ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А62-2130/2020 20АП-1391/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 16.04.2021
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волошиной Е.В., Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бахбергеновой К.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Смолград» на определение Арбитражного суда Смоленской области от 17.11.2020 по делу № А62-2130/2020 (судья Печорина В.А.),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.07.2020 по делу № А62-2130/2020 результаты конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № 3 по Краснинскому шоссе в г. Смоленске и заключенный по результатам конкурса договор управления многоквартирным домом от 01.02.2020 № 1/20 признаны недействительными. Указанное решение вступило в законную силу 22.09.2020.
Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» как орган, исполняющий решение суда - осуществляющий ведение реестра лицензий по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области, обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о разъяснении решения суда по порядку его исполнения.
Определением суда от 17.11.2020 заявление удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Смолград» (ОГРН <***>; ИНН <***>) обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В Государственную жилищную инспекцию Смоленской области 22.01.2020 поступило заявление ООО «Смолград» о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Смоленской области в части включения многоквартирного дома № 3 по Краснинскому шоссе в г. Смоленске в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет данная управляющая организация.
К данному заявлению был приложен протокол № 3 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 13.01.2020, проведенного Администрацией г. Смоленска, в соответствии с которым победителем конкурса признано ООО «Смолград».
Данный факт послужил основанием для издания приказа Государственной жилищной инспекции Смоленской области от 31.01.2020 № 189/ИЛ о внесении изменений в реестр лицензий Смоленской области в части включения многоквартирного дома № 3 по Краснинскому шоссе в г. Смоленске в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «Смолград». Данные изменения внесены с 01.02.2020.
В связи с признанием судебным решением недействительными результатов конкурса и заключенного на его основании договора отпали основания, послужившие поводом для внесения сведений в отношении указанного многоквартирного дома в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО «Смолград».
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр, внесение изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части исключения из него многоквартирных домов носит заявительный характер.
ООО «Смолград» на основании решения суда с таким заявлением не обращалось, в связи с этим в реестре до настоящего времени содержатся сведения об управлении многоквартирным домом № 3 по Краснинскому шоссе в г. Смоленске ООО «Смолград».
В соответствии с положениями части 3.1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации единственным исключением из заявительного порядка, когда орган государственного жилищного надзора вправе без заявления лицензиата исключить многоквартирный дом из реестра лицензий, является вступившее в законную силу решение суда о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом.
Учитывая, что положения Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат аналогичной нормы для случаев признания результатов конкурса по выбору управляющей организации недействительными, управление просило суд дать разъяснение о порядке исполнения решения, а именно, является ли решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.07.2020 по делу №А62-2130/2020 основанием для внесения изменений в реестр лицензий Смоленской области в части исключения многоквартирного дома № 3 по Краснинскому шоссе в г. Смоленске из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Смолград».
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 198 ЖК РФ).
Таким образом, указанный реестр является открытым, содержащиеся в нем сведения должны быть достоверными, не вводить в заблуждение третьих лиц относительно способа управления многоквартирным домом и лица, осуществляющего такое управление.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр.
Пунктами 2, 4, 6, 7 и 14 Порядка от 25.12.2015 № 938/пр предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
В соответствии с положениями пункта 3.1 статьи 198 ЖК РФ в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 названной статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
Учитывая изложенное, отсутствие специального регулирования порядка изменения сведений на основании вступивших в законную силу решений суда о признании недействительными конкурса по выбору управляющей организации, не может являться препятствием для включения в реестр достоверных сведений, так как в силу специфики такого признания (необходимость проведения нового конкурса и отсутствие лица, которому переходит право управления многоквартирным домом) заявительный порядок внесения изменений не может быть соблюден (в связи с отсутствием конкретного заинтересованного лица).
На основании изложенного, вступившее в законную силу решение суда о признании недействительным конкурса по выбору управляющей организации (результаты которого ранее явились основанием для включения многоквартирного дома в реестр в отношении победителя конкурса) является основанием для внесения Управлением изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в административном порядке на основании вступившего в законную силу решения суда.
При этом в таком случае в соответствии с положениями статьи 200 ЖК РФ лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 названного Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 названного Кодекса;
государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
После исключения многоквартирного дома из реестра лицензий орган государственного жилищного надзора должен направить соответствующее уведомление органу местного самоуправления, который, в свою очередь, должен реализовать полномочия, установленные пунктами 4 - 6 статьи 200 ЖК РФ по определению новой управляющей организации.
В апелляционной жалобе ООО «Смолград» ссылается на нарушение судом норм процессуального права. Считает, что суд безосновательно вынес определение о разъяснении судебного акта по заявлению Главного управления «государственная жилищная инспекция Смоленской области», которое не было привлечено к участию в деле, к службе судебных приставов не относится. По мнению апеллянта, разъяснения суда выходят за рамки предмета спора и, следовательно, изменяют содержание решения. Полагает, что указанные требования являются предметом самостоятельного иска.
Доводы жалобы апелляционной коллегией рассмотрены и отклонены, поскольку они основаны на ошибочной оценке фактических обстоятельств дела и неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные вопросы применительно к установленным судом обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 179 АПК РФ в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
Применение указанной нормы обуславливается необходимостью обеспечить условия для правильного понимания судебного акта с целью его исполнения.
Исходя из смысла указанной нормы права, разъяснение состоит в более полном и ясном изложении тех частей судебного акта, понимание которых вызывает трудности. Изложение судебного акта в более ясной форме производится в случае, если в решении содержатся неясные по толкованию выводы, в связи с этим текст судебного акта нуждается в уточнении. При этом арбитражный суд не вправе изменить содержание судебного акта и не может касаться тех вопросов, которые не были отражены в судебном акте.
В частности, основанием для разъяснения судебного акта является неопределенность его резолютивной части, допускающая неоднозначное толкование и препятствующая его исполнению. При разъяснении судебного акта не могут быть внесены дополнения, изменения в описание установленных судом фактических обстоятельств, в оценку доказательств, в указания о применении или неприменении законов и иных нормативных правовых актов, в мотивы принятия решения и выводы суда, в том числе результаты разрешенных ходатайств и заявлений лиц, участвующих в деле.
Суд области обжалуемым определением не изменил содержание решения суда от 21.07.2020, не вышел за пределы спора, не допустил нарушений в рамках процедуры, предусмотренной частью 1 статьи 179 АПК РФ.
Довод жалобы о том, что суд вынес определение о разъяснении судебного акта по заявлению лица, не участвующего в деле, отклоняется как несостоятельный.
В силу части 1 статьи 16 вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» является органом, исполняющим решение суда - осуществляющим ведение реестра лицензий по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области. Следовательно, обязано исполнить вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.07.2020 по делу № А62-2130/2020 (ч.1 ст.16 АПК РФ), а также как орган, исполняющий решение суда, вправе обратиться в суд за разъяснением данного решения (ч.1 ст.179 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, сводятся к немотивированному несогласию с его позицией, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Смоленской области от 17.11.2020 по делу № А62-2130/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Судьи | О.Г. Тучкова ФИО1 Е.В. Мосина |