ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-1564/2021 от 23.06.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

                  Дело А62-8231/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., при участии в судебном заседании от заявителя – товарищества с ограниченной ответственностью «Атека» (Республика Казахстан, г. Алматы, БИН 071040016615, РНН 600500570051) – ФИО1 (доверенность от 22.06.2021), от заинтересованного лица – Смоленской таможни (г. Смоленск,ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 01.06.2021 № 06-46/72), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – товарищества                                 с ограниченной ответственностью «ProTaste» (Республика Казахстан, Алматинская область, г. Казцик, БИН 180940032647, РНН 600400495838), общества с ограниченной ответственностью «Вяземский терминал» (Смоленская область, Вяземский район,                                 г. Вязьма, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, апелляционную жалобу товарищества с ограниченной ответственностью «Атека» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.01.2021 по делу № А62-8231/2020 (судья Ерохин А.М.),

УСТАНОВИЛ:

товарищество с ограниченной ответственностью «Атека» (далее – ТОО «Атека», товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области                            с заявлением (с учетом уточнения) к Смоленской таможне (далее – таможня, таможенный орган), в котором просило:

признать незаконными действия таможни по проведению 06.09.2020 процедуры таможенного контроля транспортного средства Volvo FH 13, государственный регистрационный знак 755ОМВ05, с прицепом Schmitz Cargobull, государственный регистрационный знак 24ORA05, и перевозимого груза на основании транзитной декларации № 11216404/040920/0271823 от 04.09.2020 после остановки вне зоны таможенного контроля, превышающей 2-часовой срок с момента остановки;                     по задержанию 07.09.2020 транспортного средства Volvo FH 13, государственный регистрационный знак 755ОМВ05, с прицепом Schmitz Cargobull, государственный регистрационный знак 24ORA05; по задержанию 07.09.2020 груза – сыра твердого, производства АВ «Zemaitijos nienas», перевозившегося в транспортном средстве Volvo FH 13, государственный регистрационный знак 755ОМВ05, с прицепом Schmitz Cargobull, государственный регистрационный знак 24ORA05, без составления протокола                           о задержании; по помещению 07.09.2020 транспортного средства Volvo FH 13, государственный регистрационный знак 755ОМВ05, с прицепом Schmitz Cargobull, государственный регистрационный знак 24ORA05, и перевозимого груза                                 на территорию склада временного хранения (СВХ) ООО «Вяземский терминал»; по удержанию с 07.09.2020 по настоящее время транспортного средства Volvo FH 13, государственный регистрационный знак 755ОМВ05, с прицепом Schmitz Car gobull, государственный регистрационный знак 24ORA05, и перевозимого груза на территории СВХ ООО «Вяземский терминал»; по принятию 09.09.2020 решения об уничтожении перевозимого заявителем груза;

признать незаконным бездействие таможни по не установлению 06.09.2020 на транспортное средство Volvo FH 13, государственный регистрационный знак 755ОМВ05, с прицепом Schmitz Cargobull, государственный регистрационный знак 24ORA05, средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при его пересечении границы Российской Федерации;

признать незаконным решение начальника Вяземского таможенного поста Смоленской таможни ФИО3 от 18.09.2020 об отказе в продлении срока таможенного транзита груза, указанного в транзитной декларации                                                 от 04.09.2020 № 11216404/040920/0271823, до 28.09.2020;

обязать таможню и начальника Вяземского таможенного поста Смоленской таможни ФИО3 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя ТОО «Атека»;

обязать таможню и начальника Вяземского таможенного поста Смоленской таможни ФИО3 выпустить транспортное средство Volvo FH 13, государственный регистрационный знак 755ОМВ05, с прицепом Schmitz Cargobull, государственный регистрационный знак 24ORA05, и содержащийся в нем груз: сыр твердый, производства АВ «Zemaitijos pienas», для завершения заявителем международной перевозки.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество с ограниченной ответственностью «ProTaste» (далее – ТОО «ProTaste»), общество с ограниченной ответственностью «Вяземский терминал» (далее – ООО «Вяземский терминал»).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ТОО «Атека» обжаловало его                             в апелляционном порядке.

Смоленская таможня возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, отзывы на апелляционную жалобу не представили, представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ТОО «Атека» 06.09.2020 осуществило ввоз                          на территорию Российской Федерации товара в грузовом отсеке транспортного средства с регистрационным номером 755OMB05/24ORA05.

