ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
5 февраля 2021 года Дело № А64-8686/2019
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 5 февраля 2021 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от ИФНС России по г. Тамбову: ФИО2 – представителя по доверенности №05-11/038141 от 07.12.2019 (сроком до 31.12.2021), ФИО3 – представителя по доверенности №05-11/000335 от 13.01.2021; ФИО4 – представителя по доверенности №05-11/038140 от 17.12.2019 (сроком по 31.12.2021)
от Общества с ограниченной ответственностью «Плюс Гарантия»: ФИО5 – генерального директора, решение №1 от 09.12.2015, выписка из ЕГРЮЛ от 11.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу ИФНС России по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.09.2020 по делу №А64-8686/2019, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Плюс Гарантия» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов к ИФНС России по г. Тамбову (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Тамбов о признании недействительным решения № 17-13/1 от 23.07.2019 в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Плюс Гарантия» (далее – ООО «Плюс Гарантия», Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г.Тамбову (далее – Инспекция, налоговый орган) №17-13/1 от 23.07.2019 о привлечении ООО «Плюс Гарантия» к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 11.09.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Решение ИФНС России по г. Тамбову № 17-13/1 от 23.07.2019 о привлечении ООО «Плюс Гарантия» к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части начисления налога на прибыль за 2015 год в размере 478 054 руб. (в том числе в федеральный бюджет – 47 805 руб., в областной бюджет – 430 249 руб.); пени по налогу на прибыль за 2015 год в размере 103 464 руб.; штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на прибыль за 2015 год – 68 832 руб.; налога на имущество организаций, подлежащего уплате в бюджет, на общую сумму – 109 123 руб., в том числе за 2015 год - 8086 руб., за 2016 год – 51 482 руб., за 2017 год – 49 555 руб.; пени по налогу на имущество организаций в размере 24 101 руб., штрафа по налогу на имущество организаций в размере 30 000 руб. за грубое нарушение учета объекта налогообложения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом в части признания недействительными доначислений: по налогу на прибыль организаций за 2015 год в размере 478 054 руб. (в том числе в федеральный бюджет – 47 805 руб., в региональный бюджет – 430 249 руб.); пени по налогу на прибыль организаций за 2015 год в размере 103 464 руб.; штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на прибыль за 2015 год – 68 832 , налога на имущество организаций на общую сумму - 109123 руб., в том числе за 2015 год - 8086 руб., за 2016 год -51 482 руб., за 2017 год – 49 555 руб.; пени по налогу на имущество организаций в размере 24 101 руб., налоговый орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что в нарушение пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ Обществом документально не подтвержден факт того, что затраты в сумме 2 390 271,74 руб., связанные с выполнением строительно-монтажных работ по отоплению, произведены с целью поддержания теплогенераторной, являющейся частью спорного нежилого помещения, в исправном (актуальном) состоянии. Полагает правомерным довод Инспекции о том, что замена централизованной системы отопления на автономное отопление может быть расценена как модернизация, реконструкция или техническое перевооружение. Также считает, что Общество неправильно определило оспариваемые суммы по эпизоду, связанному с устройством и газификацией теплогенераторной, отраженные в исковом заявлении.
Кроме того, считает, что суд вышел за пределы требований, заявленных Обществом удовлетворив их в сумме большей, чем было доначислено по налогу на прибыль организаций за 2015 год по результатам выездной налоговой проверки.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражало против доводов апелляционной жалобы ИФНС России по г.Тамбову, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим частичной отмене.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, по результатам которой составлен акт № 17-13/1 от 01.02.2019.
Из материалов выездной налоговой проверки (п. 2.3.2 оспариваемого решения) следует, что Обществом в нарушение пункта 1 статьи 252 пунктов 1, 2 статьи 257 НК РФ в 2015 году к косвенным расходам, уменьшающим сумму дохода от реализации, неправомерно отнесены затраты на сумму 2 390 272 рублей, связанные со строительством, монтажом, газификацией теплогенераторной в помещении № 6ж, № 6з (достройкой, дооборудовании помещений), находящееся в собственности Общества, и формирующие стоимость амортизируемого недвижимого имущества.
В состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами и прочие. Встроенные котельные установки, включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 10.08.2012 серии 68-АБ № 505493, № 505494, техническим паспортам Общество имеет в собственности нежилые помещения № 6ж, № 6з: 3-й этаж площадью 364,9 кв.м и 4-й этаж площадью 362,9 кв.м в здании, расположенного по адресу: <...>.
Указанные нежилые помещения № 6ж, № 6з учитываются Обществом, как объекты основных средств стоимостью соответственно 7 278 000 руб. и 7 278 000 руб. и отнесены к десятой амортизационной группе, срок использования свыше 361 месяца.
Проверкой установлено, что в период 2015 года Обществом произведены затраты, связанные со строительством, газификацией теплогенераторной в помещении № 6ж, № 6з, расположенного по адресу: <...>:
- в марте на сумму 15000 руб. за проектные работы объекта теплогенераторной нежилого помещения, расположенного по адресу: <...> помещение № 6з, № 6ж. Исполнитель: ООО «ТамбовТехМонтаж» ИНН <***>.
Основание: акт на выполнение работ-услуг от 11.03.2015 № 2, договор на выполнение проектных работ от 10.12.2014 № 17-14.
Данные затраты Обществом отражены в марте 2015 года в бухгалтерском учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и учтены в составе косвенных затрат по статье «Содержание помещений» при исчислении налога на прибыль организации, что подтверждается аналитическим налоговым регистром по налогу на прибыль организаций за март 2015 года «Содержание помещений», сводным налоговым регистром по налогу на прибыль организаций по формированию расходов налогового учета «Расходы НУ 2015» за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год 2015 ;
- в июне на сумму 606 087, 89 руб. (без НДС) за покупку котельного оборудования и сопутствующего материала у ООО «ЧЕРНОЗЕМНАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ» ИНН <***>: котлы - 2 штуки, радиаторы алюминиевые - 370 штук, насос - 16 штук. фильтры сетчатые - 200 штук и прочие. Основание: товарная накладная от 25.06.2015 № 0625001, договор поставки от 25.06.2015 № 06/2015, требование-накладная от 30.06.2015 № 00000039, акт на списание материалов от 31.08.2015.
Данные затраты Обществом отражены в июне 2015 года в бухгалтерском учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и учтены в составе косвенных затрат по статье «Материалы» при исчислении налога на прибыль организации, что подтверждается аналитическим налоговым регистром по налогу на прибыль организаций за июнь 2015 года «Материалы», сводным налоговым регистром по налогу на прибыль организаций по формированию расходов налогового учета «Расходы НУ 2015» за полугодие, 9 месяцев, год 2015;
- в августе на сумму 1 580 633 рублей (без НДС) за работы, связанные с установкой котельного оборудования и сопутствующих материалов в теплогенераторной, с функционированием системы отопления в помещениях № 6ж, № 6з по адресу: <...>: установка двух котлов стальных жаротрубных пароводогрейных, прокладка трубопроводов обвязки котлов, водонагревателей и насосов из стальных бесшовных и электросварных труб, прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб, установка насосов центробежных с электродвигателем, фильтров, баков, щитков распределительных, вентилей, клапанов, агрегатов вентиляционных пылеулавливающих, прочистка и промывка радиаторов отопления, установка радиаторов. Подрядчик: ООО «ЧЕРНОЗЕМНАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ» ИНН <***>.
Основание: справка о стоимости выполненных работ и затрат от 24.08.2015 № 0824007 на сумму 1 865 147 руб. (в том числе НДС - 284 514 руб.), согласно которой указанные работы поименованы, как «строительно-монтажные», акт о приемке выполненных работ от 24.08.2015 № 0824007 на сумму 1 865 147 руб. (в том числе НДС -284 514 руб.), локальный сметный расчет, в которых указан объект проводимых работ «Стройка: отопление», договор подряда от 29.07.2015 №07/2015.
