ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-1318/2022 от 20.04.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                     Дело № А68-5426/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 20.04.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Дайнеко М.М., судей Капустиной Л.А. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.А., при участии от истца –  ФИО1 (доверенность от 28.05.2021, удостоверение), ФИО2 (доверенность от 09.01.2021, паспорт), от ответчика – ФИО3 (доверенность от 28.08.2019, паспорт, диплом), от третьего лица (СНТ «Восход» УВД) - ФИО3 (доверенность от 28.08.2019, паспорт, диплом), от третьего лица (садоводческое некоммерческое товарищество «Строитель» Туласовхозстрой) - ФИО4 ((паспорт) не допущен к участию в деле в качестве представителя, ввиду отсутствия надлежащим образом оформленных полномочий), в отсутствие иных лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Строитель» ПСО «Тулгорстрой»на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.01.2022 по делу № А68-5426/2018 (судья Андреева Е.В.), принятое по исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Офицеров запаса и в отставке» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Садоводческому некоммерческому товариществу «Строитель» ПСО «Тулгорстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>), третьи лица: Управление Росреестра по Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области», садоводческое некоммерческое товарищество «Строитель» Туласовхозстрой, СНТ «Восход» УВД о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 71:30:070501:32, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, площадью 15760 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Привокзальный район, ул. Ивановская, 64, СНТ «Строитель» ПСО «Тулгорстрой» недействительными в части наложения фактической границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:070509:131 на границу земельного участка с кадастровым номером 71:30:070501:32, сведения о которых содержаться в ЕГРН в соответствии с каталогом координат и исключении сведений из ЕГРН; об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:070509:131 категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, д. Пирово, принадлежащего на праве общей совместной (коллективно-совместной) собственности СНТ «Офицеров запаса и в отставке», общей площадью 4 670 кв. метров в соответствии с каталогом координат, подготовленным кадастровым инженером ФИО5;

УСТАНОВИЛ:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Офицеров запаса и в отставке» обратилось в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения) к садоводческому некоммерческому товариществу «Строитель» ПСО «Тулгорстрой» о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 71:30:070501:32, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, площадью 15760 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Привокзальный район, ул. Ивановская, 64, СНТ «Строитель» ПСО «Тулгорстрой» недействительными в части наложения фактической границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:070509:131 на границу земельного участка с кадастровым номером 71:30:070501:32, сведения о которых содержаться в ЕГРН в соответствии с приведенным каталогом координат; об исключении сведений из ЕГРН; об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:070509:131 категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, д. Пирово, принадлежащего на праве общей совместной (коллективно-совместной) собственности СНТ «Офицеров запаса и в отставке», общей площадью 4670 кв. метров в соответствии с каталогом координат, подготовленным кадастровым инженером ФИО5.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Тульской области, ФГБУ 4 «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области, Садоводческое некоммерческое товарищество «Строитель» Туласовхозстрой, СНТ «Восход» УВД.

Решением суда области от 18.01.2022 заявление удовлетворено.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене. В обоснование своей позиции указывает на недоказанность истцом факта передачи ему в пользование или собственность спорного земельного участка. Нарушения при подготовке межевого плана ответчика не являются определяющими при рассмотрения настоящего спора. Согласно представленным в материалы дела правоустанавливающим документам спорный земельный участок не входит в состав участка истца. Указывает, что по сути, истец оспаривает зарегистрированное право ответчика на часть земельного участка. Граница земельного участка истца на местности определена существующими ограждениями, что установлено также в ходе проведения судебной экспертизы. Указывает также, что истцом намерено отмежевана только часть земель общего пользования в целях приведения в соответствие площади принадлежащего ему земельного участка (южная граница определена произвольно на расстоянии от ограждений участков членов СНТ). Как указывает ответчик, истец должен был или полностью включить указанный проезд или не включать его совсем. Уточнение площади земельного участка истца привело фактически к наложению на земельный участок ответчика.

Представитель ответчика доводы жалобы поддержал, решение просил отменить, в иске – отказать.

Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения.

Представитель третьего лица поддержал доводы жалобы ответчика.