В соответствии с транзитной декларацией от 04.09.2020 № 11216404/040920/0271823 сроком действия до 20.09.2020, международной товарно-транспортной накладной CMR от 03.09.2020 № б/н, инвойса от 03.09.2020 № Р20/5007 ТОО «Атека» осуществляло международную перевозку груза – сыра твердого, производства АВ «Zemaitijos pienas», страна происхождения – Литва, в количестве 20 495,25 кг, по маршруту Литва – Казахстан, с использованием грузового автомобиля Volvo FH 13, государственный регистрационный знак 755ОМВ05, с прицепом Schmitz Cargobull, государственный регистрационный знак 24ORA05, грузополучатель – ТОО «ProTaste».

Таможенное оформление указанного транспортного средства с грузом начато 04.09.2020 в Литовской таможне, во время прохождения таможенного контроля средства таможенной идентификации на транспортное средство не устанавливались.

При пересечении таможенной границы Евразийского экономического союза в ночь с 04.09.2020 на 05.09.2020 через ПТО «Каменный Лог» Гродненской региональной таможни (РБ) транспортное средство peг. № 755OMB05/24ORA05 с товаром было помещено под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации                                     № 11216404/040920/0271823 с указанием места доставки – т/п «ЦТО Алматы-55302» Республика Казахстан, срок доставки до 20.09.2020. Должностными лицами Гродненской региональной таможни на полуприцеп peг. № 24ORA05 в качестве средства таможенной идентификации была наложена одна пломба № АБ68. Далее водитель направился по маршруту в сторону границы Российской Федерации.

При пересечении границы 06.09.2020 в районе населенного пункта Рудня через пункт пропуска государственной границы (448 км автомобильной дороги Р-120 Орел-Брянск-Смоленск-граница с Республикой Беларусь) т/с peг. № 755OMB05/24ORA05 было остановлено, после чего проверен комплект товаросопроводительных документов. Грузовой отсек транспортного средства не вскрывался, так как пломбы были не повреждены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1877                 утверждены Правила осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при осуществлении указанных автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, Правила выдачи учетных талонов (далее – Правила                             № 1877).

В зоне таможенного контроля, расположенной на территории, прилегающей                            к СВХ ООО «Вяземский терминал» (<...>), находящейся в зоне деятельности Вяземского таможенного поста Смоленской таможни (<...>), транспортное средство peг. № 755OMB05/24ORA05 07.09.2020 помещено для проведения таможенного контроля.

На основании статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) Вяземским таможенным постом проведен таможенный досмотр,                       в результате которого установлено, что в грузовом отсеке т/с per. № 755OMB05/24ORA05 находится товар – сыр, общим весом брутто 20 495,25 кг, страна происхождения товара Литва.

В соответствии с пунктом 12 статьи 310 ТК ЕАЭС во исполнение поручения                        на таможенный досмотр № 10113000/070920/000181 транспортное средство с товаром должно было находиться на территории зоны таможенного контроля – складе временного хранения ООО «Вяземский терминал».

В ходе проведения таможенного контроля в отношении товара, прибывшего по транзитной декларации № 11216404/040920/0271823, выявлен факт несоблюдения перевозчиком ТОО «Атека» Правил № 1877, а именно установлено, что в нарушение указанных Правил на грузовых отсеках транспортных средств отсутствуют средства идентификации (пломба), функционирующие на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а у водителя отсутствует учетный талон.

Водитель транспортного средства, осуществляющий автомобильную перевозку, обязан получить учетный талон при въезде на территорию Российской Федерации либо на стационарном или передвижном контрольном пункте, при этом выдача учетного талона осуществляется после наложения пломб ГЛОНАСС в соответствии с указанными Правилами. Кроме того, за 2 часа до въезда водитель обязан передать оператору пломбирования сведения о товаре и перевозке в соответствии с требованиями Правил                        № 1877.

Водитель фирмы-перевозчика ТОО «Атека» ФИО4 18.09.2020 обратился на Вяземский таможенный пост с заявлением о продлении срока таможенного транзита на 10 дней по ТД № 11216404/040920/0271823 (от 18.09.2020 вх. № 0944).

