ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-1858/2015 от 18.08.2015 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

21 августа 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                    Дело   № А09-13417/2014

Резолютивная часть  постановления объявлена 18.08.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  21.08.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Федина К.А. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие представителей заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Брянск,                           ОГРНИП <***>, ИНН <***>), ответчика  – Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Брянской области                                     от 13.02.2015 по делу № А09-13417/2014 (судья Халепо В.В.), установил следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тесту – заявитель, ИП ФИО1, индивидуальный предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными и отмене постановлений Брянской городской администрации (далее по тексту – ответчик, администрация) от 22.08.2014 № 2363-П о приостановлении действия паспорта временного объекта и от 24.10.2014 № 3040-П  о прекращении действия паспорта временного объекта.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.02.2015 в удовлетворении заявленных требований ИП ФИО1 отказано. Судебный акт мотивирован тем, что Брянской городской администрацией правомерно вынесены постановления от 22.08.2014 № 2363-П о приостановлении действия паспорта временного объекта и от 24.10.2014                   № 3040-П о прекращении действия паспорта временного объекта ввиду нарушения предпринимателем пункта 4.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов. 

В апелляционной жалобе ИП ФИО1 просит данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт.                             В обоснование своей позиции индивидуальный предприниматель указывает, что судом первой инстанции не проверены и не установлены полномочия органа, проводившего в отсутствие ИП ФИО1 и ее представителей проверку и составившего акты                       от 22.07.2014 обследования земельного участка в <...> остановка «Почта», четная сторона, от 25.09.2014. По мнению апеллянта, идентифицировать путем визуального осмотра, кому принадлежат нестационарные торговые объекты без взаимодействия с индивидуальным предпринимателем физически невозможно ввиду того, что фактически по адресу:                      г. Брянск, Бежицкий район,  улица 3-го Интернационала, остановка «Почта», четная сторона, располагается около десяти нестационарных объектов. Кроме того,                             ИП ФИО1 ссылается на нарушение администрацией положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В отзыве на апелляционную жалобу Брянская городская администрация, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об  отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 на конкурсной основе предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта (торговый киоск)                         в месте № 6 согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, адресный ориентир объекта – ул. 3-го Интернационала, остановка «Почта», четная сторона.

Предпринимателю выдан паспорт временного объекта от 11.03.2013 № Б-0015/13.

В соответствии с актом обследования земельного участка в <...> остановка «Почта» четная сторона                       от 22.07.2014 установлен факт реализации сотовых телефонов вместо заявленного индивидуальным предпринимателем  при проведении конкурса вида деятельности – торговли продовольственными товарами; а также несоответствие вида установленного киоска архитектурному решению, заявленному на конкурсе и указанному в паспорте временного объекта.

На основании акта обследования земельного участка в <...> остановка «Почта», четная сторона, от 22.07.2014 Брянской городской администрацией 22.08.2014 принято постановление № 2363-П                       «О приостановлении действия паспорта временного объекта от 11.03.2013 № Б-0015/13, выданного ФИО1 (адресный ориентир: Бежицкий район, улица 3-го Интернационала, остановка общественного транспорта «Почта» (четная сторона); наименование объекта: торговый киоск)».

На основании выездной комиссионной проверки от 25.09.2014, в связи                                  с невыполнением индивидуальным предпринимателем требований по устранению допущенных нарушений,  связанных с размещением и эксплуатацией нестационарного торгового объекта, Брянской городской администрацией 24.10.2014 принято постановление № 3040-П «О прекращении действия паспорта временного объекта от 11.03.2013 № Б-0015/13, выданного ФИО1 (адресный ориентир: Бежицкий район, улица 3-го Интернационала, остановка общественного транспорта «Почта» (четная сторона); наименование объекта: торговый киоск)».

Полагая, что указанные постановления администрации не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд                        с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется в соответствии с «Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» (далее по тексту – Положение), утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803.

Пунктами 1.4 и 1.5 Положения определено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется на конкурсной основе.

Нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.
  Согласно пункту 3.1 Положения лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, на основании соответствующей выписки из протокола заседания конкурсной комиссии управлением по строительству и развитию территории города Брянска оформляется и выдается паспорт временного объекта по форме, утвержденной Брянской городской администрацией, в течение 3 дней на основании его письменного заявления с приложением соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.

В паспорте временного объекта указывается дата выдачи, срок его действия, владелец нестационарного торгового объекта - победитель конкурса (лицо, получившее право на размещение нестационарного торгового объекта), а также иные сведения, определяемые Брянской городской администрацией при утверждении формы паспорта (пункт 3.4 Положения).

