по делу судом не решается, так как налогоплательщик при обращении в арбитражный суд расходов по уплате государственной пошлины не понес в связи с освобождением от ее уплаты в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 123, 156, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Воронежской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» удовлетворить, решение арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2007 г. по делу № А14-4748-2007/199/134 отменить.

Признать недействительным как не соответствующее требованиям налогового законодательства решение инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа от 11.05.2007 г. № 139 «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа произвести действия по восстановлению нарушенных прав Воронежской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» как налогоплательщика.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья:

Т.Л.Михайлова

Судьи: В.А.Скрынников

ФИО1