ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
15 декабря 2016 года Дело № А64-2110/2016
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Андреещевой Н.Л.,
судей Колянчиковой Л.А.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барбашиной М.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «КомСервисПлюс»: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Жилищного комитета Администрации города Тамбова: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищного комитета Администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2016 по делу № А64-2110/2016 (судья Захаров А.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью «КомСервисПлюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Жилищному комитету Администрации города Тамбова (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 61 705 руб. 92 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «КомСервисПлюс» (далее – ООО «КомСервисПлюс», истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском (с учетом уточнения) к Жилищному комитету Администрации города Тамбова (далее также - ответчик) о взыскании задолженности по договору № 01-09-891/15 о предоставлении субсидии на проведение работ по санитарному содержанию территорий городского округа – города Тамбова, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества за ноябрь 2015 года в сумме 29 947 руб. 06 коп., за декабрь 2015 года в сумме 29 947 руб. 06 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2016 исковые требования ООО «КомСервисПлюс» удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Жилищный комитет Администрации города Тамбова обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2016, в связи с чем, просит его отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Жилищный комитет Администрации города Тамбова ссылается на то, что субсидия юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимися муниципальными учреждениями, на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа – город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества на 2106 год не предусмотрена. Также, заявитель указал на то, что Жилищный комитет Администрации города Тамбова является бюджетной организацией и все выплаты осуществляются из бюджета.
В настоящее судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не обеспечили явку своих полномочных представителей.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения истца и ответчика о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Отзыв на апелляционную жалобу истцом представлен не был.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 18.03.2015 между ООО «КомСервисПлюс» (получатель субсидии) и Жилищным комитетом Администрации города Тамбова (комитет) был заключен договор № 01-09-891/15 о предоставление субсидий на проведение работ по санитарному содержанию территорий городского округа – город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора его предметом является предоставление субсидии получателю субсидий по санитарному содержанию территории городского округа – город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, в соответствии с утвержденным порядком предоставления субсидий производителям направляются на возмещение затрат по санитарному содержанию территории городского округа – город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, связанных с выполнением работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества.
Пунктом 1.2 названного договора установлено, что сумма субсидии полностью зависит от объема и качества выполненных работ и определяется в соответствии с критериями оценки объема и качества выполненных работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, и включает в себя оплату за выполнение полного объема видов работ надлежащего качества в размере базовой ставки 0,70 рубля за 1 кв.м. территории, не входящий в состав общего имущества.
Согласно пункту 3.1 вышеназванного договора ответчик обязуется перечислять получателю субсидии денежные средства на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по санитарному содержанию территорий городского округа – город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, на основании:
- реестра территорий, не входящих в состав общего имущества;
- акта осмотра санитарного содержания территорий, не входящих в состав общего имущества;
- отчета о выполнении мероприятий по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества;
- справки-расчета о предоставлении субсидии на санитарное содержание территорий, не входящих в состав общего имущества. Документы предоставляются Комитету ежемесячно до 18 числа месяца, следующего за отчетным.
Вышеуказанный договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2015 (пункт 5.1 договора).
Исполнитель свои обязательства по вышеуказанному договору исполнил, выполнил работы стоимостью 59 894 руб. 12 коп.
Ответчик оказанные по договору услуги за ноябрь - декабрь 2015 года не оплатил.
Претензии истца от 29.02.2016 и от 03.03.2016 о необходимости погашения задолженности ответчиком оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору № 01-09-891/15 от 18.03.2015, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с рассматриваемыми исковыми требованиями (с учетом уточнения).
Разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 307 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В данном случае обязательства сторон возникли из договора № 01-09-891/15 о предоставлении субсидий на проведение работ по санитарному содержанию территорий городского округа – город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, от 18.03.2015.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения отнесена организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Под благоустройством территории городского округа в силу статьи 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 № 949 утверждены Правила благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, которыми определено, что юридические лица, независимо от правового статуса и организационно - правовой формы, а также физические лица обеспечивают уборку и содержание территории в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или ином праве, предусмотренном федеральным законодательством (далее - собственные территории юридических и физических лиц). Собственники зданий (помещений в них) и сооружений на основании соответствующих договоров с администрацией города, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, обеспечивают уборку прилегающей территории.
Следовательно, территории, прилегающие к многоквартирным домам, не входящие в состав общего имущества, являются городскими территориями, которые также подлежат уборке и содержанию в надлежащем санитарном состоянии.
В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Учитывая, что организация благоустройства территории города является полномочиями и обязанностью органов местного самоуправления, финансирование на эти цели осуществляется из муниципального бюджета, то уборку территорий города могут осуществлять либо муниципальные предприятия, учреждения на основании правового акта администрации города Тамбова либо иные лица (юридические и (или) физические) на основании договора с администрацией города, заключаемого в порядке, установленном действующим законодательством.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Решением Тамбовской городской Думы от 24.12.2014 № 1460 (пятый созыв семьдесят седьмое заседание) «О бюджете городского округа - город Тамбов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» определено, направить на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимися муниципальными учреждениями, на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, в 2015 году - 37 997,1 тыс. рублей, в 2016 году - 43 332 тыс. рублей, в 2017 году - 45 411,8 тыс. рублей (пункт 1 части 22).
Постановлением Администрации города Тамбова от 04.03.2015 № 2021 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимися муниципальными учреждениями, на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов на 2015 год (далее – Порядок).
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что главным распорядителем средств из бюджета городского округа - город Тамбов по предоставлению субсидий является Жилищный комитет администрации города Тамбова.
Пунктом 4 вышеназванного Порядка установлено, что Жилищный комитет Администрации города Тамбова осуществляет перечисление субсидий в соответствии с заключенными договорами по форме согласно приложению № 1 к Порядку.