Иные лица, участвующие  в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Исполнительным комитетом Тульского городского Совета депутатов трудящихся на основании постановления Совета Министров РСФСР от 16.12.1955 №1522 и решения Тулоблисполкома №7-279 от 21.04.1959 принято решение от 16.09.1959 № 5т 84-34 «Об отводе земельного участка под коллективные сады Строительномонтажному управлению треста «Тулстрой» и Тульскому городскому военному комиссариату», согласно которому для организации коллективных садов отводился земельный участок общей площадью 10 га, расположенный южнее деревни Пирово, Строительно-монтажному управлению треста «Тулстрой» отведено 4,0 га, Тульскому городскому военному комиссариату - 6,0 га.

В соответствии с пунктом 2 решения Исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся от 16.09.1959 № 5т 84-34 строительно-монтажное управление треста «Тулстрой» и городской военный комиссариат обязаны были составить проект использования территории и согласовать его с сельхозотделом горисполкома.

 Во исполнение решения исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся от 16.09.1959 № 5т 84-34 инженером треста Тулстрой ФИО6 был выполнен план участка коллективного сада сотрудников горвоенкомата и треста «Тулстрой», расположенного на территории Косогорского района на основании решения Тулоблисполкома №7-279 от 21.04.1959 и решения исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся от 16.09.1959 № 5т 84-34, план (проект разбивки) согласован с сельхозотделом Горисполкома.

На основании решения Исполнительного комитета Тульского городского Совета народных депутатов было вынесено решение № 8-325 «О закреплении за Привокзальным райвоенкоматом г. Тулы земельного участка коллективного сада в Привокзальном районе» за Привокзальным райвоенкоматом г. Тулы был закреплен земельный участок в районе пос. 5 Первомайский площадью 5,98 га, который фактически занимает коллективный сад «Офицеров запаса в отставке».

 17.05.1988 Привокзальному райвоенкомату г. Тулы (коллективный сад «Офицеров запаса и в отставке») выдан Государственный акт А – I № 275344 о закреплении за указанным землепользователем в бессрочное и бесплатное пользование 5, 98 га земли в границах согласно плана землепользования, являющегося приложением к акту.

На основании Постановления Главы Администрации Привокзального района г. Тулы от 06.11.1992 № 1456 садоводческому товариществу «Офицеров запаса и в отставке» 29.07.1993 выдано Свидетельство о праве собственности на землю № 2781, в соответствии с которым товариществу для садоводства предоставлено 4 270 кв.м. в коллективно – совместную собственность, 55 730 кв.м. – в собственность.

29.07.1993 земельный участок, расположенный по адресу: обл. Тульская, г. Тула, р-н Привокзальный, д. Пирово, поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 71:30:070509:131, со статусом «ранее учтенный» с декларированной площадью 4 270 кв.м, правообладатель: садоводческое товарищество «Офицеров запаса и в отставке»; вид права, номер и дата регистрации: коллективно-совместная собственность, № 2781 от 29.07.1993, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка № 71/16-560477 от 22.02.2016.

12.02.2018 СНТ «Офицеров запаса и в отставке» обратилось в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости № 71-0-1- 99/3026/2018-460 земельного участка с кадастровым номером 71:30:070509:131 в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ на основании межевого плана от 22.01.2018, подготовленного кадастровым инженером ФИО7

Уведомлением от 15.02.2018 Управление Росреестра по Тульской области приостановило осуществление действий по кадастровому учету до 14.05.2018 в связи с тем, что: 1) с заявлением об учете изменений объекта недвижимости обратился ФИО8, а по сведениям ЕГРН собственником уточняемого земельного участка с кадастровым номером 71:30:070509:131 является садоводческое товарищество «Офицеров запаса и в отставке» (коллективно – совместная собственность); 2) границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 71:30:070509:131 пересекают границы других земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:070509:24, 71:30:070509:285 и 71:30:070501:32(2); 3) в акте согласования местоположения границы земельного участка не согласованы границы уточняемого земельного участка по границе н1-н6; н79-н88-н1 со смежным земельным участком с кадастровым номером 71:30:070501:32.