Принимая во внимание, что дальнейшая перевозка «санкционных» товаров по территории Российской Федерации продолжаться не могла, 18.09.2020 в продлении срока таможенного транзита было отказано в связи с завершением таможенного транзита.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества            в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201  АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8                                «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского                        кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений                              и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных                              условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 1 ТК ЕАЭС в Евразийском экономическом союзе (далее –  Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.

Согласно части 1 статьи 142 ТК ЕАЭС к таможенной процедуре таможенного транзита относится таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

Перевозка (транспортировка) по таможенной территории Союза товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита, должна осуществляться с соблюдением запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 данного Кодекса (пункт 5 части 1 статьи 143 ТК ЕАЭС).

Спорное транспортное средство с товаром въехало в Российскую Федерацию 06.09.2020 в районе населенного пункта Рудня через пункт пропуска государственной границы (448 км автомобильной дороги Р-120 Орел - Брянск - Смоленск - граница с Республикой Беларусь).

Указанное транспортное средство было остановлено сотрудниками                                 ГИБДД МО МВД России «Руднянский» и передано сотрудникам МВД, под сопровождением которых транспортное средство доставлено 07.09.2020                                                               на СВХ ООО «Вяземский терминал» (копии рапорта – т. 1 л.д. 115-116, постановления по делу об административном правонарушении от 06.09.2020 – т. 1 л.д. 117, письмо                         ОБ ДПС ГИБДД по облуживанию автодорог федерального значения УМВД России по Смоленской области от 21.09.2020 № 37/1283 – т. 1 л.д. 114) по признакам несоблюдения перевозчиком требований о перевозке «санцкционных» товаров

Как следует из рапорта должностного лица ГИБДД от 07.09.2020, после остановки транспортного средства к нему подъехал на машине гражданин и поинтересовался причиной остановки, получив ответ, что «документы на груз вызывают сомнения в их подлинности», спросил «можно ли решить вопрос без доставки в отдел полиции «Руднянский».

Таким образом, транспортное средство и товар, помещенные впоследствии                           на СВХ ООО «Вяземский терминал» должностными лицами Смоленской таможни не останавливалось.

Таможенным органом 07.09.2020 ТОО «Атека» (представитель по доверенности водитель ФИО4) вручено требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (статья 109 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), уведомление о проведении таможенного досмотра (статья 329 ТК ЕАЭС), поручение на таможенный досмотр.

Таможенный контроль в форме таможенного досмотра (акт таможенного досмотра от 07.09.2020 № 10113020/070920/000183) проводился в зоне таможенного контроля – СВХ ООО «Вяземский терминал» (статья 319 ТК ЕАЭС).

Доводы товарищества о том, что в соответствии со статьями 355, 379-382 ТК ЕАЭС время таможенного контроля не может превышать 2-х часов с момента остановки транспортного средства, задержание товаров осуществляется с составляем протокола о задержании, срок которого составляет не более 30 дней, задержанные товары передаются декларантом для завершения таможенных операций, для использования на территории ЕАЭС или обратного вывоза, подлежат отклонению, так как в рассматриваемом случае должностными лицами таможенного органа не осуществлялись действия и не принимались решения по остановке транспортного средства с товаром вне мест таможенного контроля, повлекшие помещение транспортного средства и товара на СВХ ООО «Вяземский терминал».

Довод апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы обстоятельства остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку действия сотрудников ГИБДД в настоящем деле                    не обжаловались.

В этой связи суд области по праву отказал в удовлетворении требований товарищества о признании незаконными действий таможни по проведению 06.09.2020 процедуры таможенного контроля транспортного средства Volvo FH 13, государственный регистрационный знак 755ОМВ05, с прицепом Schmitz Cargobull, государственный регистрационный знак 24ORA05, и перевозимого груза на основании транзитной декларации № 11216404/040920/0271823 от 04.09.2020 после остановки вне зоны таможенного контроля, превышающей 2-часовой срок с момента остановки.

В силу пункта 1 статьи 379 ТК ЕАЭС товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (в ходе ведения административного процесса), в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 12, пунктом 10 статьи 88, пунктом 5 статьи 98, пунктом 3 статьи 101, пунктом 3 статьи 113, пунктом 5 статьи 133, пунктом 5 статьи 139, пунктом 6 статьи 152, пунктами 5 и 6 статьи 161, пунктом 12 статьи 205, пунктами 3 и 4 статьи 207, пунктом 3 статьи 215, пунктом 4 статьи 240, пунктом 6 статьи 246, пунктом 5 статьи 258, пунктом 7 статьи 259, пунктами 5 и 12 статьи 264, пунктом 7 статьи 286 и пунктом 9 статьи 393 данного Кодекса, задерживаются таможенными органами.