Согласно пунктам 4.4, 4.5 Положения владелец нестационарного торгового объекта на протяжении всего срока эксплуатации нестационарного торгового объекта обязан эксплуатировать нестационарный торговый объект в соответствии с паспортом временного объекта и заявленными на конкурсе условиями. Внешний вид нестационарных торговых объектов должен соответствовать архитектурно-художественным требованиям городского дизайна на протяжении всего срока эксплуатации.

В силу пункта 5.1 Положения действие паспорта временного объекта приостанавливается в случаях: подачи владельцем нестационарного торгового объекта соответствующего заявления; приостановления деятельности владельца нестационарного торгового объекта по решению надзорного и (или) контролирующего органа; невыполнения требований по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта, предусмотренных настоящим Положением.

Действие паспорта временного объекта прекращается в случаях: подачи владельцем нестационарного торгового объекта соответствующего заявления; невыполнения владельцем нестационарного торгового объекта требований по устранению допущенных нарушений, связанных с размещением и эксплуатацией нестационарного торгового объекта, в установленные сроки; неосуществления торговой деятельности более одного месяца со дня выдачи паспорта временного объекта без уважительных причин                 в месте, указанном в паспорте временного объекта; прекращения владельцем нестационарного торгового объекта в установленном законом порядке своей деятельности; неоднократного нарушения владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) настоящим Положением, что подтверждено соответствующими актами проверок; истечения срока действия паспорта временного объекта; исключения нестационарного торгового объекта из Схемы (пункт 5.2 Положения).
         Согласно пункту 5.3 Положения приостановление и прекращение действия паспорта временного объекта осуществляется Брянской городской администрацией                       в установленном ею порядке.

Постановлением Брянской городской администрации от 21.06.2013 № 1550-п утверждено Положение о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.

Пунктом 3 указанного Положения определено, что действие паспорта временного объекта приостанавливается в случаях, установленных пунктом 5.1 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов.

К требованиям по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта в соответствии с разделом 4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов относятся: отсутствие помех основному функциональному использованию и визуальному восприятию городской среды территорий, на которых размещается нестационарный торговый объект; соответствие места фактического размещения владельцем нестационарного торгового объекта месту, определенному Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденной Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781, и паспортом временного объекта; эксплуатация нестационарного торгового объекта его владельцем на основании и в соответствии с паспортом временного объекта; эксплуатация нестационарного торгового объекта его владельцем в соответствии                                с заявленными на конкурсе условиями; соответствие внешнего вида нестационарного торгового объекта архитектурно-художественным требованиям городского дизайна на протяжении всего срока эксплуатации.

Выявление фактов нарушения обязательных требований по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта осуществляется путем проведения контрольных мероприятий, в том числе муниципального контроля в области торговой деятельности, уполномоченными на то органами, по результатам которых составляются акты проверок, являющиеся основанием для принятия решения о приостановлении действия паспорта временного объекта.

В случае невыполнения требований по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта приостановление действия паспорта временного объекта производится на срок, не превышающий одного месяца.

Действие приостановленного паспорта возобновляется уполномоченным органом после устранения причин, вызвавших приостановление его действия.

Неустранение таких причин в течение установленного срока является основанием для принятия решения о прекращении действия паспорта временного объекта.

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта действие паспорта временного объекта прекращается в случаях, установленных пунктом 5.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов.

Из оспариваемого постановления администрации от 22.08.2014 № 2363-п следует, что основанием для приостановления действия паспорта временного объекта послужило нарушение индивидуальным предпринимателем пункта 4.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов, а именно несоответствие вида осуществляемой деятельности (торговля мобильными телефонами) заявленным на конкурсе условиям (торговля продовольственными товарами), а также несоответствие вида установленного киоска архитектурному решению, заявленному на конкурсе и указанному в паспорте временного объекта.

Факт нарушения индивидуальным предпринимателем пункта 4.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов подтверждается актом комиссионного обследования земельного участка от 22.07.2014, а факт неустранения данных нарушений – актом от 25.09.2014.

Согласно актам от 22.07.2014 и от 25.09.2014 в проверке принимали участие специалисты отдела организации торговли, общественного питания и бытовых услуг Брянской городской администрации и управления по строительству и развитию территории города Брянска. 

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 09.09.2009 № 142 утверждено Положение об управлении по строительству и развитию территории города Брянска.

Согласно пункту 1.1 указанного Положения управление по строительству и развитию территории города Брянска является отраслевым (функциональным) органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по комплексному развитию территории города Брянска, направленные на решение текущих и перспективных задач социально-экономического развития города Брянска с учетом экологических, природных, историко-культурных и иных особенностей, совершенствование среды жизнедеятельности граждан, регулирование градостроительных отношений на территории города Брянска, улучшение архитектурного облика города Брянска и реализацию полномочий в области градостроительной деятельности.