На основании постановления Главы администрации Центрального района Тулы от 23.10.1992 № 665 садоводческому товариществу «Строитель» ПСО «Тулгорстрой» (Ивановские дачи, Менделеевский пос. Центрального района г. Тулы) выдано свидетельство о праве собственности на землю № 2768 от 22.07.1993, согласно которому садоводческому товариществу «Строитель» ПСО «Тулгорстрой» в коллективно-совместную собственность предоставлен земельный участок площадью 15 360 кв. м, на основании решения Горисполкома № 5-т-29-21 от 27.07.1965.

Земельный участок с кадастровым номером 71:30:070501:32, расположенный по адресу: Тульская обл., г. Тула, Привокзальный р-он, ул. Ивановская, 64, СНТ «Строитель» ПСО «Тулгорстрой», площадью 15 360 кв. м, поставлен на кадастровый учет 22.07.1993, имеет статус «актуальные, ранее учтенные»; сведения о границах и уточненной площади земельного участка 15 760 кв.м внесены в ЕГРН 22.01.2018 на основании заявления СНТ «Строитель» ПСО «Тулгорстрой» от 16.01.2018 и межевого плана от 15.01.2018, подготовленного кадастровым инженером ООО «ЗКП «Геоземкадастр»                    ФИО9; граница земельного участка состоит из 8 контуров.

Как указывает истец, СНТ «Строитель» ПСО «Тулгорстрой» незаконно, не имея правовых оснований и правоустанавливающих документов, произвело установление границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:070501:32, включив в его состав также земли общего пользования, а именно: дорогу, проходящую между СНТ «Строитель» Туласовхозстрой и СНТ «Офицеров запаса и в отставке», которая принадлежит указанным СНТ согласно решению Исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся от 16.09.1959 № 5т 84-34 «Об отводе земельного участка под коллективные сады Строительно-монтажному управлению треста «Тулстрой» и Тульскому городскому военному комиссариату», и согласованному с сельхозотделом горисполкома плану (проекту разбивки).

СНТ «Офицеров запаса и в отставке» придя к выводу, что незаконное установление границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:070501:32 препятствует СНТ «Строитель» Туласовхозстрой в установлении в соответствии с действующим земельным законодательством границ его земельного участка с кадастровым номером 71:30:070509:131, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

С 01.01.2017 вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимости (в том числе, земельных участков) урегулированы Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу данного Закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье данного Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 2 статьи 7 названного Закона ЕГРН включает в себя реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).

Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентирован в статье 61 Закона № 218-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 61 Закона № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

Согласно части 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).

Применительно к аналогичным нормам, содержавшимся в Федеральном законе от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.09.2013 № 6002/2013 сформулировал правовой подход, согласно которому при квалификации заявленного требования как требования об исправлении реестровой ошибки суд должен обеспечить исправление выявленной ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.   

В постановлении от 22.03.2011 № 14765/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в ЕГРН у всех его зарегистрированных правообладателей. Истцом по делу об исправлении кадастровой ошибки является правообладатель земельного участка, а ответчиками - орган, осуществляющий кадастровый учет, и правообладатель земельного участка, в сведениях о границах которого содержится ошибка.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 № 211-ФЗ (далее - Закон № 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

На основании пункта 2 статьи 40 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке (пункт 5 статьи 40 Закона о кадастре).

При разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков (пункт 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).

Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.

В связи с возникшими между сторонами разногласиями, судом области в целях установления наложения границ смежных земельных участков назначено проведение судебной экспертизы.

Экспертным заключением № 566 установлено, что на территории СНТ «Офицеров запаса и в отставке» имеются массивы земельных участков граждан, а также узкие протяженные части территории между ними, используемые для прохода и проезда к земельным участкам граждан. При этом указанная узкая протяженная территория с северной стороны участков СНТ «Офицеров запаса и в отставке» ограничена ограждениями участков не только данного СНТ, но и ограждениями земельных участков СНТ «Строитель» Туласовхозстрой, при этом данная территория соединяется с аналогичными участками для проезда и прохода на территории СНТ «Строитель» Туласовхозстрой.