Согласно акту (протоколу) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции от 18.09.2020 № 10113000/180920/И0029 товар изъят для последующего уничтожения.

Решение об уничтожении товара принято в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее – Указ № 391) в связи с установлением факта перевозки товаров, осуществляемой с несоблюдением требований, установленных Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» (далее – Указ № 290) и постановлением Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1877 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» (далее – Постановление № 1877), ввозом на территорию Российской Федерации «санкционных» товаров.

Таким образом, в данном случае задержание транспортного средства и товара не производилось ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 379 ТК ЕАЭС; товар изъят как «санкционный».

Довод заявителя жалобы о том, что таможней не представлены сведения, на основании которых транспортное средство с прицепом и грузом было помещено на территорию СВХ ООО «Вяземский терминал», отклоняется апелляционной коллегией, поскольку таможенный контроль проводится в период нахождения товаров в зоне таможенного контроля СВХ ООО «Вяземский терминал» (статья 310, 319 ТК ЕАЭС).

Таким образом, требования товарищества о признании незаконными действий по задержанию 07.09.2020 транспортного средства Volvo FH 13, государственный регистрационный знак 755ОМВ05, с прицепом Schmitz Cargobull, государственный регистрационный знак 24ORA05, по задержанию 07.09.2020 груза – сыра твердого, производства АВ «Zemaitijos nienas», перевозившегося в указанном транспортном средстве, без составления протокола о задержании и по помещению 07.09.2020 транспортного средства и груза на территорию СВХ ООО «Вяземский терминал» также правомерно оставлены судом без удовлетворения, как и требование о признании незаконным действий по удержанию с 07.09.2020 по настоящее время транспортного средства и перевозимого груза на территории СВХ ООО «Вяземский терминал».

Довод заявителя жалобы о том, что с 07.09.2020 по настоящее время спорное транспортное средство с прицепом находится на территории СВХ ООО «Вяземский терминал» и таможня препятствует заявителю в выезде транспортного средства с прицепом и грузом с территории СВХ, признается судебной коллегией несостоятельным. Согласно пояснениям таможенного органа транспортное средство таможенным органом не удерживается, общество на Вяземский таможенный пост за возвратом транспортного средства не обращалось.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ                           «О специальных экономических мерах» (далее – Закон № 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» Президент Российской Федерации принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, предписывалось в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Согласно пункту 1.1 Указа № 560 ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 данного Указа, разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов. В случае нарушения водителями транспортных средств при осуществлении таких автомобильных перевозок порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 № 560» (далее – Постановление № 778), введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению к Постановлению № 778 (далее – Приложение).

Товар – сыр, товарной позиции 0406908600 ТН ВЭД ЕАЭС, страной происхождения которого является Литва, указан в Приложении и, следовательно, запрещен к ввозу в Российскую Федерацию.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее – Указ № 391) ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, с 06.08.2015 подлежат уничтожению.

Положения настоящего Указа не применяются в отношении:

а) товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования;

б) товаров, транзитные международные автомобильные перевозки и транзитные международные железнодорожные перевозки которых через территорию Российской Федерации в третьи страны осуществляются при одновременном выполнении следующих условий:

подлинность ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов и соответствие груза этим документам;

действительность учетных талонов, выданных водителям транспортных средств, осуществляющим такие автомобильные перевозки;

соблюдение установленного Правительством Российской Федерации порядка осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок;

В рассматриваемом случае в ходе проведения таможенного контроля в отношении товара, прибывшего по транзитной декларации № 11216404/040920/0271823, выявлен факт несоблюдения перевозчиком ТОО «Атека» Правил № 1877, а именно установлено, что в нарушение указанных Правил на грузовых отсеках транспортных средств отсутствуют средства идентификации (пломба), функционирующие на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а у водителя отсутствует учетный талон.

Таким образом, обществом порядок перевозки товаров не соблюден.

Следовательно, требование о признании незаконным действий таможни по принятию 09.09.2020 решения об уничтожении перевозимого заявителем груза по праву оставлено судом области без удовлетворения.

