ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-8562/19 от 12.02.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 февраля 2020 года                                            Дело №А36-9718/2019

город Воронеж

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи                                                                                    Миронцевой Н.Д.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2019 по делу № А36-9718/2019 (судья Дружинин А.В.), по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Липецкой области о взыскании с Администрации сельского поселения Кривский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области (ОГРН 1024800730525, ИНН 4816001729) задолженности по пени и штрафам,

без вызова лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Липецкой области (далее – МИФНС №8 по Липецкой области, налоговый орган, инспекция) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о взыскании с Администрации сельского поселения Кривский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области (далее – Администрация сельского поселения, администрация, налогоплательщик) задолженности по пени и штрафам в сумме 33 940,85 руб.

Дело   рассмотрено судом в порядке упрощенного производства согласно  пункту 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 29.10.2019, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных требовании инспекции отказано.

Мотивированное решение по делу изготовлено 12.11.2019 по заявлению налогового органа.

Не согласившись с принятым решением, МИФНС №8 по Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

Считает, что в отношении требований от 10.11.2017 №49816, от 13.02.2018 №1432, от 19.02.2018 №1769, от 04.05.2018 №1970, от 30.05.2018 №2599, от 14.06.2018 №968 и от 11.07.2018 №2942 на общую сумму 25 560,82 руб. установленный абз.3 п.1 ст.47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) двухлетний срок на обращение в суд не истек.

Считает, что имеются  основания для восстановления указанного срока по требованиям  от 18.05.2017 №43946, от 26.07.2017 №47257 на общую сумму 8 380 руб., поскольку по ним производилось взыскание за счет денежных средств в соответствии с п.3.1 ст.46 НК РФ. Уведомления о неисполнении данных решений были представлены лишь 25.07.2019, то есть с нарушением 10-дневного срока, установленного п.7 ст.242.6  Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Оснований для продолжения взыскания задолженности в бесспорном порядке у налогового органа не имелось.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

В связи с наличием у налогоплательщика непогашенной задолженности, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Липецкой области  в адрес администрации были выставлены требованиям:

 от 8.05.2017 №43946 на сумму 135 323,27 руб. со сроком добровольного исполнения до 07.06.2017;

от 10.11.2017 №49816 на сумму 115 061,58 руб. со сроком добровольного исполнения до 30.11.2017;

от 26.07.2017 №47257 на сумму 179 754,07 руб. со сроком добровольного исполнения до 15.08.2017;

от 04.05.2018 №1970 на сумму 79 716,70 руб. со сроком добровольного исполнения до 25.05.2018;

от 11.07.2018 №2942 на сумму 671,13 руб. со сроком добровольного исполнения до 31.07.2018;

от 30.05.2018 №2599 на сумму 118 268,34 руб. со сроком добровольного исполнения до 0.06.2018;

от 14.06.2018 №968 на сумму 1 000 руб. со сроком добровольного исполнения до 04.07.2018;

от 19.02.2018 №1769 на сумму 74 147,48 руб. со сроком добровольного исполнения до 13.03.2018;

от 13.02.2018 №1432 на сумму 171 041,15 руб. со сроком добровольного исполнения до 06.03.2018.

Факт направления указанных требований в адрес налогоплательщика и их получения по телекоммуникационным каналам связи подтверждается материалами дела и администрацией не оспаривается.

Неисполнение указанных требований послужило основанием для вынесения в отношении администрации решений о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 22.08.2017 №608, от 14.12.2017 №854, от 21.06.2017 №444, от 04.05.2018 №182, от 04.05.2018 №183, от 12.07.2018 №371, от 03.07.2018 №301, от 01.08.2018 №385, от 06.06.2018 №240.

При этом уведомления о неисполнении решений о взыскании поступило в адрес межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Липецкой области  25.07.2019, то есть с нарушением установленного законодательством 10-дневного срока на направление такого уведомления.