С западной стороны от земельных участков СНТ «Офицеров запаса и в отставке» также имеется протяженная узкая территория, используемая для прохода и проезда к земельным участкам СНТ «Офицеров запаса и в отставке», а также СНТ «Строитель» ПСО Тулгорстрой, СНТ «Энергетик». Кроме ограждений земельных участков граждан, на указанных территориях, используемых для проезда и прохода, отсутствуют ограждения либо иные обозначения, которые могли бы отражать внешнюю границу территории СНТ «Офицеров запаса и в отставке», которая, в свою очередь, могла бы включать как земельные участки граждан, так и земли общего пользования.

Земельный участок кадастровым номером 71:30:070501:32 с северной стороны от СНТ «Офицеров запаса и в отставке» полностью занимает часть протяженной узкой территории, используемой для прохода и проезда на земельные участки СНТ «Офицеров запаса и в отставке», а также СНТ «Строитель» Туласовхозстрой. При этом в ограждениях земельных участков СНТ «Офицеров запаса и в отставке» оборудованы въездные ворота и калитки, выходящие на указанную территорию, входящую в юридические границы участка с кадастровым номером 71:30:070501:32. Узкая протяженная территория для прохода и проезда с западной стороны от участков СНТ «Офицеров запаса и в отставке» частично включена в границы участка 71:30:070501:32. При этом на указанной территории каких-либо объектов (межевых знаков, ограждений), обозначающих прохождение юридической границы участка 71:30:070501:32 не обнаружено.

Границы участка 71:30:070509:131 с западной стороны совпадают с юридической границей участка кадастровым номером 71:30:070501:32 (имеют общие поворотные точки), с южной стороны проходят на расстоянии от ограждений участков членов СНТ «Офицеров запаса и в отставке», а с северной стороны проходят по центру узкой протяженной территории, используемой для прохода и проезда к земельным участкам нескольких СНТ, в связи с чем образуется наложение участка 71:30:070509:131 в границах по межевому плану от 17.01.2020 и границ участка 71:30:070501:32 по сведениям ЕГРН площадью не менее 580 кв.м.

Эксперт в исследовательской части также указал, что земельный участок 71:30:070501:32 с северной стороны от истца полностью занимает часть протяженной узкой территории, используемой для прохода и проезда на земельные участки истца и ответчика.

Анализируя конфигурацию участка 71:30:070509:131 в контуре по данным Решения Совета депутатов 1988, государственного акта, и конфигурацию территории СНТ «Офицеров запаса и в отставке» на момент проведения экспертизы экспертом сделан вывод, что внешний контур территории данного СНТ изменился по сравнению с территорией в контуре границ по Государственному акту. Также эксперт пришел к выводу, что в материалах дела отсутствует документ, который отражал бы границы непосредственно земельного участка общего пользования СНТ «Офицеров запаса и в отставке», на основании которого возможно было бы определить местоположение таких границ на местности, а также точную площадь. Представленные в деле документы не содержат информации о местоположении границ земельного участка общего пользования СНТ «Офицеров запаса и в отставке».

 В ходе натурного обследования территории расположения земельных участков СНТ «Офицеров запаса и в отставке» не представилось возможным определить границы земельного участка общего пользования СНТ «Офицеров запаса и в отставке», поскольку территория с западной и северной стороны от указанного СНТ фактически используется для прохода и проезда к земельным участкам нескольких СНТ: СНТ «Офицеров запаса и в отставке», СНТ «Строитель» ПСО «Тулгорстрой», СНТ «Строитель» Туласовхозстрой», СНТ «Энергетик» и др.

Границы участка 71:30:070509:131 по межевому плану 17.01.2020 учитывают местоположение границ участков СНТ, сведения о местоположении которых внесены в ЕГРН в виде координат поворотных точек, включают в себя территорию с западной стороны истца, с южной стороны СНТ, с северной стороны СНТ, где имеется наложение устанавливаемых границ участка истца с участком ответчика, а также в границы участка истца включены все внутренние проезды. Таким образом, границы участка 71:30:070509:131 по межевому плану 17.01.2020 не совпадают с границами участка 5,98 га согласно решению исполнительного комитета Тульского Совета Народных депутатов от 199 и связанных с ним документов.