Автомобильные перевозки осуществляются при условии наложения на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств автомобильного транспорта и железнодорожного подвижного состава (транспортные средства), в которых находятся товары (объекты пломбирования), электронных навигационных пломб (пункт 3 Правил   № 1877).

Согласно пунктам 3, 5, 6, 8, 12, 14, 15 Правил № 1877 автомобильные перевозки осуществляются при условии наложения на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств электронных навигационных пломб.

Ввоз товаров на территорию РФ осуществляется через пункты пропуска через государственную границу РФ, стационарные и передвижные контрольные пункты, включенные в перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ, которые используются при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок через территорию РФ в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

При осуществлении автомобильных перевозок водитель транспортного средства, въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан проинформировать о необходимости применения электронных навигационных пломб:

а) должностных лиц таможенного органа в пунктах пропуска через государственную границу РФ;

б) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в стационарных и передвижных контрольных пунктах.

При осуществлении автомобильной перевозки перевозчик обязан обеспечить передачу оператору пломбирования, сведения о котором содержатся в перечне, публикуемом Министерством транспорта Российской Федерации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позднее чем за 2 часа до въезда в автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или стационарный и передвижной контрольный пункт следующей информации об этой перевозке для ее последующей передачи в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (далее - единая информационная система):

а) наименование автомобильного перевозчика;

б) тип, государство регистрации и регистрационный знак транспортного средства, прицепа или полуприцепа, с которыми осуществляется автомобильная перевозка;

в) адрес электронной почты и номер телефона водителя транспортного средства;

г) коды перевозимых товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в формате не менее чем 10 знаков;

д) страна происхождения перевозимых товаров;

е) страна отправления перевозимых товаров;

ж) страна назначения перевозимых товаров;

з) планируемая дата въезда на территорию РФ;

и) планируемая дата выезда с территории РФ;

к) автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарный и передвижной контрольный пункт при въезде на территорию Российской Федерации;

л) автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарный и передвижной контрольный пункт при выезде с территории РФ;

м) количество необходимых электронных навигационных пломб.

Осуществление автомобильной и железнодорожной перевозки без передачи информации в полном объеме в порядке не допускается.

Решение о применении электронных навигационных пломб принимается после проверки сведений, содержащихся в международной товарно-транспортной накладной, счете-фактуре (инвойсе), сертификате (сертификатах) происхождения товара (товаров), транзитной декларации (при наличии), ветеринарного сертификата (сертификатов) (при наличии), фитосанитарного сертификата (сертификатов) (при наличии), представляемых автомобильным или железнодорожным перевозчиком в качестве документального подтверждения информации о необходимости применения электронных навигационных пломб, заявляемой в соответствии с пунктами 6 и 7 Правил:

должностным лицом таможенного органа в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в стационарных и передвижных контрольных пунктах и расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктах.

В соответствии с пунктами 3, 4, 5, 7 Правил выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим транзитные международные автомобильные перевозки через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также сдачи учетных талонов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1877, учетный талон выдается:

а) должностным лицом таможенного органа в пункте пропуска через государственную границу;

б) должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в стационарном или передвижном контрольном пункте.

Выдача учетного талона осуществляется после наложения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (электронные навигационные пломбы), в соответствии с Правилами № 1877.

Учетный талон заверяется личной подписью и номерной печатью должностного лица таможенного органа или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В случае выявления должностным лицом таможенного органа в пути следования транспортного средства, а также в пункте пропуска через государственную границу или должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в стационарном или передвижном контрольном пункте при осуществлении ими контроля за применением электронной навигационной пломбы нарушения требований порядка наложения (снятия) и применения электронных навигационных пломб в учетный талон вносится отметка о недействительности учетного талона, фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность указанного должностного лица, а такая перевозка приравнивается к перевозке без учетного талона.

В соответствии с Перечнем пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов и расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктов, которые используются при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1877 (далее – Перечень), пункт «Рудня» не включен в Перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, которые используются при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны «санкционных», в связи с чем его должностные лица не уполномочены на принятие решения о наложении навигационной пломбы и оформление учетного талона.

