ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-6683/2015 от 23.12.2015 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Воронеж                                                              29 декабря 2015 года

Дело № А35-4851/2015

Резолютивная часть постановления объявлена  23.12.2015

              Постановление в полном объеме изготовлено   29.12.2015             

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

ФИО1,

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бубновой В.И.,

при участии:

от главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4:

от Председателя Комитета агропромышленного комплекса Курской области ФИО5:

от Комитета агропромышленного комплекса Курской области:

от Администрации Курской области:

от Конкурсной комиссии по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм:

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета агропромышленного комплекса Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 22.10.2015 по делу № А35-4851/2015 (судья Лымарь Д.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к первому ответчику: Председателю Комитета агропромышленного комплекса Курской области ФИО5

второму ответчику: Комитету агропромышленного комплекса Курской области

третьему ответчику: Администрации Курской области

четвертому ответчику: Конкурсной комиссии по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм

о признании незаконным отказа и об обязании совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – ИП ФИО4, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Председателю Комитета агропромышленного комплекса Курской области ФИО5 о признании отказа в предоставлении субсидий неправомерным и обязании восстановить допущенные нарушения права заявителя на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянско-фермерских хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам в сумме 1 400 000 рублей, путем перечисления указанной суммы на счет заявителя в соответствии с заявкой от 20.11.2014.

В ходе рассмотрения спора с учетом ходатайств заявителя, к участию в деле в качестве соответчиков по указанным выше требованиям были привлечены Комитет Агропромышленного комплекса Курской области (далее – Комитет АПК Курской области), Администрация Курской области и Конкурсная комиссия по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее – Конкурсная комиссия).

В судебном заседании 15.10.2015 заявитель дополнил требования, заявив в качестве дополнительного способа восстановления нарушенного права требование к Комитету АПК Курской области в лице Конкурсной комиссии рассмотреть по существу заявку индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 на предоставление субсидии от 20.11.2014.

Принимая во внимание, что рассмотрение по существу требования об обязании ответчиков восстановить допущенные нарушения права на получение из областного бюджета субсидии в сумме 1 400 000 рублей путем перечисления вышеуказанной суммы на расчетный счет заявителя повлечет необходимость истребования дополнительных доказательств, оценки значительного круга новых фактических обстоятельств, поскольку касается оценки не только оспариваемого отказа в допуске к участию в конкурсе, но и оценки заявок участников конкурса, определением суда от 15.10.2015, с учетом согласия заявителя, на основании части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) указанная часть требований была выделена в отдельное производство под номером № А35-9453/2015.

С учетом выделения указанной части требований в отдельное производство, а также дополнения заявителем требований в части способа восстановления нарушенного права, в рамках настоящего дела к рассмотрению остались требования к поименованным выше ответчикам о признании отказа в предоставлении субсидии неправомерным и об обязании Комитета АПК Курской области в лице Конкурсной комиссии рассмотреть по существу заявку на предоставление субсидии от 20.11.2014.

Решением Арбитражного суда Курской области от 20.10.2015 заявление предпринимателя удовлетворено в части.

Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет агропромышленного комплекса Курской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснованием доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд ссылается на положения постановления Администрации Курской области от 11.03.2012 № 199-па «О реализации ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области на 2013-2015 годы» (далее – Постановление № 199-па) в редакции, действующей на сегодняшний день, в то время как на момент обращения заявителя в Комитете 20.11.2014 данное постановление было действительно в редакции постановлений Администрации от 01.07.2013 № 413-па, от 27.09.2013 №678-па, от 27.03.2014 № 175-па, от 04.06.2014 № 357-па, от 02.10.2014 № 626-па, от 06.11.2014 № 697-па.

В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Комитет ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.

ИП ФИО4 также ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.

Дело рассматривалось в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке статей 156, 266 АПК РФ.

В судебном заседании апелляционной инстанции 16.12.2015 был объявлен перерыв до 23.12.2015 (выходные дни – 19.12.2015, 20.12.2015).

В ходе судебного заседания судом установлено следующее:

ФИО4, дата рождения – 23.05.1956, место рождения – г. Льгов, Курской области, зарегистрирован 07.04.2014 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства за ОГРНИП <***>, ИНН <***>, зарегистрирован по месту жительства: 305029, <...>, место фактического проживания: Курская область, Пристенский район, Котовский сельсовет, <...>.