Эксперт также сообщил, что территория, включенная в настоящее время в границы земельного участка 71:30:070501:32 и фактически расположенная между земельными участками истца и ответчика предполагалась для использования более чем одним СНТ для нужд членов этих СНТ. Указанная схема не содержит координат поворотных точек и размеров отрезков границ земельного участка общего пользования истца, конфигурация проездов не совпадает с фактическими границами участков. Схема не позволяет определить границы  и площадь земельного участка общего пользования истца, однако можно полагать, что спорная территория для проезда и прохода, входящая в состав участка № 32, предполагалась к использованию более чем одним СНТ.

 Таким образом, поскольку с западной стороны границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:070509:131 совпадают с юридическими границами ответчика (поворотные точки), с восточной и южной стороны проходят на расстоянии от ограждений участков членов СНТ «Офицеров запаса и в отставке» и не имеет смежных землепользователей, установлению подлежит граница земельного участка с кадастровым номером 71:30:070509:131 с северной стороны, которая проходят по центру узкой протяженной территории, используемой для прохода и проезда к земельным участкам членов СНТ.

Оценка экспертного заключения произведена судом области в соответствии с требованиями правил оценки доказательств, наряду с иными доказательствами по делу (часть 2 статьи 64, часть 3 статьи 86 АПК РФ, пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе»).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» принцип независимости эксперта как субъекта процессуальных правоотношений предполагает его самостоятельность в выборе методов проведения экспертного исследования, которые должны основываться на требованиях законодательства.

Из экспертного заключения следует, что экспертом применены методы, предусмотренные законодательством об оценке. Исследовательская часть экспертного заключения является полной, ясной и мотивированной. Оценка методики исследования, способов и приемов, примененных экспертом, не является предметом судебного рассмотрения, поскольку определяется лицом, проводящим исследование и обладающим специальными познаниями для этого.

Возражения ответчика на экспертизу, являются субъективным мнением стороны по делу и выводы экспертизы не опровергают.

Ходатайство ответчика о проведении повторной экспертизы правомерно отклонено судом области ввиду отсутствия на то правовых оснований, а также поскольку отсутствие внесенных денежных средств для оплаты экспертизы на депозит суда в силу части 2 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в назначении экспертизы (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе»).

По указанному основанию суд апелляционной инстанции также отклоняет ходатайство ответчика о проведении повторной экспертизы, заявленное в апелляционной жалобе.

Таким образом, судом области установлено, что земельный участок с кадастровым номером 71:30:070501:32, расположенный по адресу: Тульская обл., г. Тула, Привокзальный р-он, ул. Ивановская, 64, СНТ "Строитель" ПСО «Тулгорстрой», площадью 15 360 кв. м, поставлен на кадастровый учет 22.07.1993, имеет статус «актуальные, ранее учтенные»; сведения о границах и уточненной площади земельного участка 15 760 кв. м внесены в ЕГРН 22.01.2018 на основании заявления СНТ «Строитель» ПСО «Тулгорстрой» от 16.01.2018 и межевого плана от 15.01.2018, подготовленного кадастровым инженером ООО «ЗКП «Геоземкадастр» ФИО9; граница земельного участка состоит из 8 контуров.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 71:30:070501:32 граница формируемого земельного участка вышла за пределы земельного участка, который был предоставлен СНТ «Строитель» ПСО «Тулгорстрой», в результате чего произошло пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:070509:131, принадлежащего СНТ «Офицеров запаса и в отставке».

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулировались на момент спорных правоотношений Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ, действующий на дату обращения в суд).

В статье 1 Закона №66-ФЗ под имуществом общего пользования понимается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

В силу абзаца второго пункта 4 статьи 14, пунктов 2 и 5 статьи 28 Закона № 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Таким образом, как в период закрепления земель, так и в рамках действующего законодательства садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение, товарищество вправе претендовать (оформлять права) только на земли, отнесенные к имуществу общего пользования.

В пункте 4 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного  строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Согласно пункту 4 статьи 13, пункту 4 статьи 14 и пункту 2 статьи 32 Закона № 66-ФЗ земли общего пользования предоставляются в составе земельного участка для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства с последующим определением земельного участка каждого из членов некоммерческого объединения и земельного участка для размещения имущества общего пользования. После утверждения проекта организации и застройки территории земельный участок подлежит разделу в соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с проектом организации и застройки территории некоммерческого объединения, а образованные земельные участки предоставляются в собственность членов такого объединения. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.