Данные затраты Обществом отражены в августе 2015 года в бухгалтерском учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и учтены в составе косвенных затрат по статье «Содержание помещений» при исчислении налога на прибыль организации, что подтверждается аналитическим налоговым регистром по налогу на прибыль организаций за август 2015 года «Содержание помещений», сводным налоговым регистром по налогу на прибыль организаций по формированию расходов налогового учета «Расходы НУ 2015» за 9 месяцев, год 2015;
- в октябре на сумму 650,85 рублей (без НДС) за работы, связанные с газификацией теплогенераторной (измерение удельного сопротивления грунта, измерение сопротивления растекания тока заземляющих устройств) и на сумму 12 900 руб. (без НДС) за осуществление подключения (технологическое присоединение) объекта капитального строительства (помещение № 6ж, № 6з в административном здании по адресу: <...>) к сети распределения. Исполнитель: АО «Газпром газораспределение Тамбов» ИНН <***>.
Основание: универсальные передаточные документы от 17.09.2015 № 11/0014544 на сумму 768 руб. (в том числе НДС - 117,15 руб.), от 29.10.2015 № 11/0017366 на сумму 15 222 руб. (в том числе НДС - 2 322 руб.), договоры с АО «Газпром газораспределение Тамбов» на выполнение работ от 16.09.2015 № 15-1-6700-25-08332, о подключении объекта капитального строительства от 16.03,2015 № 15-1-6700-25-07795.
- в ноябре на сумму 175000 руб. за работы, связанные с газификацией теплогенеральтной для нежилого помещения № 6ж, № 6з, расположенного по адресу: <...>: прокладка стальных газопроводов на металлических опорах для наружного газопровода, работы по установке внутреннего газоснабжения: прокладка трубопроводов газоснабжения, установка кранов, счетчиков учета газа, воды, системы автоматического контроля загазованности и прочие работы. Исполнитель: ООО «ТамбовТехМаж» ИНН <***>.
Основание: акт о приемке выполненных работ б/д № 1 на сумму 175000 руб. (без НДС), справка о стоимости выполненных работ и затрат б/д № 1 на сумму 175000 руб. (без НДС), договор на выполнение монтажных работ по газификации работ от 13.05.2015 № 01/2015.
Данные затраты Обществом отражены соответственно в октябре и ноябре 2015г. в бухгалтерском учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и учтены в составе косвенных затрат по статье «Содержание помещений» при исчислении налога на прибыль организации, что подтверждается аналитическим налоговым регистром по налогу на прибыль организаций за октябрь и ноябрь 2015 года (соответственно) «Содержание помещений», сводным налоговым регистром по налогу на прибыль организаций по формированию расходов налогового учета «Расходы НУ 2015» за год 2015.
В итоге расходы, отнесенные налоговым органом к расходам, связанным со строительно-монтажными работами, газификацией теплогенераторной, составили 2390271,74 руб.
На основании акта АО «Газпром газораспределение Тамбов», товарной накладной от 30.11.2015 № Н-3156, подтверждающей оплату Общества за поставленный газ, налоговый орган пришел к выводу о готовности теплогенераторной к эксплуатации и начале эксплуатации в ноябре 2015 года.
По результатам проведенного осмотра (протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 05.09.2018 № 17-13/9), оценив пояснения руководителя, допросы свидетеля, инспекция также посчитала, что в помещении № 6ж, № 6з проводились именно работы, связанные с достройкой, дооборудованием указанных помещений: строительство, монтаж, газификация теплогенераторной.
Поскольку согласно ОКОФ в состав объектов недвижимости (зданий) входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится внутри здания), теплогенераторная Общества, включая систему отопления, находится внутри недвижимого объекта, функционально с ним связана (помещение № 6ж, № 6з), то она должна учитываться в составе одного инвентарного недвижимого объекта.
Кроме того, по мнению налогового органа, неправомерное невключение в первоначальную стоимость объектов основных средств указанных затрат на сумму 2 390 272 руб. и неисчисление амортизации с сумм достройки, дооборудования помещений, повлекло занижение средней стоимости и среднегодовой стоимости имущества для исчисления налога на имущество организаций в 2015 - 2017 годах.