ИП глава КФХ ФИО4 20.11.2014 подал в Комитет АПК Курской области заявку на участие в конкурсе по отбору претендентов на получение субсидии в виде гранта и единовременной помощи на поддержку начинающим фермерам с приложением необходимых документов.

В ходе проверки Комитет АПК Курской области пришел к выводу, что заявитель не соответствует одному из условий, указанных в пункте 2.1 Правил, поскольку, по мнению Комитета, ИП ФИО6 КФХ ФИО4 осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Заявителю 01.12.2014 направлено уведомление № 09.01-06/3861 об отказе по включению заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной Комиссии по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового устройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм в связи с несоответствием пункту 2.1 Условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166».

Уведомление было подписано председателем Комитета АПК Курской области ФИО5

В обоснование указанного отказа Комитет АПК Курской области сослался на установление фактов регистрации ИП ФИО6 КФХ ФИО4 в качестве хозяйствующего субъекта с 04.10.2006 по 03.04.2012, с 18.05.2012 по 28.03.2014.

Полагая действия Комитета по отказу в предоставлении субсидии незаконными, ИП ФИО6 КФХ ФИО4 обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Принимая обжалуемое решение, суд области пришел к выводу, что определяющим критерием является не факт регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя или главы КФХ сам по себе, а осуществление лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или главы КФХ в установленные Условиями периоды.

Суд также исходил из того, что наличие регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя в спорные периоды само по себе не подтверждает фактическое осуществление заявителем предпринимательской деятельности и получение доходов.

При этом судом установлено, что предприниматель  фактически предпринимательскую деятельность не вел и доходов от нее не получал и не получает, в связи с чем, суд пришел к выводу, что правовых и фактических оснований отнесения заявителя к категории КФХ, которые не могут принимать участие в конкурсе на получение субсидии по данному делу, у Комиссии не имелось.

Поскольку ИП ФИО6 КФХ ФИО4 на момент подачи им заявки 20.11.2014 отвечал критериям, установленным пунктом 2.1 Правил предоставления из областного бюджета субсидий в виде грантов и (или) субсидий в виде единовременной помощи на поддержку начинающим фермерам, в силу чего его заявка подлежала рассмотрению Конкурсной комиссией по существу, ввиду чего суд области признал незаконными выраженных в письме председателя Комитета АПК Курской области №09.01-06/3861 от 01.12.2014 действия Комитета АПК Курской области по отказу ИП ФИО6 КФХ ФИО4 во включении заявки ИП ФИО4 от 20.11.2014 в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии.

Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему:

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно пункту 1.4 Положения о комитете агропромышленного комплекса Курской области, утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 22.09.2010 № 369-пг, Комитет является отраслевым органом исполнительной власти области, уполномоченным на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по вопросам осуществления мероприятий, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы и федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», с правом подписания соответствующих соглашений (договоров).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166», постановлением Администрации Курской области от 11.04.2013 № 199-па «О реализации ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области на 2013-2015 годы» были утверждены Правила предоставления из областного бюджета субсидий в виде грантов и (или) субсидий в виде единовременной помощи на поддержку начинающим фермерам (далее - Правила), устанавливающие порядок и условия предоставления данных видов субсидий.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил, предоставление грантов и (или) единовременной помощи из областного бюджета осуществляется Комитетом агропромышленного комплекса Курской области за счет средств областного бюджета и средств областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в областном бюджете по соответствующему разделу, подразделу бюджетной классификации расходов бюджета на цели, указанные в пункте 1.1 настоящих Правил.

Согласно пункту 1.5 Правил размер гранта, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее - Комиссия) с учетом уровня софинансирования расходов за счет средств областного бюджета и средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, собственных средств начинающего фермера и его плана расходов в целях, указанных в пункте 1.3 настоящих Правил, и не может быть выше максимального размера гранта, указанного в пункте 1.4 настоящих Правил.

На основании пункта 2.1 Правил для участия в конкурсе по отбору начинающих фермеров допускаются граждане Российской Федерации (далее - заявители) при соблюдении условий, установленных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166».

Согласно пункту 2 Условий подачи гражданами РФ заявок в конкурсную комиссию субъекта РФ для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров, утвержденных приложением № 2 к приказу Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012 (далее – Условия), в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - Заявитель), с приложением документов, подтверждающих соблюдение следующих условий:

2.1. заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.

Заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трех лет;

2.2. заявитель ранее не являлся получателем:

а) гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Грант);

б) гранта на развитие семейных животноводческих ферм;

в) выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - хозяйство), главой которого является заявитель;

г) средств финансовой поддержки субсидии или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель;

д) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Помощь).

В случае, если указанные в пунктах «в» и «г» единовременные выплаты заявитель получает для создания и развития хозяйства, указанного в пункте 2.3 настоящих Условий, и не допускает финансирования за счет указанных выплат одних и тех же затрат, то заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров;

2.3. заявитель является главой хозяйства, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня его регистрации и зарегистрированного на территории того же субъекта Российской Федерации, где подается заявка в конкурсную комиссию;

2.4. заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;

2.5. хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

2.6. заявитель имеет план по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной региональной программой, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (далее - бизнес-план);

2.7. заявитель представляет план расходов (далее - План) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - Приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств Гранта, Помощи, собственных и заемных средств);

2.8. глава хозяйства обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в Плане;

2.9. глава хозяйства обязуется использовать Грант и Помощь в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие хозяйства;

2.10. хозяйство планирует создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей Гранта;

2.11. заявитель заключил договоры (предварительные договоры) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей;

2.12. заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения Гранта;

2.13. заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2.14. заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя;

2.15. в крестьянском (фермерском) хозяйстве отсутствует просроченная задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам.

Перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя условиям, указанным в пункте 2 настоящих Условий, устанавливается субъектом Российской Федерации (пункт 3 Условий подачи заявок).

В соответствии с пунктом 3.4.1 Правил, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 11.04.2013 № 199-па (в редакции, действовавшей в период спорных отношений), для участия в конкурсе заявитель подает заявку по форме в соответствии с Приложением №1 к Правилам с приложением документов:

копии свидетельств о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и постановке на учет в налоговом органе;

копии паспорта;

копии: дипломов об образовании, подтверждающих наличие у него среднего специального или высшего профессионального образования сельскохозяйственной специальности, свидетельства об окончании курсов дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, трудовой книжки или выписки из похозяйственной книги, подтверждающей вхождение в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;

бизнес-план (в состав бизнес-плана включается план расходов (далее - План));

копии договоров (предварительных договоров) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей; (в ред. постановления Администрации Курской области от 02.10.2014 N 626-па)

выписки из банковских счетов или справки, выданной кредитной организацией, подтверждающих наличие на счете заявителя денежных средств в объеме не менее 10 процентов от расходов, предусмотренных Планом; (в ред. постановления Администрации Курской области от 01.07.2013 N 413-па)

копии документов, подтверждающих его право собственности или право пользования на движимое и недвижимое имущество, участвующее в реализации бизнес-плана, либо имущество члена его крестьянского (фермерского) хозяйства, а также документов, подтверждающих остаточную стоимость указанного имущества (представляется в случае, если в соответствии с представленным заявителем бизнес-планом предусматривается использование собственного имущества заявителя либо члена его хозяйства); (в ред. постановления Администрации Курской области от 01.07.2013 N 413-па)

письма финансово-кредитной организации о предварительной готовности в случае получения заявителем гранта и (или) единовременной помощи предоставить ему кредит с указанием суммы кредита, срока возврата и процентной ставки (представляется в случае, если в соответствии с представленным заявителем бизнес-планом предусматривается привлечение заемных средств);

справки о численности работников хозяйства, составленной заявителем, зарегистрированным после 01.01.2014;

справки о размере выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, составленной заявителем, зарегистрированным после 01.01.2014; (в ред. постановления Администрации Курской области от 27.03.2014 N 175-па)

информации о наличии ресурсов (в т.ч. трудовых), выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, составленной заявителем, зарегистрированным до 01.01.2014, по форме бухгалтерской отчетности, ежегодно утверждаемой Минсельхозом России (форма N 1-КФХ, форма N 2-КФХ годового отчета за предыдущий год); (в ред. постановления Администрации Курской области от 27.03.2014 N 175-па)

формы федерального статистического наблюдения 3-Фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота».

В случае если документы, указанные в абзаце втором и абзаце восьмом (в части документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним) подпункта 3.4.1 пункта 3.4 настоящих Правил, заявитель не предоставляет самостоятельно, то данные документы запрашиваются Комитетом в рамках межведомственного взаимодействия (пункт 3.4.2 Правил).

