26 мая 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А09-13415/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 26.05.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя – Департамента сельского хозяйства Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 25.03.2013 № 3-1117), от ответчика – Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 14.01.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2015 по делу № А09-13415/2014 (судья Малюгов И.В.), установил следующее.
Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее по тексту – заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (далее по тексту – ответчик, управление) от 02.10.2014 № 27-02-08/2762 и представления от 02.10.2014 № 27-02-08/2763.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении ответчиком при принятии оспариваемых предписания от 02.10.2014 № 27- 02-08/2762 и представления от 02.10.2014 № 27-02-08/2763 норм законодательства, а также прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе Департамент сельского хозяйства Брянской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В подтверждение своей позиции ссылается на то, что пункт 21 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460, и пункт 9 Порядка предоставления субсидий, полученных из федерального бюджета, на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим товарное (промышленное) рыболовство, независимо от их организационно-правовой формы и организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб, независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», утвержденного указом губернатора Брянской области от 12.02.2013 № 122, в части расчета субсидий по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование кредитом (займом), – на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа), распространяют свое действие на правоотношения, возникшие только с 01.01.2013 и, следовательно, на правоотношения, возникшие вследствие заключения ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» 28.10.2010 дополнительного соглашения № 8 к кредитному договору от 22.05.2008 № 086900/0073, и возникшие вследствие получения ЗАО «Куриное Царство – Брянск» 06.08.2010 уведомления к договору от 28.08.2009 № 45208-26/2009 и к договору об открытии кредитной линии от 07.10.2008 № 086900/0124, не могут быть распространены. Указывает, что субсидии в 2013 году выплачивались ЗАО «Куриное Царство – Брянск» за начисленные проценты, в том числе и за период с 28.07.2012, то есть за период до вступления в силу вышеуказанных Правил и Порядка. Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемыми ненормативными правовыми актами не нарушены права и законные интересы заявителя, так как последний, являясь главным распорядителем бюджетных средств, принимает соответствующие решения об их законном и обоснованном перечислении хозяйствующим субъектам и отвечает за законность таких перечислений. Оспариваемые акты непосредственно затрагивают права и интересы департамента, так как они обязывают его осуществить возврат незаконно (по мнению суда) перечисленных денежных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Территориального управления Росфиннадзора в Брянской области от 26.05.2014 № 70 в период с 26.05.2014 по 18.07.2014 в отношении Департамента сельского хозяйства Брянской области проведена выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, в части проверки средств субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства.
В ходе проверки управлением выявлен факт допущенной департаментом в 2013 году неправомерной выплаты субсидии, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, поступившие в бюджет Брянской области, на общую сумму 50 658 950 рублей, выразившийся в применении при расчете субсидии ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитных договоров, тогда как следовало применять ставку рефинансирования, действующую на дату заключения дополнительных соглашений к кредитным договорам.
По факту проведенной проверки ТУ Росфиннадзора в Брянской области составлен акт выездной проверки от 01.08.2014 и Департаменту сельского хозяйства Брянской области выданы: предписание от 02.10.2014 № 27-02-08/2762 об устранении выявленных нарушений, в котором департаменту предписано в 2014 году и в дальнейшем осуществлять расчет субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в соответствии с пунктом 21 Правил от 28.12.2012 № 1460, с учётом заключённых в предыдущие годы дополнительных соглашений к данным кредитным договорам (договорам займа), изменяющих размер платы за пользование кредитом (займом), то есть, исходя из реальных затрат, понесённых получателями субсидий; представление от 02.10.2014 № 27-02-08/2763 о рассмотрении вышеуказанных нарушений и принятии мер по устранению выявленного нарушения в виде взыскания (взаимозачета) с ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» 15 875 500 рублей 20 копеек и с ООО «Куриное Царство-Брянск» 34 783 449 рублей 01 копейки, неправомерно предоставленных средств субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат по инвестиционным кредитным договорам и перечислению возмещённых средств в доход соответствующего бюджета, а также устранить причины и условия, способствовавшие совершению выявленного нарушения, и принять меры по недопущению в дальнейшем.
Срок исполнения предписания и представления установлен ТУ Росфиннадзора в Брянской области до 01.12.2014.