При этом ежемесячная сумма амортизации за период декабрь 2015 - декабрь 2017 составила 7301,46 руб.
В результате изложенного, а также неправомерного завышения амортизации, исчисленной за счет неправомерного занижения срока полезного использования, занижен налог на имущество организаций, подлежащий уплате в бюджет на общую сумму 109150 руб., из них: за 2015 год на 8095 руб., в том числе за год по сроку уплаты 30.06.2016 - на 8088 руб.; за 2016 год - на 51491 руб.; за 2017 год на 49564 руб.
С учетом возражений налогоплательщика, налоговым органом принято Решение № 17-13/01 от 23.07.2019 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в виде штрафов по статьям 126.1, 122, НК РФ и по пункту 3 статьи 120 НК РФ за грубое нарушение правил бухгалтерского учета, повлекшего занижение налоговой базы по налогу на имущество в размере 40 000 рублей.
Кроме того, данным решением Обществу предложено уплатить налоги (на имущество, налог на прибыль) в общей сумме 598 438 руб., пени в сумме 127 566 руб.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на прибыль в размере 478 054 руб., налога на имущество организаций в размере 109 123 руб., начисления пени и применения мер штрафной ответственности по п. 3 статьи 120 НК РФ и п. 1 ст.122 НК РФ, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Тамбовской области.
Принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решением от 02.10.2019 №05-09/2/53 УФНС России по Тамбовской области решение нижестоящего налогового органа оставило без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Плюс Гарантия» без удовлетворения.
Посчитав оспариваемое решение незаконным в оспариваемой части, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, полагает обжалуемое решение подлежит частичной отмене в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой.
Согласно статье 248 НК РФ к доходам в целях настоящей главы относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, которые определяются в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы;
2) внереализационные доходы, которые определяются в порядке, установленном статьей 250 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно пункту 2 статьи 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Пунктом 1 статьи 253 НК РФ установлено, что расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя: расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товара, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; расходы на обязательное и добровольное страхование; прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Как следует из пункта 2 статьи 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.
Датой осуществления материальных расходов признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) - для услуг (работ) производственного характера (пункт 2 статьи 272 НК РФ).
Расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей, предусмотренных статьей 260 НК РФ (пункт 5 статьи 272).
Согласно пункту 1 статьи 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Одновременно пунктом 5 статьи 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются такие расходы, как расходы в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.
Указанное правило вытекает из положений пункта 2 статьи 257 НК РФ, согласно которому расходы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению увеличивают первоначальную стоимость основного средства, представляющую собой, как указано в пункте 1 названной статьи, сумму расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение основного средства до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Из приведенных правовых норм следует, что расходы, связанные с осуществлением ремонтных работ в отношении объектов основных средств, имеют различный режим учета в целях налогообложения в зависимости от характера этих работ: расходы на ремонт, указанные в статье 260 НК РФ, не увеличивающие стоимость основного средства и являющиеся прочими расходами, учитываются в налоговой базе в момент их осуществления; расходы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению объектов основных средств, формирующие стоимость основного средства, уменьшают доходы, учитываемые в целях налогообложения, через начисление амортизации.
Амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным статьями 259, 259.1 Кодекса (пункт 3 статьи 272 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используемые им для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
При этом Налоговый кодекс не определяет понятие ремонта основных средств, вследствие чего для определения этого понятия могут быть использованы соответствующие отраслевые нормативные акты.