Уполномоченный работник Комитета в течение 7 рабочих дней с даты окончания подачи заявок и документов рассматривает поступившие документы на предмет соответствия заявителя условиям, указанным в пункте 2.1 настоящих Правил, и наличия документов, указанных в подпункте 3.4.1 настоящих Правил, и запрашивает в комитете потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области сведения:

а) о неосуществлении заявителем предпринимательской деятельности в течение последних трех лет до регистрации его в качестве главы хозяйства;

б) о неполучении заявителем средств финансовой поддержки в виде субсидий и грантов, полученных в рамках Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

запрашивает в комитете по труду и занятости населения Курской области сведения о неполучении заявителем средств финансовой поддержки в виде выплат на содействие самозанятости безработных граждан в рамках Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2010 году, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 28.12.2009 № 477; Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2011 году, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 18.11.2010 N 547-па; областной целевой программы "Содействие занятости населения Курской области на 2012 - 2015 годы", утвержденной постановлением Администрации Курской области от 15.11.2011 N 572-па;

в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает в Управлении Федеральной налоговой службы по Курской области сведения о неосуществлении заявителем предпринимательской деятельности в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся ли заявитель учредителем (участником) коммерческой организации, сведения об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам;

по результатам рассмотрения включает заявку в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Комиссии, и направляет письменное уведомление заявителю о включении его в перечень заявок или направляет уведомление об отказе во включении заявки в перечень заявок с указанием причины (пункт 3.4.10).

На основании пункта 3.4.11 Правил, основаниями для отказа по включению заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Комиссии, являются:

несоответствие заявителя условиям, указанным в пункте 2.1 настоящих Правил;

несоответствие заявки содержанию и установленной форме (приложение № 1 к настоящим Правилам);

непредставление в полном объеме или несоответствие документов, указанных в подпункте 3.4.1 настоящих Правил, за исключением документов, указанных в абзаце втором и абзаце восьмом (в части документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Как следует из оспариваемого отказа, основание для отказа по включению заявки ФИО4 в перечень заявок послужило не соблюдение пункта 2.1 Условий, а именно, в течение трех последних лет последним осуществлялась предпринимательская деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается регистрацией в качестве хозяйствующего субъекта с 04.10.2006 по 03.04.2012, с 18.05.2012 по 28.03.2014 (л.д. 8, т. 1).

Иных оснований для отказа по включению заявки ФИО4 в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии, как видно из письма от 01.12.2014 № 09.01-06/3861, не было.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО4 фактически на предоставление гранта на создание и развитие КФХ были представлены следующие документы (л.д. 125-152, т.1):

1. Заявка от 20.11.2014

2. Копия свидетельства о государственной регистрации КФХ серия 46 №001741818

3. Копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе серия 46 №000628136.

4. Копия паспорта ФИО4

5. Копия диплома Г-1 №889073

6. Бизнес-план.

7. Копия договора купли-продажи товара от 15.11.2014.

8. Выписка из лицевого счета ФИО4, выданная Сбербанком России о наличии денежных средств на счете.

9. Справка о численности работников КФХ от 20.11.2014.

10. Справка о размере выручки от 20.11.2014.

11. Копия свидетельства о государственной регистрации права серия 46 АД №171905.

12. Копия свидетельства о государственной регистрации права серия 46 АД №028838.

13. Копия налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2013 год с «нулевыми» показателями.

Таким образом, исходя из положений пункта 3.4.1 Правил, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 11.04.2013 № 199-па (в редакции, действовавшей в период спорных отношений), апелляционная коллегия приходит к выводу, что заявителем были представлены все необходимые документы для участия в конкурсе.

Из материалов дела следует, что Комитет АПК Курской области, получив заявку ИП главы КФХ ФИО4 на получение субсидии от 20.11.2014, произвел действия по проверке соответствия заявителя критериям участия в программе получения субсидий, установленным пункту 2 Условий, утвержденных приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012, в ходе которых из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (т.1, л.д.80-87) получил информацию о том, что ФИО4, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя – главы КФХ 07.04.2014, ранее также регистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в периоды с 21.04.2005 по 04.10.2006; с 04.10.2006 по 03.04.2012; с 18.05.2012 по 28.03.2014.

Установление данного факта послужило единственным основанием оспариваемого отказа.

Из пояснений заявителя, данных в суде первой инстанции, следует, что периодическая регистрация в качестве ИП предпринималась им с целью участия в программах получения субсидий, однако приступить к осуществлению такой деятельности ФИО4 так и не смог из-за отказов в получении субсидий.