В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

 В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

 Согласно части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.

 При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

 В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 221-ФЗ, действовавшего на момент уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:070501:32, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер - кадастровый номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Частями 1 и 2 статьи 16 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (пункт 2 статьи 20 Закона N 221-ФЗ).

Как указывалось выше, земельный участок с кадастровым номером 71:30:070509:131 поставлен на государственный кадастровый учет 29.07.1993, является ранее учтенным, категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для садоводства, с декларированной площадью 4270 кв.м, правообладатель: садоводческое товарищество «Офицеров запаса и в отставке»; вид права, номер и дата регистрации: коллективно-совместная собственность, № 2781 от 29.07.1993.

 Согласно статье 39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Орган кадастрового учета осуществляет проверку представленных документов на соответствие требованиям закона (в частности, соблюдение установленного порядка согласования) и сведениям государственного кадастра недвижимости (выявляет противоречия и возможные пересечения границ).

22.01.2018 в ЕГРН внесены сведения о границах и уточненной площади земельного участка с кадастровым номером 71:30:070501:32 на основании межевого плана от 15.01.2018, подготовленного кадастровым инженером ООО «ЗКП «Геоземкадастр» ФИО9; граница земельного участка состоит из 8 контуров. Между тем, при проведении кадастровых работ спорного земельного участка в границы участка вошел земельный участок, который используется СНТ «Офицеров запаса и в отставке»; часть спорного земельного участка расположена за пределами территорий СНТ «Строитель» ПСО «Тулгорстрой».

По смыслу пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут  нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Исходя из толкования вышеприведенных норм права применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае применение такого способа защиты права как исключение из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 71:30:070501:32 соответствует характеру спорного правоотношения и будет способствовать восстановлению прав истца, на нарушение которых он ссылается, в связи с чем удовлетворил требование о признании недействительными результатов межевания и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:070501:32 в части их наложения на земельный участок ответчика.

В рассматриваемом случае СНТ «Офицеров запаса и в отставке» заявлено требование об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:070509:131 в соответствии каталогом координат, подготовленным кадастровым инженером ФИО5

Суд посчитал возможным удовлетворить требование истца и установить границы принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым 71:30:070509:131 категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, д. Пирово, принадлежащего на праве общей совместной (коллективно-совместной) собственности СНТ «Офицеров запаса и в отставке», фактически занимаемой общей площадью 4670 кв. метров в соответствии с каталогом координат, подготовленным кадастровым инженером ФИО5

Довод ответчика о том, что истцом, по сути, заявлено требование о признании отсутствующим права ответчика на часть земельного участка, подлежит отклонению, поскольку последний не лишен права уточнить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:070501:32,  в то время как при межевании указанного земельного участка не учтено фактическое землепользование истца.

Ссылка ответчика на обозначение на местности границ земельного участка истца путем установления ограждений не принимается во внимание. Экспертным заключением установлено, что в ограждениях земельных участков СНТ «Офицеров запаса и в отставке» оборудованы въездные ворота и калитки, выходящие на указанную территорию, входящую в юридические границы участка с кадастровым номером 71:30:070501:32. При этом границы земельных участков участников истца не тождественны границам земельного участка истца. В данном случае факт наличия ворот и калиток в ограждениях свидетельствует о том, что проезд/проход, включенный в состав участка с кадастровым номером 71:30:070501:32 фактически используется и участниками истца в целях прохода/проезда к принадлежащим им земельным участкам.

Ссылка на отсутствие в правоустанавливающих документах истца указания на границы выделенного земельного участка не лишает последнего права на уточнение границ с учетом фактически сложившегося землепользования (п. 10 статьи 22 Закона                 № 218-ФЗ).

Ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ также не представлено доказательств того, что спорный земельный участок (в части общего проезда/прохода) предоставлен ему на каком-либо праве.

Руководствуясь пунктом 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 18.01.2022 по делу № А68-5426/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 М.М. Дайнеко

Судьи                                                                                                               Н.В. Заикина

                                                                                                                          Л.А. Капустина