Полагая, что указанные ненормативные правовые акты Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области не соответствуют бюджетному законодательству и нарушают права и законные интересы департамента, Департамент сельского хозяйства Брянской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
По смыслу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 (действующего в спорный период) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам этой службы.
Таким образом, орган финансово-бюджетного надзора вынес представление и предписание, действуя в рамках предоставленных ему полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее по тексту – Правила) установлен порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитным договорам (договорам займа) и по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа) конкретным получателям на определенные сроки.
Во исполнение Правил принят указ губернатора Брянской области от 12.02.2013 № 122 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий, полученных из федерального бюджета, на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим товарное (промышленное) рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы и организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб, независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее по тексту – Порядок), которым установлен порядок, цели и условия предоставления субсидии из федерального бюджета на финансовую поддержку, связанную с возмещением части затрат на уплату процентов по кредитным договорам (договорам займа) и инвестиционным кредитам.
Главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на возмещение затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам, является Департамент сельского хозяйства Брянской области (пункт 12 Порядка).
Пунктом 21 Правил и пунктом 9 Порядка предусмотрено, что расчет размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование кредитом (займом), на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа).
Судом установлено, что в нарушение указанных норм Департаментом сельского хозяйства Брянской области в 2013 году допущена неправомерная выплата субсидии, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, поступившие в бюджет Брянской области, на общую сумму 50 658,95 тысяч рублей, так как при расчете субсидии применялись ставки рефинансирования, установленные Центральным банком Российской Федерации, действующие на дату заключения кредитных договоров, тогда как следовало применять ставку рефинансирования, действующую на дату заключения дополнительных соглашений к кредитным договорам, а именно:
– 1 642,65 тысяч рублей ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» на уплату процентов по договору об открытии кредитной линии от 22.05.2008 № 086900/0073, поскольку при расчете субсидии применялась ставка рефинансирования, действующую на дату заключения кредитного договора – 10,5 % годовых (указание Банка России от 28.04.2008 № 1997-У), тогда как к договору было заключено дополнительное соглашение от 28.10.2010 № 8, изменяющее размер платы за пользование кредитом, следовательно, для расчета субсидии необходимо было применять ставку рефинансирования 7,75 % годовых (указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У);
– 7 800,0 тысяч рублей ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» на уплату процентов по договору об открытии кредитной линии от 07.10.2008 № 086900/0124, поскольку при расчете субсидии применялась ставка рефинансирования на дату заключения кредитного договора – 11 % годовых (указание Банка России от 11.07.2008 № 2037-У), тогда как к договору было заключено дополнительное соглашение от 28.10.2010 № 20, изменяющее размер платы за пользование кредитом, следовательно, для расчета субсидии необходимо было применять ставку рефинансирования 7,75 % годовых (указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У);
– 6 432,85 тысяч рублей ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» на уплату процентов по договору об открытии кредитной линии от 03.03.2009 № 096900/0010, поскольку при расчете субсидии применялась ставка рефинансирования на дату заключения кредитного договора – 13 % годовых (указание Банка России от 23.04.2009 № 2222-У), тогда как к договору было заключено дополнительное соглашение от 28.10.2010 № 11, изменяющее размер платы за пользование кредитом, следовательно, для расчета субсидии необходимо было применять ставку рефинансирования 7,75 % годовых (указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У);
– 34 143,14 тысяч рублей ООО «Куриное Царство – Брянск» на уплату процентов по договору об открытии кредитной линии от 28.08.2009 № 45208-26/2009, поскольку при расчете субсидии применялась ставка рефинансирования на дату заключения кредитного договора – 10,75 % годовых (указание Банка России от 07.08.2009 № 2270-У), тогда как к кредитному договору было уведомление банка от 06.08.2010 № 09-19/9691, изменяющее размер платы за пользование кредитом, следовательно, для расчета субсидии необходимо было применять ставку рефинансирования 7,75 % годовых (указание Банка России от 31.05.2010 №2450-У);
– 640,31 тысяч рублей ООО «Куриное Царство – Брянск» на уплату процентов по договору об открытии кредитной линии от 28.08.2009 № 45208-27/2009, поскольку при расчете субсидии применялась ставка рефинансирования на дату заключения кредитного договора – 10,75 % годовых (указание Банка России от 07.08.2009 № 2270-У), тогда как к кредитному договору было уведомление банка от 06.08.2009 № 09-19/9691, изменяющее размер платы за пользование кредитом, следовательно, для расчета субсидии необходимо было применять ставку рефинансирования 7,75 % годовых (указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У).