В соответствии с пунктом 2 Условий, утвержденных приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012, правом на получение субсидии обладают только лица, имеющие статус главы крестьянского (фермерского) хозяйства, поэтому регистрация заявителя в качестве главы КФХ для участия в программе получения субсидии являлась обязательной.

Согласно условиям программы, правом на получение субсидий обладают только начинающие фермеры, критерии, определения которых для целей программы, установлены пунктами 2.1-2.15 Условий, утвержденных приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012.

В частности, для определения понятия «начинающий фермер» указанный нормативный правовой акт вводит критерий продолжительности осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (деятельность КФХ на дату подачи заявки не должна превышать 24 месяцев со дня регистрации, пункт 2.3 Условий) и критерий отсутствия осуществления претендентом в течение последних трех лет предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и (или) отсутствия участия претендента в коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является (пункт 2.1 Условий).

Таким образом, и в первом, и во втором случае при установлении данных критериев используется не термин «регистрация», а термин «осуществление», то есть определяющим критерием является не факт регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя или главы КФХ сам по себе, а осуществление лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или главы КФХ в установленные Условиями периоды.

Приведённым нормам корреспондирует пункт 3.4.10 Правил в редакции постановления Администрации от 02.10.2014 № 697-па, которым законодатель признал юридически значимыми сведения о неосуществлении заявителем предпринимательской деятельности в течение последних трех лет до регистрации его в качестве главы хозяйства, полученные из Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, а не сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или главы КФХ, полученные из налогового органа.

Кроме того, как верно указал суд области, из положений статей 8-10, 22.1, 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя, равно как и регистрация прекращения деятельности индивидуального предпринимателя носят заявительный характер, а из положений части 4 статьи 23 ГК РФ следует, что факт регистрации не является определяющим при применении правил ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в случае, если лицо фактически осуществляло предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно сведениям, предоставленным Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Курску на запросы суда области от 31.07.2015 и от 01.09.2015, ФИО4 действительно был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в периоды с 21.04.2005 по 04.10.2006; с 04.10.2006 по 03.04.2012; с 18.05.2012 по 28.03.2014, а также с 07.04.2014. На момент рассмотрения Комиссией заявки о предоставлении субсидии и на момент рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции, заявление о прекращении деятельности от ИП ФИО6 КФХ ФИО4 в налоговый орган не поступало.

ИНФНС России по г. Курску также подтверждено, что ИП ФИО4 представлялись налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2011-2014 годы с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет «0» рублей, расчетные счета в банках у ИП ФИО6 КФХ ФИО4 отсутствуют.

Из представленных в материалы дела доказательств (выписки из похозяйственной книги № 325 от 29.12.2012 (т.2, л.д. 22-25), справки Администрации Котовского сельсовета № 309 от 16.06.2015 (т.1, л.д. 94), следует, что ФИО4 в личном подсобном хозяйстве, расположенном в с. Пселец Пристенского района Курской области, имеет приусадебный участок размером 0,5 га и пчелосемьи – 25 шт. (в 2012 году количество пчелосемей составляло 35).

Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее – Закон № 112-ФЗ) личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Пунктом 4 статьи 2 указанного Закона предусмотрено, что реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу, что нахождение указанных объектов (приусадебного участка площадью 0,5 га, пчелосемей) не свидетельствует о ведении ФИО4 предпринимательской деятельности и не противоречит Федеральному закону № 112-ФЗ.

В материалах дела имеется выписка из лицевого счета по вкладу «Пенсионный плюс» Сбербанка России и справка о состоянии данного вклада за период с 28.10.2013 по 31.08.2015 (т.2 л.д. 26-31), которые также подтверждают, что на момент обращения заявителя с заявкой на участие в конкурсе по предоставлению субсидий (20.11.2014) иных расчетных счетов у заявителя не имелось, а остаток по данному вкладу составлял 31 руб. 87 коп.

При этом указанный вклад открыт заявителю для получения пенсионных выплат, следовательно, не может свидетельствовать о получении доходов от ведения предпринимательской деятельности.

Судом также установлено, что денежные средства по иным расчетным счетам Сбербанка России открыты заявителю в рамках предоставления кредитного займа в размере 300 000 рублей на основании кредитного договора №063205/0497 от 15.11.2006 для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе для покупки овец, малогабаритной техники и пчелосемей.