Согласно пункту 8 Порядка установлено, что субсидии на возмещение фактических затрат при проведении работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, предоставляются производителям ежемесячно в соответствии с договором на предоставление субсидии и на основании следующих документов, предоставляемых Комитету до 18 числа месяца, следующего за отчетным:
- реестра территорий, не входящих в состав общего имущества, по форме согласно приложению № 2 к Порядку с пояснительной запиской об изменениях площади территорий, не входящих в состав общего имущества;
- акта осмотра санитарного содержания территорий, не входящих в состав общего имущества, составленного по форме согласно приложению № 4 к Порядку, с учетом критериев оценки объема и качества выполненных работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, по итогам за месяц согласно приложению № 5 к Порядку, и подписываемого руководителями комитета, комитета городского хозяйства администрации города Тамбова, контрольного комитета администрации города Тамбова, производителей в соответствии с Порядком контроля и оценки качества выполненных работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества (приложение № 6 к Порядку);
- отчета о выполнении мероприятий по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, по форме согласно приложению № 7 к Порядку;
- справки-расчета о предоставлении субсидии на санитарное содержание территорий, не входящих в состав общего имущества, по форме согласно приложению № 8 к Порядку.
Порядок контроля и оценки качества выполненных работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, утвержденный Постановлением Администрации города Тамбова № 2021 (далее – Порядок контроля), устанавливает, что еженедельный контроль и оценку объема и качества (далее - проверка) выполненных работ, с последующим отражением результатов проверки в листке проверки качества уборки территорий, не входящих в состав общего имущества, по рекомендуемой форме согласно приложению к настоящему Порядку осуществляют производители (пункт 2).
По итогам проверки выставляется оценка для определения суммы субсидии на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, из средств бюджета городского округа - город Тамбов, при этом выставляется оценка: «хорошо» за выполнение полного объема видов работ с надлежащим качеством; «удовлетворительно» за выполнение неполного объема видов работ с надлежащим качеством; «неудовлетворительно» за выполнение неполного объема видов работ и ненадлежащего качества (оплата из средств бюджета городского округа - город Тамбов не выплачивается), пункт 3 Порядка контроля.
В рассматриваемом случае факт исполнения договорных обязательств истцом подтверждается материалами дела, в том числе актами осмотра санитарного содержания территорий, не входящих в состав общего имущества; реестрами территорий, не входящих в состав общего имущества; листками проверки качества уборки территории, не входящей в состав общего имущества; отчетами о выполненных мероприятий по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества; справками-расчетами о предоставлении субсидий на санитарное содержание территорий, не входящих в состав общего имущества, за ноябрь - декабрь 2015 года.
Пунктом 4 Порядка контроля предусмотрено, что выборочные проверки выполненных работ производятся лицами, уполномоченными руководителями органов администрации города, представителями производителей, не реже одного раза в месяц, с последующим отражением результатов проверки в акте осмотра санитарного содержания территорий, не входящих в состав общего имущества.
Результаты проверки выполненных работ за ноябрь - декабрь 2015 года, произведенной лицами, уполномоченными руководителями органов администрации города, представителями истца отражены в актах осмотра санитарного содержания территорий, не входящих в состав общего имущества, подписанных представителями сторон без замечаний.
Документы, на основании которых Жилищный комитет Администрации города Тамбова обязан перечислить ООО «КомСервисПлюс» средства на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по санитарному содержанию территорий городского округа – город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, направлены в адрес ответчика сопроводительными письмами исх. № 3587 от 17.12.2015 и исх. № 3588 от 17.12.2015 и получены ответчиком согласно отметке 17.12.2015.
В соответствии с пунктом 16 Порядка контроля установлено, что предоставление субсидий приостанавливается в случаях:
- непредставления отчетности и документов, установленных настоящим Порядком;
- трехкратного выявления нарушений критериев оценки объема и качества выполненных работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, зафиксированных в акте осмотра;
- выявления фактов выполнения работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, одним работником более чем на 3 участках площадью 4 400 кв.м. каждый.
Пунктом 17 Порядка контроля установлено, что предоставление субсидий прекращается в случаях:
- нецелевого использования производителем представленной субсидии;
- ликвидации производителя.
Аналогичные основания приостановления и прекращения предоставления субсидий установлены пунктом 2.1 договора № 01-09-891/15 от 18.03.2015.
Доказательств наличия оснований приостановления или прекращения предоставления субсидий ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 65 и 9 АПК РФ).
Ответчик факт оказания услуг, качество услуг и наличие задолженности не оспорил, доказательств оплаты оказанных услуг в полном объеме не представил (статьи 65 и 9 АПК РФ).
Довод ответчика о том, что поскольку предоставление субсидий юридическим лицам на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа – город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящим в состав общего имущества, за ноябрь 2015 года и декабрь 2015 года не предусмотрено частью 26 Решения Тамбовской городской Думы № 133 от 25.12.2015 «О бюджете городского округа – город Тамбов на 2016 год», то требования удовлетворению не подлежит, правомерно отклонен арбитражным судом области, поскольку ответчик, вне зависимости от факта получения бюджетных средств, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, а отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для освобождения его от исполнения гражданско-правового обязательства по оплате выполненных работ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенные нормы права, арбитражный суд области пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности в размере 59 894 руб. 12 коп.
С учетом изложенного, нельзя признать состоятельными доводы апелляционной жалобы, поскольку они фактически сводятся к повторению обоснованно отклоненных судом первой инстанции доводов и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, т. к. не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2016 не имеется.
Государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы с Жилищного комитета Администрации города Тамбова не взыскивается, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2016 по делу № А64-2110/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищного комитета Администрации города Тамбова – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Н.Л. Андреещева
Судьи Л.А. Колянчикова
Е.В. Маховая