При этом приказом управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области от 08.02.2017 №0005/046@ полномочия по осуществлению функций применительно к положению ст.47 НК РФ переданы в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 20.02.2019 №ММВ-7-4/79 межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области с 01.04.2019 переименована в МИФНС №8 по Липецкой области.

Согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам задолженность налогоплательщика погашена не была, что послужило основанием для обращения 29.08.2019 в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно подпунктами 1 и 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления инспекцией требования об уплате налога и пеней.

В силу статьи 69 Кодекса, при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, которое должно быть исполнено, как это установлено абзацем 3 пункта 4 статьи 69 НК РФ, в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пункту 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях для взимания налога и ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно пункту 2 статьи 45 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится его взыскание в порядке, предусмотренном Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

При этом в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2015, с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей. Если такая сумма не превышает пяти миллионов рублей, взыскание с организации, которой открыт лицевой счет, производится в порядке, определенном статьей 46 Кодекса.

Как установлено пунктом 3.1 указанной статьи, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.

Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).

Одновременно пунктом 2 статьи 242.6 БК РФ установлено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.

Последний в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию и документы, указанные в пункте 3 статьи 242.6 БК РФ, необходимые для исполнения решения налогового органа. При неисполнении должником данной обязанности орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения допущенного нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, уведомив об этом должника.

При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме (абзац 3 пункта 7 статьи 242.6 БК РФ, абзац 3 пункта 3.1 статьи 46 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании во всех случаях принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. На это же указано и в абзаце 2 пункта 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пенями. Статьей 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 Кодекса).

Пунктом 6 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть, бесспорно - при соблюдении сроков, установленных статьями 46, 47 Кодекса или через суд при утрате возможности бесспорного взыскания.

При этом, поскольку в отличие от недоимки по налогу, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности, налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налогов.

Требование об уплате пеней, направляемое налогоплательщику, должно содержать сведения, обеспечивающие ему возможность установить размер недоимки, на которую начислены пени, и основания ее возникновения, а также правильность начисления пеней и период, за который они начислены.

Таким образом, действующим налоговым законодательством установлена определенная последовательность осуществления налоговым органом действий по принудительному взысканию с налогоплательщика налоговых недоимок - процедура принудительного взыскания, первым этапом осуществления которой является направление налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пеней, санкций.

При этом, предоставляя налоговым органам право бесспорного взыскания недоимок по налогам, Налоговый кодекс Российской Федерации не лишает их права на обращение в суд, определяя в статье 46 Кодекса условия возбуждения судебной процедуры взыскания - пропуск срока для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, в том числе на лицевых счетах в органах казначейства.

В рассматриваемом случае, как это следует из материалов дела, процедура взыскания недоимки и пеням в полной мере реализована не была, на что обосновано указал суд области в принятом по делу решении.

Инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности реализации процедур бесспорного (внесудебного) взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, финансируемого из бюджета.

Ссылки апелляционной жалобы на то, что двухлетний срок на обращение в суд по требованиям от 10.11.2017 №49816, от 13.02.2018 №1432, от 19.02.2018 №1769, от 04.05.2018 №1970, от 30.05.2018 №2599, от 14.06.2018 №968 и от 11.07.2018 №2942 не истек подлежит отклонению как основанная на неверном толковании положений налогового законодательства, поскольку указанный срок предусмотрен в случае осуществления налоговым органом процедуры  взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика. Доказательств осуществления данной процедуры не имеется.

По указанным основаниям также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы об уважительности причин пропуска процессуального срока по требованиям  от 18.05.2017 №43946, от 26.07.2017 №47257. Как обосновано указал суд, не получив в установленный срок уведомления о неисполнении решений налоговый орган должен был предпринять весь комплекс надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Решение суда первой инстанции  является верным. Оснований для его отмены не имеется.

  Вопрос о распределении судебных расходов не разрешается, поскольку в силу  подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ налоговые органы  освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2019 по делу № А36-9718/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации., в двухмесячный срок.

Судья                                                                                Н.Д. Миронцева