Положением от 23.11.1988 N 312 (ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) определено, что капитальный ремонт здания - это ремонт с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Согласно пункту 5.1 названного подзаконного акта следует, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Аналогичное определение капитального ремонта приведено в пункте 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), приведенной в приложении к Постановлению Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, которой к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
На основании письма Минфина России от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794, при определении термина капитальный ремонт можно также руководствоваться Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, приложением N 8 к которому определен Перечень работ по капитальному ремонту производственных зданий и сооружений, включающий следующие работы: ремонт, смена и замена изношенных перегородок на более прогрессивные конструкции всех видов перегородок (при производстве капитального ремонта перегородок допускается частичная перепланировка с увеличением общей площади перегородок не более 20%); частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов и их оснований; переустройство полов при ремонте с заменой на более прочные и долговечные материалы; полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов; частичная или полная смена воздуховодов; смена износившихся участков электрической сети (более 10%); ремонт или восстановление кабельных каналов; замена светильников на другие типы (обычных на люминесцентные).
Понятия достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение объектов основных реконструкции приведены Налоговом кодексе.
Как следует из пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Таким образом, критерием разграничения ремонтных работ, осуществляемых в отношении основных средств, является не объем и характер выполненных работ, а цель их выполнения: работы, выполненные для поддержания и частичного улучшения основных характеристик основного средства, подлежат квалификации как капитальный ремонт основного средства; работы, в результате которых изменились функциональные характеристики основного средства, позволяющие эксплуатировать объект по другому назначению или с другой технологией производства, квалифицируются как достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, или техническое перевооружение и являются капитальными вложениями, увеличивающими стоимость амортизируемого имущества.
В соответствии с пунктом 26 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, к ремонтным работам относятся работы, которые не изменяют технологическое или служебное назначение основных средств, не совершенствуют производство и не повышают его технико-экономические показатели.
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде Общество произвело ремонт системы отопления, заменив существующую централизованную систему отопления на новую - автономную, налогоплательщиком произведено подключение спорных нежилых помещений к централизованным сетям газоснабжения, для чего заключен договор АО «Газпром газораспределение Тамбов» на выполнение работ от 16.09.2015 № 15-1-6700-2507795, приобретены газовые котлы и иное отопительное оборудование.
Суммы затраченных в связи с этим денежных средств в полном объеме единовременно учтены обществом как прочие расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организации в 2015 году.
Налоговый орган посчитал подобные действия заявителя неправомерными, полагая, что проведенные работы по замене отопительной системе, в том числе установка отопительных котлов может быть расценена как модернизация, реконструкция или техническое перевооружение основанного средства, расходы на проведение которой должны учитываться ежемесячно через амортизационные начисления.
Однако, налоговым органом не представлено доказательств того, что система отопления здания учитывалась заявителем в качестве самостоятельного объекта основных средств, подлежащего амортизации в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1; и вследствие произведенных обществом операций была модернизирована.
Как верно указал суд области, по смыслу определения пункта 3.11 «Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279, замена элементов системы отопления является капитальным ремонтом, которое по своему характеру в отличие от модернизации, не изменяет технико-экономических характеристик и функций объекта, в отношении которого производится.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что характер выполненных в рассматриваемых помещениях работ не был связан с созданием новых объектов, а направлен на ремонт и замену существующих изношенных конструкций и деталей в используемых Обществом нежилых помещениях является правильным.
Ремонт системы отопления не изменяет функциональное назначение спорных объектов в качестве нежилых помещений и не приводит к изменению основных технико-экономических показателей здания. Спорные работы носят восстановительный характер и направлены на устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление их эксплуатационных качеств или замену.
Поскольку, осуществляемый с привлечением подрядных организаций ремонт не повлек за собой изменение функциональных характеристик основных средств, изменение служебного назначения помещений и размеров зданий, в рамках спорных ремонтных работ не производилась характерная для реконструкции замена несущих конструкций, что не позволяет квалифицировать их как работы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, а свидетельствует об осуществлении заявителем капитального ремонта помещений.
В связи с изложенным, исключение произведенных заявителем расходов на произведенные работы в сумме 2 390 272 руб. из состава расходов по налогу на прибыль организаций, учтенных налогоплательщиком в составе прочих расходов, произведено оспариваемым налоговым органом неправомерно.