Вместе с тем, согласно Перечню пункты Красное (456 км автомобильной дороги М-1 «Беларусь»), Рудня (448 км автомобильной дороги Р-120 Орел - Брянск - Смоленск - граница с Республикой Белоруссия) включены в стационарные и передвижные контрольные пункты на Российско-Белорусский участок государственной границы, на которых решение о наложении навигационной пломбы и выдача учетного талона осуществляется должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Таким образом, требование по наложению на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств электронных навигационных пломб ГЛОНАСС не соблюдено по вине товарищества, которое в нарушение Правил № 1877 не проинформировало должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о необходимости применения электронных навигационных пломб, что следует из представленных в материалы дела доказательств и установлено постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 02.11.2020 № 10113000-1634/2020.

Следовательно, суд области обоснованно отказал в удовлетворении требований  ТОО «Атека» о признании незаконным бездействия таможни по не установлению 06.09.2020 на транспортное средство Volvo FH 13, государственный регистрационный знак 755ОМВ05, с прицепом Schmitz Cargobull, государственный регистрационный знак 24ORA05, средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при его пересечении границы Российской Федерации.

В удовлетворении требований о признании незаконным решения начальника Вяземского таможенного поста Смоленской таможни ФИО3 от 18.09.2020 об отказе в продлении срока таможенного транзита груза, указанного в транзитной декларации от 04.09.2020 № 11216404/040920/0271823, до 28.09.2020, суд области также отказал обоснованно ввиду следующего.

Процедура таможенного транзита по ТД № 11216404/040920/0271823 завершена Вяземским таможенным постом Смоленской таможни 18.09.2020, спорный товар изъят   для последующего уничтожения.

Решение об уничтожении товаров в соответствии с Указом № 391 принято в связи с установлением факта перевозки товаров, изначально осуществляемой с несоблюдением требований, установленных Указом № 290 и Постановлением № 1877, ввозом на территорию Российской Федерации «санкционных» товаров.

Принимая во внимание, что дальнейшая перевозка «санкционных» товаров по территории Российской Федерации продолжаться не может, 18.09.2020 в продлении срока таможенного транзита отказано в связи с завершением таможенного транзита,                             что соответствует пункту 5 части 1 статьи 143 ТК ЕАЭС, согласно которому перевозка (транспортировка) по таможенной территории Союза товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита, должна осуществляться с соблюдением запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 данного Кодекса.

Суд области по праву заключил, что товар, подлежащий уничтожению на основании Указа № 391, не может находиться в таможенной процедуре таможенного транзита.

При таких обстоятельствах апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии основания для удовлетворения требований заявителя.

Довод ТОО «Атека» о том, что судом не обеспечена явка в судебное заседание представителей СВХ ООО «Вяземский терминал» для дачи объяснений по делу, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку неявка в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в силу статьей 156, 270 АПК РФ не может являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Аргумент ТОО «Атека» о том, что судом первой инстанции принято решение, которое затрагивает права и обязанности не привлеченных к участию в деле лиц (должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ввиду чего имеются основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Основанием для привлечения к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, является наличие у указанных лиц материально-правового интереса к рассматриваемому делу ввиду того, что указанные лица являются участниками спорных правоотношений, либо правоотношений, связанных с правоотношениями, являющимися предметом спора и, соответственно, объективная возможность того, что принятый по делу судебный акт может непосредственно повлиять на права и обязанности третьего лица по отношению к одной из сторон в споре.

Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Следовательно, третье лицо без самостоятельных требований является предполагаемым участником материального правоотношения, связанного по объекту и составу с тем, что является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.

Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.

При решении вопроса о привлечении в процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, суд обязан исходить из того, какой правовой интерес имеет данное лицо. Материальный интерес у третьих лиц возникает в случае отсутствия защиты их субъективных прав и охраняемых законом интересов в данном процессе, возникшем по заявлению истца к ответчику.

В рассматриваемом случае товарищество не указало и не представило доказательств того, что судебный акт может повлиять на права или обязанности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по отношению к одной из сторон спора.

Из содержания обжалуемого решения суда не следует, что оно может повлиять на права и обязанности указанного лица, какие-либо выводы в отношении него в решении суда первой инстанции отсутствуют.

В этой связи вышеприведенный довод заявителя апелляционной жалобы признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.

Все доводы и аргументы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.

Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы суда не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельства и имеющимся доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.01.2021 по делу                                           № А62-8231/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Д.В. Большаков

Е.В. Мордасов

В.Н. Стаханова