В силу пункта 2.2 Положения основными функциями управления, в числе прочих являются: участие в пределах установленной компетенции в проведении проверок соблюдения гражданами, юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами                  в области благоустройства города Брянска, охраны зеленых насаждений, производства земляных работ; участие в работе городских комиссий по предоставлению земельных участков под все виды хозяйственной деятельности; взаимодействие с органами государственного контроля (надзора) при организации и проведении проверок в пределах установленной компетенции; составление актов, протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6, 15, 19 Закона Брянской области                         от 15.06.2007 № 88-З «Об административных правонарушениях на территории Брянской области», по результатам проводимых проверок, выдача предписаний.

В соответствии с постановлением Брянской городской администрации                            от 31.05.2011  № 28-пк «Об утверждении Положения об отделе по организации торговли, общественного питания и бытовых услуг Брянской городской администрации» специалисты отдела осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области торговой деятельности на территории г. Брянска.

Согласно пункту 4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов нарушения владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов, должны быть подтверждены соответствующими актами проверок либо иными документами, составляемыми в процессе осуществления надзорной и контролирующей деятельности уполномоченными на то органами.

Таким образом, указанные акты составлены уполномоченными должностными лицами органа местного самоуправления в пределах возложенных на него полномочий.

Сведения, указанные в данных актах, заявителем не опровергнуты.

При таких обстоятельствах оснований для критической оценки данных документов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Довод индивидуального предпринимателя о недоказанности Брянской городской администрацией принадлежности киоска ИП ФИО1, судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в качестве основания для признания недействительными оспариваемых постановлений администрации такой довод в заявлении ИП ФИО1 не указывался, об изменении оснований иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации она в суде первой инстанции не заявляла.

Довод апеллянта о том, что в данном процессе индивидуальный предприниматель не обязан ничего доказывать и опровергать подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Действительно, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту                         в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на государственный орган, должностное лицо.

Вместе с тем это в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не освобождает индивидуального предпринимателя от доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование своей позиции.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что  постановление Брянской городской администрации от 22.08.2014 № 2363-П                                  о приостановлении действия паспорта временного объекта вынесено по основаниям и                    в порядке, установленным Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов и Положением о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта, является правильным.

Судом установлено, что постановление от 22.08.2014 № 2363-П направлено заявителю письмом № 5/28-1498, в котором указан срок приостановления действия паспорта временного объекта – 1 месяц, что, как правильно отмечено судом первой инстанции, соответствует пункту 3 Положения о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта.

Поскольку в месячный срок вышеуказанные нарушения пункта 4.4 Положения                      о порядке размещения нестационарных торговых объектов предпринимателем                                  не устранены, что подтверждается актом выездной комиссионной проверки от 25.09.2014 и заявителем также не опровергнуто, Брянской городской администрацией, как справедливо заключено судом первой инстанции,  правомерно вынесено постановление                     от 24.10.2014 № 3040-П  о прекращении действия паспорта временного объекта.

Принимая во внимание, что оспариваемые постановления приняты Брянской городской администрацией  в пределах компетенции этого органа и при наличии законных оснований, суд первой инстанции обоснованно отказал ИП ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.

Отклоняя довод заявителя о нарушении администрацией в ходе проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно не уведомление ИП ФИО1 о проводимой проверки, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок,                                     не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Как следует из материалов дела, проверка соблюдения предпринимателем требований по размещению и эксплуатации нестационарного торгового объекта осуществлялась в форме визуального осмотра находящегося в общедоступном месте земельного участка и размещенного на нем киоска; совершение данных действий                                         не требовало взаимодействия с заявителем; в ходе проверки на предпринимателя не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению каких-либо требований проверяющих.

Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Указанные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции,                   не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что                     не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных                      в связи с подачей апелляционной жалобы.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи  333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Следовательно, размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для индивидуальных предпринимателей 150 рублей.

            Из чека-ордера Брянского отделения № 8605 филиала № 149 от 06.03.2015 следует, что ИП Качанова Нина Ивановна уплатила государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы  в сумме 300 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 150 рублей подлежит возврату предпринимателю.

           Руководствуясь пунктом 1 статьи 269,  статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 13.02.2015 по делу № А09-13417/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1                    (г. Брянск, ОГРНИП <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 150 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру Брянского отделения № 8605 филиала № 149 от 06.03.2015.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и                                  может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством  направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

Председательствующий

Н.В. Еремичева

Судьи

    Н.В. Заикина

  К.А. Федин