Поскольку произведенные Обществом затраты на ремонт системы отопления в сумме 2390272 руб. обоснованно учтены им при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2015 год в составе прочих расходов, у налогового органа не имелось оснований для доначисления ООО «Плюс Гарантия» оспариваемых сумм налога на прибыль организаций, а также налога на имущество, соответствующих сумм пеней и штрафов.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований подтверждается представленным налоговым органом расчетом сумм налогов, пени и штрафов по спорным эпизодам, согласно которого:
Пункт решения | Нарушение | 2015 | В том числе: | 2016 | В том числе: | ||
Федеральный бюджет (2%) | Областной бюджет (18%) | Федеральный бюджет (2%) | Областной бюджет (18%) | ||||
Пп.1 п. 2.3.1. | Занижение внереализ. доходов за счет не включения в доходы пени, неустойки по решению судов: Налог | 1 384 | 138 | 1 246 | 8 503 | 850 | 7 653 |
Пп.2 п. 2.3.1. | Занижение внереализ. расходов за счет не включения в расходы по уплате госпошлины для рассмотрения в суде искового заявления: Налог | -400 | -40 | -360 | -2 085 | -208 | - 1 877 |
ИТОГО: Налог Пени Штраф 20% | 984 258 177 | 98 0 0 | 886 258** 177 | 6 418 1 681 1 155 | 642 0 0 | 5 776 1 681** 1 155 | |
Пп. «А» п. 2.3.3. | Завышение сумм амортизации основного средства за счет неправильного определения срока полезного использования: Налог Пени Штраф 20 % | 269 70 48 | 27 0 0 | 242 70** 48 | 269 70 48 | 27 0 0 | 242 70** 48 |
П. 2.3.2. | Завышение расходов, связанных с мордернизацией здания: строительство и газификация теплогенераторной Налог | 478 054 | 47 805 | 430 249 | |||
Пп. «Б» п. 2.3.3 | Неисчисление амортизации за счет увеличения стоимости здания на сумму расходов, связанной с модернизацией здания Налог | - 1 324 | -132 | - 1 192 | - 15 890 | - 1 589 | - 14 301 |
ИТОГО: Налог Пени Штраф 20% | 476 730 96 014 66 572 | 47 673 0 0 | 429 057 96 014* 66 572 (429057- переплата 96198=332859* 20% =66572) | - 15 890 0 -2 860 | - 1 589 0 0 | - 14 301 0 -2 860 | |
П.2.3.4. | Завышение расходов по ООО «МАКСПЛЮС» Налог Пени Штраф 20% | - | - | - | 20 508 5 371 3 692 | 2 051 0 0 | 18 457 5 371** 3 692 |
ВСЕГО: Налог Пени Штраф | 477 983 96 342 66 797 | 47 798 0 0 | 430 185 96 342 66 797 | 11 305 7 122 2 035 | 1 131 0 0 | 10 174 7 122 2 035 |
Представленный Инспекцией расчет сумм налогов, пени и штрафов проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным и обоснованным, Общество с расчетом согласно.
На основании изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.09.2020 по делу №А64-8686/2019 подлежит отмене в части признания недействительным решения ИФНС России по г.Тамбову №17-13/1 от 23.07.2019 о привлечении ООО «Плюс Гарантия» к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль за 2015 год в размере 1324 руб. (в том числе в федеральный бюджет - 132 руб., в областной бюджет - 1192 руб.); пени по налогу на прибыль за 2015 год в размере 7450 руб.; штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на прибыль за 2015 год - 2260 руб.
В остальной части обжалуемое решение является законным и обоснованым.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.09.2020 по делу №А64-8686/2019 отменить в части признания недействительным решения ИФНС России по г.Тамбову №17-13/1 от 23.07.2019 о привлечении ООО «Плюс Гарантия» к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль за 2015 год в размере 1324 руб. (в том числе в федеральный бюджет - 132 руб., в областной бюджет - 1192 руб.); пени по налогу на прибыль за 2015 г. в размере 7450 руб.; штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на прибыль за 2015 г. - 2260 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. ФИО6
судьи М.Б. ФИО7
ФИО1