Отклоняя довод департамента о том, что положения пункта 21 Правил и пункта 9 Порядка вступили в силу с 01.01.2013 и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после 01.01.2013, следовательно, на правоотношения, возникшие вследствие заключения ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» и ООО «Куриное Царство – Брянск» дополнительных соглашений до 01.01.2013, не распространяются, суд первой инстанции обоснованно указал на ошибочное толкование департаментом норм законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее по тексту – Правила № 1460).
Согласно пункту 3 Правил № 1460 они вступили в силу с 01.01.2013.
Пунктом 3 указа губернатора Брянской области от 12.02.2013 № 122 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий, полученных из федерального бюджета, на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно- правовой формы, организациям, осуществляющим товарное (промышленное) рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы и организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб, независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» определено, что данный Порядок вступил в силу с момента его опубликования – с 16.02.2013 (Информационный бюллетень «Официальная Брянщина» № 3 (часть I) от 16.02.2013) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013.
Суд первой инстанции справедливо отметил, что указанные Правила и Порядок регулируют правоотношения по поводу предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, но не правоотношения, возникающие вследствие заключения дополнительных соглашений к кредитным договорам.
С 2013 года законодатель установил новый порядок расчета субсидий, в соответствии с которым для определения ставки рефинансирования Центрального банка России, применяемой при расчете субсидии, учитываются дополнительные соглашения, которые изменяют условия договоров в части процентной ставки.
При этом в Правилах и Порядке отсутствует указание о применении пункта 21 Правил и пункта 9 Порядка только при заключении дополнительных соглашений к кредитным договорам после 01.01.2013, а устанавливается обязанность при наличии факта заключения дополнительных соглашений к кредитным договорам об изменении ставки по кредитам осуществлять расчет субсидии исходя из ставки рефинансирования на дату заключения дополнительных соглашений к кредитным договорам вне зависимости от даты их заключения.
Таким образом, указанные Правила и Порядок подлежат применению в случае выплаты субсидий в 2013 году независимо от того, когда заключены кредитные договора, выплата процентов по которым субсидируется.
Поскольку спорные суммы субсидий департаментом были предоставлены ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» и ООО «Куриное Царство – Брянск» в 2013 году, то суд первой инстанции обоснованно указал, что при их предоставлении Департамент сельского хозяйства Брянской области обязан был соблюдать пункт 21 Правил и пункт 9 Порядка.
Ссылку департамента в обоснование своей позиции на то, что субсидии в 2013 году выплачивались ЗАО «Куриное Царство – Брянск» за начисленные проценты, в том числе и за период с 28.07.2012, то есть за период до вступления в силу вышеуказанных Правил и Порядка, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку возможность применения данных нормативных правовых актов не поставлена в зависимость от периода начисления процентов, а поставлена в зависимость от того, когда они были выплачены: в 2013 году или ранее.
Признавая несостоятельным довод департамента о том, что обжалуемые предписание и представление управления вследствие их незаконности нарушают права Департамента сельского хозяйства Брянской области, а также граждан организаций, суд первой инстанции обоснованно указал, что именно для обеспечения законности при предоставлении рассматриваемых субсидий были выданы обжалуемые предписание и представление.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что у ТУ Росфиннадзора в Брянской области имелись законные основания для выдачи департаменту предписания от 02.10.2014 № 27-02-08/2762 и представления от 02.10.2014 № 27-02-08/2763, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебную практику не может быть принята во внимание судом, поскольку перечисленные в апелляционной жалобе судебные акты основаны на применении Правил, утвержденных постановлением Правительства от 04.02.2009 № 90, при этом в редакции, действовавшей до 01.01.2011, а как установлено судом, рассматриваемые отношения по предоставлении субсидий возникли в 2013 году, в период действия Правил и Порядка.
Доводы апелляционной жалобы Департамента сельского хозяйства Брянской области основаны на ином толковании вышеприведенных нормативных положений и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2015 по делу № А09-13415/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства Брянской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Н.В. Еремичева | |
Судьи | Е.В. Мордасов К.А. Федин |