С учетом изложенного, доводы заявителя о том, что фактически предпринимательскую деятельность он не вел и не ведет, и доходов от нее не получал и не получает, подтверждаются материалами дела.

Доказательств обратного в материалы дела не содержат. Подателем апелляционной жалобы таких доказательств в суд апелляционной инстанции также не представлено.

С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что заявителем фактически предпринимательская деятельность, а также  деятельность КФХ, в спорные периоды не осуществлялась.

Следовательно, нельзя признать состоятельными доводы Комитета и председателя Комитета АПК Курской области ФИО5 об установлении факта ведения предпринимательской деятельности ИП ФИО6 КФХ ФИО4 лишь на основании регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом Комитетом в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ Комитете АПК Курской области не представил доказательств направления последним запросов в порядке пункта 3.4.10 Правил в Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области о предоставлении сведений о неосуществлении или осуществлении заявителем предпринимательской деятельности в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и сведений, не являлся ли он учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.

Ссылка Комитета АПК Курской области на направление письма в Минсельхоз России с просьбой о разъяснении пункта 2.1 Условий подачи заявок правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не может свидетельствовать о соблюдении вышеуказанных требований в установленном законом порядке, так как письмо Минсельхоз России не является нормативным правовым актом, обязательным к исполнению, при этом, в силу пунктов 3.4.6, 3.4.10 Правил, утвержденных постановлением Администрации Курской области № 199-па от 11.04.2013 (ред. от 02.10.2014), разрешение указанного вопроса относится исключительно к компетенции уполномоченного работника Комитета АПК Курской области, а не к компетенции Минсельхоза России или иных органов.

Материалы дела свидетельствуют, что ИП ФИО6 КФХ ФИО4 на момент подачи им заявки 20.11.2014 отвечал критериям, установленным пунктом 2.1 Правил предоставления из областного бюджета субсидий в виде грантов и (или) субсидий в виде единовременной помощи на поддержку начинающим фермерам, в силу чего его заявка подлежала рассмотрению Конкурсной комиссией по существу, следовательно, правовых и фактических оснований отнесения заявителя к категории КФХ, которые не могут принимать участие в конкурсе на получение субсидии по данному делу, у Комиссии не имелось.

Таким образом, доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что оспариваемые действия совершены Комитетом АПК Курской области в нарушение требований действующего законодательства в рассматриваемой сфере и препятствуют Предпринимателю в реализации права на участие в конкурсе на получение субсидии, чем нарушают права и законные интересы заявителя.

Следовательно, суд области правильно признал незаконными действия Комитета, выраженные в письме председателя Комитета АПК Курской области № 09.01-06/3861 от 01.12.2014, по отказу ИП ФИО6 КФХ ФИО4 во включении заявки ИП ФИО4 от 20.11.2014 в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии.

Поскольку, в силу пункта 3.5 Правил, утвержденных постановлением Администрации Курской области № 199-па от 11.04.2013, рассмотрение заявок по существу относится к полномочиям не Комитета АПК Курской области, а Конкурсной комиссии, которая, в свою очередь, не обладает правами юридического лица и создана при Комитете АПК Курской области (пункт 1.1, 1.2, 3.8 Положения о комиссии, утвержденного постановлением Администрации Курской области № 199-па от 11.04.2013), в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя суд области в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ правомерно обязал Комитет АПК Курской области в лице Конкурсной комиссии по отбору претендентов на получение субсидий из областного бюджета в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств рассмотреть по существу заявку ИП ФИО6 КФХ ФИО4 на предоставление субсидии от 20.11.2014 в установленном законом порядке.

Поскольку, исходя из положений пунктов 3.4.5, 3.4.9 Правил, утвержденных постановлением Администрации Курской области № 199-па от 11.04.2013, председатель Комитета АПК Курской области ФИО5 не является уполномоченным работником Комитета, наделенным полномочиями принимать заявки и оценивать их на соответствие Условиям, утвержденным приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012; Администрация Курской области также не совершала оспариваемых действий и не обладает непосредственными полномочиями, связанными с восстановлением прав заявителя, то суд области обоснованно отказал в удовлетворении оставшейся части требований предпринимателя.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом ввиду вышеизложенного, они не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было (часть 4 статьи 270 АПК РФ).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 22.10.2015 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета - без удовлетворения.

Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы при подаче апелляционной жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании или возврате государственной пошлины судом не решается.

Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курской области от 22.10.2015 по делу № А35-4851/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета агропромышленного комплекса Курской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3